Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT SPECIFICITY OF THE NORMATIVE LEGAL REGULATION ON THE REGIONAL AND LOCAL LEVELS OF POWER WITH A VIEW OF INTERACTION IN THE FIELD OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY (BASED ON THE MATERIALS OF THE CHEREK REGION OF THE REPUBLIC OF KABARDI

Mokaev A.M. 1 Zaifov R.Yu. 1
1 Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov
The analysis of the normative legal regulation in the field of socio-economic development of the municipality based on the materials of the Cherek region of the Republic of Kabardino-Balkaria is carried out. There is given the assessment of the most important indicators of the development of the socio-ecomonic sphere. According to the average results of the given indicators the Cherek municipal region takes the third place among the regions of the Republic of Kabardino-Balkaria. Moreover it is given the predicted indicators of the socio-economic development of the region for the period up to 2014 year. Also there is reflected the role and significance of the republican targeted programmes in the field of the socio-economic development. Separately as demonstrative are described targeted programmes concerning provision of housing for young families and development of the hydroeconomic complex. Absolute majority of the realized republican targeted programmes are the logical continuation and more detailed reflection of the federal targeted programmes of the Russian Federation. On the basis of the given data there are defined main indicators of the effectiveness of activity of local governments among which are the level of development of the transport infrastructure, efficiency in housing construction, increasing competitiveness in the sectors of municipal economy.
socio-economic development
normative and legal regulation
effectiveness of the municipality
republican targeted programme
municipal region

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах взаимодействия законности, добровольности, учета совместных интересов и взаимной ответственности, а также сохранения независимости муниципальной власти. Все действия государственных и муниципальных органов власти должны носить законный характер [5]. Реализация нормативно-правовых актов Кабардино-Балкарской Республики является обязательным условием постоянного непосредственного взаимодействия органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов КБР в области экономики и социальной политики.

На территории Кабардино-Балкарской Республики действуют разнообразные по содержанию и направлению реализации республиканские целевые программы, в которых закладываются прогнозные параметры функционирования региона в целом, а также муниципальных районов и городских округов. К ним возможно отнести как макроэкономические показатели, к примеру, валовый региональный продукт, инвестиции в основной капитал, так и показатели, характеризующие внутреннее развитие, такие как: объем выпущенной продукции промышленной индустрии, объем отгруженных товаров и оказанных услуг, стоимость квадратного метра жилья на первичном и вторичном рынках, объем оказанных коммунальных услуг в натуральном и стоимостном выражении, объем собранных сельскохозяйственных культур, количество учеников в школах, количество койко-мест в больницах и так далее [1].

Некоторые социально-экономические показатели Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики за 2011 год (данные приведены в соответствии с цифрами Росстата по КБР, так как Федеральная служба государственной статистики формирует информацию за 2012 год в декабре 2013 года) приведены в таблице 1.

 

Показатель

 

Единица измерения

 

Значение

Место среди муниципальных районов субъекта федерации

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций

тыс. р.

12033,7

3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг

млн. р.

1551,1

2

Объем работ, пополненных по виду деятельности «строительство»

млн. р.

107,3

4

Инвестиции в основной капитал

млн. р.

1503,7

3

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций

млн. р.

0,2

10

Таблица 1. Некоторые социально-экономические показатели Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики за 2011 год [6]

Как видно из приведенных данных, социально-экономическое положение района не плохое, в среднем по всем показателям по итогам финансового года Черекский муниципальный район занял 3-е место.

В своем большинстве республиканские целевые программы являются логическим продолжением Федеральных целевых программ в различных областях экономики и социальной политики государства. К примеру, обеспечение жильем различных категорий граждан осуществляется в рамках федерального законодательства посредством финансирования мероприятий федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище», которая содержит множество подпрограмм. В рамках указанной ФЦП улучшают свои жилищные условия молодые семьи, участники катастроф на Чернобыльской АЭС, вынужденные переселенцы, жители Крайнего Севера, а также многие другие. Эти категории граждан получают поддержку государства не напрямую, а посредством выделения субвенций и субсидий из бюджета Российской Федерации бюджету Кабардино-Балкарской Республики, а далее и муниципальным районам в рамках законодательства. Реализация политики государства в области обеспечения жильем молодых семей осуществляется посредством реализации мероприятий республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике».

