Введение
Долгое время Республику Марий Эл экономисты рассматривали как преимущественно аграрный регион. Доля сельскохозяйственного производства в структуре экономики республики имеет тенденцию к снижению, так, если в 2005 г. она составляла 19,37%, то к 2009 г. она снизилась до 16,77%, а на сегодняшний день составляет всего 15,9%. Позиции у агропромышленного комплекса отвоевывают такие непрофильные для республики сектора экономики как оптовая и розничная торговля, услуги транспорта и связи. Доля агропромышленного комплекса региона в агропромышленном производстве России около 1%, а в Приволжском федеральном округе его доля составляет всего 3,7% [4].
Основными факторами, сдерживающими рост производства в агропромышленном комплексе в Республике Марий Эл, являются:
- закредитованность сельского хозяйства и недостаточный уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию, в результате чего происходит технологическое отставание;
- ограниченный доступ товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
- медленные темпы социального развития сельских территорий, отток трудоспособного населения (особенно молодежи) [3, с. 7].
В то же время на агропромышленный комплекс Республики продолжают оказывать конкурентное давление сельскохозяйственные товаропроизводители из соседствующих с ней регионов, а также зарубежные экспортеры. Конкурентное давление последних становиться все ощутимей после вступления страны в ВТО [2].
Для выравнивания сложившегося диспаритета становится недостаточно простой государственной поддержки как на региональном, так и на государственном уровне. Агропромышленные фирмы испытывают серьезный дефицит инвестиционных средств [4, с. 400].
Сельскохозяйственный сектор агропромышленного комплекса продолжает оставаться достаточно рискованным для инвесторов. Во-первых, ввиду низкой рентабельности сельскохозяйственного производства и непредсказуемости природно-климатических процессов, которые не дают уверенности в постоянном получении дохода. Во-вторых, неэффективно действующие институты и низкий уровень культуры корпоративного управления не дают инвесторам уверенности в соблюдении их законных прав и интересов.
Реализации в агропромышленных фирмах принципов хорошего корпоративного управления может потребовать от фирмы значительных материальных затрат, однако, как показывает мировая практика, позитивный эффект, полученный от капиталовложений в компании, во много превышает затраты по созданию такой системы.
Для формирования позитивного инвестиционного имиджа Республики в глазах потенциальных инвесторов, принципы хорошего корпоративного управления должны соблюдаться во всех средних и крупных сельскохозяйственных фирмах, независимо от их организационно-правовой формы. Наибольшее внимание следует уделить фирмам, созданных в форме открытых акционерных обществ, так как данные организации притягивают наибольшее внимание со стороны инвесторов ввиду простоты процедуры вхождения и выхода из участия в них.
Цель работы
В работе предпринимается попытка на основе анализа институциональных факторов предложить меры направленных на привлечение инвестиций в агропромышленные фирмы региона.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами был проведен сравнительный анализ годового оборота сельскохозяйственных организаций в зависимости от их организационно-правовой формы. Объем производства одного открытого акционерного общества ниже среднего значения объёма производства, приходящегося на одну агропромышленную фирму Республики, что является достаточно нетипичным для подобных фирм. В мировой практике на долю открытых акционерных обществ (публичных организаций) приходится наибольший удельный вес производимой продукции. Данные предприятия, как правило, отличаются оптимальной организацией производства, экономией на масштабах, эффективным управлением со стороны профессиональных менеджеров и свободным привлечением инвестиций с рынка капитала. Поэтому такие предприятия считаются наиболее эффективными в любой отрасли народного хозяйства.
В Республике Марий Эл дело обстоит несколько иначе. Причина кроется в том, что открытые акционерные общества Республики задействованы в наименее рентабельном виде сельскохозяйственного производства - растениеводстве, и смешанном сельском хозяйстве. В то же время акционерные общества закрытого типа производят наибольший объем сельскохозяйственной продукции. Во многом это связано с их родом деятельности. Закрытые акционерные общества задействованы преимущественно в наиболее рентабельном в регионе виде сельскохозяйственной деятельности - производстве и переработке продукции свиноводства.
Рассмотрим кратко особенности корпоративного управления в каждой из представленных организационно-правовых форм.
