В современной практике открытия стоматологической клиники есть два пути. Первый, создатель бизнеса – врач-стоматолог, который хочет открыть свое дело, однако кроме профессионального умения лечить и желания заработать, у него нет административных навыков и соответствующих навыков ведения предпринимательского дела. И второй, стоматологическая клиника основывается опытным предпринимателем, который рассматривает ее с позиции бизнеса, приносящего доход. Из этого следует, что от того, кто и как будет создавать и развивать стоматологическое дело, зависит дальнейший его результат. В России консалтинг в области здравоохранения, и в частности, в области оказания стоматологических услуг, еще не получил должного развития, хотя в Европейских странах это явление достаточно распространенное. Это актуализирует тему данного исследования, подтверждая, что обеспечение доступа к профессиональным консультациям для малых стоматологических предприятий представляется одним из важных средств для создания и развития отрасли оказания стоматологических услуг малыми предприятиями на рынке России.
Основная задача консалтингового обеспечения в стоматологической области для предприятий – фокусировка на вопросах управления и развития данного бизнеса, а именно: улучшение финансовых, экономических показателей, усиление конкурентных позиций, своевременный анализ внешней среды для опережающего изменения внутренней среды предприятия, изучение и внедрение современных информационных технологий и систем, оптимизация различных видов учета, взаимодействие с государственными органами управления и контроля в области здравоохранения.
Разработки и внедрение такого консалтингового обеспечения для стоматологических предприятий требует аккумулирования знаний, методов и средств и создания специальных рабочих групп, со смешанным экспертным составом: управленческие консультанты, IT-консультанты, специалисты по маркетингу, рекрутингу, инжинирингу, финансам, праву; при этом все специалисты должны хорошо знать специфику отрасли здравоохранения и, главное, – стоматологической отрасли.
В этих условиях разработка и внедрение единого информационно-аналитического центра (ИАЦ) обеспечит повышение эффективности управления малыми предприятиями сферы здравоохранения на основе широкого применения новейших информационно-аналитических методов и технологий для оперативного управления.
Исходя из выявленной проблемы, перед информационно-аналитическим центром ставится цель – оказание информационной, консультационной, научно-методической помощи для формирования управленческих решений по развитию малых стоматологических предприятий и создание научно-методических и организационных основ для разработки региональных программ развития рынка стоматологических услуг.
В связи с этим можно предложить алгоритм разработки и реализации информационно-аналитического центра (рис. 1).
Как видно из представленного алгоритма, процесс разработки и реализации ИАЦ состоит из нескольких этапов.
Рис. 1. Алгоритм разработки и реализации информационно-аналитического центра
Этап 1. На данном этапе происходит выявление целесообразности создания регионального информационно-аналитического центра – выявление проблем. Для этого проводится анализ рынка оказания стоматологических услуг населению выбранного региона. Анализ рынка проводится на основе показателей, характеризующих основные проблемы функционирования и развития малых стоматологических предприятий данного региона, и выявляются предпосылки для создания информационно-аналитического центра. Оценки значимости проводятся на основе экспертного анализа. Для проведения данного анализа предварительно формируются специальные рабочие группы. В состав специальных рабочих групп должны входить: специалисты-консультанты области управления отраслью здравоохранения, руководители стоматологических предприятий данного рынка, представители государственных органов в области здравоохранения РФ, активная часть населения данного региона, выбранная специальными агентствами, проводящими социологические и иные виды опросов населения.
Этап 2. На данном этапе происходит определение всех параметров создания информационно-аналитического центра: определение субъектов системы здравоохранения РФ; определение формы и методов взаимодействия; определение задач, принципов, функций информационно-аналитического центра.
Определение субъектов системы здравоохранения. В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Конституции РФ и статьями 12–14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», в Российской Федерации выделяют три системы здравоохранения: государственную; муниципальную; частную. К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие предприятия, учреждения, организации. К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.
Затем происходит определение формы и методов взаимодействия участников рынка стоматологических услуг. Под формами взаимодействий понимается процесс воздействия участников рынка стоматологических услуг.
В свою очередь участники рынка оказания стоматологических услуг населению, взаимодействуя через информационно-аналитический центр, могут с помощью системы экономических методов влиять на других участников данного процесса. К системе экономических методов данного процесса можно отнести: прогнозирование, планирование; таможенное регулирование; финансово-кредитное регулирование; налоговое регулирование; ценообразование.
К числу основных задач информационно-аналитического центра следует отнести: построение единого информационного пространства; внедрение информационных технологий во все процессы деятельности информационно-аналитического центра; мониторинг социально-экономического развития региона и страны для выявления приоритетных направлений развития и информационно-аналитическое обеспечение данного процесса; оказание консультационных услуг; помощь при принятии управленческих решений по развитию стоматологических предприятий.
Далее определяются основные принципы функционирования информационно-аналитического центра и его функции.
Этап 3. Составление программы реализации информационно-аналитического центра. Программа создания информационно-аналитического центра должна содержать комплекс мероприятий и алгоритм последовательных действий по его созданию.
В соответствии с представленными выше принципами программа мероприятий по реализации информационно-аналитического центра должна включать следующие основные разделы: исходные данные – описание информационно-аналитического центра; комплексы мероприятий по взаимодействию каждого из участников рынка оказания стоматологических услуг.
Этап 4. Мониторинг ситуации на рынке стоматологических услуг региона. Данный этап необходим для получения обратной связи и адекватного реагирования на происходящие изменения.
Исходя из предлагаемого алгоритма разработки и реализации информационно-аналитического центра в регионе, можно констатировать, что отсутствие на данный момент единого организационно-управленческого механизма, направленного на связь всех необходимых ресурсов и участников рынка стоматологических услуг, является одной из основных причин недостаточности развития предприятий данной сферы.
Информационно-аналитический центр, оказывающий комплексную помощь всем участникам рынка оказания стоматологических услуг населению определенного региона, – это комплексный проект внедрения современных информационных технологий совместно с научной методикой принятия управленческих решений. Это автоматизированная система, обеспечивающая комплексный анализ сфер жизнедеятельности территории (города, области, региона, страны), выявление важнейших тенденций и закономерностей ее развития.
Создание и функционирование информационно-аналитического центра позволит обеспечить:
- развитие малых стоматологических предприятий;
- организацию помощи в управлении деятельности по развитию малых предприятий в сфере оказания стоматологических услуг;
- обеспечение информационных и ресурсных потребностей управления малыми стоматологическими предприятиями;
- координацию и научно-методическое обеспечение процессов взаимодействия информационно-аналитического центра, малых стоматологических предприятий и всех остальных участников данного процесса;
- предоставление специализированного программного обеспечения для предприятий сферы оказания стоматологических услуг;
- концентрацию всех ресурсов, их анализ и использование при принятии управленческих решений по развитию малых стоматологических предприятий.
Рецензенты:
Крупанин А. А., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента организации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ), г. Санкт-Петербург.
Цветков А. Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента организации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ), г. Санкт-Петербург.