Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AESTHETIC EDUCATION OF PUPILS WITH MENTAL RETARDATION

Kondakova O.G. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
The article shows the importance of aesthetic education in the process of correction and compensation of impaired mental and emotional development of mentally retarded students in modern conditions. The author believes that in the process of purposeful aesthetic education, using specially selected agents aesthetic impact (works of art, nat-ural factors, decorate the room), the appropriate corrective principles, you can achieve the successful formation of positive personal qualities of a child with mild mental retardation and prosperous future socialization. The ar-ticle highlights the main methodological approaches that increase the efficiency of processes of socialization of mentally retarded children in the educational process, which takes into account the peculiarity of mental activity, emotional state students. The results of experimental work on the aesthetic education of students of special schools for mentally retarded children.
mentally retarded students
compensation
correction
aesthetic education

Проблема эстетического воспитания детей и юношества сегодня стоит крайне остро. Недооценка в социальной политике роли эстетического сознания, художественной культуры как факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности классического искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицанию; усиление разрыва между массовой и классической культурой, которая приобретает все более элитарный характер; второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях, устойчивый подход к ним как к остаточным и факультативным - все это приводит к обеднению эмоционального мира детей и подростков, к эстетической безвкусице, нравственной глухоте, дегуманизации поведения. Доставляет беспокойство и содержание получаемой детьми информации по художественным дисциплинам. Большую часть художественной информации дети получают через аудиовизуальные (телевидение, радиовещание, кино, диски аудио- и видеозаписей) каналы и средства эстетической организации окружающей среды (архитектурные ансамбли, монументальная скульптура, живопись).

Однако достаточной подготовки к адекватному постижению художественных качеств окружающей среды и полноценному восприятию музыкального, изобразительного и других видов искусства дети, как правило, не получают ни в семье, ни в школе, поэтому художественные и эстетические вкусы формируются у детей в подавляющем большинстве случаев спонтанно. Дома дети и подростки в основном контактируют не с членами семьи, а с компьютерами и средствами массовой коммуникации, постоянно потребляя музыкальную и иную продукцию, неконтролируемую родителями. А ведь приобщение молодежи к культуре вообще и к художественной культуре в частности - это не только вопрос, связанный с развитием ее художественного, эстетического вкуса, но и очень серьезная проблема формирования личности современного человека, способного содержательно проводить свой досуг, духовно обогащаться в процессе общения с искусством. Таким образом, сложилась определенная диспропорция в области эстетического воспитания.

Данный спектр проблем еще более остро очерчивается в процессе воспитания умственно отсталых детей, нравственное и эстетическое развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и довольно часто неблагоприятной средой воспитания и развития как в семье, так и в школе. В настоящее время в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида эстетическое воспитание довольно часто выступает как второстепенное занятие развлекательно-досугового характера и так же, как и в массовой школе, практически вытеснено из учебного процесса (в базисном учебном плане школ VIII вида образовательная область «Искусство» занимает 6,2 %). Ситуация еще более усугубляется слабой материально-технической базой и отсутствием квалифицированных кадров. В этой связи проблема эстетического воспитания умственно отсталых школьников представляется одной из актуальных проблем современной специальной педагогики.

Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое (И.А. Грошенков [1], И.В. Евтушенко [2-4], С.Н. Миловская [5]).

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в специальной школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной доступной ему форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.

Все задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников можно распределить на пять групп. К первой группе относятся задачи, направленные на коррекцию дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни. Задачи второй группы направлены на развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. В третью группу выделяются задачи, включающие формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки), основанного на формировании системы разнообразных эталонов: сенсорных (свойства и качества предметов), эмоциональных (эмоции и чувства), искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства), эстетических (красивое - некрасивое), развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства. К четвертой группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: развитие эстетического и художественного восприятия, формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков. К пятой группе задач относят задачи, направленные на формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).

Группы задач эстетического воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основе задач разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания.

Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:

  1. Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).
  2. Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
  3. Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).
  4. Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений).

Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте), а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.

Разнообразие задач содержания эстетического воспитания требует как разнообразия методов, так и форм организации эстетического воспитания в специальной школе VIII вида.

