Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RECOMMENDATIONS ON THE USE OF FINANCIAL AND ECONOMIC MECHANISMS TO ENSURE THE DEVELOPMENT OFTHE INTERUNIVERSITY EDUCATIONAL PROGRAMS

Kireev S.V. 1 Vesna E.B. 1 Guseva A.I. 1 Konyukhov I.Yu. 1
1 National Research Nuclear University «MEPhI»
This article is devoted to the features of the methodology for definition of normative costs for implementation of the interuniversity educational programs.Discusses in detail the methodologyof determination of the normative costs of the provision of government services for the implementation of having the state accreditation of professional educational programs of higher education on specialities and directions of training.Allocated financial and economic mechanisms that need to be modified in order to fully reflect the specifics of the network form of realization of educational programs. There are risks associated to the interuniversity educational programs. Based on this analysis, additional corrective coefficients are determined in order to calculate the standard cost for the interuniversity educational programs. The entered additional corrective coefficients take into account the type, extent and direction of the educational program, the conditions and procedure for the implementation of educational activities.
the academic mobility
the level and orientation of educational programs
corrective coefficients
methodology for definition of the normative costs
interuniversity educational programs

Введение

В настоящий момент существует множество практик сетевых форм реализации образовательных программ. Их появление в ряде учебных заведений происходило стихийно под влиянием заказчиков и работодателей, а также региональных и отраслевых факторов, а формирование сетевого взаимодействия опиралось на сложившиеся традиции в каждом конкретном образовательном учреждении. Как результат – организационные формы весьма разнообразны. На сегодняшний день не существует единой концепции на федеральном и региональном уровнях, системного подхода к реализации сетевого обучения.

Новая редакция Закона об образовании [6] дает возможность реализации образовательных программ в сетевой форме, что направлено на повышение качества высшего образования и развитие академической мобильности для студентов и преподавателей вузов, в том числе и международной. В этой связи формирование нормативно-методической базы по использованию финансово-экономических механизмов, обеспечивающих развитие сетевых форм реализации образовательных программ высшего образования, является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентоспособности всего отечественного высшего образования [3]. В предлагаемой методике рассмотрены финансово-экономические механизмы, позволяющие сформировать методическое обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования федеральными органами государственной власти.

Финансово-экономические механизмы методики определения нормативных затрат на реализацию образовательных программ

В ближайшее время, начиная с федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, на территории Российской Федерации вводится методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки [4].

Методика предназначена для определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, оказываемых (выполняемых) государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности. Финансово-экономические механизмы, определяемые данной методикой, представлены в табл.1.

Таблица 1. Описание финансово-экономических механизмов методики определения базовых затрат

№ п/п

Финансово-экономические механизмы

Описание

1

2

3

1.

Стоимостные группы специальностей и направлений подготовки

Группы, объединяющие специальности и направления подготовки, по которым устанавливаются равные минимальные итоговые значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения (далее – базовые нормативные затраты)

2.

Составляющие нормативных затрат (базовых нормативных затрат)

Направления расходов, входящие в состав нормативных затрат (базовых нормативных затрат) на оказание государственных услуг

3.

Корректирующие коэффициенты

Коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативных затрат при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие

особенности реализации образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки и/или объективные характеристики групп образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих нормативных затрат, а также отражающие корректировку затрат по формам обучения, формам реализации образовательных программ, по используемым образовательным технологиям

4.

Базовый перечень объективных характеристик групп образовательных организаций, оказывающих влияние на величину составляющих базовых нормативных затрат (далее - базовый перечень)

Перечень, закрепляющий основные объективные характеристики образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также приоритетами государственной политики в сфере высшего образования

Таким образом, на стоимость реализации конкретной основной образовательной программы влияет стоимостная группа специальности или направления подготовки, по которой проводится обучение, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативных затрат и значения корректирующих коэффициентов (по формам обучения, формам реализации образовательных программ, по используемым образовательным технологиям).

