Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Михайлов Д.М., Михайлова О.Д., Шкатова Е.Ю, Григус Я.И.

Улучшение качества подготовки специалистов является одной из постоянных, важнейших задач высшей школы. В процессе обучения необходимо вооружить будущего специалиста основополагающими знаниями, научить сознательному, творческому применению знаний в практической деятельности, выработать у студентов потребность в систематическом самосовершенствовании и самообразовании. Неотъемлемой частью учебного процесса в решении этих задач является самостоятельная работа обучаемых. В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 27.11.2002 г. № 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», в учебный процесс вузов внедряются новые информационные технологии, совершенствуется система текущего и рубежного контроля самостоятельной работы студентов.

В системе очного высшего медицинского образования аудиторная самостоятельная работа студентов реализуется на практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ, курации больных. Выполнение этих видов учебной деятельности на факультете высшего сестринского образования (ВСО) заочной формы обучения не позволяет в полной мере осуществить индивидуальный подход к студенту с учетом его психологической и учебной характеристики. Такая особенность обусловлена с одной стороны, временным фактором (малое количество аудиторных занятий в экзаменационно- установочную сессию - порядка одной трети на весь период обучения в вузе), с другой - спецификой контингента студентов (разный возрастной состав, значительный перерыв в учебной деятельности, разнопрофильный опыт и стаж работы в лечебно-профилактических учреждениях) и в определенной степени трудностью обеспечения «обратной» связи с преподавательским составом кафедр вуза. В связи с вышеизложенным, особую значимость при заочной форме обучения приобретают рациональная организация, методическое обеспечение и управление самостоятельной работой студентов-заочников в межсессионный период (более 4500 часов по учебному плану).

За годы становления и развития факультета ВСО (более 10 лет) преподавательским коллективом кафедр наработан и накоплен значительный опыт по управлению и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов-заочников. На основе типовых учебных планов и программ, требований образовательного государственного стандарта разработаны учебно-методические комплексы дисциплин, содержащие учебную программу (отбор содержания), учебно-методические материалы для преподавателей (унификация содержания, не исключающая творчество преподавателя), для студентов, контрольно-измерительные материалы для проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций.

На кафедре патофизиологии управление самостоятельной работой студентов факультета ВСО (в межсессионный период) осуществляется с использованием учебного пособия по темам курса, включающего учебные цели, тематические ориентировочные карты, графологические структуры, тестовые задания, ситуационные задачи. По тестовым заданиям, задачам студенты имеют возможность провести самооценку усвоения темы, раздела дисциплины. В соответствии с требованиями методических указаний, каждый студент выполняет контрольную работу по определенным разделам дисциплины и по выбору - курсовую работу (из более 20 актуальных проблем патофизиологии). В период установочно-экзаменационной сессии студенты проходят процедуру тестового контроля («входной» уровень), имеют возможность консультаций по контрольным и курсовым работам, выполняют определенный минимум лабораторных работ. Обучение завершается курсовым экзаменом. При оценке знаний студента учитываются результаты выполнения контрольных работ, текущей успеваемости, итогового тестового контроля («выходной» уровень) и оценка выполнения курсовой работы. Курсовые работы рецензируются преподавателями кафедры. Студенты, выполнившие курсовую работу на «отлично», освобождаются от сдачи экзамена.

Успешно используется как форма управления самостоятельной работой студентов выполнение курсовой работы на кафедре пропедевтики внутренних болезней с курсом сестринского дела. Студенты в качестве межсессионного задания по разделу сестринское дело в семейной медицине выполняют контрольную работу в форме реферативного сообщения (задачи семейной медицинской сестры по организации лечебного дела) и курсовую работу по одной из тем с заданием разработки сестринского процесса в семейной медицине. Курсовые работы допускаются к защите после рецензии преподавателями кафедры. Абсолютное большинство студентов при защите курсовых работ демонстрируют умение работать с информационным материалом, определить цель и задачи работы, обобщать результаты собственных исследований (материал в основном набирается по месту работы студента-заочника), формулировать выводы, вносить определенные предложения по совершенствованию сестринского процесса в семейной медицине. С целью установления «обратной» связи, оценки отношения обучаемых к выполнению курсовых работ авторами проведен анонимный анкетный опрос студентов. Анкетирование студентов 4 курса после прохождения цикла «Сестринское дело в семейной медицине» выявило, что более 90% обучаемых испытывали трудности при выполнении курсовых работ, связанные с недостатком литературных источников. Последнее, по-видимому, обусловлено тем, что сестринский процесс в практике семейной медсестры - новое и довольно молодое направление в российской практической медицине, литературных источников обобщающего плана объективно недостаточно. В то же время, более 60% студентов считают, что, выполнив курсовую работу, пройдя экзаменационно- установочный цикл, получили необходимые знания по дисциплине.

Анализ результатов курсовых экзаменов, проведенные исследования позволяют заключить, что управление качеством подготовки специалистов при заочной форме обучения имеют свои особенности и диктуют необходимость совершенствования форм учебно-методической работы, более полного и доступного обеспечения студентов учебной литературой. Не претендуя на всеобъемлемость проблемы, авторы считают, что организационно-методические материалы по руководству самостоятельной работой студентов-заочников должны включать четкую постановку конкретных учебных целей, способы их реализации, индивидуальные задания различного типа, обратную связь между обучаемым и обучающим, формы итогового контроля. Учебные пособия, задания и материалы к ним должны обеспечить облегчение учебной деятельности (снижение неоправданных трудностей обучения), уменьшение времени на усвоение учебного материала с сохранением прочности усвоения, удовлетворение учением. В реализации этих проблем несомненное преимущество дистанционного метода обучения (пока не всем студентам-заочникам доступного) - работа с компьютером с помощью обучающей программы-задания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Абдуллаев А.А. Этические, психологические и профессиональные требования к медицинской сестре общей врачебной практики (семейной медицины)/А.А. Абдуллаев// Медицинская сестра. - 2006, - №1. - С. 6-7.
  • 2. Володин Н.Н. Подготовка специалистов сестринского дела в России/Н.Н. Володин// Медицинская сестра. - 1999. - №1. - С. 38-39.
  • 3. Михайлов Д.М. Методика выполнения курсовой работы студентами факультета высшего сестринского образования/Д.М. Михайлов. - Ижевск, 2000. - 9 с.