Эстетическое воспитание учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида осуществляется в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время. Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся, с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства. Однако нередко за формированием программных знаний, умений и навыков теряется основная цель данных уроков, их эстетическая и воспитывающая направленность. Несмотря на то, что программы по изобразительному искусству и музыке и пению составлены так, что предполагают, во-первых, коррекцию недостатков развития умственно отсталых детей, во-вторых, формирование элементарных умений и навыков по данным видам художественной деятельности (обучение элементарному рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах), и, в-третьих, формирование эмоционально-эстетического восприятия, - основной своей задачи они, как правило, не решают. Формальное обучение рисованию, пению, музыкально-ритмическим движениям без формирования у умственно отсталых учащихся основных представлений о характерных особенностях определенного вида искусства, средствах его художественной выразительности, эстетического восприятия произведений искусств делают невозможным решение задач эстетического воспитания и развития. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на уроках ритмики, которая традиционно относится к специфическим коррекционным предметам и не рассматривается в качестве предмета художественно-эстетического, несмотря на то, что является синтезом двух видов искусств (музыки и танца). Существующая программа по ритмике для специальных (коррекционных) школ VIII вида не предполагает формирование эстетических представлений и понятий, художественных видов деятельности. За формированием двигательных умений и навыков, коррекции психомоторных нарушений умственно отсталых детей (что, несомненно, важно), нивелируется художественная и эстетическая ценность музыки и танца как видов искусства, не используются в полной мере их воспитательные и развивающие возможности.

Важным средством эстетического воспитания, особенно учащихся младших классов, являются уроки трудового обучения (ручного труда), на которых учащиеся работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В трудовом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.

Нельзя также не отметить особую роль в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников уроков чтения и развития речи. Содержание литературных произведений, предлагаемых для чтения, само по себе оказывает благоприятное воздействие на личность умственно отсталого ребенка, предоставляет богатый материал для его нравственного и эстетического развития. Однако не следует забывать и о влиянии художественного слова, которое раскрывает перед умственно отсталым ребенком красоту и богатство родного языка. Не только содержание литературного произведения определяет эстетическую окраску и ценность уроков чтения. Особое воспитательное значение имеет художественное слово учителя. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы умственно отсталых школьников, вызывает у них сочувственное переживание. Выразительное же чтение художественных произведений побуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение - одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и важно его использовать на всех этапах школьного обучения.

Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. В современной практике применяются, как правило, три основные формы такой работы: массовая (общешкольные мероприятия: праздники, утренники, соревнования, концерты и т.п.), групповая (занятия в кружках, студиях, секциях и т.п.) и индивидуальная (обучение отдельных учащихся элементам художественной деятельности в рамках определенного вида искусства). Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К основным средствам эстетического воспитания во внеклассной работе относят: устройство быта и создание благоприятных условий для труда; организация творческой и исполнительской деятельности; демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой.

Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта, которые формируют эстетический вкус ребенка. Однако только созерцательного отношения к красоте окружающего мира мало для воспитания вкуса, необходимо включать умственно отсталых детей в активную работу по благоустройству и оформлению помещений, содержанию дворов, пришкольных участков, игровых площадок. Необходимо постоянно заботиться о внешнем виде детей, предъявлять серьезные требования к состоянию рабочего места, учебных принадлежностей, инструментов, изделий. Составной частью эстетики быта также являются поведение учащихся и их взаимные отношения, формированию которых, как правило, уделяется огромное внимание.

Организация творческой и исполнительской деятельности осуществляется в разнообразных студиях дополнительного образования, секциях, клубах, объединяющих детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Наиболее часто организуемыми в специальных (коррекционных) школах VIII вида являются следующие виды студий дополнительного образования эстетической направленности: художественно-изобразительные (рисование, лепка, аппликация, выпиливание, выжигание, керамика, чеканка, художественное вышивание, мягкая игрушка и др.); художественно-музыкальные (хор, вокал, музыкальные инструменты, танцы); драматические (пантомима, драма, кукольный театр).

Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности умственно отсталого ребенка, коррекции имеющихся у него недостатков. Однако организация кружковой работы очень часто носит бессистемный характер, не являясь структурным звеном общей воспитательной системы школы, школы-интерната, не выполняя функций дополнительного образования, направленного на развитие высших психических функций умственно отсталого ребенка, формирование его личности, и, как конечная цель, на его социализацию. В подавляющем большинстве случаев работа студий дополнительного образования является не самоцелью, а механизмом подготовки и организации массовых мероприятий школьного и иного масштаба, тем самым не выполняя своей воспитывающей и развивающей функции.

Важным звеном в системе эстетического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является работа по демонстрации или исполнению художественных произведений с их последующим разбором и оценкой. К данному виду работы, как правило, относятся тематические беседы о каком-либо виде искусства, сопровождаемые демонстрацией лучших произведений искусства, а также разнообразные гостиные (музыкальные, художественные, литературные).

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы эстетического воспитания умственно отсталых школьников, отмечается разрыв между целеполаганием, методологией и реализацией процесса эстетического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, что обусловлено отсутствием четкой системы организации работы по данному направлению. В этой связи становится актуальной разработка модели эстетического воспитания (образования) умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, а также разработка критериев оценки эффективности данного процесса.

Рецензенты:

Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.