Состав корректирующих коэффициентов формируется следующим образом (рис. 1):

  • корректирующие коэффициенты, учитывающие специфику образовательных программ по отдельным специальностям и направлениям подготовки, к составляющим базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг, в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в очередном году, на весь период обучения;
  • корректирующие коэффициенты, отражающие влияние объективных характеристик групп образовательных организаций на величину составляющих базовых нормативных затрат на очередной финансовый год;
  • корректирующие коэффициенты по формам обучения (очно-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), используемым технологиям обучения (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в очередном году, на весь период обучения, не ниже соответствующих значений, сформированных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структуру базовых нормативных затрат составляют нормативные затраты на оказание государственной услуги и нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

Рис. 1. Состав корректирующих коэффициентов

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие нормативных затрат:

  • затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, тепло-, электро-, газоснабжение и котельно-печное топливо;
  • затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги, закрепленного за образовательной организацией учредителем или приобретенного образовательной организаций за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации;
  • затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, Интернет;
  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами;
  • затраты на приобретение основных средств стоимостью до трех тысяч рублей включительно за единицу.

Базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки. Стоимостные группы специальностей и направлений подготовки формируются в том числе на основе следующих параметров:

  • использование лабораторного оборудования и степень его сложности;
  • соотношение численности преподавателей и студентов очной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки;
  • приоритеты государственной политики в сфере высшего образования, установленные актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется в соответствии с определенными параметрами, на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом экспертных оценок и приоритетов государственной политики в сфере высшего образования на текущий момент времени.

Таким образом, применение рассмотренных выше финансово-экономических механизмов позволяет рассчитать нормативные затраты на оказание единицы i-й государственной услуги (основной образовательной программы, ООП) в очередном финансовом году в отношении контингента, принятого на обучение в q-м году по z-й специальности или направлению подготовки s-й стоимостной группы по y-й форме обучения , определяются по формуле:

где: – объем затрат по j-й составляющей нормативных затрат на оказание i-й государственной услуги в очередном финансовом году по z-й специальности или направлению подготовки s-й стоимостной группы по y-й форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение в q-м году.

Объем затрат j-й составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-й государственной услуги в очередном финансовом году по z-й специальности или направлению подготовки s-й стоимостной группы по y-й форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-м году (), определяется по формуле:

Коэффициенты (произведение корректирующих коэффициентов для j-й составляющей базовых нормативных затрат по h характеристикам образовательной программы, включая формы реализации образовательных программ, используемые технологии обучения, установленных в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-м году) устанавливаются без учета особенностей реализации конкретной ООП в конкретном вузе (в конкретных организациях-партнерах).

Следовательно, задача разработки методики расчета для различных способов реализации сетевой ООП и распределения финансирования между организациями, реализующими сетевую ООП, является особо актуальной.

Оценка рисков реализации образовательных программ в сетевой форме

Проведем классификацию финансово-экономических механизмов данной методики с учетом уровня рисков, что позволит выделить наиболее значимые факторы, влияющие на формирование корректирующих коэффициентов методики. В качестве средства проведения качественного анализа предлагается использовать SWOT-анализ [1].

Классифицируя риски использования финансово-экономических механизмов для реализации образовательных программ в сетевой форме, можно выделить внутренние и внешние риски. К внутренним рискам в первую очередь относятся риски, связанные с неполнотой и неточностью информации, на основании которой принимается решение, а также неопределенностью целей, интересов и поведения организаций, объединяющихся для реализации сетевых образовательных программ. Эти риски классифицируются как несистемные. Задача разрабатываемых рекомендаций к методике – попытаться свести такие несистемные риски к минимуму. К внешним, системным, рискам относится недостаточное финансирование и несовершенство современного законодательства, в частности при выдаче совместных дипломов об образовании.

По определению, SWOT-анализ относится к методам стратегического планирования, используемым для оценки факторов и явлений, влияющих на исполняемый проект или для анализа функционирования системы (организации, информационной системы, организационной системы и т.д.). Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям и проектам для построения стратегий в самых различных областях деятельности. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его. Визуально результаты SWOT-анализа представляются в виде таблицы (рис. 2).

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли)

Weaknesses (свойства, ослабляющие проект)

Внешняя среда

Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели)

Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели)

Рис. 2. Матрица SWOT-анализа

Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними. По результатам SWOT-анализа в данной методике предлагается слабые стороны соотнести с внутренними, несистемными рисками и классифицировать их по уровням с точки зрения вероятности наступления, а угрозы соотнести с внешними, системными рисками и классифицировать их по уровням с точки зрения вероятности наступления (табл. 2 – 5).

