Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CHARACTERISTIC FEATURES OF SENSE-CREATION OF DESIGN-STUDENTS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL EDUCATION

Brykova N.A. 1 Kara Zh.Yu. 2
1 Rostov State University of Civil Engeneering, Institute of City Planning and Architecture, Assistant of Architecture and City Planning Department
2 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Southern Federal University»
In the given article the urgency of studying sense-creation and processes of perception of modern youth depending on its cognitive orientation is shown. The analysis of the scientific literature of the given field is carried out. Various approaches to defining sense-creation of a personality in the psychological literature are revealed and described. In article it is shown that for more comprehensive understanding of processes of sense-creation of a person research in different professional fields and with different psychological components is necessary. Among these components sense attitude, sense perception, cognitive orientation and self-actualization are the most significant ones. A special importance of the raised problem is determined by its significance for such scientific areas as psychology, pedagogics, design, further education, etc. In the long term of our research it is being planned to consider and distinguish characteristic features of sense-creation and, from this point, specific life-sense strategies of design-students.
youth.
aspiration for self-actualization
perception
cognitive orientation
sense attitude
sense sphere
sense-creation

Введение

Возросшее понимание важности процессов смыслообразования личности в современном мире продолжает оставаться актуальной темой для исследований разного рода. Происходит пересмотр смысложизненных целей, ценностей, изменение жизненных планов, личностных смыслов и т.д. Сложные личностные перемены свойственны любому возрастному периоду и поэтому остаются актуальными. Нам представляется важным акцентировать внимание на взаимодействии особенностей смыслоообразования и процессов восприятия студентов на этапе профессионального обучения в области дизайна, что и является целью нашего исследования.

Современный мир обладает таким свойством как скоротечность, и изменения в обществе происходят быстро и по всем направлениям, поэтому возникает объективная необходимость переосмысления подходов в различных научных областях в частности в психологии и педагогике. Так, исследователи смысловой сферы по-новому рассматривают базовые категории общей психологии, по-новому описывают процессы, свойства, состояния. Однако ряд категорий по-прежнему остаются мало разработанными в новом контексте.

Особенностью развития смысловой сферы личности является первичное оформление системы ее базовых характеристик при максимальной индивидуализации структуры, содержания и типа развития. Понятие смысла имеет сложный, глубокий, всеобъемлющий характер, создавая предпосылки для интегрированной теории смысла. Проблема смысла и размышления о нем «неистребимы, как сама природа» [1, 3].

Взятая нами за основу классификация смысловых структур, предложенная Д.А. Леонтьевым в книге «Психология смысла», опирается на выделение шести категорий некоторых психологических квазиобъектов являющихся основой для превращенной формы жизненных отношений, без обозначения которой сложно говорить о дальнейшем. В роли таких квазиобъектов могут выступать индивидуально-своеобразный психический образ (личностный смысл), находящийся на первом уровне и взаимодействующий с последующими индивидуально-специфическими измерениями субъективного опыта, определяющие его организацию (смысловые конструкты); установки, находящийся на первом уровне, психической и предметно-практической деятельности (смысловые установки); которые задают направленность к взаимодействию с обобщенными латентными диспозициями, которые отвечают за поведенческие реакции к определенным объектам (смысловые диспозиции, находящиеся на втором уровне); а так же определенная деятельность происходящая под действием конкретных предметов (мотивы) расположенные на втором уровне; и «модели должного, находящиеся на высоком уровне и обладающие способностью многократно порождать деятельность, выступая перед субъектом каждый раз в виде новых конкретных предметов» (личностные ценности) [5].

Д.А. Леонтьев рассматривает задачу «перехода от структурно-функционального к динамическому анализу смысловой сферы личности и смысловой регуляции деятельности», и выделяет три уровня смысловой динамики, одним из которых выступает смыслообразование как расширение смысловых систем на новые объекты и порождение новых производных смысловых структур.

Для такой направленной деятельности как дизайнерская основной является творческая составляющая. И мы можем предположить, что обучающийся, выбирающий данное направление, имеет определенные базовые, основополагающие ценности или задатки, что предполагает присутствие приблизительной перспективы жизненного пути. Исходя из этого предположения, мы можем исследовать процессы смыслообразования, которые находятся в структуре иерархии смысловых структур. На наш взгляд перспективной теорией выступает теория смысла и смыслообразования, позволяющая выявить особенности различных компонентов обучения с ориентацией на ценностные и смысловые особенности личности обучающегося, а также включающая в себя различные механизмы и технологии. По мнению Л.Ю. Крутелёвой, фактором успешности выступает «ряд индивидуальных смысловых образований личности (интегральная смысловая саморегуляция, смысложизненная концепция личности, динамика смыслового развития, смыслообразующий мотив и др.), т.е. то внутреннее отношение, которое побуждает человека к познавательной активности» [4, с. 56].

