Введение: В многообразии музыкальной реальности ХХ-ХХI вв. часто трудно выделить культурный смысл, саму музыкальную мысль, определить ее созвучие с социальной реальностью. В этом случае необходимо зафиксировать собственно музыкально-эстетическую концепцию. Это связано с тем, что музыкальная реальность и музыкально-эстетическая концепция внутренне глубоко самообусловлены друг другом.
Цель исследования: выявить специфику взаимосвязи музыкальной реальности и музыкально-эстетических концепций.
Материал и методы исследования: Статья написана на основе работ современных отечественных исследователей - Я.Ф. Аскина, Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, Т.А. Кирик, М.Н. Кокоревич, С.И. Орехова, А.С. Панарина и др., которые анализировали проблемы художественной и музыкальной культуры, функционирование музыкально-эстетических артефактов, в том числе концепций, теорий и т. п.
В качестве метода исследования использовался принцип детерминизма как методологической установки с опорой на системный и структурно-функциональный подходы, что позволило выявить содержание музыкальной реальности и музыкально-эстетической концепции как некоего теоретического конструкта и также определить характер их взаимосвязи как динамичный и многофакторный.
Результаты исследования и их обсуждение: на основе принципа детерминизма с использованием элементов системного и структурно-функционального подходов создана модель музыкальной реальности как порождение художественной реальности. Выделены ее структурные элементы, а также модель музыкально-эстетической концепции, составными частями которой являются: а) музыкальная идея и музыкальный художественный образ; б) художественный метод; в) художественный стиль, которые в музыкальном произведении внутренне взаимосвязаны. Определена функциональная структура музыкально-эстетической концепции с присущими ей такими функциями как проектная, стабилизирующая, генерирующая, непосредственная. Отмечено, что данные функции репрезентируют бытие музыкально-эстетической концепции в качестве музыкального произведения внутри музыкальной реальности и ее влияние на ее эволюцию, а также выражают связь музыкально-эстетической концепции с художественной и социальной реальностями. Указанная связь имеет динамический и многофакторный характер.
Основные положения статьи обсуждались на методологическом семинаре аспирантов и соискателей Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Основная часть: философы и музыковеды по-разному трактуют музыкальную реальность. В качестве примера можно привести следующую интерпретацию этого понятия. «Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.
1) Познание направляется на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным, должно сохранить известную самостоятельность по отношению к познавательному акту. Сущее-в-себе, выступает как преднаходимое, имеет характер «достоверной видимости», и, кроме того, оно обладает еще большей значительностью в качестве акта сознания, который находит сущее-в-себе.
2) Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом существуют акты, среди которых наиболее важны для проблемы реализма, - эмоционально-рецептивные: опыт, переживание, страдание, терпение, которые объединяют как «происшествия», как затронутость чем-либо, а именно реальностью происшедшего и жесткостью реальности вообще (например, в том случае, когда получают болезненный удар или толчок).<...> Эмоционально-перспективные акты (ожидание, предчувствие, готовность, подготовленность к чему-либо) также свидетельствуют о реальности, т.к. они являются заглядыванием в надвигающееся и «грядущее», которое, как мы знаем, ограничит свободу наших действий» [8, с. 387-388].
И далее «имеются эмоционально-спонтанные акты (влечение, желание, деятельность, действие). В принципе они тоже являются перспективными, так как направлены на возможность вмешательства в ход событий, следовательно, на изменение грядущего, путем влияния на него. Они непременно порождают уверенность, как в реальности грядущего, так и в реальности последствий этих актов» [6, с. 16-17]. «...Все эти акты неразрывно связанны. В человеческой повседневной жизни они исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована как свойство целостности бытия. Центром этой структуры является реальная данность; реальная определенность постоянно руководит человеческим существованием» [8, с.388-389]. В исследовании художественной реальности, которая порождает музыкальную реальность, ряд авторов - М.С. Каган, Ю.Б. Борев выявляют такие ее черты, как целостность, проектность, ценность, изоморфность социальной реальности [см.: 4, с. 221; 2, с. 308]. Т.А. Кирик отмечает наличие у художественной реальности признаков виртуальной реальности: порождаемости, актуальности, автономности, интерактивности. «Таким образом, оформленная художественная реальность является лишь онтологическим прототипом виртуальной реальности, феноменом, онтологически сходным с ним. Искусство, особенно те его виды, которые творятся «на глазах», имеющие элемент интерактивности, в частности театр, наиболее близки к виртуальной реальности»[5, с. 16]. В итоге имеем следующие характеристики музыкальной реальности - целостность, проектность, ценность, виртуальность, изоморфность, которые характеризуют генезис музыкальной реальности, порождение музыкальной реальности художественной и социальной реальностью. Но в то же время музыкальная реальность как самодостаточное явление имеет свои собственные отличительные черты - это трансцендентность, имманентность эмоционально-рецептивных актов (опыт, переживание, страдание, терпение), имманентность эмоционально-перспективных и имманентность эмоционально-спонтанных актов (влечение, желание, деятельность, действие). Если первые выступают в качестве внешней структуры или внешних функций, то вторые выражают внутреннюю структуру и внутренние взаимосвязи музыкальной