Для начала следует отметить, что в мировой практике основным внутренним институтом корпоративного управления, обеспечивающим соблюдение интересов и прав всех групп совладельцев фирмы, является совет директоров (наблюдательный совет директоров).
Законодательно функционирование данного института в то или иной степени определено в каждой из представленных организационно-правовых форм. Однако, на практике в обществах с ограниченной ответственностью и сельскохозяйственных производственных кооперативах (наблюдательный совет) данный институт встречается достаточно редко.
При этом, для акционерных обществ различного типа наличие совета директоров обусловлено спецификой их бизнеса, так как они представлены преимущественно субъектами крупного предпринимательства.
Оценим эффективность функционирования институтов корпоративного управления в агропромышленных фирмах Республики Марий Эл, исходя из особенностей их организационно-правовых форм.
Результативность деятельности фирмы определяется ранговой оценкой от 1 до 4, исходя из объема произведенной продукции, приходящегося на одну фирму. Для закрытых акционерных обществ данная оценка равняется 4, так как объем производства, приходящийся на одну фирму данного типа, является максимальным (605,1 тыс. руб.). Для сельскохозяйственных производственных кооперативов ранговая оценка будет равняться 1, так как объем производства, приходящийся на одну организацию данного типа, является минимальным.
Степень участия собственника в производственной деятельности также определяется ранговой оценкой, исходя из следующих умозаключений:
- В акционерных обществах собственники в минимальной степени вовлечены в производственный процесс, так как для осуществления текущей деятельности существует правление или единоличный исполнительный орган, которые, в свою очередь, контролируется советом директоров. При этом в акционерных обществах, где количество акционеров может быть весьма значительным, совет директоров формируется практически во всех случаях, соответственно участие собственников в текущем управлении будет минимальным (оценка 1). В ЗАО совет директоров формируется достаточно часто, однако законом предусмотрена возможность не создавать его, возложив обязанности совета на общее собрание акционеров (степень участия собственника в текущем управлении определяется оценкой 2).
- В обществах с ограниченной ответственностью, ввиду незначительных масштабов деятельности, совет директоров формируется крайне редко. Контрольные функции за исполнительными органами осуществляют, как правило, сами собственники, нередко занимая место в исполнительных органах (оценка 3).
- Для сельскохозяйственных производственных кооперативов законодательно закреплена необходимость участия собственников в непосредственной деятельности организации (оценка 4).
Отметим, что в мировой практике хорошим корпоративным управлением считается такое управление, при котором собственники минимально вовлечены в текущее управление с целью минимизации морального риска в виде оппортунизма менеджмента.
Таким образом, для определения результативности деятельности институтов корпоративного управления, можно воспользоваться простой формулой, определяющей соотношение полезного результата (объема производства) и затрат ресурсов собственников при вовлечении в текущее управление:
где, E - результативность имеющейся в агропромышленной фирме системы корпоративного управления, основаной на применении принципов хорошего корпоративного управления, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов (А) её функционирования к затраченным ресурсам (R). Таким образом результативность корпоративного управления будет определятся как:
Результат представлен в таблице 1.
Таблица 1
Результативность системы корпоративного управления, исходя из особенностей организационно-правовой формы
ОПФ |
Средний объём производства одной агрофирмой, млн. руб. |
Ранговая оценка объема производства |
Ранговая оценка вовлеченности собственников в управление |
Институциональная структура корпоративного управления |
Оценка результативности системы корпоративного управления |
ОАО |
104,8 |
2 |
1 |
Трехуровневая система управления |
2 |
ЗАО |
605,1 |
4 |
2 |
Трехуровневая система управления |
2 |
ООО |
143,9 |
3 |
3 |
Двухуровневая система управления |
1 |
СПК |
16,4 |
1 |
4 |
Двухуровневая система управления |
0,25 |
Видно, что корпоративное управление в наибольшей степени результативно в акционерных обществах, считающихся классическими формами корпоративного управления. Эффективность определяется за счет трехуровневой структуры, предполагающей наличие совета директоров, который является своеобразной прослойкой, защищающей собственников от оппортунизма менеджмента. От эффективности работы совета зависит результативность всей системы корпоративного управления (рис. 1).
