Главная задача любого государства – это экономический рост. Экономический рост может быть осуществлен только за счет передовых технологий, накопления человеческого капитала, то есть перехода к экономике знаний. Принадлежность страны к современной мировой цивилизации определяется многими факторами, в том числе уровнем развития науки и техники и качеством образования.
Провозглашение курса РФ на модернизацию и перевод экономики на инновационный путь развития требует повышения качества человеческого капитала, уровень которого непосредственно зависит от уровня образованности граждан. Ключевая роль в повышении качества человеческого капитала отводится высшему профессиональному образованию – социальному институту, ответственному за наследование, накопление и воспроизводство профессиональных теоретических и практических знаний, умений и навыков [4; 6].
Переход РФ к рыночной экономике сопровождался рядом отрицательных последствий в сфере высшего образования. К ним относятся ухудшение материально-технического обеспечения учебного процесса и прогрессирующий износ основных фондов вузов, кризис вузовской науки, прежде всего в области фундаментальных наук, снижение престижа научно-педагогической работы.
Главная причина – проблемы финансирования высшего образования, которые, в свою очередь, обусловлены, с одной стороны, введением элементов рыночных отношений в сферу образования, а с другой – снижением доли бюджетного финансирования. Отсутствие достаточного бюджетного финансирования привело к необходимости привлечения внебюджетных средств, то есть к фактической коммерциализации высшего образования.
Приоритетность высшего образования на сегодняшний день обусловлена многими объективными причинами, которые были обобщены и представлены в виде схемы, отображенной на рис. 1.
Модернизация экономики в РФ требует новой инновационной модели высшего профессионального образования в соответствии с приоритетами государственной политики в данной сфере. Государственная политика в области образования в современных условиях направлена на решение острейших проблем качества и доступности образования, повышение социального статуса работников образования, интеграцию науки и образования, повышение эффективности вкладываемых в образование средств.
Проблем в области высшего профессионального образования много, но очевидно, что все они тесно взаимосвязаны и имеют системный характер. Поэтому можно выделить основные проблемы, которые, в свою очередь, влекут за собой все остальные. Основные проблемы высшего профессионального образования представлены на рис. 2.
Для того чтобы высшая школа могла претендовать на значимую роль в мировом образовательном процессе, необходимо в первую очередь произвести модернизацию высшего образования в направлении, связанном с более тесной и жесткой ориентацией на потребности рынка труда. Это предполагает не только повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, но и диверсификацию источников финансирования высшей школы.
Рис. 1. Причины, обусловливающие приоритетный статус высшего образования
Рис. 2. Система основных проблем в сфере высшего профессионального образования
Перспективы развития российского образования после 2010 г. раскрываются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям рынка труда. Реализация данной цели предполагает решение нескольких приоритетных задач: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструмента социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [2].
Основными условиями устойчивого развития страны являются наиболее полное использование государством труда как ресурса производства, а также активная деятельность по борьбе с безработицей [3; 8; 9]. Для решения данных задач можно выделить два основных направления [1; 7], которые представлены на рис. 3.
Потребность в современных человеческих ресурсах на рынке труда осуществимо только при устойчивом развитии системы высшего профессионального образования и формировании оптимального механизма её финансирования. Речь идет только о высшем профессиональном образовании, поскольку инновационная экономика основана на знаниях и требует прежде всего работников с высшим образованием.
Рис. 3. Основные направления в решении проблем трудоустройства выпускников вузов
Главное требование к системе высшего образования в современных условиях – приведение её уровня в соответствие с потребностями современного рынка труда. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений во многом зависит от качества полученного ими образования. К показателям оценки качества образования, в частности, относятся удельный вес выпускников, окончивших высшие учебные заведения и работающих по полученной специальности в течение трех лет, и степень продвижения выпускников по служебной лестнице. Для этого в высших учебных заведениях должна быть отлажена система мониторинговых исследований, позволяющая определить степень трудоустройства выпускников по специальности, полученной в вузе, просмотреть их карьерный рост в целях выявления профессиональных просчетов в системе подготовки кадров образовательных учреждений. Как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., в области развития человеческого потенциала необходим переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам, внедрение инновационных технологий в образовании [2].
Система высшего профессионального образования и рынок труда являются двумя значимыми факторами формирования человеческого капитала. На рис. 4 отображена схема воздействия системы высшего профессионального образования и рынка труда как двух факторов человеческого капитала.
Обозначения:
Противоречия (6, 7) Факторы (1, 2) Взаимосвязи (3, 4, 5)
1, 2 - На формирование человеческого капитала оказывают влияние такие факторы, как система высшего профессионального образования и рынок труда.
3 - ВПО позволяет приобрести необходимый запас знаний, который может использоваться в трудовой деятельности, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, оказывает благоприятное влияние на условия труда.
4 - Уровень и качество ВПО населения во многом определяет модернизацию экономики страны.
5 - Рынок труда определяет направление развития системы ВПО.
6 - Процесс формирования человеческого капитала сталкивается с необходимостью разрешения противоречия, возникающего из-за несовпадения экономических интересов работника (собственника человеческого капитала) и работодателя (потребителя человеческого капитала). Противоречие заключается в дисбалансе спроса и предложения специалистов на рынке труда.
7 - Несовпадение экономических интересов индивидов - носителей человеческого капитала и работодателей - получателей дохода за счет экономии на заработной плате и привлечения работников низкой квалификации, что противоречит потребностям модернизации экономики, которая нуждается в привлечении специалистов высокого уровня квалификации и представителей рабочих профессий.
Рис. 4. Факторы формирования человеческого капитала
Одним из ключевых факторов, влияющих на формирование человеческого капитала, является уровень развития образования, потому что оно позволяет приобрести значительный запас знаний, который может оптимально использоваться в трудовой деятельности. Высшее образование позволяет быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, оказывает благоприятное влияние на условия труда. Уровень и качество образования способствуют модернизации экономики. Другим фактором, влияющим на формирование человеческого капитала, является состояние рынка труда. Фактически рынок труда определяет направление развития системы образования [5, с. 153].
Таким образом, качество результатов обучения складывается из востребованности выпускников при современных запросах рынка труда, уровня сформированных итоговых компетенций молодых специалистов, а также их удовлетворенности результатами обучения для успешного ведения профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Шеломенцев А. Г., д.э.н., профессор, заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем, Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург.
Дорошенко С.В., д.э.н., доцент, ведущий специалист отдела развития региональных социально-экономических систем, Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург.