Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ETHNOARTISTIC EDUCATION IN UGRA

Bubnovene O.D. 1
1 Center of folk arts and crafts – State Organization in Khanty-Mansy Autonomous District
В статье на материале исследований педагогического потенциала искусства народов Югры сформирована модель ресурсного центра, включающего в себя элементы народной педагогики в искусстве. «Педагогические технологии» в культуре этносов (ханты и манси) помогают преодолеть разрыв социальных связей в обществе. Исследование проходило в три этапа. На подготовительном этапе определялись задачи, методы и формы занятий в соответствии с принципами общей дидактики, культурной сообразности, экологии и др. На втором этапе определены содержание, условия, методы обучения. Созданы образовательные программы, методические рекомендации, фонды образцов изделий. Подготовлены информационные средства, учебно-методические таблицы, анкеты и тесты. Проведены занятия, детские научные экспедиции, экскурсии, конференции, мастер-классы. На заключительном этапе проведена оценка решения поставленных задач. В частности, эстетических знаний, интересов, навыков практической деятельности, творческих способностей, самостоятельности, креативности, навыков исследовательской деятельности, самовыражения. Проведена оценка основных свойств композиции, вариативность, целостность образа. Сбор материала, оценка его педагогической ценности, использование педагогических принципов народной культуры в социокультурном проектировании и воспитательном процессе показали, что педагогика народного искусства является устойчивым фактором формирования этнокультурного сознания, условием сохранения опыта духовной преемственности. Результаты исследования включены в программу деятельности ресурсного центра с целью осуществления на новой педагогической основе задач государственной политики в области возрождения, развития и сохранения традиционных народных ремесел и художественных промыслов.
A model of the resource center, which includes basic segments of folk pedagogy in art, is based on materials of many–year researches on art – pedagogical potential of the Ugra. Problem analysis showed no representations traditions of folk art teaching technologies and their role in bridging social ties in the community, the need to develop concepts ethnopedagogics in the folk art of Khanty and Mansi. The conclusion about the relevance of aspects of educational theory to preserve traditions. The study involved three stages. At the preparatory stage, the objectives, methods and forms of study in accordance with the principles of general didactics, cultural congruity, of Ecology etc. At the immediate implementation of the identified content, conditions and methods of teaching. Created educational programs, guidelines, samples funds products. Prepared information resources, educational tables, questionnaires and tests. Effective were the children´s scientific expeditions, trips, conferences, workshops. The final stage was determined by the results of the task. In particular, the aesthetic knowledge, interests, skills practice, creative solution, independence, creativity, skills, research, self-expression of students. The estimation of the basic properties of the composition, variability, the integrity of the image. Collecting expedition material, examination of its pedagogical value and possibility of its usage in socio-cultural projections – found that the pedagogy of folk art is a stable factor in consciousness formation and ethno-ecological condition of preservation of the moral experience and cultural health. Results of the study are included in the program of activities of the resource center.
folk art
socio-cultural projection
ethno-art education
pedagogy

Введение

Изучение аспектов этнопедагогики в вопросах использования потенциала народного искусства «Центром народных художественных промыслов и ремесел» Ханты-Мансийского автономного округа - Югра (Центр ремесел), проведенное автором статьи в рамках научной деятельности кафедры педагогики Института искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета, было связано с оценкой образовательной и воспитательной эффективности действующих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре программ и мероприятий, проводимых в сфере сохранения этнокультурных традиций. Исключительная роль средств педагогики в особых способах передачи знания истории своего народа и страны, решении вопросов семейного воспитания, социальной стабильности, перспективы деятельности различных групп населения позволяет поставить вопрос об использовании народной педагогики как современного средства социализации, целостности образования и воспитания. Пятнадцатилетние исследования в этой области выявили основные закономерности, благодаря которым, по выводам правительственных структур Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, можно судить о высокой социальной эффективности программ сохранения народного искусства в учреждениях основного и дополнительного образования автономного округа, Центрах ремесел, п. Аган, г. Лянтор, организаций г. Сургута и др. Педагогическая теория является действенным методом изучения проблем нравственного воспитания и позволяет получить информацию в аутентичной среде и на ее основе сформировать теоретическую и практическую модели использования средств педагогики в народном искусстве и экспериментально определить ее результативность как социокультурного ресурса.

