Сегодня в условиях динамично меняющегося информационного общества в России движение инновационных детских информационных объединений только возрождается. В настоящее время, когда от человека требуются не только знания и умения, но и развитые личностные свойства, позволяющие ему активно включаться в творческую преобразующую деятельность, внимание ученых, педагогов привлекает проблема изучения инновационного педагогического потенциала детских информационных объединений и его возможностей. Окружающая среда стремительно изменяется в связи с постоянным общением детей в Интернете. Дети все больше времени проводят за пределами традиционной учебной среды - школы. Отмечается, что в связи с возрастанием влияния информационных средств, все больше детей воспитываются на интернете и компьютерных играх. Именно информационное взаимодействие, а не компьютеры, интернет, мобильная связь, определяют формирующееся новое общество как информационно-коммуникативное. Межличностное общение детей и равноправный межпоколенческий диалог - это «клеточка», которая призвана вырасти в новый тип способов и средств коммуникации, жизнетворчества. В этом направлении наблюдается наибольший прорыв подрастающего поколения. По мнению С. Цымбаленко, президента ЮНПРЕСС, доктора педагогических наук, «подростки, лишенные права слова во взрослых средствах массовой коммуникации, создают собственное информационное пространство. Информационная активность детей, подростков, юношества приобретает масштабы общенационального общественного движения. В массовом порядке создаются самодеятельные газеты, журналы, видеопродукция, интернет-ресурсы, которые частично восполняют пустующие информационные ниши. Они решают еще одну важную социальную задачу». Если в прежние исторические периоды человек мог за свою жизнь реализовать одну социальную роль или ограниченное количество, то в настоящее время основной формой существования личности является непрерывное обновление, особый культурный «инструмент» овладения будущим при помощи творческих действий, в том числе и воображения (А.Г. Асмолов).
Встает вопрос, как помочь педагогам, родителям осознать важность социализации, информационного воспитания детей в современном мире.
Анализ эмпирических данных автора показал, что уровень подготовки информационного обучения детей в целом остается неоправданно низким. Обнаружены серьезные проблемы - это отсутствие профессионально подготовленных кадров, необходимой учебно-методической литературы, программы. Неподготовленность детей основам детской журналистики, информационным знаниям, грамотности объясняется тем, что нет системности, последовательности при обучении информационным знаниям, умениям, разрозненности усилий руководителей детских информационных объединений.
Для выстраивания оптимального информационно-коммуникативного взаимодействия детей и подростков и общества необходимы системные изменения образовательной, информационной среды детей, в том числе образовательных учреждений. В этом плане важным и ценным является опыт инновационных детских информационных объединений (далее ДИО), которые инициируют и поддерживают детей и подростков в формировании информационной грамотности, включая детей в эту интегративную, творческую форму общения, социализации. Положительная динамика использования детских информационных объединений нами нарабатывается. В процессе деятельности детские информационные объединения содействуют становлению общества открытого типа, в котором одной их важнейших задач является создание культурно-образовательного пространства, способствующего формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющих общество «завтрашнего дня».
Обратимся к истории деткой прессы. В двадцатые годы прошлого века известный педагог и гуманист Януш Корчак написал работу, озаглавленную «О школьной газете». В ней, высказывая свое суждение, отличное от идей С. Френе (который придавал большое значение типографии и распространению идей), Я. Корчак объясняет свою страсть к школьной газете самим процессом её создания: прежде всего, его интересует, кто отбирает статьи для публикации и почему, на каком основании. Он считает, что разнообразие статей в школьной газете помогает детям организовать деятельность в демократической форме, даже если это и не так уж просто. Главное - каждый участвует в достижении поставленных целей. Успех будет заключаться в том, что выработается активная гражданская позиция.
Мы разделяем эти идеи. В ХХI веке важно не только понимать информацию, но и участвовать в процессе создания информации. Все это требует от личности умения интерпретировать событие, сообщение, то есть освоения процесса обработки информации. Содержание и форма здесь взаимосвязаны. Именно эти два взаимодополняющих аспекта являются факторами, способствующими развитию информационного общества. Значительное место в его создании занимают детские информационные объединения.
В нашем контексте под детским информационным объединением мы понимаем добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе детско-взрослых сообществ: юные журналисты и их руководители, школьные редакции, пресс-центры, клубы и др., объединяющиеся по возможности решать актуальные социокультурные проблемы сообщества, удовлетворять запросы своих сверстников в социально активной информации. Детские информационные объединения как социально-педагогическое явление способствуют социальному становлению детей, так как содержание выпускаемых детьми изданий четко отражает их социальную позицию.
