Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ORGANIZATION OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT PROJECTS IN URBAN AREAS BASED ON THE MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Zykov A.A. 1
1 St. Petersburg State University of Service and Economy
The article deals with the questions of organization of complex infrastructure projects in urban areas based on the mechanisms of public-private partnerships (PPP). Cooperation between public authorities and business structures in modern terms acquire special significance. PPP mechanisms contribute to the implementation of large-scale public infrastructure projects in various sectors of the urban areas (industry, construction, transport, housing, education, health, etc.). The infrastructure projects of the public-private partnership aimed at increasing the efficiency of interaction between the authorities and business structures, with different interests, includes 4 phases: (1) concept; (2) justification and project planning; (3) design and construction; (4) operation of the facility (including renovation) and its transmission (recycling). In the second phase of the PPP determines how risks to the infrastructure project. A system of measures aimed at the early detection, evaluation and optimization of the risk.
risks
infrastructure project
business structures
concessions
risks public private partnership
infrastructure project
business structures
concessions
risks public private partnership
infrastructure project
business structures
concessions
risks public private partnership
infrastructure project
business structures
concessions
public private partnership

Государственно-частное партнерство - это организационно-экономический механизм стратегического взаимодействия органов государственной власти (местного самоуправления) и бизнес-структур на юридической основе с учетом баланса интересов сторон с целью наиболее эффективной реализации социально значимых инфраструктурных проектов и программ [1].

Интерес к инвестициям в форме государственно-частного партнерства возник достаточно давно. Например, во Франции концессии в сфере общественных услуг существует со времен Наполеона, а первым концессионным объектом стал Южный канал, соединивший побережье Атлантики со Средиземным морем, построенный в XVII в. В настоящее время вся система коммунального обслуживания во Франции основана на концессионном механизме.

Концессионное законодательство в Великобритании появилось еще в XVII в., а в 90-е годы ХХ века начала развиваться новая­ форма ­ГЧП - «частная финансовая инициатива» (привлечение частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов).

В последнее десятилетие такая форма государственно-частного партнерства получила распространение в Канаде, Франции, Нидерландах, Португалии, Ирландии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Японии, США, Сингапуре и др.
В настоящее время более чем в 100 странах мира используются различные формы государственно-частного партнерства для реализации масштабных проектов.

Согласно информации Всемирного банка (The World Bank), начиная с 1990 г. в 144 странах на основе государственно-частного партнерства были реализованы 4100 инфраструктурных проекта с общим объемом инвестиций 1241,2 млрд $, из них 1587 проектов в области энергетики (объем инвестиций - 369,94 млрд. $), 1097 - в сфере транспорта (объем инвестиций - 210,27 млрд $), 807 - в области телекоммуникаций (объем инвестиций - 604,81 млрд. $), 597 - в ЖКХ (объем инвестиций - 56,12 млрд. $) [3].
Лидирующие позиции по объему инвестиций, вложенных в проекты, реализованные на основе государственно-частного партнерства, занимают Бразилия (196,3 млрд $), Китай (99,95 млрд $), Индия (96,13 млрд $). В топ-рейтинге из 10-ти стран Россия занимает лишь 6-ю позицию по объему инвестиций, вложенных в инфраструктурные проекты [3].

Развитию ГЧП на международном уровне содействуют Всемирный банк (МБРР), в структуре которого следует выделить Международную финансовую корпорацию (International Finance Corporation - IFC), специализирующуюся на поддержке частных инициатив, и Многостороннее агентство инвестиционных гарантий (Multilateral Investment Guarantee Agency - MIGA), обеспечивающее страхование рисков; Европейский инвестиционный банк; Европейский инвестиционный фонд; Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Последний действует примерно в 30 странах Центральной и Восточной Европы и участвует в финансировании проектов в области транспорта, коммунального хозяйства, защиты окружающей среды, энергетики, водоснабжения и водоочистки.

