В современных условиях развития инновационной экономики малое предпринимательство выступает основным фактором развития предпринимательской деятельности. В зарубежном и отечественном опыте существуют определенные подходы к развитию инновационной активности предпринимательских структур, в оценке которых применяется инновационный индекс как показатель качественного изменения экономики. Согласно значению Глобального инновационного индекса за 2012 год Россия занимает 51 место при инновационной эффективности – 37,9 (в 2009 году – 41 место с отрицательным значением инновационной эффективности – 0,16) [6]. Данный факт свидетельствует о том, что в российской экономике малое предпринимательство используется не в полной мере, что и актуализирует научное обоснование условий активизации инициативы предпринимателя.
Несомненно, финансовая сторона как внешний ресурс имеет особое значение в развитии инновационного предпринимательства. Однако не использование внутреннего ресурса – предпринимательского потенциала – выступает причиной инновационной пассивности предпринимателей. Так, движущей силой инициативности предпринимательства выступает его личностный потенциал, который может быть представлен через его социально-психологический портрет.
Рефлексивный анализ проблемы формирования качеств личности предпринимателя показал необходимость и достаточность реализации в данном процессе контекстно-компетентностного подхода [2].
В современных исследованиях компетенция предпринимателя рассматривается как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей, обеспечивающая его готовность к инновационной деятельности. Природа профессиональной компетентности такова, что она не может быть задана извне, становление ее реализуется лишь в единстве с развитием духовно-нравственных ценностей на основе собственной активности личности и ее субъектной позиции в процессе развития. В основе компетенции предпринимателя выступают личностные качества, а реализация на практике инновационной деятельности обеспечивается следующей их совокупностью: интеллект, креативность, обучаемость, эвристичность, когнитивность, рефлексивность, мотивация к успеху, прагматизм, ценностные ориентации и деловая активность [8]. С целью развития качеств инновационного предпринимателя провозглашается стратегия создания необходимых условий для развития личностного и профессионального потенциала, сущностных сил и самоценности личности, что, в свою очередь, позволяет охарактеризовать его движение от «культуры полезности» к «культуре человеческого достоинства» [1].
Наибольшую рациональность в концептуальной основе реализации компетентностного подхода в процессе формирования и развития качеств личности инновационного предпринимателя, на наш взгляд, имеет концепция контекстного обучения, разработанная в трудах А. А. Вербицкого и его школы (Н. А. Бакшаева, Н. В. Борисова, В. Н. Кругликова и др.) [2]. Согласно позиции ученого, контекстом является система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целостности, так и её компонентам. Содержание внутреннего контекста составляют индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека, а внешнего – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.
В процессе развития качеств инновационного предпринимателя контекстом выступает содержание и проблемы инновационной деятельности, задающие направление развития его инновационных способностей и качеств личности. Все это обеспечивает становление его как субъекта предпринимательской деятельности, в которой и проявляются способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и успешно разрешаются различные противоречия и проблемы в социальном, профессиональном и личностном плане. В конечном итоге формируется и развивается инновационная компетентность и активность в предпринимательской деятельности.
Личностное включение предпринимателя в освоение профессиональной инновационной деятельности достигается как за счет воспроизводства уже известного опыта и обогащения за счёт собственного творческого развития, так и влияния личности как части человеческой культуры. Сам процесс включения предпринимателя в инновационную деятельность осуществляется как движение от получения информации (некоторой объективно заданной семиотической или знаковой системы) к знаниям (проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение, ставшее руководством к действию), а далее, к самой деятельности.
Европейским сообществом накоплен определенный опыт содействия предпринимательской культуре, ориентированный на поощрение инновационного мышления, предпринимательских навыков и повышение возможностей для карьерного роста. В результате этого создаются благоприятные условия для развития талантов и креативности, мотивации к успеху, независимости и свободы, что можно представить следующим образом (рисунок 1).
Сущностной характеристикой данной модели выступает её динамизм: от ориентации на существующие рынки инноваций к созданию условий стимулирования их непрерывности. Этот процесс обеспечивается, прежде всего, наличием необходимых качеств личности предпринимателя. Необходимо заметить, что особую значимость приобретает конкретизация данных качеств в зависимости от внешнего контекста.
Рисунок 1. Модель развития инновационного потенциала малого предпринимательства
В предлагаемой нами модели точки роста инновационного потенциала малого предпринимательства определяются как пересечение действий внешних и внутренних факторов по четырем блокам-группам ситуационных факторов:
- первый блок – правовое поле инновационной деятельности – базовая основа внешнего воздействия (определяет его границы и через инновационную политику на государственном и региональном уровне стимулирует творческую активность, независимость, самостоятельность);
- второй блок – социокультурные особенности и статус предпринимателя (ценностно-ориентированные действия предпринимателя и его общественный статус с учетом особенностей общества, его ценностями, традициями, отношениями);
- третий блок – рыночная конъюнктура, актуализирующая способность к когнитивности, быстрой реакции на открывающиеся возможности на основе прагматизма, ориентированного на выгоду, умении творчески решать возникающие проблемы;
- четвертый блок – информационное поле инноваций (информация о новациях, стимулирующая личностный потенциал: творческие способности, эвристичность мышления, когнитивность и способность быстрого использования имеющихся возможностей с целью самореализации и повышения общественного статуса предпринимателя).
