Экономические системы развитых стран мира стремительно развиваются, постоянно совершенствуя и обновляя производство, способствуя все меньшей зависимости от сырьевых ресурсов. При этом основным фактором экономического роста становится не финансовый капитал и средства производства, а знания, идеи, необходимые для выпуска интеллектуальной и, как следствие, конкурентоспособной продукции.
Интеллектуальный капитал становится одним из определяющих ресурсов, использование которого является источником для инноваций. Л.А. Аносова, давая определение термину «инновация», пишет следующее: «это материализованные новейшие научные и технические идеи. Получившие признание на рынке потребителей, они вместе с наукой рассматриваются в условиях глобализации как фундамент и вместе с ним как инструмент повышения конкурентоспособности и безопасности, а также в качестве базового элемента общества нового типа, развитие которого основано на знаниях [1].
Как было отмечено в ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию, в последние годы Россия многого добилась, но предстоит в ближайшие годы решить еще целый ряд сложных актуальных национальных задач, среди которых были названы модернизация экономики, ее перевод на инновационный путь развития, совершенствование управления и ряд других. Политический вектор этим направлениям был определен и предложен в «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года» [14].
Необходимым условием для реализации поставленных задач является активизация процессов научно-технологического обновления экономики, внедрения адекватных, соответствующих требованиям времени технологий производства во всех секторах и отраслях народного хозяйства.
Общеизвестно, что в экономике России преобладают, в основном, морально и физически устаревшие основные фонды, что, в свою очередь, препятствует освоению и внедрению новейших производственных технологий. Это обуславливает технико-технологическое отставание от зарубежных производителей наукоемкой продукции.
В условиях мирового экономического кризиса в очередной раз были продемонстрированы факты, подтверждающие низкую конкурентоспособность российских предпринимательских структур. Последние данные Всемирного экономического форума (World Economic Forum) в 2013 году свидетельствуют о том, что по индексу глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report 2013–2014) Россия занимает 64-е место из 148 стран мира [17].
Это вызвано тем, что многие предпринимательские структуры, являющиеся в каждой развитой стране мира основой хозяйственной системы, на протяжении длительного периода не имеют необходимого притока инвестиций и необходимого инновационного обеспечения. В таблице 1 представлена негативная динамика инвестиций в основной капитал в сфере предпринимательства.
Таблица 1. Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации [11]
Годы |
В процентах к предыдущему году |
2006 |
117,8 |
2007 |
123,8 |
2008 |
109,5 |
2009 |
86,5 |
2010 |
106,3 |
2011 |
110,8 |
2012 |
106,6 |
Обеспечение перехода экономики России к инвестиционному росту, к ее модернизации правомерно связывают, в том числе, с максимизацией использования возможностей малого предпринимательства.
Для наиболее полного отражения сложившейся ситуации в таблицах 2 и 3 представлены основные показатели инновационной деятельности организаций и, в частности, удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации.
Таблица 2. Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий, по видам экономической деятельности [19]
Годы |
Удельный вес малых предприятий (процентов) |
2007 |
4,3 |
2009 |
4,1 |
2011 |
5,1 |
Таблица 3. Основные показатели инновационной деятельности организаций [19]
№ |
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), процентов |
9,3 |
9,5 |
10,4 |
10,3 |
2 |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, процентов |
7,7 |
7,9 |
8,9 |
9,1 |
3 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн рублей |
20 711 959,3 |
25 794 618,1 |
33 407 033,4 |
35 944 433,7 |
В том числе инновационные товары, работы, услуги, млн рублей |
934 589,0 |
1 243 712,5 |
2 106 740,7 |
2 872 905,1 |
|
4 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов |
4,5 |
4,8 |
6,3 |
8,0 |
5 |
Затраты на технологические инновации, млн руб.: |
|
|
|
|
в фактически действовавших ценах |
399 122,0 |
400 803,8 |
733 815,9 |
904 560,8 |
|
в постоянных ценах 2000 г. |
114 999,7 |
101 124,6 |
160 298,7 |
182 117,2 |
|
6 |
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов |
1,9 |
1,6 |
2,2 |
2,5 |
7 |
Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, процентов |
3,2 |
3,2 |
3,3 |
3,0 |
8 |
Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, процентов |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
1,9 |
9 |
Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, процентов |
1,5 |
4,7 |
5,7 |
2,7 |
Приведенные статистические данные свидетельствуют об определенной положительной динамике, которая, однако, во-первых, неустойчива, во-вторых, совершенно недостаточна для достижения тех амбициозных целей и задач, которые ставит перед нашей страной Президент и Правительство РФ.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» провозглашено, что основной целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок и, в частности, поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики.