Анализ форм использования педагогики народного искусства

На первом этапе проведенной работы обнаружены ряд проблем:

  • отсутствие представлений о педагогических технологиях, недостаточный педагогический уровень подготовки кадров, занятых в сфере народных художественных промыслов, свидетельствуют о несформированности масштабности и целостности связи педагогического и художественного мастерства, важности педагогического статуса мастера - низкая педагогическая культура;
  • эти факты связаны с непониманием важности традиций педагогического мастерства, разрыва социальных связей и отсутствии представлений о роли педагогики в передаче ценностей культуры и искусства;
  • данный аспект проблемы потребовал разработки понятий педагогики в отношении художественно-творческого труда, актуализации аспектов педагогической теории и определения ее роли в достижении целей воспитательной системы;
  • педагогическая теория представляется также важным ресурсом подготовки и переподготовки специалистов-руководителей и должна стать частью соответствующих программ их подготовки;
  • исследования показали, что проблемы педагогической теории сосредоточились в области обеспечения педагогических условий трансляции народных промыслов и ремесел, что требует концептуального обоснования роли педагогики и соответствующего проекта.

Обнаруженные проблемы показали актуальность координационной работы окружного «Центра ремесел» в отношениях с различными группами населения, в особенности с детской аудиторией, детьми-инвалидами и развитии педагогического потенциала художественных традиций народного искусства региона и использовании его как перспективы реформирования педагогической, воспитательной, образовательной сфер. Педагогические знания в сохранении и передаче художественной традиции позволяют решать целый комплекс проблем, связанных с практической реализацией социокультурной политики и прежде всего с помощью педагогически обоснованной теории использования традиций народного искусства как воспитательного потенциала. Данное положение нашло отражение при создании «Комплексной программы поддержки и развития художественных ремесел Югры в новых условиях». Ниже излагаются результаты исследования проблемы, обозначенной «Моделирование этнохудожественного образования детей средствами декоративно-прикладного искусства народов Югры», при формировании которой автор опирался на результаты собственных исследований [2, 3, 4], а также материалы других авторов и основополагающие документы [1,5,6,7,8].

Структура педагогических целей в этнохудожественном образовании

Определение педагогического потенциала этнохудожественного образования детей на материалах декоративно-прикладного искусства народов Югры и создание научно-ориентированной модели самого процесса поиска проводилось со второй половины 90-х гг. ХХ в. и включало три этапа: подготовительный этап; этап непосредственной реализации; итоговый этап.

1. На подготовительном этапе проходило определение структуры задач, методов и форм работы с детьми. Среди задач наиболее важными стали выявление отношения к организации содержания занятий в образовании в целом; определение уровня эмоционально-эстетического развития личности через изучение восприятия и отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства Югры, интереса к худо­жественным ремеслам в целом.

Методами работы стали фиксация эмоциональной реакции, оценка восприятия, статистическая обработка данных на основе анкетирования, тестирования, собеседования, выполнения практических заданий. Что кается форм работы, то их эффективность зависела от связи трех деятельностей. Первой стали детские полевые экспедиции, музейные экскурсии, посещение городских музеев и выставок. Второй - знакомство с производственной деятельностью мастерских Центра ремесел, творчеством профессиональных художников, посещение классов учебных заведений (керамики, ткачества, обработки кожи и меха и др.). Третьей и наиболее действенной в творческом отношении стала форма работы с народными мастерами. И еще одной формой работы стало привлечение родителей и участие их совместно с детьми в мастер-классах, тренингах, беседах, что оказалось необычайно эффективным с точки зрения результата общения и объема проделанной работы.

