В апреле 2005 г. Председатель КНР Ху Цзиньтао на Афро-Азиатском саммите в Джакарте впервые выдвинул предложение о «совместном строительстве гармоничного миропорядка», позднее на праздновании 60-летия ООН Ху Цзиньтао системно развил новую концепцию «строительства гармоничного миропорядка, где будут царить прочный мир и всеобщее процветание»[8].
Появлению и развитию новой концепции «строительства гармоничного миропорядка» способствовал ряд реформ, проводимых в КНР, а также разработка национальных стратегий развития Китая. В марте 2000 г. на 3-й сессии ВСНП 9-го созыва Председатель КНР Цзян Цзэминь провозгласил стратегию глобального развития Китая, получившую название политики «идти вовне» (или политика «выхода за границу» [1]). Данная стратегия предполагает расширение внешней открытости, более интенсивную интеграцию в мировые экономические, политические, экологические и культурные процессы. Цель стратегии - превратить КНР к 2020-2030 гг. в самую мощную экономическую и политическую державу мира.
На XVI съезде ЦК КПК (ноябрь 2002 г.) стратегия дальнейшего социально-экономического развития КНР была определена как «Всестороннее строительство общества сяокан» [2]. Политика «сяокан» - это социально-экономическая политика с «китайской спецификой», имеющая своей целью повсеместное достижение уровня средней зажиточности населения. Политика «сяокан» была основой региональной политики Китая, она базировалась на традиционных представлениях китайского народа, а в сочетании с модернизацией применялась для достижения внутриполитической цели - стабилизации общества посредствам повышения уровня экономического развития. Таким образом, построение общества «сяокан» - это путь, взятый руководством КНР на гармоничное развитие во всех сферах жизнедеятельности китайского государства.
8 ноября 2002 года на XVI Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая Цзян Цзэминь выступил с докладом «Всесторонне вести строительство среднезажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма с китайской спецификой». В программном документе XVI съезда ЦК КПК был обобщен опыт предшествующего правительства, перечислены достижения прежних политических курсов и намечены новые задачи, которые необходимо осуществлять по следующим направлениям: всестороннее строительство среднезажиточного общества («сяокан»); экономическое строительство и реформа экономической системы; культурное строительство и реформа культурной системы; оборонное и армейское строительство; международная обстановка и внешнеполитическая деятельность и т.д.
Очевидно, что уже в этом документе содержатся компоненты концепции гармонизации, например, гармония человека и природы, но они еще недостаточно развиты. Главный упор делается на экономический аспект, о чем свидетельствует формулировка: «По-прежнему акцентируя на экономическое строительство как на центральное звено, разрешать проблемы на пути движения вперед» [3]. Кроме того, намечаются приоритеты внутреннего развития (укрепление экономической, духовной и оборонной основ развития, единение народа и районов Китая) и внешнего взаимодействия.
Содействие построению гармоничного миропорядка представляет собой внешнее продолжение внутренней стратегической задачи КНР - созидания гармоничного социалистического общества. Внешняя политика китайского государства обычно является продолжением ее внутриполитического курса, который проводится последовательно, опираясь на те же ценности и политическую логику, что и внешняя политика.
В настоящее время реализуемая концепции «гармоничного мира», по мнению правительства КНР, будет содействовать развитию и процветанию всего мира на основе сбалансированного развития и гармоничного взаимодействия всего человечества. Данный процесс несет в своей основе положительный потенциал для реализации и развития «китайской мечты».
Термин «китайская мечта» стал привлекать внимание мировой общественности после того, как на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва (март 2013 г.) Си Цзиньпин, избранный председателем Китайской Народной Республики, обозначил новый вектор пути развития государства - реализация «китайской мечты». В своем выступлении он подчеркнул, что для осуществления «китайской мечты» необходимо реализовывать идею «сильной страны, двигаться по китайскому пути, распространять китайский дух, собирать китайские силы» для возрождения китайской нации [5].
По словам президента Академии общественных наук Китая Ли Цзе и профессора Фудань Чжан Таофу, мощь современного Китая, которой удалось добиться благодаря политике реформ и открытости, в настоящее время привлекает пристальное внимание мирового сообщества, однако культурная сфера страны по-прежнему нуждается в духовной опоре и дальнейшем развитии. Такой опорой и может явиться «китайская мечта», суть которой заключается в великом возрождении китайской нации и включении Китая в ряды передовых государств мира по уровню совокупной мощи.
Профессор факультета политики и дипломатии Сеульского университета Данкук Ким Чжинхо отмечает, что современный Китай, безусловно, оказывает на мир свое активное влияние. Политика реформ и открытости и строительство социализма с китайской спецификой помогли Китаю найти «ключ» к двери, которая ведет к осуществлению «китайской мечты», реализация которой означает динамичное развитие государства, где проживает одна пятая всего населения планеты. Это само по себе является огромным вкладом в развитие мира [6].
Стремление к построению гармоничного внешнего пространства в условиях, когда все земные, природные ресурсы находятся в юрисдикции того или иного государства, с одной стороны, и избыточное количество человеческого ресурса внутри Китая, с другой стороны, открывает перед китайским руководством новые горизонты для реализации концепции «гармоничного мира».
На основе реализации концепции «гармоничного мира» китайское руководство разрабатывает и реализует планы по изучению и освоению космического пространства, одновременно заручаясь поддержкой не только космических держав РФ и США, но и новыми странами, желающими развивать космическую отрасль. Это, безусловно, способствует получению новых ресурсов, как материальных, так и не материальных, для дальнейшего развития КНР во всех областях, что приближает китайскую нацию к реализации «китайской мечты».
В июне 2011 года на встрече, посвященной основанию Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, руководитель китайской делегации, директор департамента международного права Министерства Иностранных дел КНР Хуан Хуйкан сказал: «Мы должны привлекать к изучению и освоению космического пространства большее число стран, которые не имеют потенциала для развития собственной космической отрасли для того, чтобы добиться устойчивого освоения и развития космического пространства» [7].
На современном этапе китайское руководство стремится к «всеобъемлющему развитию космического пространства». Понятие «всеобъемлющего развития космического пространства» имеет в свою очередь несколько содержательных акцентов: широкий доступ к изучению и освоению космоса после необходимого согласования исследований и использования космического пространства; равенство для всех стран (все государства вне зависимости от размеров и места на мировой арене имеют равные права по использованию космического пространства в мирных целях); равенства для всего человечества (освоение космического пространства расширяет человеческое мировоззрение и углубляет человеческое самопонимание).
Как считает китайское руководство, международное сотрудничество в области космических исследований обладает не только положительным потенциалом для всеобъемлющего исследования и использования космического пространства, но и должно стать основным ориентиром для развития космической деятельности всех стран.
Китай активно включается в международное сотрудничество по изучению и освоению космического пространства, что находит свое подтверждение в подписанных соглашениях, меморандумов с Бразилией, Великобританией, Индией, Канадой, Россией, Украиной, Францией, с Европейским космическим агентством и др. Вовлечение КНР в вопросы изучения космической проблематики - это продолжение развития Китая вовне на основе концепции «гармоничного мира».
Китай участвует в ряде важных международных соглашений по изучению и освоению космоса, в их числе: «Договор о принципах регулирования деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие объекты», «Соглашение о спасении астронавтов и возвращении на Землю астронавтов и объектов, запущенных в космос», «Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами», «Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космос». Присоединился к таким многосторонним совместным проектам, как «Комитет по спутникам наблюдения за поверхностью Земли», «Глобальный мониторинг погоды», «Десятилетие ООН по снижению влияния стихийных бедствий». В качестве страны-сопредседателя содействует «группе действий» (состоящей из 40 стран-членов Комитета ООН по мирному использованию космического пространства и 15 международных организаций) в борьбе со стихийными бедствиями с использованием систем орбитальной космической техники. Участвовал в работе Специальной группы экспертов по обоснованию координационного механизма в ликвидации последствий стихийных бедствий, присоединился к «Хартии сотрудничества по согласованному использованию орбитальной технической системы в случае крупных стихийных бедствий и техногенных катастроф», подписанной космическими агентствами многих стран [4]. Тот факт, что КНР активно учувствует в международных соглашениях по изучению и освоению космического пространства, свидетельствует о стремлении китайского руководства продолжать начатые преобразования в международной космической отрасли в рамках китайской концепции «гармоничного мира».
Говоря о текущих проблемах, Хуан Хуйкан сказал, что исследование космического пространства в XXI веке становится всё более коммерциализированным, а количество стран, занимающихся исследованиями космоса, возрастает. Китай считает, что в ближайшие 50 лет международное сообщество должно осуществлять изучение и освоение космического пространство на основе инклюзивного подхода на благо всех стран, особенно тех стран и народов, которые еще не имеют собственной космической отрасли.
После успешной доставки в октябре 2003 г. на орбиту китайско-бразильского спутника по изысканию георесурсов между двумя странами были подписаны протоколы о совместной разработке спутников, а также о совместном освоении системы прикладного использования полученных данных.
Однако коммерциализация космической деятельности и риск милитаризации космоса требуют от мирового сообщества, а также от КНР активизации деятельности по созданию новых законов, регламентирующих международную деятельность в космосе, и совершенствованию существующей системы международного права в космической отрасли.
Китайское руководство уделяет огромное внимание развитию сотрудничества на региональном уровне, в вопросах изучения и освоения космического пространства. Во взаимодействии с подразделениями ООН организовал Курсы лекций по основам космонавтики и Курсы лекций по дистанционной медицинской диагностике в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Совместно с секретариатом Многостороннего космического сотрудничества стран АТР, Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихоокеанского района многократно устраивал семинары и курсы по прикладной космонавтике, предоставляя финансовую поддержку их участникам.
Весной 2005 г. Китай стал действительным членом Международной организации по наблюдению земной поверхности и членом ее Исполкома. В 2006 г. Китай принимал 36-ю научную ассамблею Международного комитета по космическим исследованиям и 8-ю Международную конференцию по зондированию и использованию ресурсов Луны. Китай принимал участие в профильных мероприятиях, организованных Всемирной метеорологической организацией, Международной федерацией астронавтики и Международным комитетом по исследованию космического пространства.
В 1995 г. Китайское национальное космическое агентство стало членом международного координационного комитета по проблемам предотвращения засорения космического пространства.
Наряду с многосторонним международным сотрудничеством важное место занимает поддержка регионального сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона, где Китай стремится занять доминирующее положение.
В 1992 г. Китай, Таиланд, Пакистан и некоторые другие страны выступили спонсорами Азиатско-Тихоокеанского симпозиума по сотрудничеству в сфере космических технологий, стимулировавшего подписание в апреле 1998 г. меморандума о сотрудничестве в создании многофункциональных ИСЗ (искусственный спутник Земли), к которому присоединились правительства КНР, Ирана, Республики Корея, Монголии, Пакистана и Таиланда.
Важными вехами в развитии регионального сотрудничества стали организованная в Пекине в 1994 г. 1-я региональная конференция стран АТР на уровне министров по использованию космоса в интересах устойчивого развития этих стран, а в 1999 г. совместно с ООН и Европейским космическим агентством - симпозиум по содействию устойчивому развитию сельского хозяйства.
В октябре 2005 г. в Пекине представители правительств Китая, Бангладеш, Индонезии, Ирана, Монголии, Пакистана, Перу и Таиланда подписали «Конвенцию Азиатско-Тихоокеанской организации космического сотрудничества», к которой в июне 2006 г. присоединилась Турция. Штаб-квартиру было решено аккредитовать в Пекине.
По вопросу мирного освоения космического пространства руководство КНР считает, что международное право является важным инструментом обеспечения гармоничного развития космического пространства, а также препятствует размещению оружия массового уничтожения в космосе.
«Все договоры, принципы и декларации, установленные в Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях, сыграли важную роль в регулировании космической деятельности в области поддержания космического порядка и содействие сотрудничеству в космической сфере, поэтому ими должны руководствоваться во всех странах, занимающихся изучением и освоением космического пространства», - заявил Хуан Хуйкан на 54-й сессии Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях [7].
Таким образом, концепция «гармоничного мира», которая, на наш взгляд, является неотъемлемой частью общей стратегии модернизации китайского государства, находит свое отражение в рамках развития межгосударственного сотрудничества в сфере изучения и освоения космического пространства, а также оказывает влияние на выработку стратегии поведения Китая в космической сфере. Становление и развитие космической отрасли КНР обусловлено необходимостью поиска новых ресурсов для дальнейшей модернизации страны. В настоящее время китайское руководство заинтересовано в развитии международной космической отрасли на основе концепции «гармоничного мира», а также в инклюзивном развитии космического пространства.
Рецензенты:
Абрамова Н.А., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой востоковедения ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.
Жуков А.В., д.филос.н., профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.