Любое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, стремится наиболее эффективно использовать свои ресурсы. Экономическую эффективность можно определить как соотношение затрат и результатов функционирования АТП.
Эффективность грузовых перевозок автомобильным транспортом складывается из организации перевозочного процесса и технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Оценить эффективность можно объемом и качеством выполняемых работ. При этом производительность Р определяется по формуле
где q – грузоподъёмность автомобиля; – коэффициент использования грузоподъемности;
– техническая скорость; β – коэффициент использования пробега; l – среднее расстояние перевозки груза; tп-р – время на погрузку и разгрузку.
Себестоимость автомобильных перевозок можно выразить формулой
где S – себестоимость 1 ткм; Sоб – общая сумма затрат; Tн – продолжительность работы подвижного состава на линии.
При работе автомобилей в городских условиях, эксплуатационные факторы влияют на производительность независимо от грузоподъемности автомобиля. В большей степени, на производительность влияет расстояние перевозки, затем коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, время на погрузку-разгрузку и техническая скорость. На себестоимость влияют [3]: техническая скорость, расстояние перевозки груза, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега.
Технико-эксплуатационные показатели, влияющие на эффективность функционирования автомобильного транспорта, можно разделить на две группы:
- коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой, время в наряде, техническая и эксплуатационная скорости;
- количество ездок, общее расстояние перевозки и пробег с грузом, объем перевозок и транспортная работа.
Производительность подвижного состава за время в наряде определяется произведением грузоподъемности автомобиля q, коэффициента использования его грузоподъемности γ и количества ездок ne, совершенных автомобилем,
.
Добавив в эту формулу значение количества ездок и время одной ездки, можно получить выражение производительности в зависимости от технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава [4]
;
или
.
Таким образом, на производительность подвижного состава влияет несколько технико-эксплуатационных показателей, которые определяют отдельные стороны работы подвижного состава. И на каждый из этих факторов, в свою очередь, влияют определенные факторы, воздействуя на которые можно в конечном итоге повлиять на производительность автомобильного транспорта. Для эффективного функционирования автотранспортного предприятия необходима высокая конкурентоспособность. Этот показатель определяется уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества.
Себестоимость перевозок можно снизить за счёт экономии топлива, запасных частей, шин, а также повышением эффективности функционирования автомобильного транспорта. Качество перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов.
Себестоимость транспортной работы зависит от суммы расходов и объема перевозок, и себестоимость грузоперевозок определяют две группы показателей.
К первой группе можно отнести показатели, определяющие величины переменных и постоянных затрат: грузоподъемность, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега.
Ко второй группе можно отнести показатели, определяющие эффективности функционирования подвижного состава с учётом пробега: коэффициент выпуска автомобилей на линию, время в наряде и среднюю техническую скорость.
Чтобы определить влияние технико-эксплуатационных показателей на изменение себестоимости через изменение общего пробега, путем подстановок выводятся формулы, где составляющие общего изменения себестоимости перевозок вследствие изменения общего пробега автомобилей Lобщ. и выработки на один км пробега P1, обусловленного влиянием следующих факторов: продолжительности работы автомобиля в наряде Tн; средней технической скорости Vт; среднего пробега с грузом за ездку ler; αв – коэффициента выпуска на линию; tп-р – продолжительности простоев под погрузкой-разгрузкой за ездку; Aсп – среднесписочного числа автомобилей; коэффициента использования пробега β; средней грузоподъемности q; коэффициента динамического использования грузоподъемности γд.
Балансовая прибыль в данном случае будет состоять из прибыли от перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, выполнения транспортно-экспедиционных операций и других видов деятельности.
Следующий важный экономический показатель, характеризующий деятельность автомобильного транспорта-это рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятий с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников процесса перевозок грузов. При анализе производства данные показатели используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Рис. 1. Схема влияния показателей работы автотранспортного предприятия на его балансовую прибыль
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы.
Первая группа, определяющая показатели рентабельности капитала (активов), формируется как отношение прибыли к показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются активы предприятия, инвестиционный капитал и акционерный (собственный) капитал.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заёмных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т. д.
