Введение
Основные тенденции мировой экономики приводят нас к необходимости идти в ногу со временем, т.е. сфокусироваться на новых и передовых технологиях как на источнике роста и повышения конкурентного преимущества предприятия. Необходимость расширения своей сферы деятельности для повышения конкурентного преимущества заставляет компании становиться новаторами, применять новые технологии и внедрять инновационные разработки. Инновационная деятельность является условием прогресса любого государства в двадцать первом веке.
Разработка инноваций тесно связана с научной деятельностью и встающими перед ней проблемами. Основными проводниками всех новшеств и технологий являются малые инновационные предприятия (МИП). В последнее время развивается тенденция создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях. Университеты, таким образом, становятся связующим звеном между наукой, бизнесом и инновациями. Ряд новейших направлений науки и техники развиваются в основном за счет малого бизнеса, среди них биотехнологии, программное обеспечение, приборостроение и многие другие.
Цель исследования заключается в рассмотрении нормативно-законодательной базы создания и поддержки малых инновационных предприятий при ВУЗах и ее сравнении с нормативно-правовыми базами других государств.
Одной из актуальной проблем современной России является плохо функционирующая законодательная база, регулирующая вопросы инновационной деятельности. Из-за несостоятельности нашего законодательства возникает большинство проблем при создании малых инновационных предприятий, решение которых является первоочередной задачей. Решением данной проблемы может послужить опыт других стран, достигших высокого уровня инновационного развития. Еще одной проблемой является расширение границ вмешательства государства в регулирование вопросов создания и поддержки малых инновационных предприятий на ранних стадиях.
В последнее время, проблемам регулирования инновационной деятельности отводится большое внимание. Данный вопрос рассматривался многими зарубежными и отечественными учеными. Общие вопросы регулирования инновационной деятельности рассмотрены в работах таких ученых как С.Ю. Александрова, А.М. Минченкова, О.П. Молчанова.
С чем же связана тенденция создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях? В первую очередь, это связано с необходимостью внедрения интеллектуальных разработок в производственную деятельность, быстрым старением техники и технологий и доминирующим положением науки в повышении эффективности деятельности предприятий.
Все зарубежные университеты зарабатывают средства за счет внедрения собственных идей и использования своего интеллектуального потенциала. Открыл дорогу на путь создания МИП при ВУЗах в России Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Данный нормативно-правовой акт дает право высшим учебным заведениям внедрять и реализовывать свои научные разработки, использовать результаты своей интеллектуальной деятельности в качестве вклада в уставной капитал и т. д. [1] К сожалению, при применении данного закона на практике перед высшими учебными заведениями встали некоторые вопросы, требующие разрешения:
1) Аренда помещения. Если ВУЗ или НИИ сдает помещение, то право на его аренду выигрывает то предприятие, которое предложит за него большую сумму денежных средств;
2) Аренда оборудования;
3) Передачи денежных средств и имущества в уставной капитал малого инновационного предприятия. Данная проблема возникла из-за противоречия Федерального закона № 217-ФЗ и законодательства. По № 217-ФЗ бюджетные образовательные учреждения могут вносить денежные средства, оборудование и иное имущество в уставной капитал МИП, а по законодательству бюджетным учреждениям запрещалось направлять денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности на создание предприятий [6];
4) Внесение изменений в устав высших учебных заведений и НИИ, чтобы иметь возможность узаконить свою деятельность.
5) Отсутствие процедуры создания МИП совместными усилиями ВУЗов;
6) Не отработаны механизмы урегулирования конфликтных ситуаций.
Все это связано с недостатками законодательного акта, а также с его исполнением. Длительное время, после вступления закона в силу, он оставался нерабочим. Одно из решений данной проблемы было предложено заместителем директора департамента развития малого и среднего бизнеса Министерства экономического развития Н.Ларионовой: «Чтобы решить проблему льготного предоставления имущества, требуется внести изменения в 3 закона: о высшем и послевузовском образовании, научно-технической деятельности и малом предпринимательстве» [8].
Впоследствии недостатки, связанные с применением упрощенной системы налогообложения, с вопросами аренды помещений и оборудования были откорректированы следующими законодательными документами:
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- Федеральный закон от 27.11.2010 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
В последнее время, в научных работах отечественных авторов рассматривается понятие внешняя среда инновационной деятельности. В зависимости от направленности государственной политики выделяют 3 основные вида внешней среды: позитивная, негативная и нейтральная внешняя.
Позитивная внешняя среда характеризуется направленностью национальной инновационной системы на научно-технологическое и инновационное развитие за счет эффективного взаимодействия рыночных элементов в рамках научно-технической государственной политики (Соединенные Штаты Америки, Германия, Япония, Финляндия).
Негативную внешнюю среду определяют препятствия и угрозы функционирования системы малого инновационного производства, направленность к централизации инновационной деятельности на базе научного промышленного производства, стратегия «поглощении» МИП более крупными компаниями (Российская Федерация, Белоруссия, Украина).
Последним видом внешней среды является нейтральная, которая характеризуется второстепенной ролью инновационной деятельности в государственной политике страны (Турция, Египет и т.д.) [4].
К сожалению, нормативно-правовая база создания и поддержки МИП нашей страны, все еще остается незаконченной, что становится еще более очевидным, если рассмотреть законодательную базу, регулирующую инновационную деятельность других стран.
В 50-е гг. инновационная деятельность стала развиваться в Соединенных Штатах Америки. Приблизительно в это время университеты Соединенных Штатов стали взаимодействовать с различными бизнес - предприятиями и создавать свои научно-производственные комплексы.
