Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ADAPTATION OF AGRICULTURE UDMURTIA TO FINANCIAL MARKET CONDITIONS

Suetina N.A. 1 Suetin S.N. 2
1 Kama institute
2 Moscow Technological Institute «WTU (World Technological University)»
The article analyzes the current state of the agro-industrial complex of the Udmurt Republic, and its prospects are considered in relation to the level of the overall economic situation of the region. The aim of this study is to determine the possibility of the stock market for more efficient spending of funds for the purchase of fuel and lubricants. The main methods of the research should be assumed induction, analysis and comparison. The authors of a study of the financial capacity of Udmurtia, evaluated the appropriateness of transactions in financial markets. The results of research can be used in the financial-economic activity of agricultural enterprises, as well as in educational and scientific works in the field of economics and financial management. The main findings of this study is the conclusion of the feasibility to carry out transactions on the financial markets to solve current problems in agriculture and the growth opportunities in tariffs for cargo transportation.
petrol prices
costs
AIC Udmurtia
stock market
growth rates
agriculture
futures
budget

В настоящее время предприятия АПК находятся в сложном периоде: в экономике продолжаются негативные явления, Россия вступила в ВТО, покупательная способность населения остается низкой. Все это служит основанием для изучения места агропроизводителей в системе народного хозяйства на текущий момент времени. Это позволит сделать соответствующие выводы и разработать направления развития организаций АПК.

Для изучения общего экономического фона Удмуртской Республики нами были проанализированы показатели финансово-кредитной системы (табл.1, рис.1).

По данным Министерства финансов Удмуртской Республики консолидированный бюджет республики за 2012 год был исполнен с дефицитом 7 411 млн. руб. [5]

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета Удмуртской Республики, млн. руб.

 

2011г.

2012г.

доходы

расходы

профицит, дефицит(-)

доходы

расходы

профицит, дефицит(-)

Январь

2026

2250

-224

2538

2545

-7

Январь-февраль

5185

5927

-742

5920

7427

-1508

Январь-март

10784

9800

984

11797

12763

-967

Январь-апрель

15880

13641

2239

16362

17700

-1339

Январь-май

20326

17785

2541

22860

22933

-73

Январь-июнь

25053

22246

2807

27585

28530

-944

Январь-июль

29276

26413

2863

33371

34018

-647

Январь-август

34112

30500

3612

37256

39084

-1828

Январь-сентябрь

37899

35018

2880

41656

43815

-2158

Январь-октябрь

42325

39946

2379

46889

49136

-2247

Январь-ноябрь

47763

45265

2498

51705

55101

-3397

Январь-декабрь

53046

54231

-1185

57548

64959

-7411

Рис.1. Профит (дефицит) консолидированного бюджета Удмуртии, млн. руб.

В январе-декабре 2012 г. в консолидированный бюджет республики поступило 57 548 млн. руб., что на 9% больше, чем в соответствующем периоде 2011 года. Значительно увеличились поступления налога на имущество физических лиц (в 3,8 раза), единого сельскохозяйственного налога (на 88%), налога на имущество организаций (на 44%), единого налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения (на 40%). Вместе с тем, уменьшились безвозмездные поступления (на 11%).

Стабильный рост дефицита бюджета может быть оценен положительно только в одном случае – это вложения в производственную (доходную) сферу, откуда потом эта задолженность будет покрыта.

Также существует вероятность ликвидации дефицита за счет федерального бюджета. Но, учитывая общую экономическую ситуацию в стране, по нашему мнению, это будет маловероятно. Основными причинами этого мы считаем:

- наличие существенных незапланированных расходов (причины - масштабное наводнение на Дальнем Востоке, дополнительные инвестиции на спортивные объекты и мн. др.);

- повышение бюджетных расходов на зарплаты работников и затрат в целом на непроизводственную сферу (полиция, суды, УФСИН и т.д.). Эти затраты могут принести опосредованный экономический эффект в долгосрочной перспективе и только в случае реального повышения эффективности соответствующих служб. Пока значительного роста эффективности таких затрат не наблюдается. Остается значимой проблема низкой эффективности использования бюджетных средств.

Далее мы рассмотрим динамику темпов роста (снижения) цен по секторам экономики (рис.2).

Здесь мы видим, что цены производителей на сельхозпродукцию выросли почти на 4 %, превосходя или находясь на уровне других показателей, кроме тарифов на грузовые перевозки, которые выросли почти на 6%. С одной стороны, это хорошо и говорит о том, что предприятия АПК Удмуртии имеют возможность реализовать свою продукцию по сопоставимым ценам.

В то же время, для предприятий АПК рост тарифов на перевозки не является однозначно отрицательным фактором. С одной стороны, при закупке материалов, техники, удобрений будет повышаться их стоимость, но при сбыте готовой продукции предприятия АПК Удмуртии будут иметь конкурентное преимущество перед поставщиками сельхозпродукции в регион, т.к. в стоимости их товара будет заложена цена перевозки.

Таким образом, предприятиям АПК УР следует разрабатывать меры по снижению издержек на грузовые перевозки при закупке материалов, и одновременно максимально использовать возможности по реализации товаров на территории региона.

Рис. 2. Темпы роста (снижения) цен в секторах экономики в январе 2012 и 2013гг. по сравнению с декабрём предыдущего года, в %

Далее мы рассмотрим динамику цены на бензин как одного из ключевых материалов для АПК (рис. 3). Исходя из графика, мы видим, что наиболее значительно из всех сортов дорожает бензин А-76 (АИ-80) и АИ-95. В АПК наиболее востребован бензин А-76 (АИ-80) - он используется чаще всего для тяжелой техники (например, грузовые автомобили), и любое изменение в цене на него существенно влияет на себестоимость продукции.

Рис. 3. Изменение цен на бензин на потребительском рынке (в % к декабрю 2011 года)

Проанализируем колебания цен на бензин (рис. 4) и на нефть сорта Brent (рис. 5). Мы будем анализировать колебания соответствующих фьючерсов, т.к. рынок этих товаров на бирже, в отличие от оптовых или розничных цен, является максимально ликвидным, обладает значительными объемами, и цена наиболее точно отображает рыночное равновесие.

По графикам видно, что цена на эти товары может существенно колебаться, в отличие от цен на бензин на потребительском рынке (рис. 3). Величина колебания приблизительно равно 26%, также за период были и менее значимые колебания, но все равно весьма существенные. Значит, мы можем порекомендовать хозяйствам приобретать фьючерсы на бензин или нефть сорта Brent на минимальных значениях [4]. Это будет гораздо эффективнее, т.к. компании, предлагающие бензин на потребительском рынке, существенно не снижают цены, в то время как покупка фьючерса может принести ощутимый эффект [1]. Анализируя графики на рис. 4 и 5 видно, что бензин существенно коррелирует с ценой на нефть, что логично и обоснованно. При этом корреляция цен на бензин (рис.3) с ценой нефти полностью отсутствует.

Рис. 4. Динамика цен фьючерса на бензин (недельный интервал) [7]

Как мы видим из рисунка, цены на фьючерс на бензин не так стабильны, как на рис.3. Безусловно, предприятия АПК должны использовать эту возможность фондового рынка, которая может принести существенную экономию средств. Так, по графику мы видим, что разница в цене между максимальным и минимальным значениями составляет порядка 30%! Конечно, полностью получить такую разницу трудно, но в данном случае вполне реально получить 10-15% экономии, и эту сделку может осуществить даже начинающий трейдер.

Рис. 5. Динамика цен фьючерса на нефть сорта Brent (недельный интервал) [7]

Выводы

Подводя итоги, мы выделяем следующие основные результаты нашего исследования:

  • рост бюджетного дефицита не дает оснований хозяйствам надеяться на увеличение помощи со стороны регионального бюджета. С другой стороны, для республики крайне важно повышение эффективности деятельности всех предприятий, в том числе АПК, для повышения доходной части бюджета;
  • в настоящее время хозяйства должны использовать преимущества опережающего роста тарифов на грузоперевозки и, в необходимых случаях, разрабатывать меры по их преодолению;
  • следует использовать возможности фондового рынка для более эффективного расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов.

Рецензенты:

Кузьминова Т.В., д.э.н., профессор, НОУ ВПО Московский технологический институт «ВТУ», г. Москва.

Павлов К.В., д.э.н., профессор, НОУ ВПО «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий», г. Ижевск.