Россия конца XX - начала XXI столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. Вырисовываются и дают о себе знать новые социальные нормы и установки. Иными становятся требования к становящейся и развивающейся личности. Претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности и социально одобряемые стереотипы индивидуального и массового сознания. Меняются личностные эталоны и идеалы.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Педагогика должна ответить на создавшуюся социальную ситуацию пересмотром, казалось бы, незыблемых категорий, к числу которых относятся социализация и воспитание. Основанием для такого пересмотра являются современные знания о сущности социализации и воспитания, их соотношении и процессуальных характеристиках, феноменологических новообразованиях (адаптивность и неадаптивность, конформность, личный опыт, субъективность и духовность личности, самореализация, личностный рост и др.).
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающегося определены как задачи первостепенной важности. Расширившееся смысловое пространство является исходной посылкой для рассмотрения факторов, механизмов и условий социализации и воспитания личности, научное осмысление которых позволит педагогу вводить своих подопечных в сложный и противоречивый мир с наименьшими потерями в их физическом и психическом здоровье, но с расширенными возможностями в саморазвитии, самореализации и самоутверждении, а также в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Социализация - процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.
Существует два понимания социализации:
1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;
2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.
А.В. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека [7]. К ним относятся: мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы - непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
А.В. Мудрик считает, что социализация человека происходит с помощью ряда «механизмов», составляющими которых являются агенты и факторы социализации.
К социально-психологическим механизмам он относит следующие:
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Социально-педагогические механизмы социализации:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д.
Г. Тард считал, что имеются три механизма социализации, и назвал их законами.
1. Закон подражания (или повторения): дети подражают взрослым, подчиненные - руководителям, обычные люди - знаменитостям и т. д. Моды, традиции и ритуалы зиждутся на подражании. На этом же принципе основывается приобщение к новациям. Одни выступают в качестве генераторов идей (творческое меньшинство), другие - в качестве их распространителей. Так как в обществе одновременно действуют несколько моделей для подражания, то их интерференция приводит еще к одному закону.
2. Закон противопоставления. Это противостояние происходит в обществе и в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. Иногда, скажем, учителя сокрушаются: «Мы учили разумному, доброму, а вырос преступник». Все дело именно в противоборстве различных моделей социализации. Данная борьба приводит в действие третий закон.
3. Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.
Э. Дюркгейм, отвергнув концепцию подражания, нашел механизм социализации в принуждении индивида обществом. Поскольку потребность в общении - фундаментальная потребность человека, социальное принуждение в принципе есть то, чего хочет он сам, а не совершенно чуждая ему внешняя сила (так, государство обладает монополией на власть над человеком, но последний добровольно подчиняется ему) [1].
П.А. Сорокин предложил свою классификацию механизмов социализации:
1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд; 4) вина. Тем самым он вводит моменты, связанные с наличием такого внутреннего свойства человека, как совесть.
Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут, как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим педагогу необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.
Моделирование в социальных системах отличается от моделирования в технических системах тем, что большинство исследуемых переменных являются латентными (скрытыми, ненаблюдаемыми), т.е. не измеряются в явном виде, что определяет использование косвенных методов [8]. Измерение латентных переменных является существенным шагом к более конструктивному анализу и выработке оптимальных решений. При этом следует выделить два ключевых аспекта. Первый аспект - это исследование точности измерения латентной переменной в зависимости от экспериментальной ситуации: - числа индикаторных переменных, числа градаций индикаторных переменных, коррелированности индикаторных переменных, пропуска данных и других. Решение этой задачи крайне важно для практических применений, поскольку от точности измерения латентной переменной зависит степень пригодности и целесообразности конструирования и использования самого интегрального показателя для управления конкретной системой. Второй аспект - это разработка методики измерения латентных переменных. Измерения латентных переменных необходимы для более точного уяснения их смысла, а также для анализа и мониторинга исследуемых объектов.
Объекты настоящего исследования - факторы и механизмы социализации учащихся являются многоаспектными, т.е. характеризуются большим числом параметров. Для изучения таких объектов и для их мониторинга необходимо использовать интегральные или системные показатели, которые описывают поведение объектов «в целом». С этой целью можно использовать подходы с использованием метрической системы Георга Раша - Rasch Measurement (RM) [9].
RM можно определить как метод получения объективных, фундаментальных, аддитивных измерений, пригодность и качество которых подтверждается статистическими методами определения значений стандартных ошибок результатов эмпирических данных. Иногда RM трактуют как «теорию измерения латентных переменных на основе модели Раша». При этом акцент делают на словосочетании «латентная переменная». Но надо понимать, что RM - это теория измерения определённых латентных свойств личности, заданий и иных объектов, а не просто неименованных абстрактных латентных переменных. В педагогике латентные переменные величины возникают вследствие концептуализации явлений, операционализации понятий, применения метрических операций и математических моделей к изучаемому свойству.