Таблица 2. Сильные стороны сетевых образовательных программ

№ п/п

Наименование

Подробное описание

1

2

3

1

Повышение качества обучения

Устойчивое конкурентное преимущество

2

Подготовка выпускников с уникальными компетенциями

Новое конкурентное преимущество

3

Внедрение лучших отечественных и международных практик

Новое конкурентное преимущество

4

Расширение мобильности учащихся

Устойчивое конкурентное преимущество

5

Оптимизация использования ресурсов взаимодействующих организаций

Новое конкурентное преимущество

6

Повышение конкурентоспособности вуза

Новое конкурентное преимущество

7

Устойчивое положение на образовательном рынке с точки зрения работодателя

Положительный имидж вуза, составляющие «надежность и опыт» для рекламы

8

Устойчивое положение на образовательном рынке с точки зрения абитуриентов

Положительный имидж вуза, составляющие «надежность и опыт» для рекламы

9

Использование электронных и дистанционных образовательных технологий упрощает интеграцию ресурсов

Новое конкурентное преимущество

Таблица 3. Слабые стороны сетевых образовательных программ

п/п

Наименование

Подробное описание

1

2

3

1

Увеличение затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

2

Увеличение затрат на приобретение материальных запасов

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

3

Увеличение затрат на приобретение учебной литературы

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

4

Увеличение затрат на приобретение транспортных услуг

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

5

Увеличение затрат на организацию учебной и производственной практики

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

6

Увеличение затрат на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

7

Увеличение затрат на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды

8

Увеличение затрат на приобретение услуг связи

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды

9

Увеличение затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды

10

Возможное изменение стоимостной группы специальностей и направлений подготовки из-за использования лабораторного оборудования и степени его сложности

Базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей

11

Возможное изменение стоимостной группы специальностей и направлений подготовки из-за индивидуально установленного соотношения численности преподавателей и студентов очной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки

Базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей

Таблица 4. Возможности сетевых образовательных программ

№ п/п

Наименование

Подробное описание

1

2

3

1

Болонский процесс

Введение международных образовательных практик.

Расширение мобильности учащихся

2

Новая версия Закона об образовании

Введена новая форма реализации образовательных программ (сетевая).

Регламентируется использование технологий обучения (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение)

3

Государственная поддержка для повышения конкуренто-способности вуза

Дополнительное финансирование в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров

Таблица 5. Угрозы сетевых образовательных программ

№ п/п

Наименование

Подробное описание

1

2

3

1

Недостаточное финансирование на оказание государственных услуг по реализации сетевых образовательных программ

Невозможность реализации образовательных программ в сетевой форме

2

Несовершенство действующей нормативно-правовой базы

Отсутствие в Законе об образовании возможности признать «совместный» диплом

Введем классификацию рисков по последствиям и вероятности их наступления. Последствия могут быть: разрушительные (Р), тяжелые (Т) или легкие (Л). Вероятность наступления внутреннего риска может быть высокая (В), средняя (С) или низкая (Н).

Введем следующую шкалу оценки для финансовых рисков:

0 – низкий риск, приводит к локальному ущербу для реализации образовательной программы в сетевой форме (кластер ТР-СМ-НС);

1 – средний риск, приводит серьезным, но не разрушительным последствиям для реализации образовательной программы в сетевой форме (кластер НР-СТ-ВМ);

2 ­– высокий риск, приводит к разрушительным последствиям для реализации образовательной программы в сетевой форме (кластер ВР-СР-ВС).

В табл. 6 выделяется кластер особо опасных рисков со значением 2. В результате применения этого подхода обе угрозы по внешним рискам относятся к особо опасному кластеру.

Таблица 6. Анализ внешних рисков (угроз) сетевых образовательных программ

Вероятность реализации угрозы

Последствия угроз

Разрушительные

(Р)

Тяжелые

(Т)

Легкие

(Л)

Высокая (В)

Недостаточное финансирование

(ВР)

Несовершенство действующей нормативно-правовой базы (ВТ)

ВМ

Средняя (С)

СР

СТ

СМ

Низкая (Н)

НР

ТР

НС

Соотнесем слабые стороны и внутренние финансовые риски, характерные для реализации сетевых образовательных программ (табл. 7).