Подготовительный этап проходил в границах требований определения принципов, задач и дидактических материалов педагогического процесса. Принципами приняты идеи общей дидактики, культуросообразности, природосообразности, личностно-деятельного подхода, свобода, логический подход к феномену наследия; самовыражения, системности, ценностных параметров, эмоционально окрашенных. Аспект принципов предопределил в свою очередь основные задачи педагогического процесса: эстетическое воспитание через обучение и передачу знаний о декоративно-прикладном искусстве Югры с учетом половозрастного подхода; создание педагогических условий для максимального развития каждого ребенка, его творческих, потенциальных возможностей; формирование атмосферы исследовательской деятельности и коллективного творчества; социализация и самореализация личности школьников; налаживание связей с социальными партнерами. Для решения основных задач педагогического процесса были подобраны дидактические материалы, прежде всего образцы изделий народного искусства из фондов Центра ремесел, учебно-методические таблицы, технические и технологические описания выполняемых операций декоративного искусства, электронные средства обучения, материалы, инструменты, мультимедийные презентации, видеозаписи предыдущих мастер-классов.

2. Этап непосредственной реализации был построен на основе определения содержания обучения, условий обучения и методов обучения. Содержательный аспект определен в соотношении с учебно-методическим комплексом (образовательная программа, методические рекомендации, образцы, информационные технологии, учебно-методические таблицы, анкеты и тесты). Необычайно эффективными явились детские научные экспедиции, экскурсии, конференции. Условия обучения включали в себя создание воспитывающей среды, интеграции учебного и воспитательного процесса, личностно-ориентированного характера обучения, социально-педагогическую поддержку ребенка; целенаправленное формирование интереса; обеспечение преемственности и систематичности в изучении детьми искусства народов Югры. Методами послужили стимулирование художественно-эстетической деятельности и личностного развития, формирование эстетического сознания, художественно-образная цель деятельности в средствах эмпатии.

3. Итоговый этап определялся конкретикой поставленных задач, критериев оценки их решения и полученными в эксперименте результатами. Задачи итогового этапа заключались в проведении контрольных срезов, просмотре практических работ, анализе результатов внедрения модели эстетического воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства народов Югры, оценке целостности выполненного произведения.

Критерии оценки: наличие эстетических знаний, интереса, умений и навыков практической деятельности, поиск творческого решения, самостоятельность, познавательная активность, наличие навыков исследовательской деятельности, свобода самовыражения учащихся, наличие в работах основных свойств композиции, вариативность, целостность образа.

Результатом проведенной работы стало: развитие у детей эстетического восприятия, чувственного опыта, формирование эстетических потребностей, вкусов и идеалов; увеличение объема знаний о народном и декоративно-прикладном искусстве Югры, повышение уровня эстетической освоенности и восприятия, и воспроизведения произведений народного и декоративно-прикладного искусства, модификация умений учащихся в практической деятельности как условие российской идентичности через обучение и передачу знаний о декоративно-прикладном искусстве Югры с учетом половозрастного подхода; создание педагогических условий для максимального развития у каждого ребенка творческих, потенциальных возможностей; формирование атмосферы исследовательской деятельности и коллективного творчества; социализация и самореализация личности школьников; налаживание связей с социальными партнерами.

Применение результатов педагогических исследований при создании модели ресурсного центра

Решение о создании проекта ресурсного Центра, направленного на решение проблем развития этнокультурного пространства региона, предполагает связь управления в сфере культуры, образования, педагогических методов обеспечения передачи творческого опыта при формировании потребностей сферы народных ремесел, а также сферы межрегионального и международного сотрудничества. Учреждение «Центр ремесел» как субъект социально-культурной деятельности в статусе государственного социально-культурного института зависит от характера решаемых задач, а в своей работе - на организационно-педагогическом основании структур деятельности, определяющих социально-культурный характер, который формируется уже второе десятилетие. К ним относятся: этнокультурные проекты, обеспеченные педагогическими условиями, призванными к широкому социопедагогическому обоснованию и, как следствию, популяризации народного искусства; художественные и образовательные мероприятия, обеспечивающие трансляцию традиций сохранения народного искусства (проводились с середины 90-х гг. ХХ в.) и совершенствование организационной структуры учреждения. В результате этого изменилась стратегия «Центра ремесел» и актуализировались педагогические цели и текущие задач:

  • осуществление на новой педагогической основе задач государственной политики в области возрождения, развития и сохранения традиционных народных ремесел, художественных промыслов и всех видов прикладного творчества;
  • педагогическая основа позволила интенсифицировать выражение культурной личной самобытности и реализации права граждан на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями;
  • развитие и расширение национальных, культурных, экономических связей внутри округа и за его пределами получили соответствующее педагогическое обоснование;
  • государственная поддержка мастеров сопровождалась ростом их педагогического мастерства.