В качестве основных показателей, свидетельствующих о достижении данной цели, установлены следующие [14]:
- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 15 процентов в 2010 году и до 40–50 процентов в 2020 году (в 2007 году – 13 процентов);
- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17–20 процентов в 2020 году (в 2007 году – 10–11 процентов);
- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6–7 процентов в 2010 году и до 25–35 процентов в 2020 году (в 2007 году – 5,5 процента);
- внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5–3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2007 году – 1,1 процента), из них больше половины – за счет частного сектора и др.
На сегодняшний день, мы можем констатировать значительное отставание от запланированных показателей.
Представляется, что необходимым рычагом экономического роста и обеспечения достойного места национальной экономики России в глобальном экономическом пространстве следует назвать формирование и эффективное использование отечественного инновационного потенциала.
Понятие «инновационный потенциал» в современных условиях является «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности» [12].
В настоящее время вопросам формирования инновационного потенциала в экономической литературе уделяется достаточно много внимания, однако существующая информация зачастую носит отрывочный характер и не имеет однозначного трактования.
Так, в отдельных случаях инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим. Инновационный потенциал представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [9], или понимается как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [15], а также как «способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка» [10], что значительно сужает сферу применения этой важной категории.
В целом, большинство исследователей выделяют два основных подхода к определению сущности категории «инновационный потенциал». Первый, ресурсный подход, трактует данное понятие как совокупность ресурсов, используемых в определенных социально-экономических формах для производства инновационной продукции, удовлетворяющей общественные потребности. Другой подход рассматривает инновационный потенциал с точки зрения результата инновационной деятельности, т. е. реального продукта, полученного в инновационном процессе, а также комбинации ресурсного и результативного аспектов.
По мнению Д.И. Кокурина [12], к рассмотрению сущности инновационного потенциала следует подходить как к экономической категории, являющейся иерархически организованной системой понятий, находящихся в различной степени приближения к сущности потенциала. При этом в рассматриваемом понятии раскрывается не совокупность родоположенных категорий, а логически вытекающих, т.е. субординированных и координированных друг относительно друга в зависимости от экономических отношений, которые они отражают, что и характеризует многоуровневую сущность инновационного потенциала. В структуре инновационного потенциала исследователь выделяет: ресурсный потенциал инновационной деятельности; сам инновационный процесс (второй уровень) и материальное производство (третий уровень экономических отношений).
В нашем понимании инновационный потенциал – это совокупность инновационных ресурсов, представленных в виде продукции инновационной деятельности, которая является в свою очередь ресурсом нового инновационного процесса.
Экономическое развитие и благополучие многих развитых стран базируется на динамичном функционировании малого предпринимательства, что обуславливает необходимость исследования вопросов повышения эффективности использования инновационного потенциала данного сектора экономики страны.
Не является исключением с этой точки зрения и сектор инновационного предпринимательства, т.е. сегмент предпринимателей, использующий в процессе производства новейшие (высокие) технологии или производящий высокотехнологичную продукцию.
В России вклад данного сектора экономики в ВВП составляет, по последним данным, около 20 %, в то время как в странах Евросоюза, США, Китае этот показатель превышает 50 %. По данным, содержащимся в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», доля выпуска продукции малых и средних предприятий в 2010 г. составит 23 % ВВП, в 2011 г. – 27 %, в 2012 г. – 29 % ВВП [18]. Данные целевые индикаторы на сегодняшний день также не достигнуты.
В США роль малого бизнеса в развитии страны закреплена в федеральном законодательстве: «безопасность и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных возможностей малого бизнеса» [16]. В Европейском союзе одним из принципов поддержки малых предприятий является положение «Think Small First», что означает приоритетность поддержки малого бизнеса и создание для его развития наиболее благоприятных условий [21].
