Начавшиеся в 90-х г. XX в. экспериментальные исследования психологической культуры (ПК) человека не теряют своей актуальности и в настоящее время. Поиск новых моделей, социальных ориентиров и профессиональных приоритетов в подготовке специалистов расширяют перспективы для исследования ПК и ее становления в разных направлениях профобразования. Примененный в науке гносеологический подход к исследованию ПК человека позволил увидеть данный феномен как психоаналитическое свойство личности (Мухаметзянова), как сложносконструированное интегративное новообразование личности (Селезнева), как профессионально-личностную характеристику человека, связывающего его с культурным (духовным) опытом человечества (Лифинцева) [6,8,5].
Опираясь на системный подход Егорова Т.Е., Колмогорова Л.С., Семикин В.В. увидели ПК как сложное системное психологическое образование, характеризующееся целостностью, открытостью, саморегулирующим началом, обладающем многозначными связями с системами разных (в том числе и более сложных) порядков [2, 3, 9]. В качестве системообразующего компонента в структуре психологической культуры выделяется ценностно-смысловой компонент, ориентирующий человека на культурные, духовно-нравственные ценности. Проведенный нами анализ исследований показал, что содержательные характеристики ПК, прежде всего, говорят о качестве взаимодействия человека с окружающей средой. Проявляясь в общекультурных и профессиональных компетенциях, ПК придает им характер гуманистического и экологического отношения человека к себе, к другим людям, к профессиональному труду и природной среде [2, 9].
Данные положения стали основанием для применения системного подхода к исследованию ПК в соотношении с такими сложными личностными образованиями, как профессиональная, психологическая, коммуникативная компетентность. Это позволило увидеть и теоретически обосновать базальное положение ПК в их системном единстве. В этом заключается особая структурирующая роль ПК, с которой начинается подлинное становление профессионала, а не наоборот, как наблюдается в массовой практике подготовки специалистов. Необходимо понимать, что в этом стержневом ее положении и заключается смысл получения профессионального образования студентами. Освоение разных видов профессиональных компетенций без ценностно-смыслового компонента приводит к репродуктивным способам преподавания со стороны педагога и к формальному усвоению профессионального содержания студентами.
Исходя из логики онтологического подхода, разрабатываемого в экологической психологии (Панов В.И., 2004-2012), Т.Е. Егорова ПК рассматривает не только в своем завершенном состоянии как некое личностное образование, но и в своей становящейся форме [2, 4]. Тогда мы имеем дело не с объектом воздействия, как указывает В.И. Панов, а с совокупным субъектом единого процесса развития системы «человек - окружающая среда» [7]. Такой средой может быть окружающая образовательная среда и ее компоненты, которые становятся носителем ПК, и тогда анализу подлежат условия, при которых будут порождаться новые состояния сознания, которые в своем поэтапном развитии и будут основанием порождения нового качества личности [4]. Этим качеством может стать новое восприятие себя, своих поведенческих характеристик, а также поведения других людей. Это может быть усвоенный способ воздействия на себя в целях самоизменения (овладение методом сохранения здоровья, нахождения конструктивного способа изменения эмоционального состояния, нового способа решения профессиональных задач, новая жизненная позиция т.п.). Выделив ряд этапов становления психологической культуры, Т.Е. Егорова подчеркивает важность завершающих этапов, когда человек сам становится носителем ПК. Данные положения авторов стали в нашем исследовании основанием для: а) обращения к термину «становление», а не «формирование»; б) понимания и выделения основных содержательных характеристик данного феномена; в) поиска в образовательной среде тех условий, которые бы способствовали прохождению всех этапов становления ПК.
Обращение к ПК как «становящейся форме бытия» дает основание рассматривать данный феномен в логике присвоения студентами культурно-исторических ценностей и способов человеческой деятельности, отражающих восприятие и произвольную регуляцию ими своих телесных и эмоциональных состояний, познавательных психических процессов и состояний сознания, а также своих поведенческих актов [2]. Здесь суть понятия «культура» определяет саму сущность этого феномена, подчеркивая ценностно-смысловое значение, присваиваемых человеком способов человеческой деятельности, проявляющихся в ценностном отношении субъекта к себе, другим людям, к труду, в том числе к освоению профессиональной деятельности. Психологическая составляющая данного понятия говорит о способности личности быть и становиться субъектом своего профессионального и личностного развития. Тогда к основным содержательным ее характеристикам можно отнести знание и владение методами саморегуляции в разных сферах самосознания, как это представлено в модели ПК Т.Е. Егоровой [2]. На уровне тела - знать, владеть и применять методы сохранения своего здоровья; на уровне эмоционально-волевой сферы - владеть и применять методы регуляции своих эмоциональных состояний и волевых процессов; на уровне познавательных процессов - владеть методами восприятия информации, методами запоминания, аналитическими методами переработки информации и т.п.; на уровне «я-концепции» - уметь выстраивать отношения с другими людьми, знать и владеть методами культурного взаимодействия с природой; на духовно-нравственном - ориентироваться в духовных и нравственных ценностях, соотносить свои поведенческие акты и личностно-профессиональные характеристики с образцами высокой нравственности, духовности и профессионализма, иметь свои духовные и нравственные ориентиры как программу личностного и профессионального роста. Данные положения были взяты нами за основу создания методического обеспечения процесса становления ПК и оценки ее проявления.