В 2000 г. в структуру «Центра ремесел» входило три отдела, штат работающих составлял 9 человек. В 2012 г. штат составил 36 человек. Функции разработчика педагогических условий осуществляет директор центра и методический сектор. К 2012 г. в сфере народных художественных промыслов и ремесел автономного округа занято уже более 2000 чел., работают 24 организации: центры ремесел, центры национальных культур, студии, мастерские, предприятия, общественные организации.

Инфраструктура, сформированная в 2003 году как сеть учреждений «Центр народных промыслов и ремесел», включает в себя:

  • «Центр народных художественных промыслов и ремесел» (г. Ханты-Мансийск);
  • Филиал «Школа - мастерская народных промыслов» (г. Урай);
  • Региональный некоммерческий фонд поддержки и развития народных художественных промыслов и ремесел (г. Ханты-Мансийск).

Разработанная стратегия развития Центра опирается на структурно-организационную модель управления его деятельностью, включающую:

1. Отдел теории, методологии и исследований в сфере народных художественных промыслов - организован в 2004 г. на основе музейно-выставочного и научно-консультационного отделов для научного обеспечения методик исследования и изучения художественных промыслов, в том числе педагогической составляющей, в которых центральное место занимает разработка программ по возрождению утраченных и забытых традиционных технологий.

2. Отдел социокультурного проектирования и реализации программ педагогического мастерства. Педагогическая база положена в основу организованного научно-методического обеспечения и активного содействия преемственности педагогического творчества и росту квалификации специалистов, мастеров, работающих в сфере народных художественных промыслов и ДПИ на территории округа. Отдел разрабатывает и реализует программы и проекты, ориентированные на разные социальные и возрастные группы населения. Проводимые мероприятия способствуют модернизации деятельности в данной сфере, позволяют стимулировать интеграцию труда в современные культурные и социально-экономические процессы. Отдел является каналом коммуникации, взаимного консультирования и профессионального общения специалистов, мастеров округа друг с другом, с учеными, специалистами, мастерами из других регионов и зарубежья.

3. Отдел мониторинга народных промыслов и ремесел округа. Специалистами данного отдела проводятся мероприятия по выявлению начинающих талантливых мастеров на территории автономного округа и использования их педагогического потенциала как будущих руководителей мастер-классов. Формируется банк данных о направлениях развития народных художественных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного искусства, данные о мастерах и их участии в творческой жизни округа. Работа отдела связана с развитием рынка изделий народных художественных промыслов, стимулированием интеграции ремесла в современные культурные, социально-экономические процессы и учетом педагогической составной с точки зрения перспективы творчества.

4. Творческие мастерские созданы для проведения экспериментальных работ на основе педагогически обусловленных программ и проектов возрождения технологий художественных ремесел народов, проживающих на территории округа, создания художественных изделий, современных сувениров Югры, разработки методик, программ возрождения традиционно бытовавших и современных технологий, проведения обучающих семинаров, тренингов ремесла, мастер-классов, творческих школ, использующих педагогический потенциал традиционной культуры. Работники творческих мастерских проходят курсы повышения квалификации по различным направлениям художественных ремесел, на базе мастер-классов, творческих школ РФ. Для обмена опытом среди мастеров, специалистов НХП и ДПИ в мастерских Центра ремесел организуются мастер-классы приглашенных художников, народных мастеров из регионов России. Мастера Центра успешно обучают забытому ремеслу педагогов дополнительного образования, молодежь и подростков, людей с ограниченными возможностями здоровья. Мастера и школьники совместно с учеными-этнографами, историками принимают участие в работе комплексных экспедиций по территории округа с целью изучения состояния развития ремесел, сбора информации о мастерах и традиционных технологиях.

