Введение
Темпы роста сектора мирового медицинского туризма в настоящее время считаются одними из наиболее высоких, по сравнению с другими туристскими сегментами. Более 50 стран заявляют развитие медицинского туризма на уровне государственной политики [28]. В этом секторе в полной мере задействован весь инструментарий глобального маркетинга [34]. В мире проходит большое количество научных конференций, посвященных теме медицинского туризма. Медицинский туризм породил новую концепцию современного здравоохранения. Не имея возможности решить медицинскую проблему в своей стране, пациент выбирает страну, врача и клинику, где ему могут предложить самое современное и своевременное обследование, лечение. В условиях глобальной экономической конкуренции феномен медицинского туризма заставляет медицину развиваться более быстрыми темпами [17].
Мировые тенденции развития медицинского туризма
По последним данным, озвученным на международном конгрессе по медицинскому туризму (Global Wellness Tourism Congress – GWTC), рынок медицинского туризма показывает высокие темпы роста. С $ 40 млрд в 2004 году доходы от него возросли до 0,5 триллиона долларов, что составляет 14 % от общего объема доходов от туризма ($ 3,2 триллиона) в целом. В 2012 году медицинский туризм составил 1,8 процента мирового ВВП. Согласно представленному докладу этот сектор туризма будет расти в среднем на 9,9% процента в год в течение следующих пяти лет, что почти в два раза выше, чем по отрасли туризма в целом, и достигнет $ 678 500 000 000 к 2017 году, или 16 процентов от общего объема доходов от туризма [31].
В настоящее время центры мирового медицинского туризма смещаются в страны АТР. По данным Global Spa & Wellness Summit (GSWS) к 2017 году 50% рынка медицинского туризма будет приходиться на страны Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока [31]. В последние годы существенно возрос поток туристов, преследующих медицинские цели, из России в приграничные государства Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Поэтому анализ этого сектора туризма сегодня весьма актуален.
В большом количестве зарубежных публикаций можно встретить и противоречивые данные по темпам развития медицинского туризма по странам, особенно, если эти данные касаются некоторых национальных систем медицинского туризма (в данной работе автор старался пользоваться наиболее авторитетными источниками). Отдельные расхождения в публикуемой статистике можно объяснить некоторой размытостью определения и отсутствием четких границ в определении медицинского туризма.
Медицинский туризм может преследовать разные цели: профилактика, оздоровление, лечение (в том числе операции). Каждый сегмент обслуживают свои специализированные медицинские центры. В зависимости от видов и оказанных услуг и страны цены на медицинский туризм могут очень сильно отличаться. В секторе медицинского туризма преобладает оздоровительный туризм или спа-туризм (41% рынка). В среднем стоимость медицинского туризма выше средней стоимости по отрасли в 1,3 раза [33].
Под медицинским туризмом в мире принято понимать выезд из страны постоянного проживания с целью получения медицинских услуг. Хотя, в принципе, люди могут переезжать из одной местности в другую в пределах страны. Но эта часть сегмента менее интересна для туристского менеджмента, часто принимающая на себя обязанности посредника пациента с клиникой за рубежом.
Выделяют четыре основных побудительных мотива медицинского туризма:
- низкая стоимость;
- современные медицинские технологии;
- высококвалифицированная медицинская помощь;
- временной фактор (при долгом ожидании медицинского лечения в своей стране).
Могут быть и другие побудительные мотивы. Например, отдельных людей интересует возможность совмещения лечения с туристской программой в другой стране (фактор добавленной стоимости). В отдельных случаях пациентов интересует полная анонимность лечения. По данным исследований McKinsey and Company [27] мотивация туристов медицинского сегмента имеет структуру представленную на рис. 1. Однако, это усредненные цифры, которые могут существенно отличаться от страны к стране.
Рис. 1. Мотивация медицинского туризма
Например, в экономически развитых странах медицинские услуги стоят очень дорого (США, Канада, Великобритания), поэтому пациенты ищут медицинские услуги такого же уровня в других странах, где они дешевле. Около 50 миллионов американцев не имеют страховки или Underinsured. Часто страховка не покрывает лечение тяжелых хронических заболеваний. В 2012 году в США 1,6 миллиона человек воспользовались услугами медицинского туризма [30].
Европа и Северная Америка являются основными поставщиками клиентов для индустрии оздоровительного туризма. Доля пяти стран – США, Германия, Япония, Франция и Австрия в настоящее время составляет 63% мирового рынка медицинского туризма [31].
В настоящее время в десятку стран, лидирующих по количеству туристов медицинского сектора, входят следующие страны: Индия, Венгрия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Барбадос, Бразилия, Израиль, Южная Корея, Турция. Только Индия оказывает медицинские услуги иностранным туристам на сумму $ 2,3 млрд в год. В указанных странах стоимость медицинских услуг намного ниже чем в США и ведущих странах Европы. В качестве примера можно привести стоимость некоторых распространенных хирургических операций в различных странах (табл. 1) [32].
Таблица 1
Стоимость распространенных хирургических операций в различных странах (в тыс. долл. США)
Хирургическая операция |
США |
Таиланд |
Сингапур |
Малайзия |
Коронарное шунтирование |
130 |
11 |
18,5 |
9 |
Протезирование сердечного клапана |
160 |
10 |
12,5 |
9 |
Коронарная ангиопластика (операция на сосудах) |
57 |
13 |
13 |
11 |
Протезирование тазобедренного сустава |
43 |
12 |
12 |
10 |
Гистерэктомия (удаление матки) |
20 |
4,5 |
6 |
3 |
Протезирование коленного сустава |
40 |
10 |
13 |
8 |
Спондилодез (хирургия позвоночника) |
62 |
7 |
9 |
6 |
Медицинский туризм является достаточно молодым, в современном понимании. Многие компании проводят опросы потребителей медицинского туризма с целью выработки стратегии развития этого вида бизнеса. По данным опросов 92% респондентов считают, что медицинский туризм еще далеко не установился как вид бизнеса. Около 50% процентов респондентов отказываются от выгодных предложений медицинского туризма из-за боязни осложнений. Подробный анализ причин, препятствующих в настоящее время развитию медицинского туризма, можно найти в работах [26, 29]. Опросы показывают, что информацию по медицинскому туризму 49% туристов находят в Интернет, наиболее востребованными медицинскими услугами являются услуги по снижению излишнего веса (рис. 2).
а)б)
Рис. 2. Результаты опросов потребителей медицинского туризма [27]:
а) источники информации; б) виды медицинских услуг
Находя информацию о медицинском туризме в Интернет, в дальнейшем большинство туристов полагаются на посредников, устанавливающих связь с медицинскими центрами и сопровождение туристов. Среди опрошенных 61% оценили роль посредничающих организаций как «очень важную», как «важную» оценили 27%, как «дополнительную» (желательную услугу) отметили 10% и только 2% процента считают их роль «не важной». Исследования показывают, что около 85% пациентов остаются довольны результатами лечения. Остальных уровень обслуживания и качество лечения не устраивают [9].
Снижению боязни рисков способствует международная аккредитация медицинских центров. Такую аккредитацию проводит международная организация Joint Commission International (JCI). При выборе страны большое значение играет международный имидж медицинского обслуживания в стране.
В развитии медицинского туризма определяющую роль играет государство. Первоочередная роль государства в создании мощного потенциала здравоохранения страны. Кроме того, должно быть сформировано специальное законодательство на поддержку медицинского туризма. Отдельные страны субсидируют лечение зарубежных туристов (например, Турция), другие государства берут на себя страховые риски по медицинскому обслуживанию иностранцев (например, Южная Корея).
Рассмотрим некоторые особенности развития туризма в странах Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.
Медицинский туризм в Таиланде
Эксперты агентства Nuwire Investors по итогам 2012 поставили Таиланд в пятерку стран, предоставляющих лучшие возможности для иностранных пациентов и инвесторов. Медицинский туризм в стране за последние годы показывал высокие темпы роста. По официальным данным 20% всех иностранных туристов – это участники медицинского туризма. В 2012 году с медицинской целью Таиланд посетили 1,85 млн туристов, 33% из них – граждане США, 29% – представители Китая и 18% – туристы из Японии. В 2012 г. доход клиник составил более $2 млрд. Показательно, что стоимость услуг одинакова для иностранцев и жителей страны [24].
35 госпиталей страны имеют аккредитацию JCI, что в полтора раза больше, чем в Сингапуре. Здесь практикуют уникальные методики, объединившие древние учения Востока с западными методами. Кроме качественных медицинских услуг туристов привлекает возможность отдыха у чистого моря. Таиланд знаменит своими курортами. Например, курорт Chiva-Som (Чива Сом) постоянно входит в первую тройку SPA-курортов мира. Здесь туристам предлагают более 120 различных процедур, а также программы по уходу за здоровьем и внешностью. Более половины врачей в Таиланде говорят на хорошем английском и стремятся пройти стажировку в европейских клиниках. Основным инвестором отрасли в Таиланде выступает государство.
