Современная ситуация такова, большинство прогнозов относительно демографической ситуации в России носят пессимистичный характер, исследователи едины во мнении, что в ближайшие 15-20 лет население страны будет уменьшаться. Так, согласно различным оценкам к 2015 г. численность населения России составит 130-140 млн чел., а к 2025 г. - 115-130 млн [2].
И это объективная реальность, с которой мы сталкиваемся уже сегодня. Принимаемые правительством меры по стимулированию рождаемости и естественного прироста населения являются необходимыми, важными и своевременными, но недостаточными. Очевидно, что они не могут в полной мере способствовать решению складывающихся демографических проблем. Достижение стабильного экономического развития и экономического роста невозможно без пополнения трудовых ресурсов и населения за счет привлечения в страну внешних мигрантов, даже при реальном увеличении производительности труда.
Внешние миграции, так же как и естественный прирост населения, влияют на изменение численности населения страны. В современном мире быстрыми темпами возрастает значение миграции в изменении численности и состава населения. Ее влияние на динамику населения особенно значительно, учитывая негативные демографические тенденции в большинстве развитых стран мира, в том числе и в России, а именно, наблюдается устойчивая тенденция естественной убыли населения, а также практически нулевые или близкие к нулю уровни естественного прироста.
Сегодня в Россию привлекается иностранная рабочая сила почти из 120 стран мира [5]. Трудовые мигранты приезжают из Новой Зеландии, Австралии, более чем 40 стран Европы, 28 стран Африки, примерно из 30 государств Азии и из некоторых стран Северной и Латинской Америки. По официальным данным на сегодняшний момент в России трудятся более 7 млн иностранных рабочих, из которых всего около 3 млн работают легально.
В структуре легальной трудовой миграции в Россию крупнейшим экспортером трудовых ресурсов из ближнего зарубежья являются Узбекистан и Украина (на двоих они обеспечивают 35 % [1] от общей численности легальной иностранной рабочей силы, поступающей из СНГ).
Что касается профессионально-квалификационного состава иностранных работников, то здесь преобладают в основном лица со средним или низким уровнем квалификации, что позволяет им выполнять малоквалифицированные, не престижные и тяжелые виды работ. Однако потребность в таких кадрах практически полностью удовлетворена и превалирующим на сегодняшний день является спрос на квалифицированные рабочие кадры, который составляет более 70 % от общей потребности.
Мигранты очень быстро наполняют ниши российского рынка, и делают это настолько стремительно, что уже некоторые его отрасли начинают принадлежать мигрантам. Последние исследования Федеральной миграционной службы [4] подтверждают, что во многих регионах России уже сложились «мигрантские» сектора занятости.
Учитывая неизбежность указанных процессов, а также их неоднозначность и противоречивость, необходимо исследовать воздействия внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России.
Социально-трудовые отношения - это сложная система многоуровневых общественных отношений, существующих между наемными работниками, работодателями и государством в процессе трудовой деятельности, нацеленная на обеспечение необходимого уровня и качества жизни человека, трудового коллектива и общества, системное представление которых позволяет выделить в их структуре взаимосвязанные экономические и социальные элементы [3]. Социально-трудовые отношения отражают правовые, психологические и экономические стороны взаимодействия людей и социальных групп в процессе труда. Исходя из чего, социально-трудовые отношения отражают степень совмещения интересов субъектов этих отношений.
Социально-трудовые отношения являются главным элементом, составляющим основу всей системы отношений общества, и таким образом, они образуют определенный «центр» социально-экономического развития. Степень развития социально-трудовых отношений обуславливает социальную ориентированность экономической системы, уровень демократизации общества и совершенство общественных отношений в целом.
Что же касается влияния внешней миграции на тип социально-трудовых отношений, то стоит отметить, что большинство мигрантов в России остается нелегальными, а это значит, что отношения между работниками-мигрантами и государством больше похожи на конфликт.
В целом воздействие внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России можно оценить по четырем группам показателей (Таблица 1): общие показатели развития территории; рынок труда, безработица и занятость; социально-трудовые отношения на предприятиях; уровень жизни и доходы населения.
