Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONCEPTION OF “HARMONIC WORLD” AS A FOUNDATION OF CHINA SPACE INDUSTRY DEVELOPMENT

Volchek A.G. 1
1 Transbaikal State University
Chinese authorities have put forward a proposal for “a cooperative building of a harmonious world”. The new concept of “a harmonious world order” was brought about by a number of latest reforms introduced in the People’s Republic of China together with the development of national strategies for the growth of China. Cooperation in the harmonious world building is an extension of the internal strategic mission of the PRC, that of the creation of a harmonious socialist society. According to the Chinese government, the concept of “a harmonious world” will contribute to the development and prosperity of the world due to sustainable development and harmonious cooperation of all mankind. Based on the concept of “a harmonious world” the Chinese authorities design and carry out plans for space exploration with the support of such space powers as the Russian Federation and USA, as well as the new counties willing to develop their space industry. The government of China is interested in the development of international space industry on the basis of the concept of “a harmonious world”.
international cooperation.
space industry
Chinese dream
society “syaokan”
harmonic world

В апреле 2005 г. Председатель КНР Ху Цзиньтао на Афро-Азиатском саммите в Джакарте впервые выдвинул предложение о «совместном строительстве гармоничного миропорядка», позднее на праздновании 60-летия ООН Ху Цзиньтао системно развил новую концепцию «строительства гармоничного миропорядка, где будут царить прочный мир и всеобщее процветание»[8].

Появлению и развитию новой концепции «строительства гармоничного миропорядка» способствовал ряд реформ, проводимых в КНР, а также разработка национальных стратегий развития Китая. В марте 2000 г. на 3-й сессии ВСНП 9-го созыва Председатель КНР Цзян Цзэминь провозгла­сил стратегию глобального развития Китая, получившую название политики «идти вовне» (или политика «выхода за границу» [1]). Данная стратегия предполагает расширение внешней открытости, более интенсивную интеграцию в мировые экономические, политические, экологические и культурные процессы. Цель стратегии - превратить КНР к 2020-2030 гг. в самую мощную экономическую и политическую державу мира.

На XVI съезде ЦК КПК (ноябрь 2002 г.) стратегия дальнейшего социально-экономического развития КНР была определена как «Всестороннее строительство общества сяокан» [2]. Политика «сяокан» - это социально-экономическая политика с «китайской спецификой», имеющая своей целью повсеместное достижение уровня средней зажиточности населения. Политика «сяокан» была основой региональной политики Китая, она базировалась на традиционных представлениях китайского народа, а в сочетании с модернизацией применялась для достижения внутриполитической цели - стабилизации общества посредствам повышения уровня экономического развития. Таким образом, построение общества «сяокан» - это путь, взятый руководством КНР на гармоничное развитие во всех сферах жизнедеятельности китайского государства.

8 ноября 2002 года на XVI Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая Цзян Цзэминь выступил с докладом «Всесторонне вести строительство среднезажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма с китайской спецификой». В программном документе XVI съезда ЦК КПК был обобщен опыт предшествующего правительства, перечислены достижения прежних политических курсов и намечены новые задачи, которые необходимо осуществлять по следующим направлениям: всестороннее строительство среднезажиточного общества («сяокан»); экономическое строительство и реформа экономической системы; культурное строительство и реформа культурной системы; оборонное и армейское строительство; международная обстановка и внешнеполитическая деятельность и т.д.

Очевидно, что уже в этом документе содержатся компоненты концепции гармонизации, например, гармония человека и природы, но они еще недостаточно развиты. Главный упор делается на экономический аспект, о чем свидетельствует формулировка: «По-прежнему акцентируя на экономическое строительство как на центральное звено, разрешать проблемы на пути движения вперед» [3]. Кроме того, намечаются приоритеты внутреннего развития (укрепление экономической, духовной и оборонной основ развития, единение народа и районов Китая) и внешнего взаимодействия.

Содействие построению гармоничного миропорядка представляет собой внешнее продолжение внутренней стратегической задачи КНР - созидания гармоничного социалистического общества. Внешняя политика китайского государства обычно является продолжением ее внутриполитического курса, который проводится последовательно, опираясь на те же ценности и политическую логику, что и внешняя политика.

В настоящее время реализуемая концепции «гармоничного мира», по мнению правительства КНР, будет содействовать развитию и процветанию всего мира на основе сбалансированного развития и гармоничного взаимодействия всего человечества. Данный процесс несет в своей основе положительный потенциал для реализации и развития «китайской мечты».

Термин «китайская мечта» стал привлекать внимание мировой общественности после того, как на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва (март 2013 г.) Си Цзиньпин, избранный председателем Китайской Народной Республики, обозначил новый вектор пути развития государства - реализация «китайской мечты». В своем выступлении он подчеркнул, что для осуществления «китайской мечты» необходимо реализовывать идею «сильной страны, двигаться по китайскому пути, распространять китайский дух, собирать китайские силы» для возрождения китайской нации [5].