Концессия (концессионное соглашение) является одним из видов ГЧП. Это специфическая форма долгосрочных (до 50 лет) и взаимовыгодных отношений между органом государственной власти (местного самоуправления) и частным инвестором для реализации конкретного проекта с целью удовлетворения общественных нужд и потребностей.

Конкретная форма реализации ГЧП определяется объемом функций, которые передаются инвестору; перспективы сохранения у государства права собственности на созданный объект; определения оптимальной доли участия инвестора в прибыли и в общем объеме инвестиций; степени распределения ответственности и рисков.
В России государственно-частное партнерство на концессионной основе начало развиваться во второй половине XIX - начале ХХ в., когда были построены десятки тысяч километров железных дорог, включая китайско-восточную железную дорогу. В 1920-е гг. ХХ века концессии создавались во многих отраслях народного хозяйства СССР (добыча золота, серебра, свинца, марганца, нефти, производство цветных металлов, эксплуатация лесных, рыбных ресурсов, машиностроение, электроэнергетика и т. д.).
Правовые основы развития государственно-частного партнерства заложены в Федеральном законе от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. 01.01.2013 г.), основной целью которого является повышение эффективности инвестиционно-строительных проектов.

На начало 2013 года в России было запущено и реализовано порядка 300 проектов государственно-частного партнерства. Проведенные исследования показали, что в России по количеству государственно-частных проектов и по объему инвестиций лидирует телекоммуникационный сектор, на втором месте - энергетика, на третьем месте - коммунальное хозяйство, затем - транспорт [3,5].

Однако, по мнению специалистов, отраслевой профиль государственно-частного партнерства в России будет меняться по мере продвижения проектов в регионы, и лидирующие позиции займут жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт. В дальнейшем следует ожидать расширения сферы применения государственно-частного партнерства в сфере образования и здравоохранения, так как, по мнению большинства специалистов, Россия движется по западному пути его развития.
К российским инструментам и институтам, способствующим развитию государственно-частного партнерства, относятся целевые и федеральные адресные инвестиционные программы, концессии, экономические зоны, региональные фонды развития, государственные корпорации (например, Внешэкономбанк) и т.д.

Внешэкономбанк создан как государственная корпорация для финансирования инфраструктурных проектов. Финансовая политики банка и стратегия, утвержденная Наблюдательным советом, определила, что 30 % кредитного портфеля банка должно формироваться на условиях государственно-частного партнерства. Одной из главных задач Внешэкономбанка является развитие капиталоемких долгосрочных проектов в области инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, а также капиталоемких, экспертно-ориентированных промышленных производств.
Лидером среди городских агломераций Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства является Санкт-Петербург. По данным Всемирного банка, в Санкт-Петербурге создана благоприятная институциональная и информационная среда для развития государственно-частного партнерства. Кроме того, город обладает высоким инвестиционным и инновационным потенциалом. Законодательная база Санкт-Петербурга в сфере развития государственно-частного партнерства способствует повышению эффективности взаимодействия городской администрации и бизнес-структур при реализации проектов ГЧП.

В настоящее время в стадии реализации или предпроектных проработок в Санкт-Петербургской агломерации находятся четырнадцать стратегических проектов общий объем инвестиций, по которым составляет 8,8 млрд $, которые планируется реализовать с применением государственно-частного партнерства. Наиболее значимыми из них являются следующие проекты: «Западный скоростной диаметр», модернизация аэропорта «Пулково», «Морской фасад».

