Традиционно к одной из самых распространенных форм профессиональной коммуникации относят форму конференции. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий обусловило появление новых форм профессионального взаимодействия. Наряду с такими формами профессиональной коммуникации как электронный журнал и электронная библиотека, одной из самых распространенных форм, осуществляемых посредством Интернет-технологий, является интернет-конференция. Интернет-конференция относится к числу расширенных коммуникационных сервисов, позволяющих осуществить групповую форму взаимодействия.
Анализ научных статей и интернет-ресурсов, посвященных теории и практике реализации интернет-конференции как формы профессиональной коммуникации [2, 4], позволяет говорить о том, что современная интернет-конференция представляет собой аналог проведения традиционных конференций. Этапы проведения интернет-конференции можно соотнести с этапами очной конференции: определение темы и статуса конференции, оргкомитета и сроков проведения; определение предполагаемого состава докладчиков и участников; информирование и приглашение к участию в конференции; сбор и размещение модератором конференции статей в сети Интернет; открытие конференции, обсуждение докладов конференции; подведение итогов и закрытие конференции; публикация итоговых документов. Но существует и некоторая специфика реализации данных этапов в рамках интернет-конференции. Охарактеризуем основные позиции.
Объявление о проведении интернет-конференции может быть сделано через списки рассылки, приглашение на веб-сайте конференции и т.п. Местом проведения интернет-конференции является интернет-портал организатора конференции. В связи с этим тезисы или статьи авторов должны быть оформлены по определенным правилам в каком-либо электронном формате (чаще всего текстовый, HTML или pdf). Материалы размещаются на сайте конференции и открыты для свободного доступа в Интернет. Научная дискуссия (обсуждение докладов и выступлений) участников осуществляется в дистанционном режиме с рабочих мест или мест проживания участников. Обсуждение статей организуется через размещение отзыва на статью или посредством обратной связи через электронные адреса авторов. Материалы Интернет-конференции могут публиковаться в бумажном или храниться только в электронном формате, а также существовать в обоих форматах, но в любом случае предусмотрены для длительного хранения на веб-сервере.
Таким образом, основная специфика проведения интернет-конференции заключается в месте проведения, а также способах организации научной дискуссии.
Основными функциями интернет-конференции являются: публикация научных идей авторов; создание научного сообщества; осуществление коммуникации между представителями научного сообщества.
Специфика интернет-конференции позволяет определить некоторые преимущества реализации функций данной формы научной коммуникации [2, 4, 6]:
- отсутствие ограничений для участников независимо от географической удаленности;
- доступность для участников - отсутствие специальных требований к оборудованию и каналам связи; возможность участия со своего рабочего места;
- экономичность, связанная с отсутствием затрат на проезд и проживание участников;
- расширение временных рамок проведения конференции - возможность проведения мероприятия любой продолжительности в непрерывном режиме;
- возможность подключения к участию в конференции в любое время в рамках срока проведения конференции;
- возможность оперативной организации обсуждения актуальных вопросов;
- доступ ко всем представленным материалам конференции как для участников, так и для посетителей портала;
- возможность настройки формата конференции - открытый (для всех заинтересованных лиц) или закрытый (для зарегистрированных участников).
В качестве дополнительных эффектов организации интернет-конференций необходимо отметить расширение аудитории участников. Участие в интернет-конференции заинтересованных лиц позволяет сформировать целевую аудиторию на сайте, что способствует достижению большей эффективности научной коммуникации.
Вторым значимым для реализации научной коммуникации эффектом является накопление знаний, мнений, опыта, представленного в содержании статей и обсуждений.
В качестве эффекта для молодых ученых, для которых выступление на конференции связано с преодолением психологического барьера, необходимо отметить возможность оставить письменный отклик на материалы других участников, а также возможность отсрочить во времени ответ на комментарии по поводу собственной статьи.