По словам президента Академии общественных наук Китая Ли Цзе и профессора Фудань Чжан Таофу, мощь современного Китая, которой удалось добиться благодаря политике реформ и открытости, в настоящее время привлекает пристальное внимание мирового сообщества, однако культурная сфера страны по-прежнему нуждается в духовной опоре и дальнейшем развитии. Такой опорой и может явиться «китайская мечта», суть которой заключается в великом возрождении китайской нации и включении Китая в ряды передовых государств мира по уровню совокупной мощи.

Профессор факультета политики и дипломатии Сеульского университета Данкук Ким Чжинхо отмечает, что современный Китай, безусловно, оказывает на мир свое активное влияние. Политика реформ и открытости и строительство социализма с китайской спецификой помогли Китаю найти «ключ» к двери, которая ведет к осуществлению «китайской мечты», реализация которой означает динамичное развитие государства, где проживает одна пятая всего населения планеты. Это само по себе является огромным вкладом в развитие мира [6].

Стремление к построению гармоничного внешнего пространства в условиях, когда все земные, природные ресурсы находятся в юрисдикции того или иного государства, с одной стороны, и избыточное количество человеческого ресурса внутри Китая, с другой стороны, открывает перед китайским руководством новые горизонты для реализации концепции «гармоничного мира».

На основе реализации концепции «гармоничного мира» китайское руководство разрабатывает и реализует планы по изучению и освоению космического пространства, одновременно заручаясь поддержкой не только космических держав РФ и США, но и новыми странами, желающими развивать космическую отрасль. Это, безусловно, способствует получению новых ресурсов, как материальных, так и не материальных, для дальнейшего развития КНР во всех областях, что приближает китайскую нацию к реализации «китайской мечты».

В июне 2011 года на встрече, посвященной основанию Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, руководитель китайской делегации, директор департамента международного права Министерства Иностранных дел КНР Хуан Хуйкан сказал: «Мы должны привлекать к изучению и освоению космического пространства большее число стран, которые не имеют потенциала для развития собственной космической отрасли для того, чтобы добиться устойчивого освоения и развития космического пространства» [7].

На современном этапе китайское руководство стремится к «всеобъемлющему развитию космического пространства». Понятие «всеобъемлющего развития космического пространства» имеет в свою очередь несколько содержательных акцентов: широкий доступ к изучению и освоению космоса после необходимого согласования исследований и использования космического пространства; равенство для всех стран (все государства вне зависимости от размеров и места на мировой арене имеют равные права по использованию космического пространства в мирных целях); равенства для всего человечества (освоение космического пространства расширяет человеческое мировоззрение и углубляет человеческое самопонимание).

Как считает китайское руководство, международное сотрудничество в области космических исследований обладает не только положительным потенциалом для всеобъемлющего исследования и использования космического пространства, но и должно стать основным ориентиром для развития космической деятельности всех стран.

Китай активно включается в международное сотрудничество по изучению и освоению космического пространства, что находит свое подтверждение в подписанных соглашениях, меморандумов с Бразилией, Великобританией, Индией, Канадой, Россией, Украиной, Францией, с Европейским космическим агентством и др. Вовлечение КНР в вопросы изучения космической проблематики - это продолжение развития Китая вовне на основе концепции «гармоничного мира».

Китай участвует в ряде важных международных соглашений по изуче­нию и освоению космоса, в их числе: «Договор о принципах регулирования дея­тельности государств по исследованию и использованию космического простран­ства, включая Луну и другие объекты», «Соглашение о спасении астронавтов и возвращении на Землю астронавтов и объектов, запущенных в космос», «Кон­венция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами», «Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космос». Присоединился к таким многосторонним совместным проектам, как «Комитет по спутникам на­блюдения за поверхностью Земли», «Глобальный мониторинг погоды», «Десяти­летие ООН по снижению влияния стихийных бедствий». В качестве страны-со­председателя содействует «группе действий» (состоящей из 40 стран-членов Ко­митета ООН по мирному использованию космического пространства и 15 международных организаций) в борьбе со стихийными бедствиями с использованием систем орбитальной космической техники. Участвовал в работе Специальной группы экспертов по обоснованию координационного механизма в ликвидации последствий стихийных бедствий, присоединился к «Хартии сотрудничества по согласованному использованию орбитальной технической системы в случае крупных стихийных бедствий и техногенных катастроф», подписанной космиче­скими агентствами многих стран [4]. Тот факт, что КНР активно учувствует в международных соглашениях по изучению и освоению космического пространства, свидетельствует о стремлении китайского руководства продолжать начатые преобразования в международной космической отрасли в рамках китайской концепции «гармоничного мира».