Таблица 7. Анализ внутренних рисков сетевых образовательных программ

Описание риска

Вероятность наступления

риска

Последствия

риска

Кластер

Нехватка средств на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава

В

Р

2

Нехватка средств на приобретение материальных запасов

С

Т

1

Нехватка средств на приобретение учебной литературы

С

Т

1

Нехватка средств на приобретение транспортных услуг

С

Р

2

Нехватка средств на организацию учебной и производственной практики

В

Р

2

Нехватка средств на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

В

Т

2

Нехватка средств на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги

В

Р

2

Нехватка средств на приобретение услуг связи

С

p

2

Нехватка средств на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги

В

Т

2

Недостаточное финансирование из-за изменения стоимостной группы специальностей и направлений подготовки из-за использования лабораторного оборудования и степени его сложности

В

Т

2

Недостаточное финансирование из-за изменения стоимостной группы специальностей и направлений подготовки из-за индивидуально установленного соотношения численности преподавателей и студентов очной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки

В

Т

2

По результатам анализа видно, что большинство внутренних рисков попадает в особо опасный кластер. Это означает, что уточнение методики расчета для различных способов реализации сетевой ООП и распределения финансирования между организациями, реализующими сетевую ООП, является чрезвычайно важной задачей. В противном случае реализация сетевых образовательных программ станет невозможной.

Вид, уровень и направленность образовательной программы, условия и порядок осуществления образовательной деятельности

При формировании рекомендаций по использованию финансово-экономических механизмов и определению корректирующих коэффициентов необходимо учитывать:

  • вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы.

В методике определения нормативных затрат [4] указываются такие виды образовательных программ, которые могут быть реализованы в сетевой форме, как программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, интернатуре, ассистентуре-стажировке.

В Законе об образовании [6] регламентируются следующие уровни высшего образования: бакалавриат; специалитет и магистратура; подготовка кадров высшей квалификации.

По своей направленности сетевые образовательные программы могут быть [2]:

  • компетентностно-ориентированные, направленные на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • научно-инновационные, ориентированные на развитие прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;
  • отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития на основе международных образовательных и профессиональных стандартов.

В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами и подразделениями довузовской подготовки, центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами, для того чтобы начинать формирование уникальных компетенций как можно раньше.

В случае научно-инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда ресурсы вуза объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и бизнес-инкубаторов. В этом случае создается информационная научно-образовательная среда, неотъемлемым участников которой становится вуз. Для реализации отраслевых сетевых образовательных программ в структуре вуза создаются учебно-производственные центры и подразделения, включая отраслевые (базовые) кафедры; опытно-конструкторские производства и инновационно-технологические центры отраслевой направленности. Таким образом, создается лабораторно-производственная база для совместного обучения.

На основании представленного выше анализа, для учета вида, уровня и направленности образовательной программы в сетевой форме необходимо ввести следующие дополнительные параметры:

V -

вид образовательной программы: бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, интернатуре, ассистентуре – стажировке;

W -

уровень образовательной программы: бакалавриат; специалитет или магистратура;

подготовка кадров высшей квалификации;

O -

направленность образовательной программы: компетентностно-ориентированная;

научно-инновационная; отраслевая.

С введением этих трех параметров нормативные затраты на оказание единицы i-й государственной услуги вида v, уровня w и направленности o в очередном финансовом году в отношении контингента, принятого на обучение в q-м году по z-й специальности или направлению подготовки s-й стоимостной группы по y-й форме обучения , определяются по формуле:

,

где: – объем затрат по j-й составляющей нормативных затрат на оказание i-й государственной услуги вида v, уровня w и направленности o в очередном финансовом году по z-й специальности или направлению подготовки s-й стоимостной группы по y-й форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение в q-м году.

Объем затрат j-й составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-й государственной услуги вида v, уровня w и направленности o в очередном финансовом году по z-й специальности или направлению подготовки s-й стоимостной группы по y-й форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-м году (), определяется по формуле:

,

где– размер j-й составляющей базовых нормативных затрат на оказание i-й государственной услуги вида v, уровня w и направленности o для специальностей и направлений подготовки s-й стоимостной группы, установленных в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-м году;

– корректирующий коэффициент для j-й составляющей базовых нормативных затрат для i-й государственной услуги по z-й специальности или направлению подготовки, установленный в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-м году;

– произведение корректирующих коэффициентов для j-й составляющей базовых нормативных затрат по l объективным характеристикам групп образовательных организаций, установленных на очередной финансовый год;

