Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

IMPACT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR EFFECTIVE SOLVING SOCIAL PROBLEMS

Klimovets O.V. 1 Shekhovtsov N. N. 1
1 Academy of Marketing and social information technology - IMSIT
В современных условиях развития общества в целом и России в частности все большее значение придают стратегическому инвестированию и развитию всех отраслей жизнедеятельности общества. И в международной практике прослеживается ряд тенденций способствующих развитию этого. Под стратегическим инвестированием и развитием, мы понимаем отрасли и области – необходимые для эффективного и тщательного прорабатывания и дальнейшего развития, влияющие на основу развития всего общества. Но, как известно, зачастую, не хватает времени и средств, ни то, что на стратегически важные проекты, но даже и на текущие нужды. А основная нагрузка, ложится на государство (публичного партнера). И именно в такой ситуации необходимо воспользоваться международным опытом для апробации и использования эффективных экономических механизмов в каждом частном случае. И именно таким механизмом, способствующим развитию, является механизм государственно-частного партнерства.
Under modern conditions of society in general and Russia in particular, the growing importance attached to strategic investment and development in all sectors of society. In international practice, traced a number of trends contributing to the development of this. Under a strategic investment and development, we understand the industry and the region - necessary for effective and thorough working through the further development and influencing the basis for the development of the whole society. But as you know, often do not have the time or the means nor the fact that the strategically important projects, but even for current needs. But the main burden falls on the state (public partner). And it is in such a situation it is necessary to use international experience to test and use of effective economic mechanisms in each particular case. And that such a mechanism contributing to the development is the mechanism of public-private partnerships.
public-private partnership (PPP) contract life cycle (LCC)

Введение

Россия испытывает необходимость в развитии различного рода инфраструктур. Они являются сдерживающим фактором роста экономики в целом. Наличие инфраструктур, вполне устраивающих жизнедеятельность людей в советский период, не способна удовлетворить нужды современного общества. Но строить с нуля в заселенном городе не представляется возможным, а встраивание новых районов приводит к загруженности всех используемых инфраструктур, которые в свою очередь осложняют жизнь всем окружающим.

Целью исследования является описание механизмов, способствующих развитию экономического благосостояния заинтересованных сторон по средствам ГЧП.

В качестве объекта исследования выбран международный опыт в сфере ГЧП, а также опыт современной России.

Теоретической и методической базой исследования являются труды отечественных и современных зарубежных ученых в области экономики, партнерства власти и бизнеса.

И одним из возможных и приоритетных вариантов выхода из сложившейся ситуации можно считать строительство городов с нуля. Это могут независимые города полностью автономного функционирования, имеющие промышленность и все необходимые услуги и возможности присущие самостоятельному городу. Или же это могут быть так называемые  «города спутники», которые обладают не всем набором возможностей полноценного города и отличаются отсутствием промышленности, а выполняют роль спальных районов. Население таких городов, приезжает на работу в соседний город. Одним из первых малоэтажных городов спутников можно считать - Новое Ступино (Ступинский район Московской области). В проектировании города Новое Ступино использовался канадский опыт планирования городов [5]. Или же в Екатеринбурге построили город - район «Академический», при расчетном населении данного проекта в 350 тыс. человек, местные власти выкупили у застройщика 65 % жилья [4].

Но справиться за счет бюджетных средств, с проблемами такого рода не представляется возможным. И именно поэтому по всему миру  активно начали пользоваться механизмами государственно-частного партнерства. Которые, в свою очередь, способствуют снятию определенного бремени с бюджетов различных уровней.

Проблемы крупных городов усугубляются с каждым годом, и многие цивилизованные страны ищут выход из сложившихся ситуаций.  Общемировая тенденция строительства городов свидетельствует о начале новой эры строительства. Практически каждая современная страна, страдающая от перенаселения городов, вследствие эмиграции населения, приходит к выводу о необходимости строительства. Но каждый город подходит к этому со своей точки зрения. Строить город с нуля с созданием рабочих мест и всех инфраструктур или же строить города спутники крупных городов, обеспечивая быстрый возврат денег.

