Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах взаимодействия законности, добровольности, учета совместных интересов и взаимной ответственности, а также сохранения независимости муниципальной власти. Все действия государственных и муниципальных органов власти должны носить законный характер [5]. Реализация нормативно-правовых актов Кабардино-Балкарской Республики является обязательным условием постоянного непосредственного взаимодействия органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов КБР в области экономики и социальной политики.
На территории Кабардино-Балкарской Республики действуют разнообразные по содержанию и направлению реализации республиканские целевые программы, в которых закладываются прогнозные параметры функционирования региона в целом, а также муниципальных районов и городских округов. К ним возможно отнести как макроэкономические показатели, к примеру, валовый региональный продукт, инвестиции в основной капитал, так и показатели, характеризующие внутреннее развитие, такие как: объем выпущенной продукции промышленной индустрии, объем отгруженных товаров и оказанных услуг, стоимость квадратного метра жилья на первичном и вторичном рынках, объем оказанных коммунальных услуг в натуральном и стоимостном выражении, объем собранных сельскохозяйственных культур, количество учеников в школах, количество койко-мест в больницах и так далее [1].
Некоторые социально-экономические показатели Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики за 2011 год (данные приведены в соответствии с цифрами Росстата по КБР, так как Федеральная служба государственной статистики формирует информацию за 2012 год в декабре 2013 года) приведены в таблице 1.
Показатель |
Единица измерения |
Значение |
Место среди муниципальных районов субъекта федерации |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций |
тыс. р. |
12033,7 |
3 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг |
млн. р. |
1551,1 |
2 |
Объем работ, пополненных по виду деятельности «строительство» |
млн. р. |
107,3 |
4 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. р. |
1503,7 |
3 |
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций |
млн. р. |
0,2 |
10 |
Таблица 1. Некоторые социально-экономические показатели Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики за 2011 год [6]
Как видно из приведенных данных, социально-экономическое положение района не плохое, в среднем по всем показателям по итогам финансового года Черекский муниципальный район занял 3-е место.
В своем большинстве республиканские целевые программы являются логическим продолжением Федеральных целевых программ в различных областях экономики и социальной политики государства. К примеру, обеспечение жильем различных категорий граждан осуществляется в рамках федерального законодательства посредством финансирования мероприятий федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище», которая содержит множество подпрограмм. В рамках указанной ФЦП улучшают свои жилищные условия молодые семьи, участники катастроф на Чернобыльской АЭС, вынужденные переселенцы, жители Крайнего Севера, а также многие другие. Эти категории граждан получают поддержку государства не напрямую, а посредством выделения субвенций и субсидий из бюджета Российской Федерации бюджету Кабардино-Балкарской Республики, а далее и муниципальным районам в рамках законодательства. Реализация политики государства в области обеспечения жильем молодых семей осуществляется посредством реализации мероприятий республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике».
Молодым семьям, проживающим на территории Кабардино-Балкарской Республики, к примеру, в Черекском муниципальном районе, для получения субсидии на улучшение жилищных условий необходимо встать на учет в муниципалитете. После того, как документы из Черекского муниципального района поступают в курирующее программу министерство, составляются списки граждан на соответствующий год. С учетом очередности, семья получает сертификат на улучшение жилищных условий. То есть формируется цепочка, в которой каждое следующее звено формируется на основе предыдущего и зависит от него.
Посредством реализации республиканских целевых программ, а точнее достижения заложенных в них целевых индикаторов, осуществляется оценка деятельности органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов муниципальной власти городских округов и районов республики. Также необходимо отметить, что программы являются толчком к достижению прогнозных параметров, так как посредством включения в них необходимых показателей осуществляется их финансирование.
Рассмотрим некоторые республиканские целевые программы по разным направлениям деятельности и ведомственной принадлежности.
Республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Кабардино-Балкарской Республики». Основными целями программы являются: обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений, а также ликвидация локальных вододефицитов в отдельных территориях республики за счет строительства водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей [4].
В рамках реализации мероприятий программы в Черекском муниципальном районе по прогнозным данным предусмотрено строительство в 2019–2020 годах берегоукрепительного сооружения на р.Черек Хуламский по защите с.п. Бабугент на сумму 32 млн рублей, строительство берегоукрепительного сооружения на р. Черек в пределах з.п. Кашхатау на сумму 45 млн рублей, а также строительство в 2013–2015 годах берегоукрепительных сооружений на левом берегу реки Черек в пределах с.п. Аушигер на сумму 419,8 млн рублей. Общий объем средств, на которые предполагается увеличить капитальные вложения Черекского района, составляет около 500 млн рублей. Средства поступят из федерального и республиканского бюджетов, но это принесет экономический эффект и муниципальному бюджету района (будут снижены: угроза затопления сельхозугодий, и это повысит урожайность, угроза несчастных случаев от селей и паводков, вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод).
Республиканская целевая программа «Развитие жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике». Основными целями программы являются формирование и развитие устойчиво функционирующей жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для жителей Кабардино-Балкарской Республики, создание безопасных и комфортных условий проживания.
Программа включает в себя обширный круг вопросов, которые невозможно решить без взаимодействия власти на различных уровнях. Для реализации указанных мероприятий при муниципальных районах созданы комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением жильем различных категорий граждан, выделению земельных участков в целях жилищного строительства, реализации государственной политики в области строительства жилья, в том числе эконом-класса, развитие промышленности стройматериалов на территории районов и других вопросов.