Представляется, что эффективная реализация интернет-конференции как формы научной коммуникации возможна при обеспечении следующих условий:
- опора на основные принципы проведения интернет-конференций [1, 7] (добровольности и общности научных интересов; наличие процедур удостоверения участников коммуникации; тематическая устойчивость дискуссии; активное поддержание обратных связей между участниками коммуникации; диалогичность и готовность к диалогу; соблюдение этических норм коммуникации);
- выбор тематики в соответствии с актуальными направлениями развития научного знания и представляющей интерес для потенциальных участников;
- выбор доступного для участников интернет-ресурса, на котором размещаются материалы конференции, а также дружественного для участников интерфейса данного ресурса;
- выбор удобного для участников времени проведения конференции;
- наличие установленного регламента проведения конференции, включающего описание временных ограничений для публикации материалов, публикации отзывов на материалы участников, временные рамки проведения конференции;
- организация возможностей обсуждения материалов конференции;
- наличие компетентного в отношении содержания обсуждаемой проблемы и в аспекте владения современными средствами коммуникации модератора обсуждения материалов конференции;
- обеспечение доступности опубликованных материалов конференции для авторов и участников дискуссии.
Кафедра педагогики РГПУ им. А. И. Герцена использует технические возможности сайта кафедры и сайта Форума для проведения интернет-конференций [5]. За последние несколько лет кафедрой накоплен опыт проведения нескольких подобных конференций, среди них интернет-конференции: «Современные педагогические исследования взгляд в историю» (2011 год), «Образование в России: время и судьбы», (2012 год), «Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ», конференция, посвященная 70-летию АПН-РАО (2013 год). Важно отметить, что все перечисленные конференции были проведены в рамках реализуемого кафедрой в течение семи лет проекта Олимпиады аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество». Это обстоятельство не случайно: все те возможности, которые открывает интернет-конференция, как форма научной коммуникации, значимы для молодых исследователей, которые только входят в педагогическое научное сообщество. Поэтому для оргкомитета интернет-конференций важно было выявить такую технологию ее проведения, которая в наибольшей степени адекватна потребностям в научной коммуникации, характерным для молодых исследователей. В результате пробы различных вариантов такой технологии, рефлексии успешности этих вариантов и на основе анализа специально проведенного в 2013 году анкетного опроса аспирантов и ученых (участников интернет-конференций ряда лет) удалось определить и описать возможную технологию проведения интернет-конференции с дальнейшим выходом в реальный формат. Прежде всего, охарактеризуем результаты анкетного опроса участников интернет-конференций.
В анкетном опросе приняли участие 62 молодых исследователя, из которых 47 человек являлись авторами научных текстов в рамках интернет-конференции. Респондентам, которые не приняли участие по разным, в первую очередь, личным обстоятельствам в интернет-конференции (нехватка времени, загруженность и т.д.), также было предложено ответить на ряд вопросов анкеты, связанных с основными аспектами технологии организации и проведения интернет-конференции для молодых ученых.
Прежде всего, респонденты определили, в чем, по их мнению, состоит сущность интернет-конференции как формы научной коммуникации. На первом месте для участников анкетного опроса оказались традиционные черты научной конференции как таковой: возможность публикации и презентации полученных научных результатов (35,6 %), а также возможность обсуждения этих результатов среди коллег (32,2 %).
В контексте интересующей нас проблемы особенно значимыми были мнения участников опроса об особенностях интернет-конференции в отличие от - традиционной. Молодыми учеными были высказан ряд интересных позиций. Все эти позиции связываются респондентами с организационными условиями проведения интернет-конференций, такими как длительность, возможность общения он-лайн и допущение «отсроченного» ответа на задаваемые вопросы и замечания. Участники опроса таким образом высказали следующие позиции: интернет-конференция - это форма взаимодействия ученых, ведущая к созданию достаточно устойчивого научного сообщества (18,6 %); интернет-конференция - это «площадка» реализации различного формата научного диалога молодых ученых друг с другом и с признанными учеными (8,5 %); интернет-конференция - это не только возможность публикации результатов исследования, но и возможность для получения рецензии на свою статью (8,5 %).
Перечисленные результаты нашли подтверждение в оценке участниками опроса спектра возможностей интернет-конференции (вопрос закрытого типа). Рейтинг возможностей выглядит следующим образом:
1) публикация результатов научного исследования (85,4 %);
2) обсуждение материалов исследования (69,4 %);
3) поиск единомышленников (61,3 %);
4) получение отзыва специалиста в своей области исследования (50 %);
5) получение консультации по различным аспектам подготовки статьи (24,2 %).
Кроме того, у участников было право высказать открытое мнение. Этим правом воспользовались 17,7 % респондентов. И большинство из них (14,5 % от общего числа опрошенных) сошлись в том, что «идеальная» интернет-конференция для молодых ученых должна в себе сочетать все перечисленные черты, но это требует четкой разработки технологии ее проведения.
