Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Петрова Н.Ф.

Педагогические технологии управления представляют собой систему способов и средств достижения результативности процесса обучения. Поскольку любое управление заключается в обеспечении решения поставленных задач наиболее оптимальным путем, посредством постоянного слежения за ходом процесса и корректировки действий, то технологии управления включают в себя решение следующих задач: постановка целей; актуализация опорных знаний; изучение индивидуальных особенностей обучающихся; анализ и принятие решений; контроль.

Анализ проблемы разработки и внедрения педагогических технологий показывает, что они соотносятся с целеполаганием, прогнозированием, моделированием, проектированием, т.е. всем тем, что составляет содержание управленческой деятельности преподавателя. Представляется, что технология и проектирование - два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия. Если педагогическая технология направлена на реализацию «разрешающих возможностей» личности в обучении, то проектирование сводится к поиску этих возможностей; если технология стремится воссоединить единство целей и средств обучения, то процесс выбора и формулировки целей - задача проектирования.

Что касается целеполагания, то в основе его лежит феномен опережающего отражения, выступающего в различных формах, связанных с отражением объективного хода событий, взятых как бы безотносительно к объекту, и в то же время - интрасубъективно включенных в деятельность субъекта. Целеполагание связано с внутренней стороной деятельности, технология - с внешней, нормативной. Естественно, что эти процессы взаимосвязаны и подвержены взаимопереходам. Так, сформулированная в процессе целеполагания цель для своей реализации должна быть развернута в систему частных задач, что требует ее экспликации и специальных семиотических процедур. И, наоборот, процесс технологизации требует создания условий для целеполагания.

Технология неразрывно связана с прогнозированием, поскольку имеет общее в целях, ориентирована на достижение результатов, однако она требует большей строгости и ответственности при проектировании, поскольку создается для непосредственного применения в деятельности, использует эвристические приемы, в то время как прогнозирование допускает экстраполяцию. Взаимовлияние технологий и прогнозирования дает основание считать, что при проектировании педагогических технологий возможны новые источники прогнозирования.

Педагогические технологии связаны с моделированием, которое, являясь средством представления и преобразования объекта, не существующего еще в реальности, позволяет: проиграть, сравнить и оценить педагогические технологии; имитировать реальные процессы будущей деятельности; принять результат одного из альтернативных вариантов решения педагогических проблем. Модель как вариант будущей педагогической технологии позволяет, при необходимости, выделить отдельные сущностные аспекты предстоящей деятельности и подвергнуть их более скрупулезному логическому анализу.

Таким образом, моделирование дает возможность оперировать с непознанными еще объектами и определять их устойчивые свойства.

Анализ закономерностей и структуры дидактического процесса позволяет выделить следующие педагогические технологии: мотивационные, деятельные и управления.

Мотивационные педагогические технологии способствуют включению обучающихся в учебно-познавательную или учебно-профессиональную деятельность без длительного «вживания». Они ориентированы на развитие внутренней мотивации личности и включают в себя: создание атмосферы эмоциональной раскованности, положительного отношения к деятельности и стремления к ней; формирование и развитие профессионального интереса; обеспечение оптимального педагогического общения; ориентацию на практический смысл изучаемого материала; индивидуальный подход к обучающимся, повышение самооцен­ки личности; ориентацию на конкретную профессиональную деятельность; организацию обратной связи, основанной на информировании.

Деятельные технологии связаны с организацией непосредственной деятельности педагогов и обучающихся. Признаками классификации деятельностных педагогических технологий являются: их назначение, применение, цели усвоения и познавательная самостоятельность обучающихся, способы реализации целей обучения и развития.

По своему назначению деятельные педагогические технологии могут быть подразделены на технологии усвоения теоретических знаний и технологии выполнения практических действий. Кроме того, признак применения позволяет выделить индивидуальные, т.е. предназначенные для выполнения одного конкретного задания, и общие педагогические технологии, пригодные для освоения любого задания, независимо от его конкретного содержания.

В зависимости от целей усвоения и познавательной самостоятельности обучающихся, связанных с ориентацией на уровни усвоения учебного материала, деятельностные педагогические технологии можно подразделить также на репродуктивные, проблемно-развивающие и эвристические.

Общей целью проектирования педагогических технологий является выбор оптимальной для данных условий их системы. Это требует изучения индивидуальных особенностей личностей и отбора деятельностей, адекватных возрастному этапу развития обучающихся, исходному уровню их подготовленности. При этом существенным является выбор оптимальных стратегий взаимодействия с учетом собственной индивидуальности педагога.

Исходя из общей логики деятельности педагогического проектирования, можно выделить этапы проектирования педагогических технологий, которые позволяют говорить об алгоритмах проектирования на концептуальном и методическом уровнях.

Следует отметить, что термин «алгоритм» применительно к такому процессу, как проектирование, может быть применен весьма условно. Помимо случайностей, характерных для социальных объектов, проектирование связано с индивидуальной творческой деятельностью, а поэтому строго задавать его этапы некорректно и невозможно. Алгоритм проектирования можно ассоциировать с ориентировочной основой действий педагога, связанной с отработкой, в общих чертах, этапов конкретного процесса обучения без его детализации. Ориентировочный алгоритм проектирования педагогических технологий способствует деятельности по педагогическому проектированию и позволяет учесть необходимые этапы при разработке технологий обучения.

В соответствии с отобранным учебным материалом преподавателю необходимо сформулировать цели, обусловленные ориентацией на тот или иной уровень его усвоения, что, в свою очередь, определяет критерии оценки и требует разработки системы контроля за качеством усвоения. Целью контроля является выявление отклонений полученных результатов от прогнозируемых. Поэтому при проектировании контроля необходимо предусмотреть ряд вариантов мотивационных и деятельных педагогических технологий, выбрать наиболее оптимальные из них для усвоения обучающимися содержания материала, рассматриваемого как систему профессиональных и общенаучных знаний, навыков и умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.- М., 2006.- 192 с.
  • 2. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюционирования? // Педагогика.- 1997.- №3.- С. 14.
  • 3. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления.- 2001.- №5.- С. 57-61.
  • 4. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991.