В рамках реализации РЦП «Развитие жилищного строительства» в Черекском муниципальном районе осуществляется жилищное строительство за счет собственных и заемных средств. В 2011 году построено и введено в эксплуатацию 4,1 тыс. кв. метров жилья. Инвестиции в строительную отрасль выросли по сравнению с предыдущим годом на 76 млн рублей. Объем работ по виду деятельности «строительство» возрос в 1,9 раза. Показатели в сравнении с 2010 годом выросли, что говорит о положительных тенденциях в развитии экономики муниципального района, а значит, и республики [2].
Основным инструментом формирования и оценки экономических показателей, прогнозирования деятельности Кабардино-Балкарской Республики, всех министерств и ведомств и муниципальных районов республики, является постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики». С целью обеспечения планомерного развития субъекта правительство Кабардино-Балкарской Республики составляет прогнозы развития муниципальных районов на ближайшие 2 года в двух вариантах развития. В соответствии с этими прогнозами формируется перечень республиканских целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств республиканского бюджета на очередной и последующий финансовые годы.
Некоторые прогнозные параметры социально-экономического развития Черекского муниципального района на 2012–2014 годы отражены в таблице 2.
Наименование показателя |
Ед. изм-я |
2010 |
2011 |
Прогноз |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
отчет |
оценка |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
||
1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по промышленным предприятиям |
млн руб. |
235 |
358 |
493 |
490 |
588 |
584 |
682 |
678 |
2. Производство отдельных видов пищевых продуктов, включая напитки |
|
||||||||
плодоовощные консервы |
туб |
|
1600 |
1700 |
1700 |
1800 |
1800 |
1900 |
1900 |
3. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по крупным и средним предприятиям |
млн руб. |
56,8 |
64 |
75 |
70 |
86 |
79 |
105 |
90 |
в сопоставимых ценах |
в % к пред. году |
35,3 |
106,4 |
108,5 |
101,3 |
106,0 |
104,3 |
113,7 |
106,1 |
4. Ввод объектов социальной сферы и жизнеобеспечения |
|
||||||||
школ |
мест |
330 |
|
320 |
|
|
|
|
|
больниц |
коек |
|
|
120 |
120 |
30 |
30 |
|
|
дошкольных учреждений |
мест |
70 |
|
|
|
40 |
40 |
|
|
объектов культуры |
мест |
|
|
150 |
150 |
250 |
250 |
|
|
ввод в эксплуатацию жилых домов |
тыс.кв. м |
5,9 |
3,5 |
5,1 |
4,7 |
5,9 |
5,0 |
6,7 |
5,6 |
в том числе: |
|
||||||||
индивидуальными застройщиками |
тыс. кв. м |
5,9 |
3,5 |
5,1 |
4,7 |
5,9 |
5,0 |
6,7 |
5,6 |
Новое строительство инженерной инфраструктуры: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
водопроводные сети |
км |
1,5 |
2,6 |
4,2 |
3,0 |
3,2 |
3,0 |
3,4 |
3,2 |
электрические сети |
км |
32,0 |
|
18,0 |
10,0 |
6,2 |
3,0 |
|
|
газовые сети |
км |
|
|
2,3 |
1,5 |
2,0 |
1,5 |
|
|
канализационные сети |
км |
|
|
1,2 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
|
|
тепловые сети |
км |
|
|
0,6 |
0,4 |
|
|
|
|
5. Среднесписочная численность работников, всего |
тыс. чел. |
3,4 |
3,3 |
3,5 |
3,3 |
3,6 |
3,4 |
3,7 |
3,5 |
6. Среднемесячная зарплата |
руб. |
10539 |
11593 |
12868 |
12637 |
14284 |
13900 |
15855 |
15151 |
Таблица 2. Прогнозные параметры социально-экономического развития Черекского муниципального района на 2012–2014 гг. [3].
Как видно из таблицы, при прогнозировании данных в I варианте предусматривается оптимистический путь развития, а во II варианте – пессимистический, но при этом оба варианта предусматривают рост социально-экономических показателей развития района в соответствии с индексами-дефляторами.
Подобные параметры, спрогнозированные и согласованные на уровне глав администраций муниципальных районов, включаются в республиканские целевые программы по соответствующим направлениям, а по итогам года проводится мониторинг исполнения этих показателей.
По истечении финансового года, Комиссией по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития подводятся итоги по региону в целом, а также по муниципальным районам республики.
Следует обратить внимание также к другому уровню оценки деятельности органов местного самоуправления. В Кабардино-Балкарской Республике принят Указ Главы КБР № 85-УГ «О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Данным Указом утверждены: перечень исполнительных органов государственной власти, ответственных за оценку показателей и подготовку предложений о мерах по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, порядок выделения грантов городским округам и муниципальным районам, перечень показателей, используемых для определения размера грантов, порядок организации проведения социологических опросов для определения уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и т.д.
Документ посредством выделения грантов стимулирует органы местного самоуправления на дальнейшее развитие и улучшение показателей эффективности деятельности.
Исходя из изложенного, на рисунке 1 выделены основные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Рисунок 1. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления
Таким образом, эффективность работы муниципалитетов определяется достижением органами местного самоуправления указанных показателей, а также правильностью и своевременностью определения экономических приоритетов.
Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении вопросов, имеющих взаимный интерес, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и исключать возможность произвольных действий их участников.
Рецензенты:
Аликаева М.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и финансов ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Слепнева Л.Р., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ.