В современных рыночных условиях одним из ключевых факторов устойчивого роста экономики России выступает национальная инновационная система (НИС), важнейшими задачами которой является обеспечение высокого уровня конкурентоспособности на мировой арене, улучшение делового климата в стране и полная модернизация экономики. Одной из основных задач на сегодняшний день является создание эффективно функционирующего рыночного сектора путем привлечения в экономику материальных и финансовых ресурсов, замены изношенных основных средств и повышения эффективности их использования, создания комфортного инвестиционного климата для привлечения частных, в том числе зарубежных инвесторов, сохранения и приумножения интеллектуального капитала. Именно национальная инновационная система, характеризующаяся на сегодняшний день неопределенностью, должна стать доминантой и вывести экономику страны на качественно новый уровень. Известный специалист в области инновационной политики России В.Э. Полетаев утверждает, что исторический выбор России в XXI веке - это создание инновационной экономики и наукоемкого бизнеса, постепенный отход от сырьевой модели экономики и формирование высокотехнологичного производства, нового бизнес-пространства, благоприятного инвестиционного климата. В России должно произойти дальнейшее сближение бизнеса и науки, создание рынка наукоемкой продукции [5].
На сегодняшний день ученые задаются вопросом: «Что же должна из себя представлять НИС?». Система - относительно устойчивая во времени и в пространстве часть окружающего мира, обладающая на данном уровне наблюдения свойствами внешнего единства, внутреннего многообразия и гносеологической целостности. Система воспринимается как исследуемое и познаваемое единое во времени и пространстве [3].Национальная инновационная система в узком смысле - совокупность взаимосвязанных элементов, деятельность которых направлена на создание инноваций, в широком - особый род отношений, который способствует переводу экономики страны на инновационный путь развития.
Национальные инновационные системы в странах различны, что обусловлено несколькими факторами: уровень промышленного и технологического развития, объемы инвестиций в НИОКР, историческое и национальное развитие и т.д. Единой концепции создания эффективной национальной системы нет и быть не может. Однако для успешного развития инновационной системы необходимо провести сравнительный анализ с лидирующими странами в сфере инноваций. Яркий пример - это Япония. Ключевую роль в достижении успеха Японией в инновационной системе является заимствование западных технологий в послевоенное время - широкое использование мирового опыта в области науки и техники, активное развитие частного сектора, освоение передовых технологий, что, в конечном итоге, приводит к значительному росту экономики. Уже в начале 70-х годов Япония достигла уровня ведущих западноевропейских стран. Основной задачей для Японии в период активной гонки за Западом было производство качественных товаров, но по более низким ценам. Сегодня ситуация на мировой арене быстро меняется, растет конкурентоспособность, что вынуждает Японию менять собственную инновационную систему, привлекать внимание не к частному, а государственному сектору. На сегодняшний день в Японии наблюдается значительное улучшение экономической ситуации, что характеризуется ростом промышленного производства и оживлением внутреннего спроса. В стране разработана стратегия по стимулированию инновационной деятельности, что, по прогнозам аналитиков, приведет к преодолению дефляции и удвоению денежной массы. Так, в условиях глобализации науки, технологий и инноваций, возникает вполне логичный вопрос: «Поможет ли внедрение программы развития национальной инновационной системы вывести страну на стабильный цикл экономического роста?».
Эксперты полагают, что именно стимулирование развития российской НИС поможет выйти России из затянувшегося мирового финансово-экономического кризиса. Российская национальная инновационная система должна включать комплекс правовых, финансовых, организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс разработки, освоения, производства и массового распространения информации во всех секторах экономики. Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость построения целостной инновационной системы, ее взаимодействия с миром науки, промышленного производства и бизнесом [5].