Проект «Морской фасад» заключается в строительстве морского пассажирского терминала и развития западной части Васильевского острова, предполагает образование новых территорий общей площадью около 476 га. Общий объем финансирования составляет 31 млрд руб., из них 7 991,1 млн руб. - средства федерального бюджета и 23,4 млрд руб. - средства инвесторов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге формирование проектов ГЧП в сфере ЖКХ (системы теплоснабжения, водоснабжения, электросбережения и др.), транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство больниц, школ) и др.).
Поведенные исследования показали, что концепция подготовки и реализации проектов на основе ГЧП должна быть основана на принципах инвестиционной привлекательности, заключающейся в обеспечении инвестору необходимой экономической эффективности инвестиций при разумных рисках и социальной направленности, состоящей в обеспечении приоритетности реализации социально значимых проектов.
Концепция подготовки, рассмотрения документов и реализации инфраструктурного проекта на основе государственно-частного партнерства включает 4 этапа [4]:

1. Предварительный (концептуальный) - инициация создания партнерства; выбор проекта для реализации. На данном этапе формулируются цель и содержание проекта, в том числе рассматриваются различные варианты удовлетворения потребности в общественной услуге (например, строительство нового объекта, модернизация существующего, передача объекта в управление и т.д.), определяются требования к продукту, призванному удовлетворить потребность, а также методы создания такого продукта.
2. Этап обоснования и планирования проекта - определение эффективности проекта; инвестиционное обеспечение проекта; технико-экономическое обоснование проекта.
Решение указанных задач входит в компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, отдельные задачи решает частный партнер.

Общее правило управления рисками в проектах государственно-частного партнерства состоит в том, что риски распределяются между участниками проекта таким образом, чтобы каждый конкретный участник нес те риски, которые он наилучшим образом может минимизировать [2].

Большинство исследователей выделяют следующие группы рисков государственно-частного партнерства: проектные риски; систематические риски; форс-мажорные риски.
Под проектными рисками понимаются риски, присущие конкретному проекту и определяющиеся его спецификой и деятельностью его участников (например, риски, связанные с выбором партнера; риски, связанные с проектированием; технологические и строительные риски; эксплуатационные риски; риски недофинансирования проекта; риски завышения стоимости проекта).

Систематические риски обусловлены политическими, экономическими и социальными процессами, которые оказывают негативное воздействие на реализацию­ проекта (политические, экономические, финансовые, социальные риски). Большую часть таких рисков берет на себя орган государство.

Форс-мажорные риски вызваны обстоятельствами непреодолимой силы (стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения); военные действия; забастовки; эпидемии).

Для снижения степени влияния риска разрабатывается система мероприятий, которые направлены на своевременное выявление, оценку и минимизацию рисков.

3. Этап проектирования и строительства - выбор партнеров; разработка и заключение партнерского соглашения; организация взаимодействия между партнерами в ходе реализации проекта; организация работ по проектированию и строительству объекта.
Выбор ­концессионеров осуществляется на основе открытого конкурса. Последний позволяет оценить заявку каждого претендента на участие в государственно-частном партнерстве.

4. Этап достижения целей проекта включает эксплуатацию объекта (в том числе реновацию) и передачу (утилизацию). На этой стадии частным партнером оказывается полный комплекс государственных услуг, составляющих цель проекта государственно-частного партнерства, при этом частный партнер, владея объектом и эксплуатируя его, получает прибыль по норме, оговоренной в контракте.

Эффективность инфраструктурного проекта определяется на основе оценки экономической (бюджетной, коммерческой) и социальной эффективности.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов реализации инфраструктурного проекта в форме государственно-частного партнерства. Бюджетный эффект является основным показателем бюджетной эффективности. Бюджетная эффективность оценивается для консолидированного бюджета субъекта Федерации и (или) для консолидированного бюджета региона.

Коммерческая эффективность показывает экономический результат реализации инфраструктурного проекта для инвестора и оценивается с помощью индекса прибыльности (PI), дисконтированного периода окупаемости (PBD), внутренней нормы рентабельности (IRR), чистой приведенной стоимости (NPV).

Социальная эффективность отражает эффективность инфраструктурного проекта с точки зрения удовлетворения потребностей населения в продукции (работах, услугах) и оценивается с помощью показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Рецензенты:

Циганов В.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и организация предпринимательства» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Санкт-Петербург.

Малинин А.М., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика природопользования и сервис экосистем» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Санкт-Петербург.