Таблица 1 - Воздействие внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России
Воздействие миграционных потоков |
|
на доходы и уровень жизни населения |
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
- переориентация инвестиций с потребления на освоение производственных ресурсов - миграционные потоки способствуют развитию производительных сил - положительное влияние на государственный бюджет (официально-устроенные мигранты уплачивают налоги) - играют позитивную роль для экономического развития в целом - рост зарплаты квалифицированных рабочих при притоке неквалифицированных мигрантов - предприниматели имеют возможность нанимать более дешевую рабочую силу, что позволяет им снижать издержки - потребители покупают более дешевую продукцию и услуги - часть дохода, которую мигранты используют на покупку товаров и услуг на территории России кратно увеличивается под действием эффекта мультипликатора
|
- миграция и в особенности нелегальная порождает существенные финансовые убытки бюджета (так как основные доходы мигранты вывозят на родину) - миграция порождает санитарно-эпидемиологические проблемы, которые помимо всего прочего приводят к большой нагрузке на учреждения здравоохранения и бюджет, оплачивающий лечение - увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей, связанные с выплатой социальных пособий, перегрузкой общественных больниц, школ и т.д. - рост инфляции - снижение цены неквалифицированного труда на национальном рынке рабочей силы - рост издержек предпринимателей за счет роста цены труда квалифицированных работников - возможность межнациональных конфликтов - возможен рост преступности, особенно при нелегальной миграции |
на общие показатели развития территории |
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
- способствует урбанизации и развитию отдельных территорий - в некоторой степени влияют на темпы, направления и скорость реструктуризации региональных экономик |
- порождает неравномерность развития территорий, обусловленную тем, что мигранты сосредотачиваются в наиболее успешных с экономической точки зрения городах и регионах |
на рынок труда, занятость и безработицу |
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
- активизируют самозанятость российских граждан - рост уровня формальной занятости - миграционные потоки увеличивают аграрную занятость - способствуют развитию и росту эффективности трудовых институтов - в ситуации миграции квалифицированной рабочей силы в страну поступают обогащенные передовым опытом и новыми идеями трудовые ресурсы - кроме того, страна экономит на подготовке квалифицированной рабочей силы |
- растут масштабы неформальной занятости (особенно в городах) - снижение занятости местных граждан, проблема в их трудоустройстве вследствие замещения рабочих мест мигрантами - усиление напряженности и осложнение ситуации на внутреннем рынке рабочей силы - деформация половозрастной структуры населения - избыток неквалифицированных трудовых ресурсов |
на социально-трудовые отношения на предприятиях |
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
- обмен опытом (как профессиональным, так и образовательным, культурным, жизненным и т.д.), консолидация и выработка новых передовых идей - появляются новые прогрессивные формы дифференциации и кооперации труда - формируется новое профессиональное мышление - усиление конкуренции среди работников (не выходящей за рамки нормального соперничества), что способствует повышению производительности труда и росту деловой активности на предприятии - в нормальных условиях труда способствуют росту толерантности и сглаживанию социальных различий среди работников - формируется более ответственное отношение к труду - вырабатываются единые цели и появляются новые механизмы поведения в трудовой среде |
- возникают проблемы распределительных и перераспределительных отношений - сложность функционального взаимодействия, когда в организации существует сложная кооперация и дифференциация труда, которая, в свою очередь, рождает более ответственное и деятельное отношение местных граждан к своему труду и вероятность столкновения по поводу бездействия мигрантов достаточно велика - деловые разногласия, базирующиеся исключительно на профессиональных расхождениях во взглядах на то, как нужно выполнять и организовать работу и т.д. - рост количества социально-трудовых конфликтов на основе ненормального соперничества и доминирования, протекающие как борьба за занятость, доходы и пр. - ролевые противоречия, обусловленные разными ролями, целями и разными способами поведения местных граждан и мигрантов в трудовой среде, и нереализация взаимных ролевых ожиданий - социальные различия, выражающиеся в политических, сословно-классовых, религиозных, расовых и других различиях людей - несовместимость мигрантов и местных граждан в квалификации, образовании, опыте, в экономической психологии и отношении к труду и т.д., приводящие к увеличению числа конфликтов - миграционные потоки сдерживают внедрение трудосберегающих технологий, что в свою очередь порождает плохие условия труда, в частности теснота на рабочем месте, устаревшая техника и т.д., которые приводят к социально-трудовым конфликтам на предприятии - как следствие не стимулируют развитие требующих внедрения трудосберегающих технологий секторов экономики |
Следует отметить, что положительные или отрицательные последствия воздействия трудовой миграции зависят от общей социально-экономической ситуации в стране. Результативность воздействия трудовой миграции также в значительной степени определяется качественными характеристиками миграционных трудовых потоков.
Сложившаяся ситуация требует разработки политики и мер в области миграции, для того чтобы преодолеть и сгладить негативное воздействие внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России.
Решением вышеперечисленных проблем могли бы стать следующие действия со стороны государства:
- органам государственной власти следует рассмотреть вопрос о воссоздании на новой основе Государственной комиссии по миграционной политики, включив в ее состав представителей бизнеса, профсоюзов и общественных организаций, работающих в сфере миграции;
- необходимо усовершенствовать законодательство в области миграции населения;
- следует считать одними из основных направлений реализации государственной миграционной политики обеспечение конституционного принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина - как обязанности государства и организацию работ по содействию репатриации;
- в целях совершенствования системы управления миграционными процессами реформировать Федеральную миграционную службу, в том числе придать ей статус самостоятельного органа федеральной исполнительной власти Российской Федерации и укрепить ее состав профессиональными кадрами, способными управлять этими процессами в новых условиях.
- органам государственной власти следует разработать предложения по совершенствованию процессов регулирования трудовой миграции с участием, как государственного, так и негосударственного (общественного, коммерческого и иного) секторов; формирование механизма и инфраструктуры координации деятельности этих секторов; создание предпосылок для развития программ легального, цивилизованного трудоустройства и адаптации трудовых мигрантов, как в России, так и за рубежом; организацию системы эффективной информационно-консультационной деятельности по вопросам трудовой миграции;
- производить активную международную маркетинговую деятельность высших учебных заведений по привлечению иностранных граждан с целью обучения, профессиональной переподготовки;
- проводить форумы и съезды международного уровня в сфере научной деятельности;
- необходимо расширить список заболеваний, по которым можно и нужно выводить больных иммигрантов из страны.
В целом следует отметить главное, влияние внешней миграции на систему социально-трудовых отношений носит противоречивый, неоднозначный и вероятностный характер, при этом данное влияние в значительной мере определяется особенностями, качеством и типом складывающего трудопотока. В результате чего количественная и качественная оценка последствий воздействия внешних миграционных потоков на систему социально-трудовых отношений в России является весьма сложной и в большей степени субъективной, что в свою очередь препятствует созданию продуманных специализированных программ, которые бы включали в себя объективную и взвешенную систему мер по регулированию миграционных трудопотоков.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Влияние миграции на систему социально-трудовых отношений), проект № 11-32-00305а2.
Рецензенты:
Нехорошев Ю.С., д.э.н., профессор, профессор-консультант кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Нехода Е.В., д.э.н., профессор кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.