Введение
Школьный стоматологический кабинет является идеальным местом для решения большинства стоматологических проблем детей, так как именно там есть все возможности для обследования детей, выявления факторов риска, проведения лечебно-профилактических мероприятий с индивидуальным подходом, без отрыва от учебного процесса, под постоянным контролем медицинского персонала и в тесном контакте с педагогами и родителями [3,6].
В условиях здравоохранения бывшего Советского Союза был наработан большой опыт по оказанию стоматологической лечебной и профилактической помощи детям через школьные стоматологические кабинеты. Согласно инструкции к Приказу № 386 от 2 сентября 1961 года плановой профилактической санации полости рта подлежали все дети дошкольного и школьного возраста. Для выполнения поставленной задачи в учебных учреждениях, где отсутствовал школьный стоматологический кабинет, допускалось использование портативных стоматологических кресел. Приказом Министерства Здравоохранения СССР 1988 году руководители детских дошкольных, интернатных учреждений и школ были обязаны обеспечить условия для проведения санации полости рта и профилактики стоматологических заболеваний у детей в течение учебного года [8].
На сегодняшний день существует реальная угроза гибели школьной стоматологии. Закрытие школьных стоматологических кабинетов в большинстве городов России, переход детских стоматологов в частные клиники, недостаточный охват детей плановой санацией и высокий уровень нуждаемости в стоматологической помощи также определяют кризисное состояние школьной стоматологии нашей страны. Обостряют ситуацию дефицит финансовых ресурсов, чрезмерная децентрализация системы управления, усиление структурных диспропорций в здравоохранении, являющиеся общими для всех регионов Российской Федерации [1,6].
В странах, где стоматологическое здоровье детей отличное, вместо школьных стоматологических кабинетов имеются центры школьной стоматологии, которые обслуживают определённое количество школ и детей. Сотрудники центров, врачи-стоматологи или гигиенисты стоматологические посещают школы, проводят профилактические мероприятия, осматривают детей и, при необходимости, направляют на лечение в центры. Работу центров оценивают по снижению заболеваемости детей и по отсутствию осложнений кариеса зубов. Чем меньше было наложено пломб, тем более эффективная профилактическая работа. Условные единицы труда не практикуются. Ребёнка осматривают один раз в год обязательно [2,4,5].
На сегодняшний день в России согласно Приказу Министерства Здравоохранения от 13 ноября 2012 года № 910н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями», раннее выявление факторов риска возникновения стоматологических заболеваний, их профилактика и оказание медицинской помощи детям, имеющим кариес зубов, должно проводиться в стоматологических кабинетах детских дошкольных и образовательных учреждений. Результаты выполнения этого приказа на территории Алтайского края актуализируют наше исследование.
Цель работы
Проанализировать состояние стоматологической школьной службы в муниципальных образованиях Алтайского края. Определить заинтересованность руководителей учебных учреждений в организации стоматологического обслуживания в школе.
Материалы и методы исследования
Территории исследования определены согласно рекомендациям П.А. Леуса (2008). Отобраны два крупных города (один из которых краевой центр) и один сельский район. Ими стали г. Барнаул - краевой центр, г. Бийск и Третьяковский район Алтайского края.
Объектом исследования выступали руководители общеобразовательных школ (50 чел.) города Барнаула Алтайского края.
При работе с руководителями общеобразовательных учреждений использовались опросные методы в форме анкетирования и формализованного и полуформализованного интервью. В анкете для руководителей содержались вопросы различной формы, помогающие определить их отношение к организации и функционированию школьного стоматологического кабина. Анкетирование проводилось анонимно. Участие в исследовании для испытуемых было добровольным.
Для статистического анализа данных использовался программный пакет Statistica, разработанный компанией StatSoft, реализующий функции анализа данных, управления данными, визуализации данных с привлечением статистических методов, а также экономико-статистические и графические инструменты программы MicrosoftExcel, входящей в состав MicrosoftOffice компании Microsoft.
Полученные результаты и их обсуждение
Образовательное учреждение, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32), несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, а также обязательство создать в образовательном учреждении необходимые условия для работы медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся. Организацию медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, в то же время образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (статья 51).
Порядок медицинского обслуживания воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного и младшего школьного возраста установлен п.22 Постановления Правительства РФ от 19.09.1997 №1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста», согласно которому медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся обеспечивается штатным или специально закрепленным органами управления здравоохранением за учреждением медицинским персоналом [7]. В связи с этим, не только образовательное учреждение по отношению к воспитанникам и обучающимся выступает в качестве организации, предоставляющей медицинские услуги, соответственно осуществляющей медицинскую деятельность, но и непосредственно детская стоматологическая поликлиника. Стандарт оснащения школьного стоматологического кабинета и штатные нормативы для работников прописаны в Приказе Министерства Здравоохранения от 13 ноября 2012 года № 910н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями» и Приказе Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
Проведенная нами оценка уровня оказания стоматологической помощи детям (УСП) (П.А. Леус 2000) на исследуемых территориях, показала следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Уровень стоматологической помощи и состояние стоматологической помощи детскому населению г. Барнаула, г. Бийска, Третьяковского района
Населённый пункт |
Возрастная группа (лет) |
Уровень стоматологической помощи (%) |
Состояние стоматологической помощи |
г. Барнаул |
до 14 |
83 |
оптимальное |
15-18 |
85 |
оптимальное |
|
г. Бийск |
до 14 |
69 |
удовлетворительное |
15-18 |
88 |
оптимальное |
|
Третьяковский район |
до 14 |
26 |
низкое |
15-18 |
42 |
низкое |
Так, уровень оказываемой стоматологической помощи детскому населению на исследуемых территориях, для Третьяковского района оказался низким как для детей до 14 лет, так и для подростков 15-18 лет, и составил 26 % и 42 % соответственно. В городе Бийске данный уровень для детей до 14 лет составил 69 %, - удовлетворительное состояние и для подростков 15-18 лет - 88 %, оптимальное соответственно. Уровень стоматологической помощи детям и подросткам г. Барнаула составил 83 % и 85 %, что является оптимальным показателем состояния стоматологической помощи.
Установлено, что в г. Барнауле на 82 школы приходится 23 школьных стоматологических кабинета. Наиболее остро ситуация обстоит в городе Бийске, на 33 школы приходится 2 школьных стоматологических кабинета. Количество школ в Третьяковском районе составляет 14, школьные стоматологические кабинеты на территории района отсутствуют (таблица 2).
Таблица 2
Показатели комплектования школ г. Барнаула, г. Бийска, Третьяковского района по численности и обеспеченность их школьными стоматологическими кабинетами
Исследуемый показатель |
г. Барнаул |
г. Бийск |
Третьяковский р-н |
Всего учеников |
56062 |
19153 |
1675 |
Всего школ |
82 |
33 |
14 |
Количество школьных стоматологических кабинетов |
23 |
2 |
0 |
Таким образом, основная масса детей на исследуемых территориях, а это - 56 школ в г. Барнауле с общей численностью обучается 25806 человек; 24 школы в г. Бийске с общей численностью обучающихся 9504 человек и 14 школ Третьяковского района, а это 1675 человек, в связи с не укомплектованностью школ школьными стоматологическими кабинетами, не имеют возможности своевременно получить лечебно-профилактический комплекс, что находит свое отражение на стоматологическом статусе детей края. Определена динамика, что с отдаленностью населенного пункта от краевой столицы происходит снижение уровня стоматологической помощи от оптимального до низкого.
В ходе исследования руководителей 50 образовательных учреждений г. Барнаула, где есть и нет стоматологические кабинеты, установлено, что в восьми школах функционирует школьный стоматологический кабинет. Из них в семи школах кабинет уже работал на момент прихода в школу действующего директора, и лишь в одном случае кабинет был организован по решению попечительского совета нынешним директором. Все директора удовлетворены работой стоматологического кабинета, лишь один из них планирует изменения в работе кабинета (в частности, косметический ремонт). Среди директоров школ, не имеющих стоматологического кабинета, 14 % рассматривают возможность открытия кабинета в ближайшем будущем, еще 38 % респондентов изучают такую возможность в принципе, не имея пока конкретных планов. В 19 % школ родители уже обращались с подобной инициативой. При этом определяющей для почти половины директоров (48 %) была бы инициатива органов управления образованием.
Третья часть школ (31 %) ранее располагала стоматологическим кабинетом, но по тем или иным причинам он был закрыт. В качестве основных трудностей, приведших к прекращению работы кабинета, директора называют проблемы с материально-техническим обеспечением (12 %), трудности в организации работы кабинета (7 %). Для действующих кабинетов главными являются проблемы с лицензированием (25 % опрошенных директоров) и юридическим оформлением (25 % респондентов).
Значительная часть школ, в которых нет стоматологического кабинета (40 %), насчитывают менее 500 человек, почти треть школ (31 %) можно назвать средними (от 500 до 800 учеников), к крупным (более 800 учащихся) можно отнести 29 % школ.
Статистически значимые различия выявлены при сравнительном анализе данных, свидетельствующих об оценке директорами школ степени содействия органов управления образованием и организаторов здравоохранения развитию школьных стоматологических кабинетов. Так, большая часть директоров школ, имеющих стоматологические кабинеты, находит, что руководители системы образования содействуют функционированию и развитию школьных стоматологических кабинетов (62 %), а организаторы здравоохранения предлагают свою помощь в организации работы кабинета (50 %). Аналогичные показатели для директоров школ, не располагающих стоматологическими кабинетами, составляют 16 % и 7 % соответственно.
Все восемь опрошенных директоров школ, располагающих стоматологическими кабинетами (100 %), считают наличие стоматологического кабинета в школе необходимостью. Среди директоров школ, где нет собственного кабинета, таких всего 53 %, что, однако, тоже составляет значительную величину. Таким образом, руководители образовательных учреждений в целом понимают значимость стоматологического обслуживания в школе.
Заключение
По нашему мнению, урегулирование вопроса по организации и качественному функционированию школьного стоматологического кабинета возможно только при слаженной совместной работе управлений образования и здравоохранения. Варианты для организации кабинета следующие:
- Заключение договора с медицинским учреждением, уже имеющим лицензию на оказание медицинских услуг с предоставлением ему помещения в образовательном учреждении.
- Самостоятельная организация школьного стоматологического кабинета с получением лицензии и включением в штатное расписание необходимых должностей работников кабинета, согласно требованиям лицензирования.
- Организация смотрового кабинета в школе и заключение договора с частным стоматологическим центром, врачи-стоматологи или гигиенисты стоматологические которого посещали бы школу, проводили профилактические мероприятия, осматривали детей и, при необходимости, направляли на лечение в стоматологический центр.
Рецензенты:
Тупикова Л.Н., д.м.н., профессор, декан стоматологического факультета Алтайского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул.
Манашев Г.Г., д.м.н., заведующий кафедрой, заведующий клиникой стоматологии КрасГМУ, г. Красноярск.