Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE YOUTH ETHNIC TOLERANCE AS ONE OF THE CONDITIONS OF ETHNIC MIGRANTS’ SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION.

Fedyukina K.A. 1
1 Siberian Federal University
This article covers basic tendency of international relations development in Krasnoyarsk territory in 1940-90s based on the documents of the National archives of Krasnoyarsk territory. The National archives of Krasnoyarsk territory have documents of cultural and national groups, an overview of which is represented by the author of the article. Summarizing the results , it should be noted that the situation of ethnic tolerance in the Krasnoyarsk Territory relatively favorable, that is, there is no threat. However, there are concerns the question information broadcast on the national question. This is due to the fact that information on the number of broadcast media in the lead , while the role of traditional institutions of socialization are broadcasting more positive information about international relations is reduced. In this regar, we consider it necessary to introduce a number of recommendations based on the results of the study.
multinationality.
migration
youth
social and cultural adaptation
ethnic migrants
ethnic tolerance

Одной из главных задач любого государства является формирование консолидированного общества, способного воспроизводить свою целостность. Важным фактором консолидации, особенно актуальным в условиях сложной этнической структуры общества, выступает формирование толерантного отношения к представителям инонациональностей. Красноярский край, как многонациональный регион, представляет собой сложную в этническом плане социальную структуру [1; 4-10]. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Красноярского края проживают представители 159 национальностей и этнических групп. Прибытие в Красноярский край этнических мигрантов создает проблему их социокультурной адаптации. Среди благоприятных условий социокультурной адаптации мигрантов выделяют следующие: совпадение этнической культуры переселенцев и местных жителей; наличие социальных и родственных связей; высокая степень толерантности местных жителей по отношению к иностранным мигрантам [2; 3]. Тем самым толерантное отношение к мигрантам выступает обязательным условием гармонизации и эффективности общественных отношений в политической, экономической, духовной и социальной сферах.

В 2009-2011 гг. студентами и специалистами кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» по заказу Управления общественных связей губернатора Красноярского края были проведены социологические исследования по вопросам этнической толерантности различных категорий населения основных социально значимых городов Красноярского края. В исследованиях приняли участие 3368 респондентов. Исследования выполнены по репрезентативным выборкам, пропорционально отражающим половозрастные характеристики различных категорий взрослого населения. Для сбора первичной информации был использован метод анкетного опроса, а также применен контент-анализ ответов на открытые вопросы. На этапе анализа эмпирических данных применялись методы описательной статистики и факторного анализа с использованием статистического пакета SPSS.

По результатам исследований были сформулированы следующие выводы.

