Введение
Конец 20го - начало 21 века ознаменованы ростом числа наркоманов в различных возрастных группах населения и стремительным омоложением этого асоциального явления.
В последние годы все большее число подростков оказывается вовлеченным в деятельность по употреблению одурманивающих средств и психоактивных веществ (ПАВ) на фоне пропаганды в обществе легализации «легких наркотиков», расширение списка ПАВ за счет различных смесей, свободного доступа через аптечную сеть к кодеинсодержащим препаратам (а, следовательно, к возможности изготовления в домашних условиях дезоморфина как дешевого заменителя героина). По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, практически 90% первично выявленных наркоманов употребляют только дезоморфин, изготовленный кустарным способом. Доступность производства наркотика из препаратов от кашля (кодеина и терпингидрата) стала одним из весьма неблагоприятных факторов все более ранней наркотизации и роста числа наркоманов в подростковой среде. Это актуализирует необходимость поиска путей профилактики наркомании среди школьников, выявления возможностей психолого-педагогического сопровождения подростков из групп риска, изучения потенциала формирования здорового образа жизни как фактора противодействия распространению наркотиков в детской и молодежной среде.
Цель исследования: выявить воспитательный потенциал формирования здорового образа жизни в деятельности по профилактике наркомании среди подростков.
Материалы исследования: материалы педагогических исследований, результаты опросов, анкетирования, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников, метод интервью, методы опроса и анкетирования, метод констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение
Основным теоретическим посылом нашего исследования стало предположение о том, что формирование здорового образа жизни и активной жизненной позиции является основным фактором профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста. Были поставлены следующие задачи:
- Изучить современные теоретико-методологические представления о формировании здорового образа жизни школьников в контексте проблемы противодействия ранней наркотизации населения.
- Определить основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.
- Провести апробацию разработанных рекомендаций.
Результаты нашего теоретико-методологического анализа свидетельствуют о том, что проблема профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста является весьма актуальным направлением психолого-педагогических исследований.
Проблемы первичной профилактики наркомании в различных возрастных группах рассматриваются в работах И.С. Салахутдиновой, В.В. Паникова, Е.В. Авериной, В.Н. Чернышевой, С.П. Шишкунова, Т.Ю. Шайдуровой, А.С. Миронова, И.А. Орловой и др.
В исследовании И.А. Орловой выявлены индивидуально-психологические особенности подростков с риском наркотизации (неуверенность в себе, комплекс неполноценности, психический дизонтогенез) и факторы социально-психологического неблагополучия (неудовлетворенность условиями жизни, неблагоприятный семейный микроклимат, влияние негативной молодежной субкультуры) [13].
Анализ социальных проблем профилактики наркомании среди учащихся среднего звена общеобразовательной школы позволил И.С. Салахутдиновой обозначить основные векторы воздействия в комплексной превентивной работе: создание федеральной целевой программы, расширение научно-исследовательской работы, привлечение средств массовой информации к распространению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни, антинаркотическая направленность содержания предметов школьного цикла, социальный мониторинг ситуации проблемы наркозависимости, совершенствование деятельности служб психологического сопровождения школьников, информирование подростков о вреде наркотиков, генетическое обследование детей в возрасте от 10 до 17 лет, борьба с беспризорностью и безнадзорностью, создание условий для культурного досуга детей и молодежи [16].
Социально-педагогические аспекты профилактики наркомании среди подростков изучаются в работе С.П. Шишкунова, который указывает на необходимость в проведении общенациональной компании, направленной на противодействие наркотизации подрастающего поколения. Автор с беспокойством констатирует, что Россия находится в зоне максимального риска в связи с ее уникальностью как государства, которое одновременно является зоной транзита, потребления и производства наркотических препаратов. Отмечая роль образовательных учреждений в профилактике наркомании в подростковой среде, С.П. Шишкунов считает, что они нуждаются в моральной, научной и финансовой поддержке системы противодействия вовлечения детей в наркосреду, которая должна носить системный, целенаправленный, комплексный характер [20].
В.Н. Чернышева разработала комплексную систему первичной профилактики наркомании в подростковой среде, которая включает в себя: повышение профессиональной компетенции педагогов образовательных учреждений, повышение ответственности администрации школ в сфере превентивной деятельности, педагогическую диагностику и прогнозирование асоциального поведения учащихся и риска употребления психоактивных веществ, научно-обоснованный мониторинг и контроль результатов работы по противодействию вовлечения несовершеннолетних в наркосреду, создание групп динамического наблюдения и психокоррекционной работы для уже оступившихся подростков [18].
