Стратегия обучения педагогов в условиях формального, неформального и информального образования направлена на получение высокого качества образования, предоставляющего возможность сформировать профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности педагога, приобрести прочные умения и навыки, повышающие конкурентоспособность выпускника и способствующие развитию профессиональной карьеры.
В образовании, как и в других сферах жизнедеятельности, происходят определенные изменения:
- модели образования, включающей три уровня: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру (формальное образование);
- процесса, действительно протекающего на протяжении всей жизни, в котором каждый приобретает взгляды, ценности, навыки и знания из повседневного опыта и получает образовательное влияние из ресурсов своей среды - начиная от семьи и соседей, от работы и игр, от рынка, библиотеки и средств массовой информации (неформальное образование);
- отдельной деятельности или существенной части более широкой деятельности, призванной служить субъектам обучения и реализующей цели обучения (информальное образование).
Эти изменения требуют формирования педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать на изменения рынка труда, требования социума и меняющегося общества.
В последнее время наблюдается расширение ролевого репертуара педагога. Наряду с традиционными ролями (педагог-организатор учебной деятельности, педагог воспитатель и педагог-наставник), у педагога появляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютора, модератора, фасилитатора. Трансформация ролей педагога «обусловлена влияниями внешних и внутренних факторов, новациями внутри профессиональных сфер, где актуализируются проблемы формального, неформального и информального образования, индивидуальных образовательных траекторий педагога» [7, с. 127].
Рассмотрим новые роли современного педагога, которые включают инновационные идеи и подходы в его образовательной и психолого-педагогической деятельности. Существует множество мнений по проблеме тьюторства. Тьютор - наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи); это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск; культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.
Однако тьюторство в современных условиях развития системы образования приобретает более широкий смысл. Тьютор сопровождает человека в его овладении способами новой деятельности и появляется в образовательном пространстве школы в результате назначения и закрепления его за определенной группой учащихся, либо в результате выбора тьютора самим учащимся [1, с. 33].
Различают несколько видов тьюторства:
- Учебный тьютор занимается репетиторством. Объектом его деятельности являются группы учащихся школы, испытывающих затруднения в учебной деятельности.
- Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся, помогает в оформлении и представлении результатов (конкурсы, конференции).
- Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения.
- Тьютор-социальный продюсер осуществляет деятельность по организации для учащихся социальных и учебных практик, профессиональных проб, экскурсии на предприятия, встречи со специалистами различных профессий, дней школы в ВУЗах и день ВУЗов в школе, посещение ярмарки учебных мест «Образование и карьера».
- Тьютор - психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов.
- Тьютор по профессиональному самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата [6, с. 14].
Технология тьюторского сопровождения реализуется в трех направлениях: введение особой тьюторской позиции; максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т.п.); организация «событийных» форм образовательной деятельности (олимпиады, фестивали и т.п.), провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся [3].
К основным структурным элементам данной технологии относят общие этапы технологии тьюторского сопровождения:
- диагностический (выявление познавательного интереса учащегося);
- формулирования первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т.п.);
- составления карты поиска (где, в каких пространствах, в том числе социальных, можно найти ответ на вопрос);
- выбора базового образовательного модуля (Каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?);
- собственно «исследования»;
- обработки и анализа найденных результатов; выбора способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу, студии и т.д.);
- анализа итогов образовательной деятельности; планирования следующего направления работы, корректировка образовательной цели, определение временных перспектив [6, с. 16-18].
Технология тьюторского сопровождения позволяет удерживать рамку обусловленности выбора индивидуальными особенностями ученика, развивать предметную основу выбора и осуществлять данный выбор из существующих технологий.
Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения: начальная, основная и старшая школа. В связи с чем в профессиональной подготовке педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого-педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют такие дисциплины, как «Психология развития», «Возрастная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и др.
