Современные условия перехода российской экономики на инновационный путь развития предъявляют новые требования к организации инновационной деятельности и характеризуются процессами замены оборудования, разработкой, внедрением новых технологий, усилением технологической конкуренции, спросом на фундаментальные и прикладные исследования. Регулирование инновационного процесса путем создания условий его интенсификации все больше возлагается на региональные и местные органы управления, полномочия которых значительно расширяются с учетом стратегических социально-экономических приоритетов развития российской экономики.
Специфика экономического пространства России, характеризующаяся качественными различиями уровней социально-экономического развития субъектов Федерации, обусловливает необходимость разработки собственной (а не заимствованной) модели перевода экономики на инновационный путь. Это становится возможным путем выработки каждым субъектом Федерации стратегий развития инновационного потенциала, учитывающих как региональные социально-экономические особенности, так и общее состояние и возможности инновационного потенциала, с последующей интеграцией их в единую общегосударственную стратегию.
Инновации используются в различных сферах человеческой деятельности, а инновационная политика как основа модернизации общества выступает в качестве самостоятельного направления социально-экономической политики региона, что обусловливает их тесную взаимосвязь и взаимное влияние. В результате проведенного авторами рейтингового ранжирования регионов Южного федерального округа по эффективности реализации социально-экономической политики и по уровню развития инновационного потенциала выявлена прямая пропорциональная зависимость между их интегральными показателями, а также рассмотрено влияние трансформационных и трансакционных факторов на данную зависимость[5].Увеличение показателей, характеризующих трансакционные факторы, способствует положительной динамике показателей, отражающих состояние трансформационных изменений региона и создающих необходимые условия рационального использования и развития инновационного потенциала. Учитывая преобразующую и обеспечивающую функции трансформационных и трансакционных факторов реализации региональной социально-экономической политики по развитию инновационного потенциала целесообразны следующие основные направления повышения ее эффективности:
‑ информационно-коммуникационное: создание и поддержка единого информационного пространства региона для эффективного удовлетворения информационных потребностей субъектов хозяйствования и населения, формирование и поддержка информационно-аналитических систем комплексного мониторинга и оценки показателей социально-экономической политики, расширение списка и оптимизация предоставления государственных услуг на основе IT-технологий и Интернета;
‑ организационно-управленческое: формирование эффективного аппарата региональных органов власти по численности и квалификации, совершенствование бюджетного регулирования, создание условий для развития предпринимательства и обеспечения населения учреждениями образования, здравоохранения и социально-культурной сферы, развитие эффективных форм государственно-частного партнерства;
‑ институциональное: повышение роли стратегического планирования и прогнозирования посредством разработки и реализации целевых и адресных программ для выполнения национальных проектов и комплексного регионального развития, совершенствование нормативно-правовой базы социально-экономического развития территорий.
Реализация указанных направлений, учитывающих социально-экономические особенности региона, создаст необходимые условия по ресурсной обеспеченности и готовности использования его инновационного потенциала.
В результате, с учетом проведенной многофакторной оценки эффективности реализации социально-экономической политики и развития инновационного потенциала регионов ЮФО[1; 7], выявлены следующие приоритетные стратегические направления развития инновационного потенциала (рис. 1).
Направление 1. Развитие научной составляющей инновационного потенциала на основе укрепления и поддержки фундаментальных исследований отечественной науки в области инноваций. Цель направления - реализация научно-технических достижений и изобретений, улучшение использования интеллектуальной собственности в регионе.
Направление 2. Развитие кадровой составляющей инновационного потенциала на основе обеспечения воспроизводства кадрового потенциала для научно-технической и инновационной сферы региона. Цель направления – максимально эффективное использование людских ресурсов для реализации различных направлений инновационной стратегии.Так как способность одних людей генерировать новые идеи, а других – их объективно оценивать и принимать решения по их воплощению, их умения и навыки профессионально решать поставленные задачи в конечном счете являются определяющим фактором успеха инновационной стратегии. Поэтому данное направление – основа для всех приоритетных направлений инновационной стратегии.