– корректирующий коэффициент для j-й составляющей базовых нормативных затрат, отражающий корректировку затрат для у-й формы обучения, установленный в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-м году;

– произведение корректирующих коэффициентов для j-й составляющей базовых нормативных затрат по h характеристикам образовательной программы, включая формы реализации образовательных программ, используемые технологии обучения, установленных в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-м году;

– коэффициент, отражающий индексацию j-й составляющей базовых нормативных затрат в очередном финансовом году по сравнению с q-м годом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом коэффициентов индексации, используемых Министерством финансов Российской Федерации при составлении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы, в первую очередь влияют на увеличение ряда затрат, входящих в перечень нормативных затрат на оказание государственной услуги. К ним относятся (табл. 7, кластер 2):

  • увеличение затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состав и работников образовательных организаций;
  • увеличение затрат на приобретение транспортных услуг;
  • увеличение затрат на организацию учебной и производственной практики;
  • увеличение затрат на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги;
  • увеличение затрат на приобретение услуг связи;
  • увеличение затрат на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • увеличение затрат из-за изменения стоимостной группы специальностей и направлений подготовки из-за использования лабораторного оборудования и степени его сложности;
  • увеличение затрат из-за изменения стоимостной группы специальностей и направлений подготовки из-за индивидуально установленного соотношения численности преподавателей и студентов очной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки.

Рис. 3. Внесенные изменения в состав корректирующих коэффициентов

В данном случае необходимо учитывать, что порядок организации мобильности влияет на стоимость проезда до организации-партнера и обратно/между организациями-партнерами; на стоимость проживания; на стоимость командировочных выплат сопровождающему преподавателю. Порядок организации мобильности можно использовать как эквивалент расчета стоимости выездных практик – по количеству поездок и стоимости транспортных услуг. При международной мобильности появляется стоимость визовых услуг. Помимо этого, необходимо учитывать различие в стоимости обучения в различных университетах. Помимо этого, для международной мобильности необходима дополнительная языковая подготовка для преподавателей и учащихся, компенсация дополнительной разности стоимости обучения и проживания, налогов.

Для учета данных затрат предлагается дополнить составляющие нормативных затрат таким образом, чтобы они учитывали затраты на мобильность. Эти составляющие влияют на распределение затрат между взаимодействующими организациями (рис. 3).

Введем еще один дополнительный параметр А – организации, участвующие в реализации конкретной ООП. Получим– усредненный годовой объем затрат j-й составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-й государственной услуги вида v, уровня w и направленности o в очередном финансовом году по z-й специальности или направлению подготовки s-й стоимостной группы по y-й форме обучения в отношении контингента, принятого на обучение на первый курс в q-м году, обучающихся в организации А, определяется по формуле:

,

где коэффициент показывает долю относительных «трудозатрат» А организации (аналог продолжительности обучения в течение года в организации А) в j-й составляющей нормативных затрат с учетом характеристик программы B и самой организации. Значение соответствует среднегодовому количеству студентов в организации по данной ООП, если по данной сетевой ООП В обучается человек. Коэффициент зависит от конкретной ООП.

Возможно два способа учета доли затрат между организациями: в среднем за весь период обучения студента (трудозатраты каждой участвующей в обучении организации распределяются равномерно на каждый год обучения студента), за планируемый год (трудозатраты каждой организации учитываются только в год обучения данного студента в данной организации).

Заключение

Таким образом, для повышения качества образования и развития сетевых форм, при определении нормативных затрат при реализации сетевых образовательных программ необходимо в формулу расчета ввести корректирующие коэффициенты, учитывающие такие параметры, как вид образовательной программы, уровень образовательной программы, а также направленность образовательной программы (компетентностно-ориентированная, научно-инновационная, отраслевая).

Помимо этого, необходимо учитывать, что мобильность студентов при сетевых формах реализации образовательных программ прямым образом влияет на увеличение составляющих нормативных затрат. Увеличиваются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава, затраты на приобретение транспортных услуг, затраты на организацию учебной и производственной практики, затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги, затраты на приобретение услуг связи.

Анализ рисков показывает, что без соответствующей государственной поддержки, учитывающей все особенности финансирования сетевых образовательных программ, развитие сетевого образования в России крайне затруднено. Тем самым резко сужаются возможности повышения качества и конкурентоспособность российского образования.

Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы.

Рецензенты:

Тупчиенко В.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Управление бизнес-проектами», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.

Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.