Но как мы понимаем, строительство городов спутников не до конца подходит для решения перенаселения крупных городов. В силу того, что бизнес по прежнему остается в крупных городах и населению в большей степени приходится работать там же. То есть строить города надо с умом и вспомнить успешные проекты прошлого. Ведь именно в СССР было несколько проектов строительства самостоятельных городов, существующих и по сей день.

Но как построить город в современных условиях с наличием современных технологий и отсутствием свободных денег у государства, понимания нет. И именно в этом случае необходимо прибегнуть к механизмам партнерства власти и бизнеса. Но создание крупного города с наличием всех инфраструктур и удовлетворяющего все потребности  будущего населения невозможно без создания определенного бюрократического аппарата, который в свою очередь отслеживал соблюдение всех правил и интересов государства. Но это в свою очередь увеличит нагрузку на бюджет, а следовательно вырастит в конечном итоге и стоимость жилья [6]. Современный бизнес в отличие от государства России в прошлом преследует своей целью - прибыль. И бизнес не намерен работать себе в убыток, а как показывает международная практика, привлечь в новые города новое население можно только за счет стоимости жилья и приличной работы. Это касается так же и городов спутников.

Но несколько лет назад, в Англии, а затем и в других странах  была применена новая организация процессов реализации проектов: Контракты Жизненного Цикла (далее КЖЦ). Этот механизм полностью отвечает рамкам партнерства власти и бизнеса. Отличительной чертой являлось то, что помимо строительства и передачи или эксплуатации, как в других механизмах ГЧП. На частного партнера ложится ответственность за сделанный им объект и ответственность эта распространяется на весь срок службы объекта.

И что самое главное, частный партнер сам финансирует все стадии протекания проекта, а по его окончании денежные средства перечисляются не сразу, а разбиваются ровными долями. И выплачиваются по мере уменьшения жизненного цикла проекта. В данном случае государство избегает ряда опасностей подстерегающих их в каждом проекте такого рода [7]. Нет помех со стороны  бюджета (задержек и несвоевременных выплат, что влияет на сроки сдачи проекта).

В настоящее время  у большинства проектов инфраструктуры есть определенные стадии:

  • Обоснование инвестиций (делает заказчик).
  • Двустадийное проектирование.
  • Этап строительства.
  • Финансирование (может осуществляться на разных этапах).

Каждый этап зачастую исполняется разными участниками, а это влияет на скорость и качество принятия решения. Зачастую фирма проектировщик, чтобы уложиться в сроки сдачи проекта, делают проект «на скорую руку».  Срок реализации стадии проектирования равен от 7 до 9 месяцев:

Первая стадия - инженерные изыскания, которые подразделяются в зависимости от сложности проекта на: топографические (согласно правилам 1 месяц), геологические (согласно правилам 1 месяц 1 неделя), гидрометеорологические (могут выполняться параллельно с геологическими 1 неделя) и экологические(могут выполняться параллельно с геологическими 1 неделя).

Вторая стадия - основные технические решения: проработка вариантов.

Третья стадия - по принятому варианту разработка конструктивных элементов. Далее происходит составление сводной ведомости объемов строительно-монтажных работ.  Далее идет проект организации строительства (описание методов реализации проекта). Организация мероприятий по пожарной безопасности. И в заключение делается смета на строительство.

Четвертая стадия - экспертизы проекта: в зависимости от источника финансирования проекта главгосэкспертиза или региональные экспертизы от 60 до 90 дней. Экологическая экспертиза с общественными слушаниями 90 дней. Далее идет экспертиза об оценке принятых проектных решениях на водно-биологические ресурсы 90 дней (но делается при необходимости).

Пятая стадия - разработка рабочей документации 3-6 месяцев.

Но частные проектные организации зачастую занижают сроки проектирования для того, чтобы выиграть торги. А это напрямую влияет на качество выдаваемой документации.

Далее идет строительство проекта. Но а здесь  возможностей и вариантов еще больше. Строительные организации могут использовать некачественные материалы из-за того, что во время торгов они снизили стоимость лота и не готовы работать за маленький гонорар. Это напрямую влияет на качество строящихся объектов, и государству как заказчику приходится выделять деньги на ремонт через 8 лет (гарантия, описанная в государственном контракте). Но деньги на реконструкцию приходится выделять ежегодно. В СССР капитальный ремонт производился через 18 лет, реконструкция через 25, а это на порядок выше, чем в современной России.

Из вышеизложенного видно, что современные компании готовы идти на различного рода ухищрения  для получения контрактов и выгод. Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости приучения частного бизнеса к ответственности. Механизмы ГЧП могут решить вопросы ответственности, но оставляют финансовые вопросы за публичным партнером. И именно здесь, как описывалось выше, необходимо применить технологию КЖЦ, где частный партнер берет на себя ряд функций публичного партнера, в том числе и финансовую.

Но в мировой практике механизмы КЖЦ используются в основном однородно и применяются в строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Но сам механизм, можно применять при правильной трактовке практически в любой сфере, связанной со строительством [8]. И строительство целого города  вполне по силам данному механизму, и дела становится только за тем, как и каким способом заинтересовать частного партнера сделать необходимые выводы и действия, направленные на реализацию планов государства.

Во всем мире и в России в частности, механизмы ГЧП применяются не в полном объеме. И хотя в литературе есть упоминания о том, что необходимо проработка проектов, в которых будет все учтено, вплоть до магазинов у дома, но реальных действий в этом направлении не ведется.

И как мы понимаем, построить проект с чистого листа, это большие риски и их минимизация имеет большее значение. Где гарантии того, что жилая площадь будет востребована, а на производственные объекты приедут специалисты. Да и если подойти со стороны бизнеса, прийти в город, без должного количества населения нацеленного на потребление - практически гарантирует значительные убытки. И пойти на это могут лишь крупные сети и корпорации, но охватить все сферы жизнедеятельности человека не под силу даже им. И именно здесь возникает потребность в частных партнерах малого масштаба, но к сожалению, значительные расходы, с отсроченным получением прибыли, им не по средствам.

Но и из этой ситуации есть выход, заинтересованные компании смогут объединяться в консорциумы и холдинги, где одним из партнеров будет кредитная организация  (банк), способная выделять денежные средства, да и лучшего контрольного органа, отслеживающего расходование своих денежных средств, просто не найти. Другим участником будет компания, которая будет заниматься проектированием, и работать «на скорую руку» она не будет, ведь строительством будет заниматься еще один участник данного объединения. Да и строительство с использованием некачественных материалов будет не выгодно частному партнеру. Потому что КЖЦ подразумевает Жизненный цикл объекта строительства, за который объединение компаний будет отвечать, и ненадлежащее выполнение своих обязательств одним из участников объединения повлечет неполучение прибыли всех партнеров. И что немаловажно, такая система позволит отсеять ненадежных партнеров еще на стадии подготовки объединений, ведь частный бизнес, а тем более кредитные организации - выбирают своих партнеров достаточно тщательно.

Но ни одна частная компания не будет готова заморозить свои денежные средства на долгий срок, не получив за это серьезной компенсации. Но здесь становится другой вопрос, необходимо предоставить цены ниже рыночных, для того чтобы привлечь население и бизнес в новые города. Времена СССР прошли, и принудительное заселение в данных условиях невозможно. Да и опыт Китая показывает, что только при наличии рыночных механизмов, способных к саморегулированию в условиях современной экономики, проекты подобного рода могут иметь успех.

В данном случае огромное значение будет играть масштаб деятельности, и это серьезно позволит сэкономить за счет объема. При таких объемах любой завод, производящий необходимый продукт, будет готов поставить товар, не только минуя посредников, но и добиться серьезных скидок.

На наш взгляд, так как основным заинтересованным лицом является государство, то оно должно сделать как можно больше прецедентов, интересующих частного партнера. А так как денежный вопрос является основным, то государство должно при помощи центрального банка предоставить льготные кредиты частным кредитным организациям, участвующим в партнерстве  и использующим эти денежные средства на нужды проекта и только его.