RM стала популярной во всём мире и в различных сферах. Эта популярность касается не только сфер педагогики и психологии, но и социологии, медицины. Помимо педагогических измерений, модель Раша можно использовать и в других направлениях. Здесь можно отметить работы А.А. Маслака по использованию теории Раша в исследованиях социально-экономических систем [5] и В.С. Кима по исследованию латентных качеств личности на основе Rasch Measurement [4].
С целью измерения свойств социальных категорий создается так называемый "конструкт" - концепция измерения, которая содержит основное понятие, термины этого понятия и систему связанных с этим вопросов социологической анкеты. Вопросы (задания) являются эмпирическими референтами (индикаторными переменными) исследуемого конструкта. По значениям индикаторных переменных можно судить о значениях уровня соответствующего латентного свойства личности респондента. Фактически измерение латентной переменной сводится к исследованию, какие индикаторные переменные лучше всего её характеризуют и являются ли они совместимыми. С этой целью определены принципы отбора факторов и механизмов социализации, важнейшим из которых в условиях функционирования информационно-образовательного пространства является оказание определяющего влияния на формирование личности учащихся.
Анализ индикаторных переменных в рамках параметрической модели теории измерения латентных переменных обычно начинают с выявления степени их взаимосвязанности. На основе корреляционного анализа можно выявить принципиально различающиеся между собой количественные показатели, которые позволят всесторонне охарактеризовать латентную переменную. Поэтому определение надежности диагностических материалов должно основываться на различных выборочных совокупностях, сформированных на основе единой процедуры стратификации.
Следует согласиться со сторонниками параметрической модели теории измерения латентных переменных в том, что при определении средневзвешенных величин необходимо пользоваться не субъективными экспертными оценками, а количественными показателями, характеризующими степень значимости той или иной индикаторной переменной. Однако оптимальный результат измерений достигается при органичном сочетании достижений классической теории измерения латентных переменных, опирающейся на интегративный подход, и параметрической модели, в основу которой положен вероятностный подход.
Под интегративным подходом следует понимать последовательное определение сущности латентной переменной - критериев или критериальных показателей - эталонов или эталонных показателей - индикаторных переменных. Наиболее содержательно значимый и обоснованный результат измерений достигается, когда латентной переменной соответствует единая индикаторная переменная, позволяющая получить численное значение интересующего нас объекта с необходимой точностью.
В этом случае в качестве эмпирических индикаторов выступают вопросы анкеты. Создание социологических анкет, определение их качества - задача не менее сложная, чем проведение педагогических измерений. Попытка разработки социологической анкеты с применением технологии RM для исследования вредных привычек у молодёжи была предпринята в исследовании А.А. Маслака [6]. Исследования, связанные с измерением на линейной шкале уровня коммуникативности, уровня патриотизма, уровня комфортности обучения в школе, были проведены учениками А.А. Маслака и представлены в сборнике трудов конференции [2]. Для реализации такого подхода используется программное средство RUMM (Rasch Unidimensional Measurement Model), разработанное под руководством профессора D.Andrich [3]. Указанный подход к квалиметрическому оцениванию отдельных факторов и механизмов социализации учащихся является наиболее подходящим для целей подобных исследований.
Реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российской молодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратифицированной): трансформация основных институтов социализации; регуляция и становление новой системы социального контроля; проявление дисбаланса организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.
На передовых и ответственных участках трансформации транзитивного общества должна находиться молодежь, которую через каналы социализации нужно включать в инновационные процессы. Ее созидательную деятельность, конечно же, следует направлять и организовывать представителям старшего поколения, органически сочетая активность молодежи и ее стремление к новому с существующими культурными традициями постсоциалистического общества, с этнонациональными нормами и менталитетом. Проведенное исследование позволяет реализовать подходы к оценке уровня социализации молодежи, используя ИКТ применительно к теории измерения латентных переменных, объективное оценивание которых является необходимой основой для принятия решений по корректировке степени их воздействия на юношей и девушек с целью их успешной социализации в быстро меняющемся мире.
Рецензенты:
Шихнабиева Т.Ш., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией ФГНУ «Институт информатизации образования» Российской академии образования, г.Москва.
Сидоренко А.С., д.ю.н., профессор, заведующий лабораторией ФГНУ «Институт информатизации образования» Российской академии образования, г.Москва.