Инновационная деятельность сегодня рассматривается в качестве одного из главных факторов социально-экономического развития каждого региона России и улучшения качества жизни проживающего в нем населения. Стратегии развития отдельных регионов опираются на создание кластеров различного типа, одним из ключевых элементов структуры которых является вуз (университет).
Инновационная среда, выступающая неотъемлемым условием развития кластеров, создает благоприятные условия для развития университета, создания реальных каналов его влияния на социально-экономическое развитие территории. Межотраслевой характер образования в современных университетах, включенных в те или иные промышленные, инновационные и туристические кластеры, характер сопутствующей деятельности и услуг, предлагаемых этими структурами, по сути, превращает их в «кластеры внутри кластеров». То есть, университеты приобретают качества интегрированных образовательных кластеров. Интеграция касается, прежде всего, формирования благоприятных условий для тесного взаимодействия образования, науки и бизнеса.
Современные многопрофильные университетские комплексы будут играть важную роль в пространственной организации современного российского общества. Для их эффективного функционирования необходимо реализовать их возможности включения в инновационную систему региона. По заявлению президента России: «...инновационный прорыв для современной России – это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики» [6].
Основная миссия (назначение) интегрированного образовательного кластера заключается в формировании персонала, подготовленного для работы в инновационной среде и оказания инновационных услуг. С одной стороны, инновационные услуги касаются разработки принципиально новых образцов техники, новых технологий и т.п. С другой стороны, инновационные услуги непосредственно предоставляются в виде социальных инноваций, востребованных местным сообществом. К числу последних можно, в частности, отнести внедрение общественно значимых мероприятий, удовлетворяющих духовным потребностям социально ориентированного общества, в том числе проведение работ по улучшению городской среды, по озеленению городов и по восстановлению и охране исторических памятников архитектуры и заповедников, развитию местного туризма и т.п.
Создание интегрированного образовательного кластера – одна из форм модернизации деятельности высшего учебного заведения. Отличительными особенностями такого кластера являются, наряду с оказанием образовательных услуг, производство инновационных продуктов (товаров, разработок и услуг) при участии преподавателей, студентов и аспирантов, включение университетского комплекса в решение социально значимых задач региона или муниципального образования.
То есть, предназначением подобной структуры представляется формирование современной инновационной идеологии, реализуемой интегрированным образовательным кластером. Такая инновационная идеология позволит выработать новые критерии оценки потенциала любого региона, ставящие в зависимость его благосостояние от численности образованных и интеллектуально продуктивных жителей региона, сделанных ими открытий, изобретений, творческих идей, и т.п., воплощенных в востребованных социумом продуктах. Такая инновационная идеология может зародиться там, где глубоко изучаются и исследуются смысл, цели, ценности и качество жизни человека [4].
При объективных оценках инновация считается этически оправданной, если в ходе ее не ухудшаются узаконенные социальные нормы и стандарты и не нарушаются условия соблюдения прав человека. При этом следует учитывать, что в России имеющиеся социальные ограничения часто не согласуются с интересами субъектов инновационной деятельности, которые устремлены к возрастанию прибыли и собственному процветанию. Поэтому многие социальные показатели не принимаются во внимание хозяйствующими субъектами или рассматриваются ими как производные от экономических выгод. Следовательно, необходим механизм объективной оценки и контроля соблюдения этих показателей, который как раз можно образовать в рамках интегрированного образовательного кластера.
Кроме того, в условиях деятельности многопрофильного университета, тесно взаимодействующего с окружающей средой, можно распознавать и развивать индивидуальные способности человека, эффективно соединять профессиональные знания и этические ценности, профессионализм и культуру, расширять возможности человека в постановке целей, противостоять неэтичному бизнесу и мотивировать общественную значимость деятельности.
Интегрированный образовательный кластер мог бы выполнять следующие, по своей сути, миссионерские функции: управление развитием общественного сознания, формирование социально-ориентированной культуры личности и общества, влияние на эффективность хозяйствования путем повышения уровня профессионализма обучаемых, разработка политических и социально-экономических концепций развития общества, формирование духовного и творческого потенциала общества [3].
В соответствии с миссией видение интегрированного образовательного кластера можно определить как формирование на его основе центра формирования профессиональных качеств специалиста, который в дальнейшем может реализовать развитые индивидуальные способности в профессиональной деятельности.
Партнерские взаимоотношения вузов и работодателей в условиях подобного центра должны развиваться в таких формах, как:
- создание интегрированных структур управления обучением персонала;
- корректировка учебных планов вуза с учетом интересов работодателей-заказчиков и компенсация дополнительных усилий преподавателей, участвующих в таких программах, участие работодателей в конкурсах научных работ по своей специализации, отборе выпускников, экзаменационных комиссиях, ярмарках вакансий, днях карьеры;
- оказание материальной помощи вузам в приобретении нового оборудования и оснащении лабораторий;
- участие работодателей в обучении студентов и подготовке преподавателей (путем организации целевых курсов повышения квалификации, базовых кафедр и других форм корпоративного обучения, совместная организация студенческих практик);
- создание учебно-производственных консорциумов (вуз – наука – бизнес), которые наряду с подготовкой специалистов дают мастер-классы по различным аспектам, оказывают смежные услуги по переподготовке и повышению квалификации персонала, поствузовскому образованию, консалтингу, научно-техническому сотрудничеству, формирование государственно-общественных учебно-методических объединений [2].