И.В. Абакумова указывает на то, что присутствующий у личности собственный личностный опыт находит значимые смыслы для своего носителя и приоткрывает их ему. Такой смысл, преобразовывающийся в личностный актуализирует субъектную сферу обучающегося. Возможно наложение и взаимное усиление смысловых волн, что определяется как смыслообразование и предположительно, выводит обучающихся за пределы собственного «Я» [1]

Инициирующая смыслообразование ситуация рождает переживание, понимаемое в условиях раскрывающегося смысла, как некоторое личное отношение к воспринимаемому образу, и приводит к формированию специфической ценносто-смысловой установке. Она, ценностно-смысловая установка, может рассматриваться и выступать как некоторый «эмоциональный след» ранее скрытого расткристализированного смысла и являющаяся связующим звеном между предшествующими и последующими моментами смыслообразования личности. Ф.Е. Василюк говорит о том, что сознание всегда обладает некоторой системой ценностей в ситуации выбора, которая является ключевым моментом в понимании сути собственно человеческой активности в ее любых формах (мыслительная деятельность, социальное поведение), подводит альтернативы под одну базу. Каждая альтернатива, новый вариант решения, оценивается выше, обладает ценностью и выбирается сознанием. Поэтому, фактором, играющим важную роль в деятельности личности, в отношении к объектам, которые имеют личностный смысл, можно определить как ценностно-смысловая установка.

Выделяют несколько функций смысловых установок: а) инструментальная, (для приобщения к социальной среде и ее ценностям, нормам и правилам); б) самозащитная, сохраняющая индивидуальность личности в напряженных ситуациях; в) ценностно-экспрессивная, которая помогает самоутверждению личности; г) познавательная (показывающая стремление личности к структурированию имеющихся, норм, знаний, ценностей). С течением времени происходит переход таких установок в черты характера и это определяет ценность смысловых установок (но процесс этот, как правило, динамичный).

Так же есть исследования выделяющие отличие в отношении к проблеме формирования смысловых установок при рассмотрении их через призму онтологического и методологического подхода. При онтологическом подходе рассмотрения смысловых установок наблюдается ориентация личности на ценности, соответствующие личной онтологии, так называемого «правильного» пути и образа жизни. В этом случае происходит трансляция слабо отрефлексированных, мало осознаваемых оснований бытия. Такого рода ценностно-смысловая трансляция приемлема для традиционного общества, основанного на устойчивых ценностных ориентациях и смысловых основаниях, но является критичной в рамках динамично развивающегося мира, тем более в условиях социальных и экологических трансформаций природно-социального бытия.

При методологическом подходе акцент делается на непосредственной работе с ценностно-смысловым видением респондента и ориентирован на построение его личной жизненной перспективы, в ходе чего происходит уяснение субъектом собственных жизненных установок, прояснение им перспективности такой жизненной позиции и принятие решения о последующем движении по данной жизненной траектории или о необходимости ее изменения.

При изучении научной литературы мы проследили связь перцептивной установки, как составляющей первооснову, со смысловой установкой. А.Ю. Панасюк называет перцептивную установку «установкой на восприятие». И, если у обучающегося присутствует смысловая установка, то ей обязательно предшествует перцептивная.

Нам представляется важным то что, наблюдается взаимопроникновение таких психологических процессов как восприятие и установка личности, интересен анализ связи смысловых образований с восприятием. Поэтому, существенным компонентом в нашем исследовании выступает теория восприятия, переосмысление которой произошло в связи с развитием теории смысла, и которая значительно расширила свои границы. Можно наблюдать как понятие «восприятие» на протяжении длительного времени пополнялось новой, дополнительной все увеличивающейся информацией. На первом месте оказывается не изучение и влияние перцептивных проявлений человека, а «базисная основа человека, его смысловая сфера, определяющая восприятие окружающего мира» во всем его многообразии через неё. [3]

Для будущих дизайнеров актуально и то, как процесс восприятия влияет на их личность, насколько и в какой мере происходит выход на экзистенциальный уровень, и то, как их особенности смыслообразования влияют на дальнейшее формирование собственного личностного смысла.