По мнению педагогов-исследователей Н.С. Сердюковой, Е.В. Посохиной, Л.В. Серых, тьюторское сопровождение:
- в начальной школе заключается в оказании младшему школьнику помощи в осознании и реализации познавательного интереса [6, с. 18];
- в основной школе включает две организационные модели: тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов и тьюторское сопровождение детских образовательных маршрутов (путешествий, объединений) [6, с. 21];
- в старшей школе выходит за рамки образовательного учреждения (стажировки и социальные практики в мире взрослой деятельности) [6, с. 24].
К организационным формам тьюторского сопровождения учащихся относятся:
- Межвозрастная тьюторская группа, включающая в себя несколько малых тьюторских групп, состоящих из учащихся 6-8 классов школы, объединенных в группы вокруг своего тьютора. Тьюторское сопровождение учеников строится в основном вокруг сбора портфолио и презентаций своей работы. Сложной задачей в осуществлении тьюторского сопровождения в рамках межвозрастной тьюторской группы является проблема интеграции тьюторского сопровождения и образовательного пространства подростковой школы.
- Класс (группа) тьюторского сопровождения, создает ситуацию постоянного и разнопланового вовлечения подростка в программу тьюторского сопровождения, которое строится как освоение значимой предметности с акцентом на сборе портфолио и реализации проектов. Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях: индивидуальное сопровождение персональным тьютором и сопровождение класса в целом тьютором класса. Эффективность данной модели тьюторского сопровождения связана с: выделением особой посреднической позиции «тьютор класса»; построением тьюторского сопровождения как контекста жизни класса; проработкой событийного ряда тьюторства на уровнях индивидуальной истории, истории группы и истории класса.
- Клуб образовательных маршрутов (путешествий) создается под конкретную экспедицию (познавательного действия, познавательный вопрос) и как возможный вариант его жизни рассматривался полный роспуск первого состава и набор нового после проведения презентации. Организации тьюторского сопровождения характерно: 1) клубная форма организации; 2) рассмотрение в качестве источников образования любых организаций, как занимающихся образовательной (например, музей), так и любой другой деятельностью (магазин, спортивный клуб, пожарная часть и т.п.); 3) наличие экспедиционного этапа - реальной (может быть и виртуальной) поездки в отобранные в соответствии с собственными интересами источники образования, в ходе которой осуществляется целенаправленный сбор информации по заранее разработанному плану; 4) наличие группы соратников, с которыми объединяет некоторая схожесть интересов и общее место экспедиции [3].
Следовательно, в массовой муниципальной средней школе целесообразно существование одновременно нескольких организационных моделей реализации тьюторского сопровождения с учетом возможности образовательного учреждения (кадровых, организационных, финансовых и т.д.).
Вторая роль педагога связана с модерацией, рассматриваемая как один из видов сопровождения человека наряду с консультированием, супервизией. Специалист, сопровождающий процесс управления взаимодействием в группе и отвечающий за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Модерация, как и другие виды сопровождения, имеет определенные характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности [1, с. 35].
Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде [2, с. 121].
К основным элементам технологии модерации относятся:
- Интеракция (организации взаимодействия учащихся или воспитанников). Педагог на этапе планирования урока или воспитательного мероприятия должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока или воспитательного мероприятия качественно их реализовать.
- Коммуникация. Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.
- Визуализация. Визуализация этапов учебно-воспитательного процесса позволяет материализовать ход обучения и воспитания, дает возможность «потрогать» результаты и достижения учащимся (воспитанникам). Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у учащихся (воспитанников) и педагога, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе или группе. Подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.
- Мотивация. Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству - катализатором этих процессов является мотивация.
- Мониторинг учебно-воспитательного процесса. Мониторинг учебного процесса включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела занятия с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение при необходимости корректив по ходу занятия. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана занятия и групповой динамики.
Мониторинг воспитательного процесса включает отслеживание показателей сфромированности уровня воспитанности:
1) мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;
2) систему ценностей, выраженную в различных сферах интересов;
3) уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;
4) уровень сформированности нравственной культуры;
5) уровень развития коммуникативных умений и навыков;
6) направленность личности (на себя, на общение, на дело);
7) уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности).
