Введение
В современных социокультурных условиях России проблема формирования культуры здоровья той части учащейся молодёжи, которой в силу перенесённых заболеваний в большей мере, чем сверстникам, грозят сниженная работоспособность и перспективы ранней инвалидности, приобретает особое значение. Таких студентов с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок, относят к специальной медицинской группе. Как правило, они имеют хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, характеризуются слабым психофизическим развитием и низким функциональным состоянием. У них часто возникают простудные заболевания вследствие двигательной и закаливающей детренированности. Контингент таких студентов выделяется повышенной психической и физической утомляемостью, сниженной степенью адаптационных возможностей. Как правило, они плохо организованы, не могут выполнять многие физические упражнения, не участвуют в спортивной деятельности, не владеют некоторыми прикладными умениями и навыками (например, плаванием). Для студентов специальной медицинской группы предусматривается ограничение объёма физической нагрузки, необходимы специальные условия для адаптационных возможностей организма. Студенты в таких группах обычно
Современные данные о состоянии здоровья студентов вузов России говорят о тенденции увеличения количества студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Исследования, проведенные для оценки физического развития и функционального состояния студентов специальной медицинской группы, свидетельствуют о том, что число первокурсников данных групп в регионах России ежегодно растёт в среднем на 5%. Тенденция прогрессирует и количество юношей и девушек с отклонениями в состоянии здоровья, вызванное снижением сопротивляемости организма, увеличивается на протяжении всего периода обучения в вузе.
Результаты медицинского обследования студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета показали, что в 2009 учебном году количество первокурсников в специальной медицинской группе составляло 11,1 % [2].
Доля студентов специальной медицинской группы на I - IV курсах всех факультетов Волгоградского государственного медицинского университета в 2010 году составила 29,25% от общего числа проходивших медицинский осмотр [5].
По результатам педагогических наблюдений в десяти институтах и факультетах Приднестровского государственного университета им Т.Г. Шевченко в период с 2008 года по 2012 год выявлено, что количество студентов специальных медицинских групп от 12,7% до 10% к числу студентов, занимающихся общей физической культурой в рамках учебного процесса высшего профессионального образования (таблица 1).
Таблица 1
Количество студентов специальных медицинских групп Приднестровского государственного университета за период с 2008 по 2013 годы
Учебный год |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
Всего студентов 1-4 курса, чел |
5048 |
5053 |
4465 |
4538 |
4190 |
Студентов в СМГ, чел |
506 |
641 |
540 |
480 |
461 |
Относительное количество студентов в СМГ,% |
10% |
12,7% |
12% |
10,6% |
11% |
Анализ по видам заболеваний среди студентов Приднестровского государственного университета выявил наиболее типичные группы по нозологии. И самыми распространёнными являются заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата и заболевания сердечно-сосудистой системы (рисунок 1).
Рисунок 1
Сравнительные показатели по нозологическим единицам студентов в специальных медицинских группах Приднестровского государственного университета за 2007-2008, 2009-2010 и 2012-2013 учебные годы (% ).
Результаты исследований мониторингов по заболеваемости студентов вузов России и Приднестровья позволяют сделать вывод, что имеется устойчивая картина характера заболеваний студентов специальных медицинских групп, наиболее типичными являются заболевания органов опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы; пищеварения, зрения; почек. Относительный показатель занимающихся студентов специальных медицинских групп по Российским вузам составляет от 12 до 30 %, в Приднестровском университете - 10-12,7%.
Современные данные о состоянии здоровья студентов вузов России говорят о тенденции увеличения количества студентов специальных медицинских групп [4]. По результатам наблюдений в Приднестровском государственном университете им Т.Г. Шевченко в период с 2008 года по 2012 год выявлено, что количество студентов специальных медицинских групп составляет от 12,7% до 10% к числу студентов, занимающихся общей физической культурой. У таких студентов наиболее типичными являются заболевания органов опорно-двигательного аппарата, ССС, пищеварения, зрения; почек. Особенности студентов специальных медицинских групп влияют на их образ жизни. Наличие неразрывной связи ЗОЖ с общей культурой человека ведёт к необходимости формирования достаточного уровня культуры здоровья молодых людей с хроническими заболеваниями. Вместе с тем, как показывает анализ теории и практики педагогики здоровья высшей школы, до сих пор остается неразработанной технология формирования культуры здоровья студентов специальных медицинских групп, представляющую собой реализацию последовательных этапов деятельности преподавателей вуза. Первый, диагностический этап такой технологии предполагает диагностику исходного уровня сформированности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп.