В.В. Паников предлагает систему мер по профилактике подростковой наркомании, которая включает в себя модель первичной профилактики, включающей в себя психический, социально-психологический и социально-педагогические компоненты, и социально-педагогический тренинг, предполагающий определенную вариативность и длительность в три курса [14].
В работе Е.В. Авериной разработана и апробирована программа «Полезные навыки», которая направлена на формирование у учащихся навыков, необходимых для развития самостоятельности: умений слушать, действовать сообща, преодолевать конфликтные ситуации, принимать самостоятельные решения, проводить исследования, совместно решать проблемы. По мнению автора, развитие этих навыков способствует развитию личностной готовности ребенка противостоять асоциальным влияниям, снижает риск наркотизации и способствует психоэмоциональному и социально-психологическому благополучию школьника [1].
В исследовании Т.Ю. Шайдуровой проводится параллель между кризисом нравственных ценностей в современном российском обществе и возникновением асоциальных молодежных субкультур, в которых употребление наркотиков выступает символом определенной свободы от морали и духовности, стремление к самореализации замещается нарастающей аутизацией сознания и вовлечением в наркосреду. В связи с этим автор считает необходимым проведение педагогического анализа ситуации в каждом образовательном учреждении, координацию усилий вузов, молодежных общественных организаций и учреждений здравоохранения, разработку современных технологий педагогической профилактики наркомании в молодежной среде. Для точечной и дифференцированной работы со студентами Т.Ю. Шайдурова разработала методику выявления степени риска наркотизации [19].
Возможности педагогической профилактики наркомании среди военнослужащих анализируются в работе А.С. Миронова. Автор приходит к выводу, что превентивная деятельность должна осуществляться по таким векторам, как: совершенствование системы психодиагностического и психолого-педагогического сопровождения военнослужащих, учет индивидуально-типологических особенностей личности, создание доверительных отношение между командиром и подчиненным, индивидуализированное профилактическое взаимодействие с военнослужащими, ранее употреблявшими наркотики и с аддиктивным поведением, антинаркотическая пропаганда [6].
Необходимость профилактики наркомании среди детей различных групп риска (с отклоняющимся поведением, ограниченными возможностями здоровья, из социально неблагополучных семей) отмечается работами П.О. Омаровой, В.В. Кузьминова и др.
В.В. Кузьминов определяет основные направления программы профилактики среди детей с девиантным поведением: скрининг (возможность внезапной проверки на наличие наркотиков в организме), работа с родительской общественностью, взаимодействие учителя, социального педагога и психолога школы в превентивной деятельности [5].
Ряд исследований отмечает роль семьи в формировании у школьника ценностного отношения к своему здоровью и противодействии асоциальным явлениям в детской и молодежной среде [9, 10, 11].
Роль психолого-педагогического коллектива в системе профилактики наркомании отмечается в работах Н.Ю. Самыкиной, Н.П. Колмогоровой, В.А. Гетман и др.
В исследовании Н.П. Колмогоровой отмечается, что большинство учителей считает, что противодействие наркотизации учащихся не является сферой их профессиональной деятельности, что значительно затрудняет профилактическую работу в школе. При этом автор считает, что в системе повышения квалификации педагогических кадров необходимо организовать работу по формированию профессиональных компетенций педагогов в области профилактики наркомании и развитию умений педагогически адаптировать социальную ситуацию, связанную с проблемой наркомании [4]. В.А. Гетман дополняет этот тезис Н.П. Колмогоровой необходимостью дополнения таких дисциплин, как «Педагогика» и «Возрастная психология» специальными навыками по организации позитивного эмоционального контакта с подростками группы риска по наркотизации, а также введения в систему профессиональной подготовки педагога такого курса, как «Профилактика аддиктивного поведения учащихся второй степени образования» [3].
Н.Ю. Самыкина акцентирует внимание на деятельности школьного психолога в системе противодействия наркотизации школьников. Автор предлагает модель личностной готовности психологов к первичной профилактике наркомании, которая включает в себя децентрацию, критичность, рефлексивность, ответственность, эмпатию и чувство юмора, способность к саморегламентации, самоорганизации и саморуководству [17].