В настоящее время большинство индустриально развитых стран делают акцент на переводе экономики на инновационный путь развития. Какие факторы оказывают наибольшее влияние для успешного внедрения продуктовых, технологических и управленческих инноваций в стране, что в совокупности создаст правильно функционирующую национальную инновационную систему? В первую очередь, необходимо стимулирование инновационной деятельности с помощью государства, которое должно задавать направления развития системы. А для успешной жизнедеятельности данной системы необходимо создание единой модели, которая объединит все имеющиеся инновационные технологии как в частном, так и государственном секторах. Говоря о частном секторе, то есть о предприятиях малого и среднего бизнеса, то здесь очень важно разработать стратегии приоритетов роста и жизнедеятельности организации. Профессор Ряховская А.Н. в своих трудах рассматривает процесс развития любой экономической системы с точки зрения двух тенденций - функционирования и развития. Первая тенденция - функционирование, которая направлена на выполнение целей, ради которых система создавалась, т.е. выполнение «производственных» задач. Вторая тенденция - развитие, без которого система не сможет изменяться во внешней среде [6]. Поэтому, проецируя все это на рассматриваемую проблему, можно сделать вывод, что крайне важно выбрать правильную инновационную стратегию и определить границы вмешательства государства в непосредственном контроле участников национальной инновационной системы. К участникам НИС, в первую очередь, относятся те субъекты, которые регулируют инновационную деятельность, органы государственной власти и местного самоуправления, а также те, которые обеспечивают инновационную деятельность (юридические и физические лица). Важную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса, образовательные университеты, а также научно-исследовательские институты. Перспективным направлением в промышленном производстве и бизнесе является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства. В развитых странах Запада и Тихоокеанского региона до 70 % всех инноваций создают и осваивают малые и средние инновационные предприятия, научно-технические и инженерные центры при крупных промышленных корпорациях. Именно они определяют научно-техническую и инновационную политику корпораций и обеспечивают высокую конкурентоспособность производства [5]. Только путем создания цепочек активного взаимовыгодного взаимодействия участников инновационного процессаможно говорить о повышении эффективности инновационной системы.
Экономически целесообразно будет в рамках инновационной модели создать коллективные консультационные центры, которые позволят обмениваться полученным опытом, предотвращать ошибки, минимизировать издержки и, в конечном итоге, выпускать конкурентоспособный продукт. Отсюда следует, что не стоит забывать и о таком понятии как «интеллектуальный капитал». Б.З. Мильнер и Т.М. Орлова в монографии «Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление» отмечают, что выделяют три составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал; структурный, или организационный капитал; потребительский капитал. Когда все три вида капитала взаимодействуют, компания обладает преимуществами в создании стоимости, а значит и интеллектуального капитала [4]. Делая акцент на наращивании знаний и эффективном их использовании в инновационных проектах, можно создать новую экономику, обеспечивающую растущее благосостояние и качество жизни. Задача, в первую очередь, в результативности - эффективной адаптации, распространении и использовании знаний.
Проводя оценку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, можно смело утверждать, что в России финансирование наукоемких производств недостаточно. Государство производит финансирование через целевые научно-технические программы либо специализированные фонды, такие как: «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество «Российская венчурная компания»), федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и открытое акционерное общество «РОСНАНО» [7].
Другой вариант создания благоприятного инновационного климата - это непосредственное участие частных, в том числе зарубежных инвесторов. Привлечение, как западных инвесторов, так и активизация внутренних инновационных процессов крайне необходимо, ведь это давно известный факт: не проблема начать стартап, проблема заключается в поисках источников финансирования. И, конечно же, обращение в банк за кредитом вряд ли спасет ситуацию. Отсюда многие молодые перспективные специалисты боятся рисковать, стремятся работать на крупные корпорации со стабильной заработной платой, либо происходит утечка умов в страны, где у ученых есть шанс на дальнейшее внедрение и развитие инновации. Проанализировав мнения ученых по понятийному аппарату рассматриваемой проблемы, мы приходим к выводу, что нет конкретного точного определения понятия «Инновации». При этом Ю.В. Яковец, Ф. Риггс полагают, что инновации - это создание качественно новой продукции, В.П. Баранчев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин, Б.Санто утверждают, что это совершенствование уже имеющихся методов, технологий, подходов и принципов. Инновация - это понятие, которое тесно связано с такими терминами как «новшество» и «нововведение», но ключевое отличие состоит в том, что именно инновация значительно улучшает эффективность уже существующей системы. Это весьма радикальная трансформация чего-либо с целью получения положительного эффекта. Инновация - это создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.) [2]. В таком случае, инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации [2]. Очень трудное искусство - определить на годы вперед какие инновационные проекты окажутся эффективными, прибыльными и особо значимыми для роста благосостояния и качества жизни населения. Для привлечения инвесторов стартап должен быть полностью готов к выпуску новой продукции.