Также немаловажным будет привлечь бизнес в новый город, причем привлечь как крупный бизнес, так средний и малый. Но как мы понимаем строительство крупным бизнесом промышленных мощностей, в пустом городе - это практически невозможно. Да и малый бизнес, который будет заниматься обслуживанием населения (бары, рестораны, фитнес центры, магазины и т.д.), будет готов прийти только после того, как заселятся люди. А люди в свою очередь будут ждать рабочих мест и удобств. Это своего рода «замкнутый круг», но выход есть и с этого положения. 

Необходимо данному городу присвоить статус свободной экономической зоны на определенный период времени, лимитировав его и по срокам входа компаний в проект, для того чтобы предусмотреть необходимые производственные и торговые площади заранее. А также тем самым мотивировать частный бизнес действовать заранее. Также нелишним будет предоставление льготных кредитов для бизнеса, использующих полученные денежные средства только в установленных целях, направленных на развитие своего бизнеса в данном городе.

Мы предлагаем создание и использование инвестиционного фонда, направленного на развитие бизнеса такого рода. Но так как мы живем во время рыночных отношений, этот фонд будет основан на средства банков с поддержкой государства. И как мы понимаем, развитие бизнеса не должно решать все сложные моменты для бизнеса. Данный фонд направлен на исключение эффекта времени для частного бизнеса, данное бремя мы предлагаем нести банкам  - учредителям фондов. Они же в обмен  на предоставление услуги такого рода получат ряд прав и обязанностей [3].

Но многие компании (в основной своей массе малый бизнес) даже при наличии льготных кредитов не готовы приобретать торговые и производственные площади. И решению данного вопроса может помочь создание некоммерческой организации, направленной на предоставление интересующей аренды. 

Есть много людей, имеющих определенные денежные средства и готовые их вкладывать, но не готовые уделять этому вопросу время.  Но они не готовы отдавать их безвозмездно, а процент в банке слишком мал. Данная организация позволит решить проблемы обоих заинтересованных сторон и выгодно поднимет интерес к городу.

И именно здесь мы бы могли воспользоваться новой идеей, новшеством в строительстве  транспортной инфраструктуры и  распространить его на строительство в общем. То есть государство определяет задачу и дает характеристики, не вкладываясь в строительство. Единственное, что будет требоваться от государства, это выработка правильной политики относительно перспектив для бизнеса, именно от правильной мотивации бизнеса зависит успешность реализации многих инвестиционных проектов.

Выводы

В эру современного общества и все возрастающего стремления к современной и открытой экономике наша страна испытывает затруднения в своем развитии. Эти затруднения связанны с отсутствием различного рода инфраструктур: жилищной, коммунальной, транспортной и т. д., как в качественном, так и в количественном измерениях.

В России повсеместно растет уровень благосостояния населения, и его потребности постоянно растут. Люди готовы тратить все больше денег, и это свидетельствует о росте экономики. Но с повсеместным ростом уровня благосостояния растет и уровень загруженности инфраструктур, которые в свою очередь максимально загружены. И для решения вопроса подобного рода необходимо много сил и денег.

В результате выполненных исследований предложена общая структура работы с проектами подобного рода и сделаны выводы на основании анализа международного опыта.

Но наряду с остальной социальной и другими нагрузками, государство не в состоянии решить данный вопрос только за счет бюджетов различных уровней. И именно здесь к нам на помощь приходят механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие частично переложить ряд обязанностей и рисков на плечи частного партнера. А государство оставляет за собой, помимо функции заказчика, еще и функцию контролирующего органа. Где частный партнер от партнерства получает выгоду, и выгода может иметь материальное выражение.

Рецензенты:

Агабекян Р.Л., д.э.н. профессор, ректор Академии маркетинга и социально-информационных технологий «ИМСИТ», г.Краснодар.

Лашко С.И., д.э.н., профессор, директор Высшей школы международного бизнеса Южного института Менеджмента, г.Краснодар.