Медицинский туризм в Южной Корее
Южная Корея занимает верхние строчки в рейтинге среди стран Юго-Восточной Азии. Официально по медицинским визам в Южную Корею въезжают примерно 120 тысяч иностранцев. Однако, многие туристы, прибывшие с другими туристскими целями, уже на месте обращаются к специалистами, проводя те или иные обследования, а в ряде случаев и курсы лечения. Поэтому реальная статистика гораздо больше.
Лечение в Корее известно высокой эффективностью за счет применения корейскими врачами новейших методов лечения и высоких технологий. Поэтому многие операции в корейских клиниках проводятся малоинвазивно.
По сравнению с США и Японией, стоимость медицинских услуг в Корее намного ниже. Так, некоторые хирургические вмешательства в корейских клиниках стоят в 10 раз дешевле, чем в клиниках США. Некоторые из оперативных методов лечения онкологических заболеваний значительно дешевле, чем даже Сингапуре и Таиланде [8].
Южная Корея является признанным мировым лидером в области пластической хирургии. На рис. 3 представлены десять стран, являющихся мировыми лидерами по пластической хирургии.
Южная Корея имеет быстрорастущий рынок медицинского туризма. По прогнозам Корейской национальной туристской организации в 2015 году медицинский туризм в Южной Корее достигнет 400 тыс. человек в год [2].
Рис. 3. Количество пластических операция на 1 тысячу человек
В настоящее время в корейских клиниках лечится в среднем около 10 тысяч россиян в год. В связи с отменой виз ожидается большой рост потока медицинских туристов из России.
Медицинский туризм в Китае
Высокие результаты китайских врачей основаны на сбалансированной комбинации методов лечения, которые используют традиционную китайскую медицину и передовые западные медицинские технологии.
Большой популярностью в мире пользуется китайская традиционная медицина. Традиционная медицина Китая одна из самых древних в мире. Она изучает человека, а не только его болезнь. Китайские врачи утверждают, что болезнь – это только симптом возникшего дисбаланса в организме, поэтому болезни распознаются на самых ранних стадиях. В традиционной китайской медицине используется метод воздействия на активные точки тела человека. Точки используются при иглоукалывании, массаже и прижигании. При иглоукалывании в особые точки тела вводятся специальные металлические иглы – глубина укола колеблется от 0.2 до 3.5 см.
Высоко ценится традиционная китайская фармакология, которая необычайно богата знаниями. Одним из основных ее источников является китайский трактат «Общий свод корней и трав». В нем описано 1734 лекарственных средства, из них 1074 лекарства имеют растительное происхождение, 217 – минеральное и 443 – животное.
В последние годы резко возрос поток туристов из России в Китай, преследующих медицинские цели. Туристов привлекает более выгодное соотношение цена – качество. Мощным фактором, привлекающим российских туристов, являются сроки диагностики и лечения. Китайский персонал готов работать круглосуточно и без выходных дней. Отдельные клиники приграничных регионов принимают до 80% россиян. В большинстве клиник имеются в достаточном количестве переводчики. Все большей популярностью начинают пользоваться у россиян курорты и санатории Китая. С ростом популярности у российских туристов медицинского туризма здесь открылось очень большое количество частных клиник. Однако, сжатые сроки, которые так привлекают россиян в лечении в Китае, имеют и обратную сторону. Сегодня лечение в частных клиниках Китая – это лотерея. Слишком велики риски осложнений, которые проявляются не сразу. Китайцы часто используют непроверенные средства, некоторые из которых запрещены на территории России. Но так как поездка может быть единственным шансом на выздоровление люди идут на риск.
Статистика по медицинскому туризму россиян в Китай вообще не ведется. Люди просто выезжают по турпутевке в Китай, а там уже обращаются в медицинские учреждения. Как правило, туристы, выезжающие с целью лечения, совершают путешествие в сопровождении родственников, что соответствует и мировой практике (83% туристов медицинского профиля путешествуют не одни). Медицинские процедуры туристы в приграничных городах Китая сочетают с шоппингом, стараясь компенсировать затраты на турпутевку. Медицинские центры Китая для привлечения клиентов широко используют руководителей туристских групп, выплачивая им комиссионные.
Медицинский выездной туризм из России
Интерес к сектору медицинского туризма в России достаточно высок. Около 6,2 млн русскоязычных пользователей Яндекса ежемесячно ищут актуальные предложения медицинской помощи за границей. Например, только с запросом «лечение в Германии» ежемесячно обращаются к поисковику Яндекса 10 тысяч человек [25]. Такой высокий интерес объясняется неудовлетворительным состоянием медицины в России. Россияне крайне недовольны здравоохранением. По данным исследований социологов, 53% опрошенных граждан РФ оценивают состояние здравоохранения России как «плохое», «удовлетворительным» его назвали 40%, а «хорошим» — лишь 5% россиян. Даже сами врачи невысокого мнения о нашей медицине. Около 34% врачей считают здравоохранение в России неудовлетворительным [21]. Так что риск лечения в России тоже немаленький.
Обеспеченные граждане России сейчас выбирают другие страны, обеспечивающие высокий уровень надежности оказываемых медицинских услуг. Лидирующие позиции в списке стран, популярных среди этой категории российских туристов, занимают Израиль (45%) и Германия (20%). Повышенный интерес и доверие к медицине этих стран обусловлен, по мнению экспертов, отсутствием языкового барьера, относительно близким географическим расположением (для Европейской части России), а также высоким статусом, закрепившимся за медицинскими успехами этих стран. Далее по популярности идут Турция, Сингапур, Швейцария, Франция и страны Восточной Европы такие, как Польша, Венгрия, Чехия, Литва и другие.
Наиболее востребованными на протяжении многих лет остаются услуги в таких областях, как кардиология и кардиохирургия, трансплантология, глазная хирургия, онкология, ортопедия, пластическая хирургия, нейрохирургия, то есть все те области, которые требуют наличия современного оборудования и актуальных технологий аппаратного лечения и диагностики. Часто востребованными оказываются родовспомогательные услуги, всевозможная диагностика и программы check-up (диагностика одного дня), медицинская реабилитация.
Среди зарубежных оздоровительных курортов предпочтениями россиян пользуются страны Центральной и Восточной Европы, в том числе Балканы и Прибалтика (66%), Западная и Северная Европа, включая Исландию (44%), государства Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии (40%). По данным опроса, при посещении оздоровительных курортов россияне отдают предпочтение лечению с использованием естественных природных ресурсов: лечение термальными водами, целебные источники минеральной воды и целебные грязи предпочитают 63%, 61% и 46% респондентов соответственно; общее терапевтическое лечение, косметические процедуры, обертывания и ингаляции выбирают 35%, 32%, 26% и 18% соответственно. Лидером среди процедур является оздоровительный массаж, который предпочитают 67% опрошенных [7].
В связи с возрастающей значимостью медицинского туризма в мире и России, в настоящее время появился ряд научных публикаций российских ученых, посвященных анализу рынков медицинского туризма [3, 5, 9, 18, 19, 20, 22, 23]. На роль сектора медицинского туризма в Приморском крае России обращают внимание дальневосточные ученые [1, 4, 6, 10-16].
Заключение
Международный медицинский туризм в России сегодня требует более пристального внимания и контроля со стороны государства. Необходимы международные соглашения в этой области, регулирующие медицинский туризм. Россия должна принимать более активное участие в международных форумах по медицинскому туризму. В первую очередь это касается Дальневосточного региона, ориентирующегося на приграничные страны.
Уровень цен на оказание медицинских услуг в России во многих случаях не оправдан, особенно в частном секторе. Необходимо рассмотреть возможность открытия на территории России совместных медицинских предприятий с зарубежным участием, которые могли бы составлять конкуренцию нашим частным клиникам.
Санаторно-курортное лечение в России находится в постоянном кризисе. Необходима модернизация санаторно-курортного комплекса и возрождение этого сектора. Для этого должна быть повышена роль социальной составляющей оздоровительной медицины в России. Для нашей страны, обладающей богатейшими бальнеологическими ресурсами, необходимо привлечение зарубежных инвестиций.
Рецензенты:
Мазелис Л.С., д.э.н., профессор, директор Института информатики, инноваций и бизнес-систем, г.Владивосток.
Ембулаев В.Н., д.э.н., профессор кафедры Математики и моделирования, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г.Владивосток.