Основными законодательными актами, регулирующими инновационную деятельность США являются:
- закон Бэя-Доула (1980), благодаря которому университеты получили права интеллектуальной собственности на разработки, осуществленные университетскими преподавателями при помощи ресурсов федерального бюджета США;
- закон о технологических инновациях Стивенсона - Уайдлера обязывает федеральные исследовательские лаборатории активно взаимодействовать с университетами, правительствами штатов и властями;
- закон об инновациях малого бизнеса (1982), в котором оговаривается, что 1,25 % объема федерального финансирования исследовательских программ должна резервироваться для предприятий малого и среднего бизнеса;
- закон о трансфере федеральных технологий, поощряющий кооперативные связи между федеральными исследовательскими лабораториями и отдельными штатами.
Данные примеры свидетельствуют о большом разнообразии законов, поддерживающих малый инновационный бизнес. В результате в стране сложилась гибкая и эффективная система государственной поддержки, основной чертой которой является постоянное усиление инновационной составляющей в американском бизнесе.
Также одной из лидирующих стран по уровню образования, а также развитию малого инновационного предпринимательства является Сингапур. Органом, регулирующим вопросы инновационной деятельности страны, является Агентство по науке, технологиям и исследованиям, которое занимается развитием инновационной инфраструктуры, а также создает условия для коммерциализации инноваций. В данной стране существует четкая и понятная законодательная база инновационной деятельности, которая включает:
- законодательство об интеллектуальной собственности (закон «Об авторском праве», «О товарных знаках», Патентный закон);
- корпоративное законодательство (закон «О компаниях», «О взимании подоходного налога», акт «О способствовании экономическому развитию»);
- законодательство в области интернета и электронной коммерции ("о доменных именах", "Электронных сделках и контрактах", "О защите персональных данных")
- налоговое законодательство (закон «О льготах по расширению экономической деятельности»), основной особенностью которого является 20 схем льготного налогообложения. Налогом в Сингапуре облагаются только доходы, полученные от источников на территории страны;
- инвестиционное законодательство.
Основной особенностью регулирования малого инновационного предпринимательства является множественность программ по его поддержке. Кроме того, законодательством четко разграничивается деятельность различных органов власти, регулирующих инновационную сферу государства.
В Великобритании вопросами государственного регулирования инновационной сферы занимается Департамент бизнеса, инноваций и квалификации. Ведущим проектом страны по развитию инноваций является программа "Инновационная нация", которая подразумевает поддержку молодых предпринимателей в их желании заняться инновационной деятельностью [3].
Основными задачами, решаемыми правительством является:
- регулирование спроса правительством;
- создание инфраструктурной основы для бизнес-инноваций;
- управление высококачественными исследованиями;
- продвижение страны в международном инновационном пространстве;
На данный момент в округе Кембриджа функционируют более 20 тысяч инновационно-технологических центров. Знания в Великобритании используются для разработки новых технологий и приносят действительную коммерческую прибыль, как предприятиям, так и обладателям этих знаний.
Что касается нашей страны, в России вопросы развития инновационной деятельности курируют следующие Федеральные органы государственной власти:
- Министерство экономического развития Российской Федерации занимается вопросами выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса;
- Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет функции по регулирования сферы образования и науки России;
- ФГАУ «Российский фонд технологического развития» содействует развитию прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники в РФ, осуществляет поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляет деятельность по защите интеллектуальной собственности;
Кроме федеральных органов государственной власти, в нашей стране вопросы инновационной деятельности также контролируют Ассоциации российского федерального уровня: Торгово-промышленная палата Российской Федерации; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Ассоциация «Технопарк»; Совет при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию; Совет по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Как мы можем увидеть, регулирование инновационной деятельности России является более сложным и запутанным, по сравнению с другими странами. Не совсем понятным является распределение функций между органами государственной власти при проведении инновационной политики.
Также, необходимо более подробно рассмотреть нормативно-правовую базу нашей страны, регулирующую вопросы создания и функционирование МИП в России. Нормативно-правовую основу создания и развития малых инновационных предприятий составляют:
1) Законодательство, регулирующее вопросы создания предприятий (Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»)
2) Законодательство РФ по интеллектуальной собственности (Гражданский кодекс РФ, Патентный закон);
3) Инвестиционное законодательство (ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»);
4) Инновационное законодательство (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», ФЗ «О передаче прав на единые технологии»)
5) Налоговое законодательство (Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учетов доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки»);
6) Федеральные целевые программы («Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 гг.», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 гг») [8].
Таким образом, для преодоления препятствий на пути создания малых инновационных предприятий, на наш взгляд, необходимо:
1) Улучшить нормативно-правовую базу по созданию и поддержке малых инновационных предприятий, в том числе внести поправки в налогообложение Российской Федерации;
2) Уделить особое внимание проблеме финансирования малых инновационных предприятий;
3) Выработать федеральную государственную программу по поддержке малых инновационных предприятий, созданных при высших учебных заведениях.
Итак, после проведения исследования мы можем сделать вывод о том, что каждая из нормативных баз, регулирующих вопросы малых инновационных предприятий, обладает определенными преимуществами и недостатками. Это касается и нормативно-правовой базы создания и поддержки малых инновационных предприятий при ВУЗах в Российской Федерации. Большинство недостатков связано с тем, что инновационная деятельность в нашей стране переходит на новый этап своего развития. Для улучшения обстановки в стране необходима комплекс хорошо функционирующих нормативно-правовых актов, основной задачей которых будет регулирование деятельности малых инновационных предприятий, созданных при высших учебных заведениях, а также решение вопросов малого инновационного предпринимательства в России.
Рецензенты:
Сибирская Елена Викторовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.
Ляпина Иннара Рафаильевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения и бизнеса ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.