В Бурятии из года в год расширяется сетевая структура, которая создает благоприятную среду для развития информационно-коммуникативной системы, творческих способностей детско-взрослого сообщества, для самореализации, самовыражения, саморазвития, социализации в динамично меняющемся информационном обществе. Ядром детских информационных объединений является лига юных журналистов Бурятии, которая разработала педагогическую концепцию развития. Суть ее состоит в том, чтобы содействовать развитию инновационной деятельности детских объединений, повышению уровня информационной грамотности, социализации детей в процессе обучения. Приобщение подростков к разнообразным видам творчества с применением современных средств коммуникаций открывает большие возможности в развитии и саморазвитии, образовании и самообразовании детей. Специальная подготовка, предусмотренная программой подготовки юных журналистов 1-2 года обучения, формирует специальные знания, умения по основам информационной грамотности, гарантирует детям реальный доступ к информационным ресурсам, грамотному использованию Интернета. Программа объединения обеспечивает комплексом навыков для получения, понимания, оценки, создания информации, чтобы стать более информационно грамотными людьми. Акцент программы делается на практические занятия, упражнения, оценке авторских материалов юных авторов. Такое обучение способствует осуществлению различных прав детей на информацию, самовыражение, общение. Очень важная составляющая - это умение педагогов идти навстречу детям, взаимодействие между собой. Программа юных журналистов помогает детям стать информационно грамотными, обеспечивает базовые знания, полезность таких занятий налицо. В программе предусмотрено три группы обучения: элементарный, базовый, продвинутый, поэтому занятия могут посещать дети с разным уровнем подготовки, навыками работы с информацией, медийной техникой и т.д. Большая часть предусмотрена различным вариациям, постепенно усложняющимся упражнениям, самостоятельному виду работы, прививаются привычки приучать себя спрашивать, что я сегодня узнал нового, чему научился и т.д. Дети активнее начинают использовать и другие медийные средства в своей повседневной жизни, начинают активно сотрудничают с библиотеками, чтобы «жить» в обстановке информационной культуры. Дается глоссарий терминов и понятий по медиа-информационной грамотности для начинающих журналистов. В процессе практической деятельности дети получают шанс выступить в различных конкурсах, фестивалях разных уровней, где могут проверить свою компетентность. Это своеобразная палитра навыков, без которого человеку ХХI века трудно понять окружающий мир.
Детские информационные объединения Бурятии дали толчок для развития школьных радио-телегазет, создания школьных пресс-центров, сайтов и медиахолдингов. Активизируются взаимодействия детских общественных организаций в информационном пространстве республики. ДИО завоевывают авторитет среди сверстников лишь только в том случае, если поднимают на своих страницах общественные и личные проблемы и ищут пути их решения. Систематический характер принял процесс подготовки медиапедагогов, медиаруководителей, обмен опытом на уровне Российской Федерации. Во многих районах республики функционируют детские информационные объединения, которые выпускают самодеятельные печатные школьные газеты с 2000 года. Сегодня их число выросло с 80 до 230 газет, это значит, каждая вторая школа республики выпускает свою газету и одновременно в школьных пресс-центрах проводятся учеба, мастер-класс по основам журналистики с юными авторами. Общение среди сверстников при этом является определяющим и приоритетным, полученная таким образом информация вызывает у подростков большее доверие, чем знания, предлагаемые взрослыми. При этом дети становятся участниками творческого сообщества, которое существует и развивается благодаря обогащающей друг друга коммуникации. Приоритетным направлением в деятельности детских информационных объединений является организационно-методическая поддержка организаторам детской прессы, поддержка участия детей в деятельности «взрослых» изданий, освещающих жизнь подростков. Развитие ДИО позволяет сформировать в ближайшем социальном окружении детей и подростков эвристическую среду, в которой поиск нетривиальных решений социальных проблем наиболее значим для всех участников объединения. Обсуждая различные актуальные проблемы в кругу заинтересованного детско-взрослого сообщества важно услышать голос каждого. Набирает новый виток социального партнерства, которое позволяет определять приоритеты воспитания и образования в современном динамично меняющемся обществе.
Критериями социализации детей - участников детских информационных объединений являются: готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем; устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям; активная позиция детей в решении социальных проблем, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях. Главная идея развития ДИО в информационном обществе заключается в том, что каждый ребенок на основе взаимодействия с социокультурной средой и в процессе взаимодействия со взрослыми должен не только получать знания о социальных отношениях, но и реально реализовать себя в качестве субъекта решения социальных проблем. Также участие подростков в работе детских информационных объединений позволяет более успешно решать задачи социализации за счет включения детей в социально значимую деятельность. Таким образом, детское информационное объединение представляет собой синтез социального и детского творчества, способствуя выработке личной позиции каждого подростка.
Впервые в Бурятии прошел методологический семинар (11-12 мая 2012г.), где обсуждались актуальные вопросы программы развития детских информационных объединений, координации их действий и были выработаны соответствующие рекомендации. Эта Программа является методологическим инструментарием функционирования ДИО в режиме развития. Программа представляет собою систему действий, мероприятий, направленных на эффективный и результативный переход в новое качественное состояние к 2021 году на основе оптимального использования:
- методов стратегического, инновационного, производственного, научно-педагогического менеджмента;
- методов проектно-программного развития образовательно-воспитательных систем;
- идей, последних достижений и новшеств в области научно-методологического развития медиаобразования в РФ и зарубежья;
- механизмов регулирования общественных отношений в рамках программных действий, обеспечивающих стабильность, защиту прав всех участников программы.
В соответствии с Программой ДИО со всей ответственностью участников и исполнителей на основе межведомственного подхода способствует решению важнейших общественно-государственные задач духовно-нравственного характера. Таким образом, в условиях динамично меняющегося информационного общества инновационная деятельность детских информационных объединений является важнейшим условием социализации современных детей, обеспечивает возможность самовыражения, самореализации юной личности и право каждого юного гражданина на получение полной, достоверной, качественной информации, важной для его полноценного развития, создает условия для прямого участия самих детей как юных граждан отечества. В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь «раскрывается как система творчества».
Рецензенты:
Фришман И.И., д.п.н., профессор, директор Научно-практического центра Международного союза СПО-ФДО, г. Москва.
Цымбаленко С.Б., д.п.н., президент ТОО ЮНПРЕСС, г. Москва.