Каждый из перечисленных показателей моделируется по факторным зависимостям, и здесь устанавливается связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов. Так как рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заёмного капитала, отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заёмных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа, определяющая показатели рентабельности продукции, формируется на основе расчёта уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчётности предприятий.
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К0) и отчётного (K1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
;
или
;
и
.
где Р1, Р0 – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов; N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг) отчётного и базисного периодов; S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг) отчётного и базисного периодов; ΔК – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объёма реализации определяется расчетом (по методу ценных постановок) [2]
.
Соответственно влияние изменения себестоимости составит
.
Сумма факторных отклонений даёт общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом
Третья группа, определяющая показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств, формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчёт принимается чистый приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заёмщиками и акционерами денежными средствами с использованием денежного притока.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность путей её повышения. Каждый исходный показатель раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задаёт границы выявления и оценки производственных резервов.
На основе обработки данных путевых листов, диспетчерских донесений, докладов и результатов проверки фактов работниками службы эксплуатации группа учёта и анализа ЦСЭ анализирует выполнение суточного оперативного плана грузовых перевозок [4]. При этом анализе должны быть выявлены:
- качество оперативного планирования;
- степень выполнения установленного оперативным планом объема перевозок за истекшие сутки по автотранспортному предприятию;
- выполнение суточного оперативного плана перевозок по важнейшим грузам и объемам централизованных перевозок; соблюдение графиков;
- ход выполнения месячного плана перевозок и основных эксплуатационных показателей работы;
- причины и обстоятельства отклонения от плана перевозок, невыполнения плана выпуска подвижного состава, срывов графика выпуска, простоев на линии, заездов и преждевременных возвратов с линии, нарушения маршрутов, а также происшествий на линии.
Для проведения развернутого анализа уровня рентабельности с указанием возникает необходимость разработки обоснованных нормативов рентабельности, бизнес-планирования и контроля ее уровня:
- влияния на общую рентабельность фондоотдачи и ускорение обращаемости оборотных средств;
- влияние объема произведенной работы себестоимости перевозок и средней ставки дохода применительно к грузовым перевозкам.
Результаты оценки рентабельности должны быть направлены на увеличение эффективности функционирования автомобильного транспорта по времени и производительности. Падение себестоимости перевозок и улучшение производительности труда являются резервами подъёма рентабельности. Помимо этого происходит ликвидация сверхнормативных запасов материальных ценностей, реализация лишних основных производственных фондов, снижение и исключение не планируемых расходов и потерь.
В области автомобильного транспорта развитие рыночной экономики характеризуется приоритетным развитием сферы услуг, наращиванием сферы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей в регионах.
В настоящее время большое значение необходимо придавать обновлению транспортной продукции, развитию новых видов перевозок и услуг, изучению потребности клиента и, в первую очередь, следует уделять внимание переработке, промежуточному хранению, организации погрузочно-разгрузочных операций, информационным и другим услугам.
Экономическая эффективность новых видов транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) сводится к определению:
- вариантов новых видов услуг;
- затрат по каждому варианту, результатов и экономического эффекта;
- наиболее подходящего варианта с максимальной величиной экономического эффекта.
Экономический эффект в данном случае можно рассчитать по формуле
Э = Р – З,
где Э – экономический эффект от внедрения новых видов ТЭО; Р – доходы или стоимостная оценка от реализации новых видов ТЭО; З – оценка стоимости затрат.
Экономический эффект от внедрения новых видов ТЭО в регионе [1]
рузоподъемности д
,
где Кt – коэффициент успеха в текущем году; К(t+1) – коэффициент успеха в следующем году.
Экономический эффект, выраженный через коэффициент успеха, будет определять эффективность реализации новых видов ТЭО в регионе инновационными методами.
Рецензенты:
Поливаев О. И., д.т.н., профессор, зав. кафедрой тракторов и автомобилей ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I», г.Воронеж.
Афоничев Д. Н., д.т.н., профессор, зав. кафедрой электротехники и автоматики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I», г. Воронеж.