Говоря о текущих проблемах, Хуан Хуйкан сказал, что исследование космического пространства в XXI веке становится всё более коммерциализированным, а количество стран, занимающихся исследованиями космоса, возрастает. Китай считает, что в ближайшие 50 лет международное сообщество должно осуществлять изучение и освоение космического пространство на основе инклюзивного подхода на благо всех стран, особенно тех стран и народов, которые еще не имеют собственной космической отрасли.

После успешной доставки в октябре 2003 г. на орбиту китайско-бра­зильского спутника по изысканию георесурсов между двумя странами были подписаны протоколы о совместной разработке спутников, а также о совместном освоении системы прикладного использования полученных данных.

Однако коммерциализация космической деятельности и риск милитаризации космоса требуют от мирового сообщества, а также от КНР активизации деятельности по созданию новых законов, регламентирующих международную деятельность в космосе, и совершенствованию существующей системы международного права в космической отрасли.

Китайское руководство уделяет огромное внимание развитию сотрудничества на региональном уровне, в вопросах изучения и освоения космического пространства. Во взаимодействии с подразделениями ООН организовал Курсы лекций по основам космонавтики и Курсы лекций по дистан­ционной медицинской диагностике в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Совместно с секретариатом Многостороннего космического сотрудничества стран АТР, Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихоокеанского района многократно устраивал семинары и курсы по прикладной космонавтике, предоставляя финансовую поддержку их участникам.

Весной 2005 г. Китай стал действительным членом Международной орга­низации по наблюдению земной поверхности и членом ее Исполкома. В 2006 г. Китай принимал 36-ю научную ассамблею Международного комитета по космическим исследованиям и 8-ю Международную конференцию по зондированию и использованию ресурсов Луны. Китай принимал участие в профиль­ных мероприятиях, организованных Всемирной метеорологической организацией, Международной федерацией аст­ронавтики и Международным комитетом по исследованию космического про­странства.

В 1995 г. Китайское национальное космическое агентство стало членом международного координационного комитета по проблемам предотвраще­ния засорения космического пространства.

Наряду с многосторонним международным сотрудничеством важное место занимает поддержка регионального сотрудничества в рамках Азиатско-Тихооке­анского региона, где Китай стремится занять доминирующее положение.

В 1992 г. Китай, Таиланд, Пакистан и некоторые другие страны выступи­ли спонсорами Азиатско-Тихоокеанского симпозиума по сотрудничеству в сфе­ре космических технологий, стимулировавшего подписание в апреле 1998 г. ме­морандума о сотрудничестве в создании многофункциональных ИСЗ (искусственный спутник Земли), к которому присоединились правительства КНР, Ирана, Республики Корея, Монголии, Пакистана и Таиланда.

Важными вехами в развитии регионального сотрудничества стали орга­низованная в Пекине в 1994 г. 1-я региональная конференция стран АТР на уровне министров по использованию космоса в интересах устойчивого развития этих стран, а в 1999 г. совместно с ООН и Европейским космическим агентством - симпозиум по содействию устойчивому развитию сельского хозяйства.

В октябре 2005 г. в Пекине представители правительств Китая, Бангла­деш, Индонезии, Ирана, Монголии, Пакистана, Перу и Таиланда подписали «Конвенцию Азиатско-Тихоокеанской организации космического сотрудничества», к которой в июне 2006 г. присоединилась Турция. Штаб-квартиру было решено аккредитовать в Пекине.

По вопросу мирного освоения космического пространства руководство КНР считает, что международное право является важным инструментом обеспечения гармоничного развития космического пространства, а также препятствует размещению оружия массового уничтожения в космосе.

«Все договоры, принципы и декларации, установленные в Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях, сыграли важную роль в регулировании космической деятельности в области поддержания космического порядка и содействие сотрудничеству в космической сфере, поэтому ими должны руководствоваться во всех странах, занимающихся изучением и освоением космического пространства», - заявил Хуан Хуйкан на 54-й сессии Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях [7].

Таким образом, концепция «гармоничного мира», которая, на наш взгляд, является неотъемлемой частью общей стратегии модернизации китайского государства, находит свое отражение в рамках развития межгосударственного сотрудничества в сфере изучения и освоения космического пространства, а также оказывает влияние на выработку стратегии поведения Китая в космической сфере. Становление и развитие космической отрасли КНР обусловлено необходимостью поиска новых ресурсов для дальнейшей модернизации страны. В настоящее время китайское руководство заинтересовано в развитии международной космической отрасли на основе концепции «гармоничного мира», а также в инклюзивном развитии космического пространства.

Рецензенты:

Абрамова Н.А., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой востоковедения ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.

Жуков А.В., д.филос.н., профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.