Следующий фактор, оказывающий влияние на НИС, - это инновационный потенциал. Центральным вопросом экономического роста и обеспечения достойного места национальной экономики России в мировом экономическом сообществе является формирование и эффективное использование отечественного инновационного потенциала в промышленности и бизнес-деятельности [5]. Под инновационным потенциалом (экономики страны, региона, отрасли, предприятия) можно понимать способность социально-экономической системы к переходу в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей субъектов [1]. Необходимо проводить ежегодную переоценку инновационного потенциала регионов для понимания целостной картины развития и дальнейших действий. Для этого берется информация о регионах из данных Госкомстата, Минэконома, Минфина, Центробанка РФ, Министерства природных ресурсов, правовой базы данных «Консультант Плюс-Регионы» и т.д. Исследователи определяют инвестиционную привлекательность регионов по двум основным характеристикам: инвестиционному риску и инвестиционному потенциалу [1].
На сегодняшний день выявлен дисбаланс между инновационными возможностями и их реализацией, что напрямую связано с отсутствием грамотного инновационного менеджмента.
Зачастую возможность управления инновационными процессами снижается именно потому, что не учитывается состояние инновационной системы регионов, а ведь все это в совокупности создает единую национальную инновационную систему. И задача государства в данном случае - это позаботиться о непрерывном инновационном развитии в каждом регионе, модернизация всех отраслей экономики в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, что, в конечном итоге, приведет к повышению конкурентоспособности страны на мировых рынках. Необходимо создать программу, которая в полной мере обеспечит долгосрочное и краткосрочное планирование и аналитический учет региональной инновационной системы (РИС), привести в норму законодательную базу, определить какая сфера инновационной активности контролируется на региональном уровне, а какая на федеральном, контролировать четкое выполнение разработанной инновационной программы. Отсутствие грамотной инновационной стратегии препятствует объединению региональной и национальной инновационной системы.
Подводя итоги, можно прийти к выводу, что национальная инновационная экономика и региональная инновационная экономика, - это огромная взаимосвязанная система.
Какие меры со стороны государства предпринимаются на сегодняшний день? Во-первых, идет активная финансовая государственная поддержка инновационных центров, таких как «Сколково».
Проводится работа по совершенствованию налогового законодательства, как и в Японии, где организациям, которые занимаются производством продукции по новейшим технологиям, предоставляются значительные налоговые льготы. Однако следует признать, что на сегодняшний день, что в РФ наблюдается значительное отставание от стран - лидеров в сфере инноваций. В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере [5].
Государство принимает серьезные меры по восполнению значительного пробела в российском образовании. Как это ни печально признать, но российские вузы не попадают даже в первую сотню мировых рейтингов лучших вузов.
Таким образом, на основе данного анализа современной инновационной среды можно прийти к выводу, что путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства, учитывая национальную специфику и внедряя новые технологии и успешно адаптируясь к ним, определяя механизмы поддержки регионов в разрезе инновационного развития, обеспечивая приоритетность финансирования научных исследовательских проектов, создавая площадку для обмена знаниями и опытом молодых специалистов, повышая качество и престиж образования, наращивая инновационную активность и повышая конкурентоспособность предприятий можно создать НИС, которая является главным звеном в обеспечении национальной конкурентоспособности и обеспечит устойчивый рост национальной экономики.
Рецензенты:
Ряховская А.Н., д.э.н., профессор, Ректор Института экономики и антикризисного управления, г. Москва.
Федосова Р.Н., д.э.н., профессор, генеральный директор ООО «Инновационный социальный центр», г. Москва.