Цель исследования
Определение исходного уровня сформированности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп вузов для последующей разработки конструктивного, организационно-исполнительского и рефлексивно-оценочного этапов технологии обучения данной категории учащейся молодежи навыкам ведения здорового образа жизни.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко в 2012-2013 учебном году. Было обследовано 460 студентов специальных медицинских групп I - IV курсов. Диагностика производилась в процессе выполнения студентами тестовых заданий и анализа жизнедеятельности юношей и девушек. Критерии оценки соответствовали выделенным компонентам культуры здоровья. Для дифференцированной оценки результатов были установлены следующие уровни сформированности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «культура здоровья» рассматривается нами как сложноструктурное образование личности, характеризующееся достаточным (для данного возраста) уровнем физического, психического и духовно-нравственного развития и образованности, осознанием и принятием способов достижения этого уровня, а также повседневным следованием им в разнообразных видах здоровьесберегающей деятельности и жизнедеятельности. [1]. При оценке исходного уровня культуры здоровья студентов специальных медицинских групп мы ориентировались на такие ее компоненты, как аксиологический, когнитивный, технологический и творческий [3]. Аксиологический компонент культуры здоровья - относительно устойчивые ценности здоровья и ЗОЖ, сформированные человечеством в процессе развития. Содержание ценностных ориентаций определяет смысл целей культуры здоровья, выявляет значение качеств личности, нужных для ведения ЗОЖ. Ценностное отношение к здоровью контролирует поведение будущего специалиста в разных ситуациях. Когнитивный компонент представлен обобщенными теоретическими и практическими знаниями, связанными с формированием культуры здоровья. Технологический компонент культуры здоровья строится на системе умений, позволяющих практически применять способы ведения ЗОЖ для решения разнообразных задач в процессе жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Творческий компонент характеризуется умением составлять собственные алгоритмы ведения ЗОЖ.
Итоги исследования выявили в целом преобладание критического уровня сформированности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп по четырём критериям оценки (табл. 2).
Таблица 2
Результаты распределения студентов специальных медицинских групп по уровням сформированности культуры здоровья
Критерии оценки |
Уровни сформированности культуры здоровья |
|||||||
Оптимальный |
Допустимый |
Критический |
Недопустимый |
|||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Ценностные установки, отношение к здоровью |
54 |
11,7 |
264 |
57,4 |
107 |
23,2 |
35 |
7,7 |
Знания в сфере культуры здоровья |
43 |
9,3 |
93 |
20,2 |
251 |
54,6 |
73 |
15,9 |
Умения в сфере культуры здоровья |
32 |
7,0 |
91 |
19,8 |
185 |
40,2 |
152 |
33,0 |
Способность самостоятельных и креативных действий в сфере культуры здоровья |
20 |
4,3 |
78 |
17,0 |
280 |
60,9 |
82 |
17,8 |
Аксиологический компонент культуры здоровья студентов специальных медицинских групп имеет наибольший уровень по сравнению с другими компонентами, большинство опрошенных согласны с мнением о том, «культура здоровья» является важной составной частью общей культуры личности. В числе наиболее важных положений, присущих культуре здоровья, студенты специальных медицинских групп отметили «высокую медицинскую активность» (93,7%), «профилактические мероприятия» (77,9%), «рациональное питание» (73,2%). В тоже время, недостаточное место заняли такие аспекты проявления культуры здоровья, как физическая активность, позитивный психологический настрой и отсутствие вредных привычек. По когнитивному компоненту проявляется завышенная самооценка студентов, так как дополнительные контрольные вопросы свидетельствуют о том, что респонденты не знают многих вопросов по рациональному питанию, способам психосаморегуляции, затрудняются назвать оздоровительные технологии и т.д. Наиболее проблемными являются технологический и творческий компоненты культуры здоровья студентов специальных медицинских групп. Студенты, как правило, не умеют четко и правильно выполнить физические и психологические упражнения, нарушают алгоритм действий при реализации оздоровительных методов и т.д. Ясно, что низкий уровень сформированности культуры здоровья студентов существенно затрудняет импровизацию в деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья.
Выводы:
Анализ результатов оценки исходного уровня сформированности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп позволил сделать следующие выводы:
1. Выявлено преобладание критического уровня сформированности культуры здоровья студентов специальных медицинских групп вуза. В наибольшей степени у них «западают» технологический и личностно-творческий компоненты такой культуры.
2. Необходимо разработать специальную программу формирования культуры здоровья студентов специальных медицинских групп вуза, в содержание которой целесообразно ввести блоки, связанные с нозологическими особенностями хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья обучающихся.
3. Требуется разработка и апробация в условиях образовательного процесса вуза технологии формирования культуры здоровья студентов специальных медицинских групп с учётом их индивидуальных особенностей и потребностей, включающую последовательную реализацию диагностического, конструктивного, организационно-исполнительского и рефлексивно-оценочного этапов.
Рецензенты:
Собянин Ф.И., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики физической культуры ФГАОУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород.
Шилова В.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГАОУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород.