Проблема эстетического воспитания детей и юношества сегодня стоит крайне остро. Недооценка в социальной политике роли эстетического сознания, художественной культуры как факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности классического искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицанию; усиление разрыва между массовой и классической культурой, которая приобретает все более элитарный характер; второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях, устойчивый подход к ним как к остаточным и факультативным - все это приводит к обеднению эмоционального мира детей и подростков, к эстетической безвкусице, нравственной глухоте, дегуманизации поведения. Доставляет беспокойство и содержание получаемой детьми информации по художественным дисциплинам. Большую часть художественной информации дети получают через аудиовизуальные (телевидение, радиовещание, кино, диски аудио- и видеозаписей) каналы и средства эстетической организации окружающей среды (архитектурные ансамбли, монументальная скульптура, живопись).
Однако достаточной подготовки к адекватному постижению художественных качеств окружающей среды и полноценному восприятию музыкального, изобразительного и других видов искусства дети, как правило, не получают ни в семье, ни в школе, поэтому художественные и эстетические вкусы формируются у детей в подавляющем большинстве случаев спонтанно. Дома дети и подростки в основном контактируют не с членами семьи, а с компьютерами и средствами массовой коммуникации, постоянно потребляя музыкальную и иную продукцию, неконтролируемую родителями. А ведь приобщение молодежи к культуре вообще и к художественной культуре в частности - это не только вопрос, связанный с развитием ее художественного, эстетического вкуса, но и очень серьезная проблема формирования личности современного человека, способного содержательно проводить свой досуг, духовно обогащаться в процессе общения с искусством. Таким образом, сложилась определенная диспропорция в области эстетического воспитания.
Данный спектр проблем еще более остро очерчивается в процессе воспитания умственно отсталых детей, нравственное и эстетическое развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и довольно часто неблагоприятной средой воспитания и развития как в семье, так и в школе. В настоящее время в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида эстетическое воспитание довольно часто выступает как второстепенное занятие развлекательно-досугового характера и так же, как и в массовой школе, практически вытеснено из учебного процесса (в базисном учебном плане школ VIII вида образовательная область «Искусство» занимает 6,2 %). Ситуация еще более усугубляется слабой материально-технической базой и отсутствием квалифицированных кадров. В этой связи проблема эстетического воспитания умственно отсталых школьников представляется одной из актуальных проблем современной специальной педагогики.
Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое (И.А. Грошенков [1], И.В. Евтушенко [2-4], С.Н. Миловская [5]).
Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в специальной школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной доступной ему форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.
Все задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников можно распределить на пять групп. К первой группе относятся задачи, направленные на коррекцию дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни. Задачи второй группы направлены на развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. В третью группу выделяются задачи, включающие формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки), основанного на формировании системы разнообразных эталонов: сенсорных (свойства и качества предметов), эмоциональных (эмоции и чувства), искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства), эстетических (красивое - некрасивое), развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства. К четвертой группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: развитие эстетического и художественного восприятия, формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков. К пятой группе задач относят задачи, направленные на формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).
Группы задач эстетического воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основе задач разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания.
Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:
- Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).
- Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
- Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).
- Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений).
Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте), а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.
Разнообразие задач содержания эстетического воспитания требует как разнообразия методов, так и форм организации эстетического воспитания в специальной школе VIII вида.
Эстетическое воспитание учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида осуществляется в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время. Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся, с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.
Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства. Однако нередко за формированием программных знаний, умений и навыков теряется основная цель данных уроков, их эстетическая и воспитывающая направленность. Несмотря на то, что программы по изобразительному искусству и музыке и пению составлены так, что предполагают, во-первых, коррекцию недостатков развития умственно отсталых детей, во-вторых, формирование элементарных умений и навыков по данным видам художественной деятельности (обучение элементарному рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах), и, в-третьих, формирование эмоционально-эстетического восприятия, - основной своей задачи они, как правило, не решают. Формальное обучение рисованию, пению, музыкально-ритмическим движениям без формирования у умственно отсталых учащихся основных представлений о характерных особенностях определенного вида искусства, средствах его художественной выразительности, эстетического восприятия произведений искусств делают невозможным решение задач эстетического воспитания и развития. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на уроках ритмики, которая традиционно относится к специфическим коррекционным предметам и не рассматривается в качестве предмета художественно-эстетического, несмотря на то, что является синтезом двух видов искусств (музыки и танца). Существующая программа по ритмике для специальных (коррекционных) школ VIII вида не предполагает формирование эстетических представлений и понятий, художественных видов деятельности. За формированием двигательных умений и навыков, коррекции психомоторных нарушений умственно отсталых детей (что, несомненно, важно), нивелируется художественная и эстетическая ценность музыки и танца как видов искусства, не используются в полной мере их воспитательные и развивающие возможности.
Важным средством эстетического воспитания, особенно учащихся младших классов, являются уроки трудового обучения (ручного труда), на которых учащиеся работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В трудовом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.
Нельзя также не отметить особую роль в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников уроков чтения и развития речи. Содержание литературных произведений, предлагаемых для чтения, само по себе оказывает благоприятное воздействие на личность умственно отсталого ребенка, предоставляет богатый материал для его нравственного и эстетического развития. Однако не следует забывать и о влиянии художественного слова, которое раскрывает перед умственно отсталым ребенком красоту и богатство родного языка. Не только содержание литературного произведения определяет эстетическую окраску и ценность уроков чтения. Особое воспитательное значение имеет художественное слово учителя. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы умственно отсталых школьников, вызывает у них сочувственное переживание. Выразительное же чтение художественных произведений побуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение - одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и важно его использовать на всех этапах школьного обучения.
Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. В современной практике применяются, как правило, три основные формы такой работы: массовая (общешкольные мероприятия: праздники, утренники, соревнования, концерты и т.п.), групповая (занятия в кружках, студиях, секциях и т.п.) и индивидуальная (обучение отдельных учащихся элементам художественной деятельности в рамках определенного вида искусства). Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К основным средствам эстетического воспитания во внеклассной работе относят: устройство быта и создание благоприятных условий для труда; организация творческой и исполнительской деятельности; демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой.
Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта, которые формируют эстетический вкус ребенка. Однако только созерцательного отношения к красоте окружающего мира мало для воспитания вкуса, необходимо включать умственно отсталых детей в активную работу по благоустройству и оформлению помещений, содержанию дворов, пришкольных участков, игровых площадок. Необходимо постоянно заботиться о внешнем виде детей, предъявлять серьезные требования к состоянию рабочего места, учебных принадлежностей, инструментов, изделий. Составной частью эстетики быта также являются поведение учащихся и их взаимные отношения, формированию которых, как правило, уделяется огромное внимание.
Организация творческой и исполнительской деятельности осуществляется в разнообразных студиях дополнительного образования, секциях, клубах, объединяющих детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Наиболее часто организуемыми в специальных (коррекционных) школах VIII вида являются следующие виды студий дополнительного образования эстетической направленности: художественно-изобразительные (рисование, лепка, аппликация, выпиливание, выжигание, керамика, чеканка, художественное вышивание, мягкая игрушка и др.); художественно-музыкальные (хор, вокал, музыкальные инструменты, танцы); драматические (пантомима, драма, кукольный театр).
Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности умственно отсталого ребенка, коррекции имеющихся у него недостатков. Однако организация кружковой работы очень часто носит бессистемный характер, не являясь структурным звеном общей воспитательной системы школы, школы-интерната, не выполняя функций дополнительного образования, направленного на развитие высших психических функций умственно отсталого ребенка, формирование его личности, и, как конечная цель, на его социализацию. В подавляющем большинстве случаев работа студий дополнительного образования является не самоцелью, а механизмом подготовки и организации массовых мероприятий школьного и иного масштаба, тем самым не выполняя своей воспитывающей и развивающей функции.
Важным звеном в системе эстетического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является работа по демонстрации или исполнению художественных произведений с их последующим разбором и оценкой. К данному виду работы, как правило, относятся тематические беседы о каком-либо виде искусства, сопровождаемые демонстрацией лучших произведений искусства, а также разнообразные гостиные (музыкальные, художественные, литературные).
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы эстетического воспитания умственно отсталых школьников, отмечается разрыв между целеполаганием, методологией и реализацией процесса эстетического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, что обусловлено отсутствием четкой системы организации работы по данному направлению. В этой связи становится актуальной разработка модели эстетического воспитания (образования) умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, а также разработка критериев оценки эффективности данного процесса.
Рецензенты:
Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.
Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.