5. Музейно-выставочный отдел комплектует музейный фонд, который является собранием предметов традиционной культуры, изделий народных художественных промыслов и ремесел, отражающих стилевые особенности региона в определенные периоды. Формирование фонда происходит на основе экспедиционных поступлений, закупок или дарения. Музейный фонд Центра ремесел (1426 ед. хр.) состоит из основного фонда (450 ед. хр.), научно-вспомогательного (635 ед. хр.) и временного (341 ед. хр.). В нем выделяются такие коллекции, как «Традиционный костюм», «Береста», «Рыбья кожа», «Ткачество», «Деревообработка», «Традиционные куклы», «Предметы рукоделия обских угров», «Прялки», «Вышитая одежда обских угров», «Украшения из бисера», «Керамика», «Меховая мозаика» и др. На основе предметов музейного фонда проводятся регулярные выставки, представляющие ремесла народов, проживающих на территории округа, как в выставочных залах Центра ремесел, так и выездные - в регионах России и за рубежом. Так, за период с 2011 по 2013 г. (первая половина) было проведено 140 выставок, из них 3 - зарубежные, 16 - российских и 124 регионального уровня. По структуре выставок были проведены 68 тематических и 13 персональных выставок, 12 выставок-конкурсов и представлено 7 авторских экспозиционных проектов. В структуре музейного фонда создан раздел детского фонда для изучения развития детского творчества в регионе.

6. Управленческое звено и другие структурные подразделения «Центра ремесел» осуществляют общее руководство и координацию всей деятельности. Ведется поиск новых форм социально-культурной работы, вводятся новые проекты и разрабатываются программы для разных целевых аудиторий. В процессе обучения основам управления рассмотрены технологии фандрайзинга, маркетинга, PR, коммуникаций для конкретного учреждения культуры в целях упорядочения, повышения эффективности работы в современных условиях, методы приоритетов управления производственными и творческими секторами. Такая структура учреждения позволила сформулировать его новую социальную миссию, отвечающую современной социально-культурной будущности, и предложить концептуальную модель «Центра ремесел», определив его как Ресурсный центр народного искусства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Научная апробация материалов эксперимента

Итоги и выводы материалов исследований были представлены на научных региональных, российских и международных конференциях в Югорском госуниверситете, Удмуртском госуниверситете, Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова и др. В 2010 г. на основе рекомендаций проведенной работы был учрежден и в 2011 г. состоялся «I Международный конгресс традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства», в структуре которого рассматривались вопросы общей педагогики. Сессия № 9 «Художественная дидактика в процессах воспитания, образования, социокультурных практиках» [7] была посвящена вопросам методологии психолого-педагогических и воспитательных комплексов, программ, реализующих идею художественной дидактики и педагогики искусства и народного искусства в системе образования. Проблемы теории народной художественной культуры в стандартах нового поколения общего, дополнительного и профессионального образования в аспекте педагогического творчества. Было акцентировано, что обращение педагогики к традиционной художественной культуре обусловлено множественностью свойств отечественного наследия, и ввиду соответствия различным функциям жизни они могут переноситься непосредственно в практику современного воспитания и образования. Социокультурный современный феномен может использоваться также в различных сферах работы с населением: производственной, медицинской, работе с инвалидами, детьми-сиротами и др. Исследования традиционного искусства позволяют формировать новые образовательно-педагогические реестры и технологии. Педагогическая составная процесса художественной культуры усиливает содержательность народного искусства в реализации процессов воспитания и образования.

Заключение

Таким образом, анализ результатов программ и мероприятий, проводимых в регионе, показал исключительную роль педагогического потенциала в решении вопросов социальной стабильности, семейного воспитания, перспективы в видах деятельности различных социальных групп населения. Подтвердился тезис, что педагогическая теория является эффективным методом изучения проблем нравственности в обществе, а теоретическая модель ее реализации в структуре этнохудожественного образования детей средствами искусства народов Югры есть эффективный путь, позволяющий решать проблемы индивидуального, личностного развития и социализации детей в органичной им культурной среде.

Приведенные обобщающие результаты экспериментальных исследований, подтвержденных методами педагогической теории, позволили сделать вывод о высокой степени их эффективности и соответствии полученных экспериментальных данных общим положениям о позитивном влиянии педагогических идей при использовании традиционного художественного наследия и создании для этого специфической, в аспектах национальной культуры, педагогической среды.

Рецензенты:

Ворожцова И. Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск.

Кошаев В.Б., д.иск., профессор, профессор кафедры семиотики и общей теории искусства, факультет искусств, МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва.