Стремительно развивающаяся информационная революция предъявляет к процессу обучения качественно новые требования. Наиболее важное значение, в этой области, приобретают современные информационные и сетевые технологии, а также их технические средства. Однако подобно любому революционному нововведению они встречают к себе неоднозначное отношение. Одни обеспокоены тем, что в недалеком будущем компьютеры могут полностью заменить педагога, так как его функции смогут выполнять дешевле, надежнее и в десятки раз эффективнее. Другие ученые оценивают возможности компьютерной техники значительно скромнее. Программированное обучение, утверждают они, по крайней мере, на современном этапе, поощряет только те ответы, которые могут быть согласованы с программой. Сомневающийся, инакомыслящий студент, обладающий оригинальным умом, не получает от такого обучения ни стимулов, ни удовлетворения. Создание таких совершенных машин, которые могли бы беседовать со студентами, связано с познанием механизма кодирования информации человеческого мозга [1], что требует определенного времени для решения этой задачи [2].
Благодаря научно-техническому прогрессу сегодня впервые стало возможным представление любого вида информации - чисел, текста, звука, изображения - в цифровом формате, позволяющем хранение, обработку на компьютере, передачу с компьютера на компьютер. Впервые стандартная аппаратура в сочетании со стандартной программной платформой обеспечивает «экономию от роста масштабов», которая делает информационно-компьютерные системы не дорогими, и, следовательно, доступными. Информацию, предоставляемую такими системами, может получать и анализировать любой студент. Для этого он должен иметь в своем распоряжении компьютер, который определяется как персональный [3]. Микропроцессорная революция породила целое поколение компьютерной техники, делающей использование цифровой информации повсеместной. Ключевым фактором здесь является прогресс в интернет-технологиях, обеспечивающих доступ к общемировому информационному пространству каждому студенту.
Современная компьютерная техника открывает перед студентами и преподавателями вузов новые перспективы. Их применение дает возможность отойти от традиционных методик преподавания. Информатизация учебного процесса позволяет исследовать информацию в индивидуальном, наиболее удобном для восприятия темпе, дополнить чтение текста прослушиванием и просмотром изображения в виртуальных моделях.
Следует отметить, что успешное использование компьютеров в обучении, требует усилия не только от студентов, но и со стороны преподавателя. Наличие одних машин без интеграции их в учебную программу и специальной подготовки вузовского преподавателя не дает соответствующего эффекта, нужно интегрировать информационные технологии в учебный процесс.
Таким образом, персональный компьютер становится сегодня мощным инструментом в руках преподавателя, особенно тех педагогов, которые сформировались в эпоху мела и классной доски. С помощью разного рода компьютерных изображений преподаватель может способствовать проявлению у студентов интереса к учебной дисциплине, делая ссылки на страницы Интернета, содержащие дополнительную информацию.
Компьютерная техника позволяет, также, реализовывать разнообразные способы обучения. Как считают психологи, существует более пятидесяти основных теорий индивидуального подхода к процессу обучению. Одни студенты лучше усваивают прочитанный материал, другие хорошо воспринимают со слуха, третьи хотят посмотреть, как кто-то выполняет требуемое задание, а четвертым необходимо самим проделать эту работу. Новое образование, с использованием технических аспектов информационных технологий, способствует успеху обучения независимо от избранного подхода, представляет информацию во множестве различных форм, персонализируя ее намного эффективнее, чем на традиционных носителях, дает впечатляющие результаты. При этом можно отметить следующее:
- улучшается усвоение вузовских дисциплин, мотивация к обучению;
- повышается «сетевая» грамотность (навыки обращения с персональными компьютерами и Интернетом);
- совершенствуются самостоятельное обучение и исследования, социальное развитие студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг: монография. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 214.
- 2. Винер Н. Кибернетика. - М.: Наука, 1983. - С. 222.
- 3. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - С. 14.