Совокупность блоков и составляет основу процесса формирования качеств инновационного предпринимателя, где системообразующими элементами выступают конструкты: креативность, как результат эвристичности мышления, рефлексии и когнитивности; мотивация к достижениям, как субъективная оценка своей компетентности в определении и возможности реализации цели; ценностные ориентации, задающие направленность действиям, основу которых составляют активность и прагматизм. Отметим, что эвристичность мышления заключается в создании оригинального решения (продукт, технология, метод, материалы и т.п.) в процессе рефлексии существующего и перспективного видения результата инновации, для создания которого потребуются новые знания, умения и способности. Ценностные ориентации обеспечивают направленность действий на создание инновационного и конкурентоспособного продукта, в рамках которых и проявляются такие качества, как ответственность, этичность деловых отношений, устремленность к позитивным изменениям самого себя и создаваемого продукта (рисунок 2).
Формирование предпринимательских качеств современного делового человека в инновационной деятельности осуществляется через определенную систему обучения и сопровождение данного процесса. Одной из инфраструктурных форм, соответствующей решению поставленной задаче, выступает бизнес-инкубатор, специализирующийся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи на основе предоставления материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.
Бизнес-инкубатор содействует созданию и становлению субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства: осуществляет разработку и поддержку реализации инновационных проектов; решает вопросы финансирования инновационных проектов; проводит обучение сотрудников инкубируемых компаний, организует симпозиумы, конференции и семинары. Ведущее место в процессе обучения отводится научно-технологическому, финансово-экономическому, юридическому и психологическому сопровождению.
Деятельность инновационного бизнес-инкубатора направлена на формирование и развитие инновационной компетентности предпринимателя как базового качества личности, обеспечивающего эффективность его деятельности. Компетенции можно разделить на две категории – «пороговые» (неотъемлемая характеристика того, что каждый выполняющий работу должен быть минимально эффективен) и «дифференцирующие» (создающие и реализующие конкретную идею).
Существуют различные типы моделей компетенций (функциональная, ценностно-ориентированная, концептуально-прогностическая и др.), где раскрываются стандарты существующего или желаемого поведения, знания, умения и навыки, профессионально значимые качества, личностные мотивы и учет потенциала работника.
Рисунок 2. Алгоритм формирования личностного потенциала предпринимателя к инновационной деятельности
В научных исследованиях представлена классификация проявления компетентности в процессе решения конкретных задач и дальнейшего горизонтального (или вертикального) её развития. К ним относится способность решать различные стандартные и предсказуемые задачи; широкий круг различных задач в различном контексте; широкий круг различных задач в очень широком контексте; широкий круг сложных технических или профессиональных задач; а также способность к применению набора фундаментальных принципов и комплексных методик в широком и часто непредсказуемом контексте [3; 4; 5].
На практике чаще используется содержательно-интегративный аспект компетентности, выделяя при этом следующие уровни её проявления: репродуктивный (способность решать различные стандартные и предсказуемые рабочие задачи, а также широкий круг задач в различном контексте); продуктивный (способность решать широкий круг сложных технических или профессиональных задач, применять набор фундаментальных принципов и комплексных методик в широком и непредсказуемом контексте).
Исходя из того, что инновационное предпринимательство изначально связано с реализацией идеи как результата творческой мыслительной деятельности, необходимо учитывать факторы, препятствующие творчеству, но осознаваемые и, в большей степени, управляемые [7]. С учетом этих факторов и уровня сформированности компетентности осуществляется отбор форм и приемов формирования и развития качеств личности инновационного предпринимателя.
Для предпринимателей, находящихся на репродуктивном уровне компетентности, наиболее приемлемым вариантом обучения выступает тренинг как эффективный способ укрепления и развития обучаемости и способностей. В процессе тренинга участники на основе рефлексии собственной деятельности определяют новые способы и приемы поведения, экспериментируют с ними. С целью раскрытия потенциальных возможностей каждого участника и более продуктивного усвоения знаний, выработке умений и навыков в группе создается благоприятный психологический микроклимат и творческая обстановка.
В зависимости от выявленного уровня качеств инновационного предпринимательства применяются различные группы тренингов: самоорганизация, командная работа, организация других и ориентация на клиента. Так, тренинги по самоорганизации обеспечивают развитие способностей, улучшающих деятельность предпринимателя, к которым относятся: эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, принимать самостоятельные решения. Вторая группа тренингов направлена на формирование навыков координации своих действий с деятельностью единомышленников. Третья группа тренингов предназначена главным образом для топ-менеджеров, где предприниматели овладевают механизмами эффективной мотивации подчиненных и делегирования полномочий, технологией лидерства и контроля. Четвертая группа тренингов стимулирует развитие у сотрудников способности продуктивного взаимодействия с внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, средства массовой информации, властных структур. Проводятся также занятия по формированию психологической установки к клиенту и проведению переговоров, работе на выставках и искусству проведения презентаций [9].
Для предпринимателей продуктивного уровня компетентности целесообразно использовать организационно-деятельностную (или организационно-мыслительную) игру, что, в свою очередь, обеспечивает их механизмом выявления существующих проблем в инновационной предпринимательской деятельности, проектирования «улучшенного действия», апробации проекта на практике и рефлексии полученного результата и процесса его достижения. В этот период наиболее ярко проявляются и развиваются такие качества личности как креативность, эвристичность, рефлексивность и мотивация к успеху.
Реализация контекстно-компетнтностного подхода к формированию и развитию качеств личности предпринимателя обеспечивает успешность его инновационной деятельности.
Рецензенты:
Омарова Н. Ю., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.
Омаров М. М., д.э.н., профессор, декан факультета управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.