Направление 3. Развитие технико-технологической составляющей инновационного потенциала, представляющей собой развитие технико-технологической базы потенциала и влияющей на масштабы и темпы инновационной деятельности.Цель направления - инновационное обновление основных фондов предприятий промышленности, энергетики, АПК, как условие повышения эффективности производства и преодоления технического отставания производства по сравнению с другими странами и центральными регионами России, внедрение механизма ускоренной амортизации основных фондов.
Рис. 1. Приоритетные стратегические направления развития инновационного потенциала региона (сост. авт.).
Направление 4. Развитие финансовой составляющей инновационного потенциала, представляющей собой прямое или косвенное финансовое стимулирование инновационной деятельности (прямые инвестиции, кредиты, налоговые, амортизационные и другие льготы; привлечение внешних инвестиций).Цель направления – использование конкурентных преимуществ (сильная наука, знания и способность их использовать в целях экономического развития) для увеличения объема финансирования инновационной деятельности, улучшения инвестиционного климата в регионе, формирования новых институтов финансирования инновационной деятельности (венчурные фонды и др.).
Направление 5. Развитие институциональной составляющей инновационного потенциала, представляющей собой совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности. Цель направления - формирование нормативно-законодательной базы развития инновационной деятельности, обеспечение защиты интеллектуальной собственности, совершенствование налогового законодательства применительно к инновационной сфере.
Направление 6. Развитие организационной составляющей инновационного потенциала на основе формирования региональной инновационной инфраструктуры, включая малые инновационные предприятия (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий).Цель направления - создание эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационной деятельности в регионе и создание условий для роста новых малых инновационных, технологически ориентированных предприятий, в том числе выделяющихся из научных учреждений.
Направление 7. Развитие информационной составляющей инновационного потенциала посредством формирования информационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и учета научных, научно-технических результатов.Цель направления – создание информационной инфраструктуры (СМИ; специализированные выставки, конференции и т.д.; региональные каталоги, базы данных правовой, административной, технологической, лицензионной и маркетинговой информации; центры изучения спроса и конъюнктуры рынка; Internet; библиотеки и предоставление комплекса услуг, обеспечивающего доступность информации предприятиям и частным лицам).
Таким образом, с учетом выявленных стратегических направлений развития инновационного потенциала региона авторским коллективом Волгоградского государственного университета под руководством О.В. Иншакова разработана «Стратегия инновационного развития Волгоградской области до 2025 года»[4], учитывающая региональные социально-экономические особенности, общее состояние и возможности развития инновационного потенциала.
Волгоградская область по эффективности реализации социально-экономической политики среди субъектов РФ в 2010 г. занимает 29 место [8], среди регионов ЮФО в 2005 и 2009 гг. находится на предпоследнем месте [2] и входит в состав той группы регионов,от которых ожидают технологического прорыва и успехов в области модернизации и инноваций. Что возможно благодаря проведению эффективной политики руководства региона, направленной на активное привлечение инвестиций, динамичное освоение собственных и заимствованных инноваций и создание необходимых условий развития бизнеса [3].
По величине интегрального показателя инновационного потенциала Волгоградская область, также как Ростовская область, Ставропольский край и Астраханская область, вошла в 2010 г. в зону хорошего состояния инновационного потенциала, что свидетельствует о достаточной концентрации научных, кадровых, технико-технологических и др. ресурсов, необходимых для развития инновационной деятельности.Следовательно, регионы, входящие в данную зону, способны осуществлять поступательный переход на инновационный путь развития, и для них необходима система мер по развитию и диверсификации инновационного потенциала [6].