Следует отметить, что ряд исследований в области профилактики наркомании обращено именно к возможностям формирования здорового образа жизни (В.А. Антипов, Н.Н. Мугаллимова, И.В. Перфильева, И.В. Моисеева и др.)
В.А. Антипов выделяет 4 группы факторов, которые характеризуют состояние здоровья подростков: факторы неблагополучия (к числу которых отнесена и наркомания), показатели здоровья детей и молодежи, особенности физического развития и фактор физической подготовленности (то есть, характеристика двигательной и физической активности молодого человека). При этом факторы риска были на биологические, социальные, деятельностные и нравственные, что позволило ему выявить подростков, склонных к употреблению наркотиков. Исходя из специфики возрастного развития, В.А. Антипов разработал программы первичной профилактики наркомании у школьников средствами физической культуры и спорта [2]. И.В. Моисеева в своем исследовании выявила корреляцию между отношением к физической активности и к употреблению психоактивных веществ: подростки, увлекающиеся физкультурой и спортом, считают абсолютно недопустимым прием наркотиков, в то время как подростки, которые не занимаются в спортивных секциях, считают, что бывают ситуации (например, для поддержки дружеской атмосферы в группе), когда принимать их все же допустимо [7].
Таким образом, теоретико-методологическое обобщение материалов педагогических исследований позволило нам сформулировать основные направления нашей педагогической модели по формированию здорового образа жизни как фактора профилактики наркомании в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы:
- создание в школе конкурирующих подростковых сообществ с собственной символикой (герб, гимн, футболка и бейсболка, значок), с еженедельной фиксацией позитивных достижений на специализированном стенде.
- широкая просветительская деятельность в области профилактики наркомании с привлечением информационных технологий, создания социальных роликов, презентаций и анимационных фильмов на базе школьной телестудии.
- вовлечение подростков в занятия физкультурой и спортом, как на уроках физкультуры, так и во внеурочной деятельности.
- активное взаимодействие с родительской общественностью в формировании здорового образа жизни путем создания семейно-спортивного школьного клуба, проведения спортивных соревнований между семейными командами как в рамках одной классной параллели, так и между школами района, выезда на природу, участие в туристических походах в горы.
- повышение квалификации психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения в области противодействия наркотизации школьников.
- постоянный мониторинг и психолого-педагогическая диагностика факторов риска наркотизации учащихся.
Исследование проводилось на базе Дагестанского регионального республиканского отделения Всероссийского Фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (г. Махачкала) и МОУ «Лицей им. Омарлы Батырая» (пос. Сергокала Сергокалинского района Республики Дагестан). Анализ материалов исследования свидетельствует о том, что если до начала формирующего эксперимента отмечалась малая компетентность педагогов и родителей в области профилактики наркомании, недостаточность знаний подростков в сфере противодействия употреблению психоактивных веществ, низкий уровень физической активности и недостаточность интереса к занятиям спортом, то в результате проведенной работы практически все родители и педагоги, принимавшие участие, стали активными пропагандистами здорового образа жизни, у подростков и взрослых отмечаются значительные улучшения показателей здоровья и физической активности. Результаты анкетирования подростков демонстрируют явное изменение отношения к употреблению наркотиков - от индифферентного к резко отрицательному. У большинства школьников диагностируется развитие ценностного отношения к своему здоровью и жизненному маршруту. Таким образом, воспитательный потенциал формирования здорового образа жизни как фактора профилактики наркомании среди учащихся подросткового возраста можно считать экспериментально доказанным.
Заключение
В ходе проведения исследования были сделаны следующие выводы:
1. В современных педагогических исследованиях значительное внимание уделяется различным аспектам проблемы профилактики наркомании: возрастным особенностям превентивной деятельности, разработке системы мер по противодействию наркотизации детей и молодежи, анализу роли семьи в превенции асоциальных явлений, специфике профилактики употребления психоактивных веществ детьми различных групп риска. В то же время недостаточное внимание уделено возможностям формирования здорового образа жизни в общей системе превентивных мер.
2. Предлагаемая нами модель, основанная на системе мер по формированию культуры здорового образа жизни как у самих подростков, так и у лиц ближайшего социального окружения, является эффективным средством противодействия наркотизации школьников.
Рецензенты:
Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специально психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.
Мустафаева М.Г., д.филос.н., профессор ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.