Ряд исследователей анализируют роли малого инновационного предпринимательства в социально-экономическом развитии России, выделяя, например, следующие: во-первых, инновационные проекты малого предпринимательства – это основное средство роста валового внутреннего продукта страны; во-вторых, основное средство обеспечения конкурентоспособности российской промышленности; в-третьих, это источник и форма реализации интеллектуального капитала; в-четвертых, способ уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов; в-пятых, это осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами [4].
Такому пристальному вниманию малый бизнес обязан вследствие ряда тех классических задач, которые он решает в развитых странах, а именно:
- сбалансирование колебаний экономической конъюнктуры посредством сбалансирования спроса и предложения;
- развитие конкурентной среды экономики, обеспечивающей возможность более активного и полного использования имеющихся материальных, кадровых, организационных и технологических ресурсов;
- диверсификация и повышение качества бытовых, организационных и производственных услуг;
- создание значительного количества новых рабочих мест, формирование среднего класса как основы экономики государства;
- развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта, финансирования и т.д.
В таблице 4 представлены наиболее важные достоинства и недостатки малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью по сравнению с крупными [13].
Таблица 4. Характеристика сильных и слабых сторон малых инновационных
предприятий
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Короткая длительность инновационного цикла 2. Прямые и персональные контакты с партнерами 3. Быстрое принятие управленческих решений 4. Высокая мотивация труда 5. Низкий уровень накладных расходов 6. Гибкая реакция на научно-технические достижения 7. Динамическая ориентация на спрос потребителя, свободные рыночные ниши 8. Отсутствие бюрократических структур в организации 9. Минимальная иерархия в менеджменте. |
1. Невысокий профессиональный уровень менеджмента 2. Незначительные возможности внешнего финансирования, в том числе кредитования 3. Ограниченные возможности диверсификационного профиля предприятия 4. Высокий уровень риска в предпринимательской деятельности 5. Незначительная степень разделения труда и специализации рабочих мест 6. Ограниченные возможности удовлетворения масштабов спроса 7. Персонифицированная ответственность за финансовые результаты деятельности 8. Отсутствие синергетического эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений предприятия. |
Вместе с тем, малые предприятия более уязвимы по сравнению с крупными. Основные проблемы заключаются в недостатке финансовых ресурсов, особенно в период становления малого предпринимательства; повышенной чувствительности к изменениям в макроэкономической среде (инфляция, рыночная конъюнктура и пр.); невысоком уровне компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления и др.
Для эффективного развития предпринимательства необходима поддержка, в первую очередь, со стороны государства, которая реализуется через развитие инфраструктуры, финансово-кредитную поддержку, налоговые льготы, помощь в получении льготного кредита и т.п. Более того, на наш взгляд, системная инновационная деятельность, в принципе, нуждается в пропорциональном и регулярном распределении, макроэкономическом сопряжении и синхронизации средств, поступающих на осуществление инновационной деятельности в стране, установлении технологических, информационных и других взаимосвязей в инновационном процессе, что требует разработки дополнительных норм, стандартов, требований безопасности и т.д. Все перечисленное еще более актуализирует роль и значение государства в повышении эффективности инновационной деятельности в целом, и в частности, малого бизнеса.
Рядом исследований подтверждено наличие зависимости между качеством социальных институтов и экономическим ростом, способствующим инновационному развитию государства.
Основной целью функционирования инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание ему содействия на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта.
Как известно, выделяют следующие основные стадии развития инновационного предприятия: 1) стадия возникновения идеи; 2) «семенная» стадия (seed); 3) стартовая стадия (start-up); 4) ранняя стадия; 5) стадия начала выпуска продукции в коммерческих масштабах; 6) стадия устойчивого роста (expansion); 7) стадия расширения производства и удовлетворения растущего спроса рынка; 8) стадия подготовки компании к акционированию; 9) стадия выкупа части компании ее менеджментом и сотрудниками или менеджментом со стороны; 10) продажа компании или ее большей части стратегическому инвестору; 11) публичный выпуск акций и размещение их на фондовом рынке; 12) реализация акций на фондовом рынке; 13) возвращение венчурным инвесторам их вложений и прибыли.
На приведенном ниже графике (рис. 1) в общем виде представлены все основные стадии развития малого предприятия, занятого в научно-технической сфере, на которых ему необходима (или, по меньшей мере, желательна) государственная поддержка в различных формах.
Рисунок 1. Степень риска и чистые денежные потоки (сальдо инвестиций и прибыли) в течение жизненного цикла малого инновационного предприятия
Очевидно, что наиболее предопределяющим для высокотехнологичной компании является начальный период становления. При этом принципиальным является обеспечение «сквозного» механизма государственной поддержки. На каждом из этапов становления, условно выделяемых для каждого инновационного предприятия, предприятию важно представлять, какие формы поддержки оно может получить и какими видами услуг может воспользоваться. При этом наиболее существенным является не только выстраивание такой структуры поддержки, при которой на любом из этапов жизненного цикла высокотехнологичной компании она может воспользоваться в той или иной форме государственной поддержкой, но и повышение уровня доступности информации о функционировании инфраструктуры, а также повышение прозрачности ее деятельности.
Выделим основные задачи, стоящие перед инфраструктурой поддержки инновационного предпринимательства:
- создание и расширение спроса на высокотехнологичную продукцию со стороны потребителей;
- построение системы инвестирования инновационной деятельности посредством привлечения венчурных инвесторов, бизнес-ангелов, крупного бизнеса и т.д.;
- оказание финансовой поддержки на ранних стадиях реализации инновационных проектов;
- оказание помощи в поиске партнеров и предоставление различных видов услуг по «сопровождению» реализации инновационных проектов малого бизнеса;
- оказание помощи в получении доступа к офисным и производственным помещениям;
- оказание информационной поддержки субъектов малого инновационного бизнеса.
Как свидетельствует мировой опыт, наиболее полную поддержку малое предпринимательство получает в различных структурах как бизнес-инкубаторы, инновационные центры, технопарки и т.д.
Под бизнес-инкубатором следует понимать социально-экономическую систему, функционирование которой направлено на оказание поддержки малым предприятиям посредством предоставления комплексного набора услуг (бухгалтерских, юридических, консультационных, информационных и т.д.), а также продвижение их бизнеса [6].
Поддержка малого предпринимательства на основе бизнес-инкубирования рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор социально-экономического развития Российской Федерации [3]. Инкубаторы бизнеса при этом могут играть важную роль в реализации инновационного потенциала малого бизнеса, которую можно рассматривать в разных аспектах.
В частности, Гапоненко Н.В. отмечает, что «инкубаторы являются структурами, которые способствуют трансферту знаний, их коммерциализации, то есть структурами, формирующими интерфейс между наукой, с одной стороны, и реальным сектором экономики, с другой стороны» [8].
Для активизации инновационной деятельности в стране, повышения эффективности использования инновационного потенциала малого предпринимательства необходимо, на наш взгляд, на общегосударственном уровне выделить следующие направления развития системы бизнес-инкубирования:
1) разработка последовательной и долговременной политики государства в области бизнес-инкубирования с четко сформулированными целями и задачами;
2) создание специализированного органа власти по развитию бизнес-инкубирования, что позволит избежать дублирования функций, а также привлекать высококвалифицированных экспертов в данную область государственного управления;
3) создание необходимых условий для сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами в области бизнес-инкубирования;
4) выявление и обеспечение целевой поддержки наиболее важных для наращивания инновационно-технологического потенциала страны направлений, например, финансирование перспективных, но высокорисковых начинающих инновационных компаний;
5) систематическое исследование и внедрение лучшего международного опыта в области инкубирования малых предприятий [7].
Резюмируя, отметим, что факторы эффективного использования инновационного потенциала малых предприятий следует искать, прежде всего, на пути формирования надежных механизмов эффективной деятельности малых предприятий посредством развития объектов инфраструктуры поддержки инноваций, в том числе, бизнес-инкубаторов.
Рецензенты:
Лузгина О.А., д.э.н., профессор кафедры «Управление инновациями» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, филиал в г. Пензе, г. Пенза.
Чернецов В.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление инновациями» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, филиал в г. Пензе, г. Пенза.