Интегрированный образовательный кластер, помимо выполнения функций подготовки квалифицированного персонала для территориальной инновационной системы, должен решать следующие задачи:
1) формировать систему приоритетов и ценностей социально-экономического развития, на основе которых можно было бы привить современному обществу потребителей утраченные нравственные идеалы, ориентировать потребности в инновационных услугах с учетом общественной пользы;
2) выстраивать стратегии развития региона в целом и его социальных институтов, которые помогали бы решать региональные проблемы;
3) создавать системы взаимосвязанных экономических и социальных показателей, для оценки качества инновационных услуг;
4) разрабатывать миссию и видение развития организаций, проектов, технологий подготовки персонала для инновационной экономики; определять социальные стратегические цели развития; создавать сценарии развития корпоративных культур; проводить экспертизу и обоснование инновационных идей по этическим, а не только прагматическим критериям;
5) специализироваться на подготовке персонала, подготовленного для работы в условиях инновационной экономики;
6) разрабатывать профессиональные и образовательные стандарты по обучаемым специальностям;
7) аккумулировать деятельность общественных организаций в области инновационных услуг, определять потребности в инновационных услугах (инновационный маркетинг);
9) адаптировать отдельные предприятия к новым системам социально-экономических взаимоотношений регионального хозяйства;
10) создавать благоприятную атмосферу для воспитания творчески одаренных людей – будущей интеллектуальной элиты.
Предполагается, что основными субъектами деятельности интегрированного образовательного кластера будут выступать:
1) непосредственные производители инновационных продуктов и услуг – сотрудники, студенты и аспиранты университета, а также сотрудничающие с ним научные организации;
2) потребители инновационных услуг, обеспечивающие условия инновационной и образовательной деятельности;
3) региональные и муниципальные власти, экспертное территориальное сообщество, определяющие границы деятельности интегрированного образовательного кластера и привлекающие его к решению социальных проблем региона;
4) инвесторы и венчурные фонды;
5) менеджеры образования, организующие взаимосвязи субъектов данного кластера.
Предметом их сотрудничества может быть не только разработка инновационных продуктов и услуг, но также целевая подготовка специалистов, финансирование конкретных программ профессионального образования или участие в государственных и муниципальных социальных программах, разработка образовательных стандартов с учетом требований работодателей и профессиональных сообществ, создание фондов целевого капитала для решения социальных проблем, участие в производстве эстетических, социальных и духовных благ совместно с другими субъектами экономики. В этом сотрудничестве университет играет ведущую роль. Он призван не только выполнять заказы на инновационные продукты и услуги, но и создавать новые и уникальные продукты и формировать потребности в них.
Технологическая структура системы интегрированного образовательного кластера могла бы охватывать процессы, обеспечивающие образовательную, информационно-методическую, духовно-просветительскую, исследовательскую, проектную, коммерческую и сервисную деятельность (рис. 1).
Рис. 1. Технологическая структура интегрированного образовательного кластера
Для осуществления столь разноплановой деятельности необходима разветвленная инфраструктура, состав которой представлен на рис. 2.
Рис. 2. Инфраструктура интегрированного образовательного кластера
Эффективность деятельности интегрированного образовательного кластера оценивается совокупностью выгод от участия в нем всех сотрудничающих лиц.
Социальный эффект деятельности для университета, участвующего в региональных и межрегиональных кластерных инициативах, будет выражаться в улучшении качества образовательного учреждения, а студентов – в повышении уровня знаний и имиджа получаемого образования (рис. 3).
Экономический эффект для предприятий, получаемый от обучения работников, выражается в повышении продуктивности и рентабельности их труда. По оценкам, минимальная доходность инвестиций в профессиональную подготовку составляет 50 %.
Обозначения:
Участие студентов
Учет практического опыта работы в процессе обучения
Обмен инновациями
Рис. 3. Взаимосвязи основных субъектов интегрированного образовательного кластера
Для получения эффекта от обучения персонала инновационным технологиям в размере 80 % необходимо обеспечить наличие не менее 30 % полного объема знаний, связанных с рассматриваемыми бизнес-процессами [2].
Это возможно, если число обученного персонала компании не менее 30 % среднесписочной численности. Общая доходность компании от подготовки персонала – не менее 12 %. В то же время социальный эффект можно обосновать, опираясь на научные разработки взаимосвязи экономической и социальной эффективности инновационной деятельности, которые исследованы в работах академика РАН А.И. Анчишкина [1].
Следует отметить, что в настоящее время существуют объективные предпосылки включения Владимирского государственного университета в состав формирующихся во Владимирской области промышленных, инновационных и туристических кластеров [5].
Во-первых, существует соответствие области научных исследований миссии и направлениям деятельности инновационной политики региона. Разрабатывается когнитивно-синергетическая парадигма человека в современной науке, исследуются феномен человека в постклассической картине мира, лингвофилософские аспекты информациологии и межкультурной коммуникации, современное гуманитарное знание в эпоху постмодернизма, гуманитарные проблемы современного психолого-педагогического знания, модели этичного «экономического человека».
Во-вторых, имеются в наличии основные элементы технологической структуры, соответствующие понятию интегрированный образовательный кластер.
В-третьих, наличие элементов инфраструктуры, таких как: общеобразовательные школы, инкубаторы талантов (производственный лицей), попечительский совет, ориентированный на проведение инновационной политики.
Рецензенты:
Филимонова Н.М., д.э.н., профессор, зав.кафедрой «Менеджмента и маркетинга», ВлГУ, г. Владимир.
Тесленко И.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бизнес информатика и экономика», ВлГУ, г. Владимир.