Отметив, что процесс становления ПК студентов сегодня продолжает сталкиваться не только с методологическими, но и организационно-методическими трудностями, нами был сформулирован ряд задач эмпирического и экспериментального уровня, в числе которых было изучение состояния психологической культуры студентов гуманитарного вуза, исследование потенциальных возможностей образовательной среды вуза, включая студенческое самоуправление и разные организационные формы работы со студентами.
Проведенный нами анализ условий образовательной среды вуза показал, что внедряемые в практику обучения традиционные учебные курсы и формы работы со студентами не решают поставленных задач. Применяемые традиционные технологии обучения не создают условия для проживания психологического содержания, а значит и для присвоения культурных, духовных смыслов жизнедеятельности человека в социокультурной и природной среде. В качестве особого развивающего пространства для становления психологической культуры студентов мы увидели потенциал студенческого самоуправления и, в частности, внедряемой в него формы клубной деятельности. Именно здесь, в процессе взаимодействия преподавателей и студентов, когда студент поставлен в условия самоопределения, самомотивирования и поиска путей самореализации и создается ситуация развития ПК. Именно в этой форме работы со студентами есть все возможности для прохождения ими разных этапов становления ПК [4]. Проведенное нами эмпирическое исследование, продолжительность которого составила более семи лет, позволило выделить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность становления ПК в процессе клубной деятельности. К ним мы отнесли организационно-методическое обеспечение, включающее психолого-педагогическое и психотехнологическое сопровождение занятий по каждой из разработанных нами программ.
Организационно-методическое обеспечение работы психологического клуба включало в себя: положение о психологическом клубе; программное обеспечение, где выделялись основные направления деятельности клуба; перспективный план развития психологического клуба, включающий в себя разноуровневые программы, создаваемые под различные направления деятельности психологического клуба и разный контингент студентов. Наш эмпирический опыт показал, что клуб будет развиваться успешно, если его деятельность будет: а) поддерживаться со стороны администрации; б) обеспечиваться практической помощью преподавателей-психологов в качестве научного руководства и помощи в создании развивающих программ; в) отвечать требованиям общекультурных компетенций студентов, в контексте задач генерального плана развития вуза, включающего задачи развития самоуправления в вузе; г) учитывать этапы процесса становления ПК. Психолого-педагогическое сопровождение должно строиться на совместной деятельности студентов и ориентироваться на принципы добровольности, открытости, самодеятельности, осознанности, обратной связи с внешней средой, а также принципах системности и автономности. В подборе методов и средств должны учитываться половозрастные характеристики, готовность студентов к усвоению психологического материала, их мотивация к повышению своих возможностей становиться и быть субъектом своей ПК. Результаты проведенного исследования показали, что эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса становления ПК будет успешным, если: а) взаимодействие преподавателя со студентами и взаимодействие студентов внутри группы будет строиться на принципах доверия, открытости, системности, автономности, связи с внешней средой, управления по интересам, самодеятельности и самостоятельности, осознанности, гуманистичности и экологичности отношений, добровольности; б) в подборе методов и средств будут учитываться половозрастные характеристики, мотивация студентов, уровень их готовности к присвоению психологически культурных знаний, умений, ценностей и готовности к самоуправлению процессом повышения своей психологической культуры.
Психотехнология, применяемая в тренинговых занятиях становления психологической культуры, будет успешной, если: а) будет достигаться соответствие между ценностными ориентациями студентов и ценностно-смысловым компонентом ПК, порождающие потребность студентов в присвоении культурных образцов и способов регуляции своих психических состояний, процессов и поведенческих характеристик, т.е. будет организовываться пространство самоопределения студентов на совместную деятельность; б) планируемое для присвоения студентами содержание психологических знаний, умений, смыслов, будет опираться на результаты групповой рефлексии, вскрывающие исходные знания, умения и смыслы, что способно создавать ситуацию развития ПК; в) будет создаваться ситуация проживания психологического содержания в условиях группового взаимодействия, внутри которого могут порождаться ценностные субъект-субъектные и со-субъектные отношения; г) содержание психологических знаний и формируемых умений будет отвечать гуманистическим и экологическим принципам сосуществования человека в окружающей среде; д) если психологическое содержание будет ориентировано на проживание психологического единства человека с собой, другими людьми, природой и миром культуры [2].
Соблюдений данных условий сможет вывести процесс становления ПК из фазы стихийного в фазу целенаправленного, что придаст процессу профессиональной подготовки студентов в вузе истинные смыслы и ценности.
Рецензенты:
Сорокоумова Г.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии УРАО НФ (Университет Российской академии образования, Нижегородский филиал), г.Нижний Новгород.
Чиркова Т.И., д.псх.н., профессор кафедры социальной и организационной психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина, г. Нижний Новгород.