  • В круг общения большей части учащейся и студенческой городской молодежи - одной из наиболее активных социальных групп - входят представители других национальностей. При этом немногие представители молодежи воспринимают их как возможных брачных партнеров. Так, до 80% молодых людей готовы вступать в дружеские отношения с представителями других национальностей. Наряду с этим более половины (55%) молодых людей считают брачные отношения с представителями инонациональностей неприемлемыми для себя. При этом учащиеся учреждений начального профессионального образования в большей мере, по сравнению с учащимися среднеспециальных учебных заведений, склонны занимать крайние позиции в отношении национальности своих знакомых. Так, 18% опрошенных, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, отметили, что всегда обращают внимание на национальную принадлежность друзей. Напротив, респонденты, учащиеся в среднеспециальных учебных заведениях, склонны занимать умеренную позицию по отношению к данному признаку. Это обстоятельство свидетельствует о тенденции к преобладанию этнодоминирующей идентичности в среде учащейся и студенческой молодежи.
  • Молодежь в целом спокойно относится к многонациональности, как характерной черте региона проживания. Не менее 40% городской молодежи оценили свое отношение к факту проживания в многонациональном регионе как нейтральное, или безразличное. Вместе с тем относительно большая часть молодых людей (22%) однозначно ответили, что недовольны проживанием в многонациональной среде. Однако все категории респондентов едины во мнении, согласно которому все народы - и большие, и малые - должны иметь в России равные возможности для сохранения своего языка, религии, традиций, обычаев, что говорит о толерантном отношении учащейся молодежи к носителям других культур.
  • Большая часть жителей городов Красноярского края отрицательно относится к идеям национализма и не поддерживает националистические молодежные движения. Около 60% населения городов Красноярского края обозначили свое отношение к подобным движениям как негативное, и лишь 1,7% из числа опрошенных жителей края однозначно ответили, что поддерживают подобные движения. При этом мужчины чаще поддерживают деятельность данных движений по сравнению с женщинами.
  • Деятельность национально-культурных объединений, существующих на территории края, оценивается городской молодежью как в целом положительная (52%). При этом почти 26% из числа опрошенных представителей городской молодежи никогда не слышали о подобных объединениях.
  • Оценка жителями городов влияния трудовой миграции на развитие края. Здесь оценки распределились следующим образом. Привлечение трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья молодые люди рассматривают как фактор, «не влияющий на развитие края» (44,1%), а также «скорее, наносящий вред»(32,6%). Вместе с тем больше половины представителей учащейся молодежи (53%) считают, что въезд в Россию граждан из стран ближнего зарубежья способствует росту социальных конфликтов. Возможно, это связано с тем, что мигранты контролируют определенные сферы бизнеса, а также отнимают рабочие места у местного населения.
  • В массовом сознании жителей городов Красноярского края существует три устойчивых комплекса мнений, раскрывающих их отношение к представителям инонациональностей.

«Религиозно окрашенный толерантный комплекс» (26,5%). Он имеет наибольшую распространенность в массовом сознании населения края. К нему относятся следующие суждения: существование Бога не поддается сомнению; выполнение религиозных обрядов помогает поддерживать связь человека с Богом; нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди; народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать туда. В целом данный комплекс имеет толерантную ориентацию по отношению к инонациональностям. Но при этом он включает относящееся к радикальному националистическому комплексу мнений суждение о том, что народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать туда. Считаем, это связано с отражением в массовом сознании респондентов негативно окрашенных событий, конфликтов с участием представителей инонациональностей, которые произошли в последнее время и были широко транслированы СМИ (одним из ярких примеров таких событий можно отнести конфликт на Северном Кавказе).

Второе место по распространенности занимает «радикальный националистический комплекс» (17,4%). Данный комплекс составляют суждения о том, что настоящими патриотами России могут быть только русские люди; надо ограничивать проживание в Красноярском крае представителей народов Кавказа, Средней Азии; народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать туда. Тем самым данный комплекс выражает интолерантную националистическую ориентацию респондентов, их стремление создать барьеры для межнационального диалога.

И, наконец, третье место принадлежит «комплексу толерантных мнений гражданской (светской) ориентации» (13,7%). Его составляют такие суждения: разжигание межнациональной розни - это преступление, за которое надо сурово наказывать; радикальный национализм заслуживает всяческого осуждения. Тем самым данному комплексу мнений привержены респонденты, высказывающие гражданскую позицию, осуждающие проявления радикального национализма и маркирующие разжигание межнациональной розни как преступление.

Существуют различия во мнениях мужчин и женщин в отношении национального вопроса. Комплекс мнений мужчин является более поляризованным, при этом доминирующим является комплекс толерантных мнений, выражающий негативное отношение к радикальному национализму (31,8%). В коллективных оценках женщин преобладает религиозно окрашенный толерантный комплекс мнений (23,2%). Вместе с тем именно во мнениях женщин более актуальными являются социальные страхи, связанные с межнациональными отношениями, выраженные в суждении, что народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать туда. В массовом сознании различных возрастных групп городского населения преобладают комплексы толерантных мнений. При этом наибольшую распространенность данные комплексы имеют в массовом сознании пенсионеров (39,6%), на втором месте - молодежь (36%) и на третьем - респонденты среднего возраста (25,9%). Напротив, радикальный националистический комплекс мнений преобладает в массовом сознании респондентов среднего возраста, по сравнению с другими возрастными категориями (17,2%).

  • По мнению городской молодежи Красноярского края, в молодежной среде недостаточно информации о межнациональных отношениях. Основными источниками информации о национальном вопросе являются телевидение и глобальная сеть Интернет.

Большинство (65%) молодых людей считают, что в молодежной среде необходимо увеличивать объем и улучшать качество знаний о национальном вопросе. Как показывает анализ мнений респондентов, максимальное количество информации о национальном вопросе транслирует телевидение (57%) и Интернет (52%). При этом информация из данных источников оценивается ими как преимущественно негативная. Напротив, традиционные институты социализации - семья (42,3%) и школа (44,2%) уступают СМИ в количестве транслируемой информации о национальном вопросе. Вместе с тем, по оценке жителей городов края, информация из таких источников, как семья и школа, носит в большей мере позитивный характер. Не секрет, что СМИ не всегда корректно отражают действительность, не всегда соблюдают этические нормы при освещении событий национального характера, подкрепляя тем самым негативные стереотипные установки по отношению к определенным этническим единицам.

Обобщая полученные результаты, стоит отметить, что ситуация с этнической толерантностью на территории Красноярского края относительно благоприятная, то есть угроз не наблюдается. Вместе с тем вызывает беспокойство вопрос трансляции информации о национальном вопросе. Это связано с тем, что по количеству транслируемой информации лидируют СМИ, в то время как роль традиционных институтов социализации, транслирующих больше позитивной информации о межнациональных отношениях, снижается. В связи с этим считаем необходимым представить ряд рекомендаций, основанных на результатах исследования.

Сфера образования. Согласно полученным результатам, молодежь указывает на необходимость увеличения объема и улучшения качества знаний о национальном вопросе. В рамках школьного образования необходимо реализовывать программы воспитания этнической толерантности учащихся в различных формах, т.к. школа, в числе других традиционных институтов социализации, транслирует позитивную информацию по поводу межнациональных отношений. Одним из пунктов такой программы должны стать мероприятия, направленные на изучение культурного наследия народов России, истории возникновения разных религий в рамках системы дополнительного (факультативного) или обязательного образования учащихся. Целесообразно участие в данных мероприятиях родителей и представителей национально-культурных объединений Красноярского края.

Семья. Семья является одним из источников позитивной информации о национальном вопросе. В связи с этим необходимо расширять практику социальной работы с семьями, включающую такие аспекты, как этнокультурное просвещение родителей, предоставление материалов о способах и методах развития у ребенка толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитания культуры интернационализма.

СМИ. Смыслообразующую роль в работе средств массовой информации должно играть формирование стандартов и четких индикаторов корректной публичной речи и использования «языка толерантности» при освещении чувствительных для общественности вопросов межнациональных отношений. Необходимо усиление роли медиасообщества в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным этническим стереотипам и установкам; повышение меры ответственности журналистов и ведущих за публичную субъективную оценку событий с национальным подтекстом и трансляцию личностного отношения к той или иной нации.

Молодежная политика. Для того чтобы снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков, транслируемых СМИ в молодежной среде, необходимо вовлечение представителей различных национальностей в совместную деятельность. Взаимозависимость, когда люди чувствуют необходимость объединиться друг с другом для достижения общих целей, является одним из путей смягчения отрицательных установок и установления между ними положительных чувств. Расширение форм этнокультурного сотрудничества в молодежной среде, организация совместных научных, культурных, спортивных, досуговых мероприятий - реализация принципа неизбежности (когда мы наверняка знаем, что нам предстоит общение с представителями другой расы, нации, религии) - также один из способов изменения негативных стереотипов и установок.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.