Рис 1. Институты корпоративное управление в различных организационно-правовых формах
В обществах с ограниченной ответственностью и сельскохозяйственных производственных кооперативах происходит сращивание институтов корпоративного управления, при этом теряется его суть - корпоративное управление не должно заключатся в оперативном или тактическом управлении, а должно концентрироваться на соблюдении интересов всех групп участников.
Выводы и предложения
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что становление и развитие системы хорошего корпоративного управления должно начинаться с акционерных обществ, так как они в большей степени соответствуют институциональной структуре корпоративных отношений.
К сожалению, в Республике Марий Эл совсем немного акционерных обществ, в которых были бы соблюдены все принципы корпоративного хорошего управления. Нарушение данных принципов создает негативный инвестиционный имидж Республики в глазах имеющихся и потенциальных инвесторов.
Инвесторы хотят быть уверены, что их права будут полностью соблюдены при помощи норм качественного корпоративного управления. Организация, желающая привлечь капитал, должна отвечать ожиданиям акционеров, в первую очередь, в области информационной прозрачности бизнеса, которая является нематериальным активом и помогает организации выстраивать постоянные взаимоотношения с инвесторами. В западной практике существует мнение, что инвесторы готовы платить больше за компании, отвечающие всем принципам хорошего корпоративного управления.
Однако, как было сказано выше, создание системы хорошего корпоративного управления может обернуться для фирмы значительными материальными затратами, связанными, в первую очередь, с дороговизной привлечения капитала, организацией работы с акционерами, раскрытием информации, оплаты услуг аудитора, консультантов и различных служб, обеспечивающих функционирование системы.
Достаточно дорого может обойтись создание системы эффективного контроля над исполнительными органами, что, как правило, приводит к неравномерному распределению усилий по управленческому контролю между различными акционерами. В свою очередь, "утяжеленная" система контроля приводит к инерционности всей исполнительной системы управления, снижает оперативность и гибкость в принятии управленческих решений. Так, в стремлении защитить бизнес от оппортунизма менеджмента в Обществе, может создаваться значительное количество административных барьеров, наделяться избыточными полномочиями совет директоров, что в значительной степени приводит к его перегрузке.
Ввиду неустойчивого финансового состояния значительного количества сельскохозяйственных фирм, создание системы хорошего корпоративного управления в краткосрочной перспективе продолжает оставаться весьма спорным вопросом. При этом, для оперативного привлечения инвестиционного капитала может быть использована практика применения привилегированных акций, способная за короткий срок оказать позитивный эффект.
Во-первых, согласно Федеральному законодательству, отказ от выплаты дивидендов наделяет привилегированные акции правом голоса наравне с обыкновенным акциями на собрании акционеров, следующим за собранием, на котором было принято такое решение, что будет, является дисциплинирующим фактором для менеджмента и ключевых акционеров организации, так как в этом случае возрастает вероятность недружественного поглощения на рынке корпоративного контроля. Таким образом, будет повышаться уровень культуры корпоративного правления в части соблюдения стандартов кодексов и нормативных актов, так как при возросшем количестве акционеров, увеличивается вероятность обжалования в судебном порядке действие совета директоров и общего собрания акционеров. Повышение уровня культуры корпоративного управления в свою очередь окажет позитивный эффект на инвестиционную привлекательность региона.
Во-вторых, дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются в первую очередь и в обязательном порядке. При этом они значительно больше, чем по обыкновенным акциям. В то же время фиксированная ликвидационная стоимость будет, в определенной степени, гарантировать соблюдение интересов инвесторов.
Стоит отметить, что подобные меры не являются панацей для агропромышленного комплекса Республики. Они способны дать положительный результат лишь в краткосрочной перспективе. Для создания паритетной конкуренции среди сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет развития методов корпоративного управления необходим комплекс мер, включенных в программы развития отрасли, которые будут направлены на создание венчурных фондов с государственным участием, разработку регионального кодекса корпоративного управления и контроль за соблюдением его положений на уровне регионального минэкономразвития и министерства сельского хозяйства.
Реализация данных мер в средне- и долгосрочной перспективе непременно принесет положительные результаты не только для предприятий агропромышленного комплекса Республики Марий Эл, но для формирования позитивного инвестиционного имиджа региона в целом.
Рецензенты:
Бабин В.А., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г.Йошкар-Ола.
Ахмадеева М.М., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г.Йошкар-Ола.