Молодым семьям, проживающим на территории Кабардино-Балкарской Республики, к примеру, в Черекском муниципальном районе, для получения субсидии на улучшение жилищных условий необходимо встать на учет в муниципалитете. После того, как документы из Черекского муниципального района поступают в курирующее программу министерство, составляются списки граждан на соответствующий год. С учетом очередности, семья получает сертификат на улучшение жилищных условий. То есть формируется цепочка, в которой каждое следующее звено формируется на основе предыдущего и зависит от него.

Посредством реализации республиканских целевых программ, а точнее достижения заложенных в них целевых индикаторов, осуществляется оценка деятельности органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов муниципальной власти городских округов и районов республики. Также необходимо отметить, что программы являются толчком к достижению прогнозных параметров, так как посредством включения в них необходимых показателей осуществляется их финансирование.

Рассмотрим некоторые республиканские целевые программы по разным направлениям деятельности и ведомственной принадлежности.

Республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Кабардино-Балкарской Республики». Основными целями программы являются: обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений, а также ликвидация локальных вододефицитов в отдельных территориях республики за счет строительства водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей [4].

В рамках реализации мероприятий программы в Черекском муниципальном районе по прогнозным данным предусмотрено строительство в 2019–2020 годах берегоукрепительного сооружения на р.Черек Хуламский по защите с.п. Бабугент на сумму 32 млн рублей, строительство берегоукрепительного сооружения на р. Черек в пределах з.п. Кашхатау на сумму 45 млн рублей, а также строительство в 2013–2015 годах берегоукрепительных сооружений на левом берегу реки Черек в пределах с.п. Аушигер на сумму 419,8 млн рублей. Общий объем средств, на которые предполагается увеличить капитальные вложения Черекского района, составляет около 500 млн рублей. Средства поступят из федерального и республиканского бюджетов, но это принесет экономический эффект и муниципальному бюджету района (будут снижены: угроза затопления сельхозугодий, и это повысит урожайность, угроза несчастных случаев от селей и паводков, вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод).

Республиканская целевая программа «Развитие жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике». Основными целями программы являются формирование и развитие устойчиво функционирующей жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для жителей Кабардино-Балкарской Республики, создание безопасных и комфортных условий проживания.

Программа включает в себя обширный круг вопросов, которые невозможно решить без взаимодействия власти на различных уровнях. Для реализации указанных мероприятий при муниципальных районах созданы комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением жильем различных категорий граждан, выделению земельных участков в целях жилищного строительства, реализации государственной политики в области строительства жилья, в том числе эконом-класса, развитие промышленности стройматериалов на территории районов и других вопросов.

В рамках реализации РЦП «Развитие жилищного строительства» в Черекском муниципальном районе осуществляется жилищное строительство за счет собственных и заемных средств. В 2011 году построено и введено в эксплуатацию 4,1 тыс. кв. метров жилья. Инвестиции в строительную отрасль выросли по сравнению с предыдущим годом на 76 млн рублей. Объем работ по виду деятельности «строительство» возрос в 1,9 раза. Показатели в сравнении с 2010 годом выросли, что говорит о положительных тенденциях в развитии экономики муниципального района, а значит, и республики [2].

Основным инструментом формирования и оценки экономических показателей, прогнозирования деятельности Кабардино-Балкарской Республики, всех министерств и ведомств и муниципальных районов республики, является постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики». С целью обеспечения планомерного развития субъекта правительство Кабардино-Балкарской Республики составляет прогнозы развития муниципальных районов на ближайшие 2 года в двух вариантах развития. В соответствии с этими прогнозами формируется перечень республиканских целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств республиканского бюджета на очередной и последующий финансовые годы.

Некоторые прогнозные параметры социально-экономического развития Черекского муниципального района на 2012–2014 годы отражены в таблице 2.

Наименование показателя

Ед. изм-я

2010

2011

Прогноз

2012

2013

2014

отчет

оценка

I

II

I

II

I

II

1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по промышленным предприятиям

млн руб.

235

358

493

490

588

584

682

678

2. Производство отдельных видов пищевых продуктов, включая напитки

 

плодоовощные консервы

туб

 

1600

1700

1700

1800

1800

1900

1900

3. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по крупным и средним предприятиям

млн руб.

56,8

64

75

70

86

79

105

90

в сопоставимых ценах

в % к пред. году

35,3

106,4

108,5

101,3

106,0

104,3

113,7

106,1

4. Ввод объектов социальной сферы и жизнеобеспечения

 

школ

мест

330

 

320

 

 

 

 

 

больниц

коек

 

 

120

120

30

30

 

 

дошкольных учреждений

мест

70

 

 

 

40

40

 

 

объектов культуры

мест

 

 

150

150

250

250

 

 

ввод в эксплуатацию жилых домов

тыс.кв. м

5,9

3,5

5,1

4,7

5,9

5,0

6,7

5,6

в том числе:

 

индивидуальными застройщиками

тыс. кв. м

5,9

3,5

5,1

4,7

5,9

5,0

6,7

5,6

Новое строительство инженерной инфраструктуры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

водопроводные сети

км

1,5

2,6

4,2

3,0

3,2

3,0

3,4

3,2

электрические сети

км

32,0

 

18,0

10,0

6,2

3,0

 

 

газовые сети

км

 

 

2,3

1,5

2,0

1,5

 

 

канализационные сети

км

 

 

1,2

1,0

1,0

0,8

 

 

тепловые сети

км

 

 

0,6

0,4

 

 

 

 

5. Среднесписочная численность работников, всего

тыс. чел.

3,4

3,3

3,5

3,3

3,6

3,4

3,7

3,5

6. Среднемесячная зарплата

руб.

10539

11593

12868

12637

14284

13900

15855

15151

Таблица 2. Прогнозные параметры социально-экономического развития Черекского муниципального района на 2012–2014 гг. [3].

Как видно из таблицы, при прогнозировании данных в I варианте предусматривается оптимистический путь развития, а во II варианте – пессимистический, но при этом оба варианта предусматривают рост социально-экономических показателей развития района в соответствии с индексами-дефляторами.

Подобные параметры, спрогнозированные и согласованные на уровне глав администраций муниципальных районов, включаются в республиканские целевые программы по соответствующим направлениям, а по итогам года проводится мониторинг исполнения этих показателей.

По истечении финансового года, Комиссией по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития подводятся итоги по региону в целом, а также по муниципальным районам республики.

Следует обратить внимание также к другому уровню оценки деятельности органов местного самоуправления. В Кабардино-Балкарской Республике принят Указ Главы КБР № 85-УГ «О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Данным Указом утверждены: перечень исполнительных органов государственной власти, ответственных за оценку показателей и подготовку предложений о мерах по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, порядок выделения грантов городским округам и муниципальным районам, перечень показателей, используемых для определения размера грантов, порядок организации проведения социологических опросов для определения уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и т.д.

Документ посредством выделения грантов стимулирует органы местного самоуправления на дальнейшее развитие и улучшение показателей эффективности деятельности.

Исходя из изложенного, на рисунке 1 выделены основные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Организационная диаграмма

Рисунок 1. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления

Таким образом, эффективность работы муниципалитетов определяется достижением органами местного самоуправления указанных показателей, а также правильностью и своевременностью определения экономических приоритетов.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и исключать возможность произвольных действий их участников.

Рецензенты:

Аликаева М.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и финансов ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.

Слепнева Л.Р., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ.