Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Барбитова А.Д.

Современная школа стремится сегодня реализовывать концепцию личностно ориентированного образования. Несмотря на это педагогическая деятельность, основанная на использовании и традиционного, и личностно ориентированного, и деятельностного подходов, в силу их определенных особенностей, позволяет педагогам не только сознательно, но и интуитивно применять разнообразные методы и формы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса.

Исходя из этого, перед исследователями встают вопросы: «Всегда ли воспитание - сознательный процесс с той и другой стороны?», «Какие психологические и педагогические формы и методы интуитивного использования будут наиболее успешны для применения в образовании?», «Возможны ли пути и способы их выявления?», «Подлежат ли они какой-либо классификации?», «Каковы психологические основания интуитивного использования педагогом эффективных методов и форм?» Поэтому в психологии и педагогике сегодня становится актуальным проблема исследования и выявления психологических оснований интуитивного использования учителем эффективных методов и форм в педагогической деятельности.

Поиск ответов на поставленные вопросы позволил выявить следующие противоречия:

  • - между широким интуитивным использованием педагогами в практической педагогической деятельности эффективных методов и форм и недостаточной разработанностью их психологических оснований в педагогической науке;
  • - между необходимостью разработки путей и способов выявления интуитивного использования эффективных методов и форм в педагогической деятельности и отсутствием методологических основ и классификации;
  • - между проявлениями успешного интуитивного применения в образовании эффективных методов и форм педагогической деятельности и отсутствием диагностического комплекса, позволяющего выявлять их эффективность.

Данные противоречия помогают:

  • - обозначить проблему исследования, каковы психологические основания использования педагогом интуитивных методов и форм в педагогической деятельности;
  • - определить объект исследования - психологические основы интуитивного использования учителем эффективных методов и форм педагогической деятельности;
  • - выделить предмет исследования - интуитивные методы и формы педагогической деятельности.

Целью исследования становится выявление особенностей интуитивного использования учителем эффективных методов и форм педагогической деятельности.

Для раскрытия содержания обозначенной нами проблемы возникает необходимость рассмотреть такие важные категории как «педагогическая деятельность», «интуиция», и уточнить их понимание.

Анализ педагогических и психологических научных источников показал разнообразие подходов к определению содержания категории «педагогическая деятельность» (Л.А.  Григорович, А.  Дистервег, М.В.  Каминская, И.А. Колесникова, В.С. Кукушкин, Б.Т. Лихачев, А.К. Маркова, Т.Д. Марцинковская, А.Я. Никонова. И.Г. Песталоцци и др.). Например, А. Дистервег рассматривал педагогическую деятельность как феномен культуры, а И.Г. Песталоцци считал, что педагогическая деятельность направлена на поиск возможности проводить в сознание детей великие, обширные понятия, важные и незаменимые для начального развития разумных чувствований и твердой решимости. Б.Т. Лихачев педагогическую деятельность определяет одной из составляющих педагогического процесса - его системообразующим звеном, - а педагога, как специально подготовленного взрослого, - её носителем [4]. Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковская педагогическую деятельность характеризуют с точки зрения определенного стиля - устойчивой системы способов и приемов, проявляющейся в разных условиях её существования [2]. В.С. Кукушин отмечает, что основой педагогической деятельности является мотивация деятельности. Она имеет два механизма. Первый из них заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм, формирования «снизу вверх». Второй механизм «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые, по замыслу воспитателя, должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешних, т.е. понимаемых, во внутренне принятые и реально действующие. Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма [2].

Взгляды С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, П.С. Граве, О.А. Конопкиной, И.С. Ладенко, Г.Л. Павличковой, В.П. Симонова позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания деятельности человека вообще, так и в узкопрофессиональном ее понимании.

На наш взгляд педагогическую деятельность необходимо рассматривать как комплексный процесс, который включает формирование знаний, умений, навыков личности человека, и учитывает уровни его сознания и возможности его бессознательного. В комплексном процессе происходит развитие чувств, осознание человеком требуемых норм и правил, а вместе с этим и дальнейший переход знаний в убеждения, которыми он руководствуется в своей жизнедеятельности.

Результатом педагогической деятельности является определенное поведение, которое проявляет личность в своей жизни и обществе, на основе развития субъектного опыта. Субъектный опыт - часть личностного опыта человека, которая относится к его собственным новообразованиям, индивидуальным смыслам и индивидуальным познавательным стратегиям. Он формируется в рамках активности и становления форм деятельности субъекта и включает личностные смыслы, индивидуальные способности, самостоятельную учебную деятельность и жизненный опыт личности, целостное развитие, саморазвитие. Его формирование и развитие идет по трем направлениям: на уровне активности индивида как целого (личность как качество человека); на уровне функционирования отдельных его подсистем (личность как качество отношений индивида); на уровне проявления индивидом свойств более широкой социальной общности, к которой он принадлежит (личность как качества индивида в другом индивиде) [5]. Поэтому субъектный опыт учителя может рассматриваться как важная часть структуры педагогической деятельности.

И все же важно отметить тот факт, что в большинстве случаев педагогическая деятельность рассматривается только в системе сознания. Необходимо согласится с точкой зрения И.С. Зиминой, что большинство педагогов, опираясь в процессе воспитания только на систему сознания, часто не используют огромный потенциал каждого отдельного человека, заложенный как в системе личного бессознательного (З. Фрейд), в системе коллективного бессознательного (К.Г. Юнг), так и в системе надсознания (В.П. Симонов, К.С. Станиславский) и подсознания (А Адлер) [3].

Обращение к возможностям бессознательного можно увидеть в работах Б.П. Бархаева, А.С. Белкина, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, И.Е. Шварца и др. Несмотря на это, на наш взгляд, все же недостаточно уделяется внимания в педагогике и психологии изучению роли интуиции, как части бессознательного, а в соответствии с этим, использованию тех её форм и методов, которые позволяют педагогу достигать наибольшей эффективности в педагогической деятельности.

Известно, что в педагогической деятельности учителем используется широкое многообразие педагогических и психологических методов. Среди них: методы, направленные на сознание; методы, направленные на поведение; методы целенаправленного формирования качеств личности; методы стимулирования естественного саморазвития личности; методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; методы формирования общественного сознания; методы стимуляции деятельности и др.

Тем не менее, практика показала, что, успешные педагоги достигают эффективности педагогической деятельности: когда используют творчество и интуицию; когда они в образовательном процессе обращаются не только к сознанию учеников, но и их бессознательному, важной составляющей которого выделяется интуиция.

Интуиция - (позднелат. лат. Intuitio) созерцание; от лат. intueor - (пристально смотрю) - способность, мысленно анализируя и рассуждая, моментально принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Это становится возможным в связи с накопленными ранее жизненным опытом в воспитании, наблюдениями и анализе, а в некоторых случаях отмечается и как генетическая или родовая - наследственная способность. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него [7].

В истории философии понятие «интуиция» включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция) (Платон). Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. Интуиция трактовалась также как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция) (Фейербах Л.), понималась и как инстинкт, определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). В некоторых течениях философии интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования интуиции имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина.

Интересный подход к интуиции предлагается в психологической концепции К. Юнга. В ней интуиция рассматривается как одна из ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений. С точки зрения психологии процесс формулировки интуитивного решения протекает в подсознании. Механизм этих процессов еще недостаточно изучен. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований. Хотя интуицией и наделен с самого рождения каждый человек, примерно лишь до трёх лет дети пользуются интуицией, в дальнейшей жизнедеятельности процесс социализации снижает проявление интуитивных способностей. Считается, что в достижении успешности в жизнедеятельности человека немаловажную роль играет интуиция. Формирование и развитие успешности личности является одним из приоритетных направлений современного образования.

Таким образом, подводя итоги, важно отметить тот факт, что в педагогике для повышения эффективности образовательного процесса возникла необходимость расширения знаний о возможностях использования педагогами методов и форм интуиции, а также выявления психологических оснований интуитивного использования учителем в педагогической деятельности этих методов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология [Текст] /Б.П.Бархаев. - СПБ.: Питер, 2007. - 448 с.
  • 2. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебн. пособие [Текст] /Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.: Гардарики, 2004. - 480 с. - C.74-90.
  • 3. Зимина И.С. Бессознательные аспекты человеческой психики и педагогические возможности их использования в воспитании (статья) [Электронный ресурс] /И.С. Зимина //Пайдея /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2004. - III. С.69-76. Режим доступа: http://www.urpao.ru/Publikacii/publ_Zimina/Bsz_asp_psih.htm
  • 4. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей курсов ИПК и ФПК [Текст] /Б.Т.Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с. - С. 87.
  • 5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов [Текст] /ред. Сост. Н.Б.Крылова. - М.: Российский фонд фундаментальных исследований, Институт педагогических инноваций, РАО, 1995. - 113 с.
  • 6. http://forum.neplaneta.ru/viewtopic.php?t=1040