В Волгоградской области уже разработано достаточное количество законодательных актов, регулирующих инновационную деятельность. Вместе с тем в ближайшее время необходимо разработать еще ряд законодательных актов, определяющих статус инновационно-активного предприятия, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности, законодательное регулирование процесса трансфера технологий, введение налоговых льгот для инновационной деятельности.
Также в данной области наблюдается высокий износ основных фондов (около 60%). В условиях растущей конкуренции большая часть производств нуждается в модернизации. Вместе с этим, как показывает статистика, основные фонды обновляются крайне медленно. Главной задачей инновационной политики региона должно стать инновационное обновление основных фондов в электроэнергетике, модернизация металлургического, машиностроительного и нефтеперерабатывающего производств.
Эффективность инновационной деятельности в регионе напрямую связана с ростом инновационной активности предприятий и учреждений, которое должно быть обеспечено выработкой системы организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов государственного регулирования процессов создания трансфера и внедрения стратегических инноваций, направленных на повышение конкурентоспособности экономики области.
В Волгоградской области необходимо увеличивать объемы НИОКР в учреждениях и на предприятиях, доля которых за период рыночных реформ существенно снизилась по сравнению с дореформенным уровнем. Большая часть инновационной деятельности предприятий связана с закупкой импортного оборудования, а не с внедрением результатов собственных НИОКР. Таким образом, рост затрат на НИОКР является приоритетным инновационным направлением, поскольку формирует базу для генерации и распространения инноваций в долгосрочной перспективе.
Успешность инновационной деятельности в регионе в условиях рынка определяется развитой инновационной инфраструктурой. Большая часть разработок в регионе не может быть реализована из-за инфраструктурных ограничений, недостатка информации, технологической доводки и др. В этой связи необходимо развитие таких важных и масштабных элементов инновационной инфраструктуры, как технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др.
Высокий уровень промышленного развития и научно-технического потенциала Волгоградской области определяет широкие возможности для объединения предпринимательских, научно-исследовательских структур региона в кластеры и получение синергетического эффекта от такого взаимодействия. Таким образом, одним из главных направлений развития инновационного потенциала области является формирование инновационных кластеров и полюсов роста.
Одним из приоритетных направлений является активное включение малого бизнеса в процесс инновационной модернизации экономики Волгоградской области. Предприятия малого бизнеса могут быть вовлечены в инновационный процесс и как генераторы нововведений, и как пионерные структуры внедрения, и как важнейшие элементы инновационных систем крупных корпораций, обеспечивающих трансфер технологий и межотраслевую кооперацию.
Важнейшей задачей государственной и региональной инновационно-инвестиционной политики данного региона является создание благоприятного инвестиционного климата. Можно выделить три основных направления улучшения инвестиционного климата: расширение спектра частных инвестиций в инновационную деятельность; развитие системы венчурного финансирования; повышение доли государства в инвестициях инновационных процессов в регионе.
Важная роль в развитии инновационного потенциала в Волгоградской области принадлежит кадровому потенциалу, который в последние десятилетия по ряду причин оказался существенно ослаблен. В этом направлении необходимо: перестроить структуру подготовки кадров в связи с потребностями инновационного развития; повысить качество образования; подготовить исследовательские кадры для региональных НИИ и КБ; создать систему повышения квалификации управленческого персонала на предприятиях.
Также необходимо обеспечить создание и устойчивое развитие единой информационной среды по реализации пилотных проектов и программ в частности и инновационной деятельности региона в целом.
Таким образом,выделенные приоритетные направления развития инновационного потенциала региона: научное, кадровое, финансовое, технико-технологическое, институциональное, организационное, информационное -позволяют своевременно корректировать стратегические мероприятия по повышению эффективности социально-экономической политики.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области, Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России» № 12-12-34018 «Мониторинг и корректировка механизма управления инновационными процессами в экономике региона с использованием естественно-научных методов».
Рецензенты:
Калинина А.Э., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической информатики и управления ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.
Петрова Е.А., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономической информатики и управления ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.