Процесс восприятия представляет собой соотнесение воспринимаемого к тому или иному классу объектов, предметов. В художественном восприятии добавляются механизмы переживания и эмоции, так как практически никогда не бывает абсолютно нейтрального состояния. Всегда происходит наложение нового восприятия на прошлый, предшествующий опыт и наоборот, предыдущий опыт влияет на новое восприятие. «Восприятие, понимаемое как пространство смыслов, есть пространство, где встречаются объект, вещь, предмет и человек. Пространство, как и простор, позволяет явиться и присутствовать вещам, это область, где вещи, появившись, принадлежат друг другу» [7, с. 2]. Происходит переживание, преобразование на уровне смысловой перестройки в смысловой сфере личности. Требующимся условием переживания является готовность человека к диалогу с автором, миром. Смыслообразование влияет на познавательную направленность студента и имеют «существенные отличия в особенностях смысловой саморегуляции и смысложизненных ориентаций, что проявляется в различиях стремления к самореализации, значимых ценностей и направленности личности, восприятия окружающей действительности и самоотношения, мотивационных установок учебной и профессиональной деятельности и факторов привлекательности профессии» [4, с. 54].

Другим из основных компонентов личностной структуры выступает направленность личности, определяющая свое смысловое единство инициативного поведения. Направленность личности как базовое интегрированное образование определяет специфику самореализации в различных жизненных контекстах. Компоненты смысловой сферы личности связаны не только с процессом профессионального обучения и представлениями о будущей профессиональной деятельности, но и с другими сферами жизнедеятельности - досуговой, семейной, отношениями с друзьями, реализацией эстетических потребностей и самосовершенствованием. Являясь проявлением смысложизненной концепции личности, познавательная направленность, определяется такими смысловыми структурами личности как смысловая диспозиция, мотив, смысловые конструкты, смысловая установка, личностный смысл. «Познавательная направленность детерминирует особенности формирования смысловой сферы личности, выработку ее смысложизненных ориентаций, которые в дальнейшем непосредственно определяют особенности деятельности и стратегии поведения человека, а также оказывают влияние на формирование его отношения и особенностей осуществления самой познавательной деятельности» [2, с. 97].

Смысловые образования личности (социализированные и индивидуализированные смыслообразующие мотивы, личностные смыслы, смысловые установки, смысловые конструкты и диспозиции, компоненты смысложизненной концепции) являются определяющим фактором в процессе выбора дальнейшего вариативного образования (процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.). Образование есть образ будущего общества, образ будущей системы отношений между людьми, образ будущей культуры. Выход из педагогических отношений или понижение их качества означает начало деградации личности, следовательно, и общества в целом. Отдельные аспекты образовательного процесса активно исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными. «В своей повседневной ориентации мы, находясь в обывательской социальной стихии, рефлексируем культуру как компендиум хороших манер поведения, а мировоззрение как «предельно» обобщенную сумму представлений о мире. То же происходит и с обывательским метаморфозом тезауруса «образование». Когда оно понимается как формирующий общество ресурс, оно выступает как инновационная, конструктивная структура. Когда же его подвергают рефлексии, находясь в обывательской социальной стихии, оно понимается как метаморфозы знания (интеллект, навыки, практические установки на основе самосознания и т.д.)» [6, с. 3].

В заключении можно сказать, что при анализе научной литературы соответствующего направления, мы пришли к некоторым выводам:

  • в области личностных ценностей и смыслов к психолого-педагогической работе выделяют два подхода: методологический и онтологический;
  • недостаточное количество исследований изучающих взаимодействие процессов восприятия и смысловых образований личности;
  • функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности;
  • смысловые установки содержат эмоциональный, поведенческий, оценочный, информационный компонент;
  • теория восприятия, в связи с появлением теории смысла, рассматривается как базисная основа человека, где смысловая сфера определяет восприятие окружающего мира и принятие другого человека;
  • для развития смыслообразования студентов нам представляется необходимым развитие креативности. Развивающаяся, подвижная личность, стремящаяся ко всему интересному, обладает определенной значимостью для себя и других.

В перспективе нашего исследования мы планируем рассмотреть и выделить особенности смыслообразования и в дальнейшем специфические смысложизненные стратегии студентов-дизайнеров. Как говорил Стендаль, главной линией творческого процесса выступает удовольствие от самого процесса творчества, являющееся бесспорно наивысшим наслаждением. Человек достигший высокого уровня личностного развития безусловно ощущает необходимость собственного вклада в развитие человечества вообще.

Рецензенты:

Абакумова И.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития ЮФУ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»), г. Ростов-на-Дону.

Фоменко В.Т., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, факультета психологии ЮФУ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»), г. Ростов-на-Дону.