реальности. Эксплицированные ранее сущностные черты музыкальной реальности, в силу всеобщей связи явлений, детерминируют содержание и функции музыкально-эстетических концепций. С точки зрения системных воззрений схематически модель музыкально-эстетической концепции может быть представлена следующим образом, то есть включать в свое содержание как системы следующие элементы: художественную идею, художественный образ, художественный метод, художественный стиль, которые связанны между собой внутренними связями, образуя структуру музыкально-эстетической концепции, которая в «снятом» виде репрезентирует основные черты музыкальной реальности и в то же время обладает собственным специфическим содержанием. Ее структура детерминируется музыкальной реальностью, системообразующим признаком выступает музыкальная идея. В то же время структура музыкально-эстетической концепции и музыкальная реальность взаимообусловливают друг друга, то есть осуществляется процесс, в котором сознание музыканта (творческие акты, идеи, представления, традиции, инновации и пр.) опосредованно обусловливает музыкальную реальность, стимулирует возникновение новой музыкальной реальности. В более общем плане это положение зафиксировано и в работах классиков философии, и в работах современных ученых-философов и музыковедов. «Идеальная детерминация, - пишет Я.Ф. Аскин - может осуществляться в сфере сознания, может быть направлена и на материальные объекты. Наиболее характерным здесь является воздействие идеи на жизнь общества» [1, с. 78]. Аналогичную точку зрения высказывает А.С. Панарин. «Духовные образования - идеология, наука, искусство, другие выражения коллективных чаяний людей - не только отражение действительности. Это еще и проекты общественного действия, нередко мобилизующие энергию миллионов» [7, с. 41]. Т.е. налицо у музыкально-эстетической концепции наличие проектной функции. Другой исследователь - В.П. Щенников выделяет функции концептуальной (в его терминологии - идейной - О.К.) детерминации. Это стабилизирующая, генерирующая и функция непосредственной детерминации [см.: 9, с. 47-49]. Итак, имеем два конечных объекта - музыкально-эстетическую концепцию и музыкальную реальность в качестве репрезентанта художественной и социальной реальности. Эти объекты взаимосвязаны, но различны. Музыкальная реальность детерминирует музыкально-эстетическую концепцию и посредством ее самодетерминирует самою себя, то есть осуществляется самодетерминация. Конкретизируем выше поставленный вопрос: каким образом музыкальная реальность детерминирует музыкально-эстетические концепции, а последние в свою очередь детерминируют собственно музыкальную реальность, т. е. осуществляется самодетерминация. В целях осмысления указанной проблематики еще раз вернемся к изложенным положениям. Итак, художественная реальность как вид социальной реальности с присущими ей такими характеристиками, как целостность, ценность, виртуальность, изоморфность ее социальной реальности порождает, выступает в то же время основанием, базисом целого семейства различных реальностей более частного порядка - музыкальной, поэтической, театральной и пр. Каждая из указанных видов реальности существует с присущими ей специфическими чертами, которые ее «индивидуализируют» и лежат в основе ее собственного бытия. В процессе детерминации музыкальной реальностью музыкально-эстетических концепций их указанные черты выступают в качестве факторов детерминации, то есть существенных обстоятельств в данном процессе. И в то же время его движущей силой, которая процессу детерминации придает динамический характер, так как они выступают в качестве составляющих творчества ученых. Таким образом, механизм детерминации предстает как многофакторный и динамичный. С одной стороны, в нем отражены общие черты субстанциональности музыкальной реальности, а, с другой- представлены результаты применения принципа детерминизма с присущими ему такими чертами, как многофакторность, системность, открытость, тенденционность к функционированию музыкально-эстетической концепции, что выявляет внутренние черты концепции - это трансцендентность, имманентность эмоционально-рецептивных, эмоционально-перспективных и эмоционально-спонтанных актов. Динамичность и многофакторность механизма детерминации музыкальной реальностью музыкально-эстетических концепций служат важнейшими чертами процесса осознания как самой музыкально-эстетической концепции, так и ее влияния на музыкальную реальность, то есть механизма самодетерминации музыкальной реальности. Трансцендентность музыкальной реальности обусловливает трансцендентность музыкально-эстетической концепции, т.е. идею, идейную сущность (или сущность идеи как идеального бытия). Динамичность и тенденционность музыкально-эстетической концепции на определенном историческом периоде репрезентируют творчество музыканта как художника. Таким образом, трансцендентность, имманентность эмоционально-рецептивных, эмоционально-перспективных, эмоционально спонтанных актов, динамичность музыкально-эстетической концепции как результата творчества художника (музыканта) являют себя в качестве основания идеи, принимающей форму художественного образа, - центральной фигуры музыкально-эстетической концепции. Рождение художественной идеи, воплощенной в художественном образе, «обработка» ее художественным методом придают идее (образу) характерные стилевые черты, совокупность которых образуют внешнее функциональное поле художественной идеи и художественного образа, воплощенных в художественном произведении. Каково же функциональное поле стиля? На этот вопрос, например, Ю.Б. Борев отвечает следующим образом:
« 1. Стиль - фактор социального бытия произведения, осуществление ориентации художника по отношения к обществу. Стиль обусловливает существование произведения как законченного специфического музыкального произведения, обеспечивает его онтологию <...>.
2. Он определяет развитие художественной традиции на новом, едином основании, позволяет осуществить художественное взаимодействие разных эпох, не нарушая при этом структуры данного произведения. Стиль спасает произведение от эклектики.
3. Стиль - фактор художественного воздействия искусства. Он определяет характер эстетического влияния произведения на аудиторию, ориентируя художника на определенный тип художественных ценностей...» [3, с. 415].
Соглашаясь с результатами фундаментального анализа стиля произведенного автором зафиксируем, что стиль выражает функционирование музыкально-эстетической концепции в музыкальной реальности как специфической области репрезентирующей также художественную и социальную реальности.
Через стилевые особенности произведения художественная идея (художественный образ) реализует функцию непосредственной идейной детерминации музыкальной и художественной реальности и опосредованно социальной реальности, которая в свою очередь служит их общим социокультурным основанием.
Учитывая вышесказанное, отметим, что один конечный объект - музыкальная реальность, детерминирует другой конечный объект - музыкально-эстетическую концепцию, и посредством последнего осуществляется самодетерминация первого - музыкальной реальности.
В этом случае, естественно, опираясь на предыдущие методологические соображения, следует более подробно интерпретировать такой конечный объект, как музыкально-эстетическая концепция в качестве системы с присущими ей внутренними структурными элементами и функциональными особенностями: а) художественный образ - идея, воплощенная в мышлении художника художественными, идеально-образными средствами; б) художественный метод - средство конкретизации идеи, ее художественное оформление (придающие идеи художественной формы), факторами оформления которой являются эстетическое богатство действительности, миросозерцание художника, художественно-мыслительный материал, накопленный в предшествующие эпохи, например, традиции, принадлежность к некоторому течению, школе и пр.; идеально-практическая форма художественного образа (художественной идеи); в) художественный стиль - фактор социального бытия художественного произведения как развернутого содержания художественного образа (художественной идеи); социально-практическая форма художественного образа (художественной идеи); г) иерархированная система (совокупность) различных видов социальной реальности и пр., составляющие социокультурное основание музыкально-эстетической концепции как ее функциональное поле.
Элементы системного метода, примененные к музыкально-эстетическим концепциям в качестве операционального компонента принципа детерминации, позволили выстроить системную модель музыкально-эстетической концепции с ее структурой и функциями, где в качестве системообразующего признака, как указывалось выше, выступает музыкальная идея.
Элементы структурно-функционального метода обусловили формирование функциональной модели музыкально-эстетической концепции. Музыкально-эстетическая концепция в свою очередь влияет на музыкальную реальность, заставляет ее изменяться, эволюционировать посредством реализации своих функций - проектной (Аскин, Каган), стабилизирующей, генерирующей, непосредственной (Щенников), т.е. выступает средством самодетерминации самой музыкальной реальности.
Итак, музыкально-эстетическая концепция в качестве функциональной структуры - это: 1) идеальная предметность, имеющая системный характер, и структурно-функциональная конфигурация; 2) обладает способностью не только отражать, но и опережать наличную действительность как иерархированную совокупность различных видов реальности; 3) имеет ценностный характер; 4) обусловливает музыкальную реальность как вида социальной реальности, т.е. выступает в качестве средства ее самодетерминации; 5) представляет собой специфическую форму музыкального знания.
Заключение: сама взаимосвязь музыкально-эстетической концепции и музыкальной реальности в общем плане может быть представлена следующим образом.
Рассматривая мир как всеобщую связь явлений с точки зрения общественно-исторического характера познания на конкретно-историческом этапе развития культуры и общества, субъект познания выделяет из всеобщей связи явлений некие конкретные, отдельные конечные объекты. К их числу следует отнести музыкальную реальность и музыкально-эстетическую концепцию. Эти объекты имеют черты, которые дают возможность видеть их как отдельные звенья всеобщей связи, позволяющие их специфицировать как обособленные, достаточно автономные объекты, имеющие свои имманентные черты, свойства и отношения. Это также позволяет зафиксировать связи обусловливания, детерминации одним объектом - музыкальной реальностью - связи порождения (генетические) и субстанциональные (формальные и содержательные), другого объекта - музыкально-эстетической концепции с присущим ему набором специфических связей - функциональные и обратные (самодетерминирующие первый объект). Следовательно, механизм детерминации будет складываться из совокупности указанных связей обусловливания (детерминации) - генетических, формальных и содержательных; а самодетерминации - из функциональных, обратных. Эти выявляют динамичность и многофакторность специфических черт музыкальной реальности и музыкально-эстетической концепции.
Рецензенты:
Балабанов П.И., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии, права и социально-политических дисциплин, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», г. Кемерово.
Миненко Г.Н., доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры, г. Кемерово.