6. Рефлексия. Осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы - обязательный атрибут современного образования [2, с. 124-137].
Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога - фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога.
По мнению авторов И.И.Черкасовой, Т.А. Ярковой, педагог-фасилитатор:
- стимулирует самостоятельность и ответственность студентов при выборе учебных курсов, при определении учебных целей, способов их достижения при оценке результатов своего труда;
- создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения;
- мотивирует, поощряет взаимодействие в учебной работе [8, с. 121].
Фасилитация - это профессиональная организация деятельности группы обучающихся, направленная для выработки решений и на достижение поставленных целей. [8, с. 20]. В основе педагогической фасилитации лежит:
- формирование и «создание гуманной воспитательной среды, способствующей достижению поставленной цели в процессе поддержки обучающихся [5, с. 117];
- взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленного на раскрытие способностей каждого обучающегося.
- Технологию фасилитации можно определить как:
- процесс, предполагающий разработку и управление групповой структурой (чего необходимо достичь; кто должен быть вовлечен; разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий; коммуникация; достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов; групповая энергия, движущие силы и способности участников; физическая и психологическая среда);
- результат, способствующий помощи группе в том, чтобы стать лучше (повысить качество решений; повысить ответственность в отношении принимаемых решений; значительно сократить время реализации решений; улучшить отношения в группе; усилить личную удовлетворенность участников группы; способствовать организационному обучению) [4].
Фасилитация как функция педагога способствует повышению групповой эффективности и направлена на:
- помощь группе определить ее общие цели и специфические задачи, оценить их потребности и разработать планы по их удовлетворению;
- управление групповой дискуссией и поддержание ее в нужном направлении;
- поддержание участников в оценке имеющихся у них навыков и выработке новых, в управлении их собственной межличностной динамикой.
Педагог- фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога.
Изучение и раскрытие значимости вышеуказанных ролей в системе подготовки педагогов будет осуществляться на основе:
- формального образования в рамках педагогического вуза, через изучение педагогических дисциплин «Введение в профессию», «Введение в социально-педагогическую деятельность», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая педагогика», «Общая и экспериментальная психология» и др.
- неформального образования, которое происходит вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий, а также различных дополнительных курсов, тренингов, коротких программ, которые предлагаются студентам в период профессиональной подготовки, а работающим педагогам на этапе трудовой деятельности. Такими курсами для студентов являются: «Волонтерство в социально-педагогической деятельности», «Тренинг профессиональной наблюдательности», «Тренинг личностного роста», «Социально-педагогическое взаимодействие в образовательном социуме», «Тьюторское сопровождение в профессиональной деятельности педагога», «Модерация в деятельности педагога» и «Педагог-фасилитатор в образовании».
- информального образования, где будущий педагог получает определенную сумму знаний, умений и навыков в значительной мере спонтанно в процессах и эксцессах самой жизни, совместной жизнедеятельности: трудовых процессах, праздниках, посещая театр, общаясь с окружением, в семье, церкви, публичных зрелищах, туристических поездках. Особое место в современном информальном образовании играет система средств массовой коммуникации (телевидение, Интернет, радио, кинематограф, музыка и т.п.). В информальном образовании ключевую роль играет самообразование, поэтому задача преподавателя вуза вывести своего студента на уровень взаимодействия через систему самообразования и включение его в поисковую и исследовательскую деятельность.
Таким образом, трансформация ролей педагога в условиях формального, неформального и информального образования обуславливает подготовку педагога к новому профессионально-ролевому репертуару - педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор. Для выполнения социального заказа общества и самих педагогов необходимо разработать научно обоснованную стратегию деятельности по подготовке, сопровождению и поддержке учителей, педагогов. Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность. В связи с вышесказанным и возникает необходимость изучения будущими педагогами и педагогами-практиками особенностей и возможностей тьюторства, модераторства и фасилитации.
Рецензенты:
Егорова Г.И., д.п.н., профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Филиал «Тобольский индустриальный институт», г. Тюмень.
Иванова О.А., д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» Московский институт открытого образования, г. Москва.