Последние два вопроса анкеты были ориентированы на выявления мнений участников опроса о наиболее целесообразных чертах технологии проведения интернет-конференции для молодых исследователей, реализующей весь спектр ее возможностей. Соответствующие вопросы анкеты представляли собой вопросы открытого типа и, соответственно, предоставляли респондентам право свободного выражения своего мнения. Мнения молодых исследователей разделились следующим образом: наиболее успешное проведение интернет-конференции для молодых ученых может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:
1. Информационно-технического плана:
1.1) непрерывное техническое сопровождение работы конференции (22,4 %): выбор технических ресурсов, проверка работы ссылок, создание различных форматов обсуждения материалов, оперативное размещение информации и материалов интернет-конференции;
1.2) использование возможностей социальных сетей для информирования об организации, ходе и результатов интернет-конференции (8,2 %);
1.3) публикация бумажного варианта сборника материалов интернет-конференции (44,6 %) с возможным размещением в РИНЦ (4,1 %).
2. Содержательного плана:
2.1) определение общей проблематики интернет-конференции и отдельных ее направлений таким образом, чтобы молодой ученый с любой сферой научных интересов мог представить результаты своего научного исследования (12,2 %);
2.2) представление в информационном письме краткой аннотации общей проблематики интернет-конференции и ее отдельных разделов (направлений) (6,2 %).
3. Организационного плана:
3.1. Информирование
- своевременное информирование о сроках, порядке и ходе проведения интернет-конференции (26,5 %);
- четкие требования к предоставляемым материалам (статьям) (24,5 %);
- широкая реклама интернет-конференции, в том числе и через социальные сети (26,5 %).
3.2. Научное сопровождение размещения авторских материалов (статей) на сайте интернет-конференции
- рецензирование материалов специалистами (представителями оргкомитета) с возможностью доработки в соответствии с предъявляемыми требованиями (8,2 %);
- модерация обсуждения авторских материалов в информационной сети (18,4 %); возможный вариант - модерация по разделам;
- поощрение наиболее активных участников интернет-конференции (10,2 %); возможные варианты - бесплатная публикация, отдельная номинация на Олимпиаде;
- перенесение обсуждения в реальный формат с участием ученых-специалистов (22,4); возможный вариант - организация в рамках Олимпиады работы дискуссионных площадок в соответствии с разделами опубликованного сборника.
Таким образом, соотнесение сущности интернет-конференции как формы научной коммуникации, различных вариантов технологии проведения интернет-конференций в рамках Олимпиады аспирантов по педагогическим наукам, а также результатов проведенного в апреле 2013 года анкетного исследования позволило определить основные составляющие наиболее эффективной технологии проведения интернет-конференции молодых ученых, ориентированной не только на публикацию и обсуждение авторских материалов, но и имеющей обучающий характер и способствующей становлению и развитию научного сообщества, которое не прекращает существование после проведения конференции. Охарактеризуем основные составляющие подобной технологии через ее пошаговое описание. Основная категория участников интернет-конференции - молодые ученые (в нашем случае - аспиранты по педагогическим специальностям). Целевое назначение интернет-конференции включает в себя четыре позиции: публикация, обучение, организация научной коммуникации и создание постоянно функционирующего научного сообщества.
Ориентация интернет-конференции на создание постоянно функционирующего научного сообщества предопределила ее рассмотрение в качестве этапа, предваряющего конференцию в реальном времени. Таким образом, в предлагаемом варианте технологии Интернет-конференция используется для знакомства участников друг с другом и с авторскими материалами.
Шаг 1. Определение проблематики конференции в целом и отдельных ее направлений (разделов). Проблематику конференции целесообразно связывать с актуальным в отечественном педагогическом сообществе событием, но при условии ее широты (возможность включения в работу конференции молодых исследований с всевозможными научными интересами).
Шаг 2. Информирование: объявление о проведении конференции через списки рассылки, социальные сети (например, Вконтакте), приглашение на веб-сайт кафедры. В рамках данного этапа важно четкое определение сроков подачи материалов.
Шаг 3. Сбор тезисов или статей, оформленных по определенным правилам в текстовом формате, их рецензирование с возможностью доработки, размещение материалов на сайте Форума кафедры для свободного доступа в Интернет, модерация обсуждения статей через размещение отзыва в ответе на публикацию автора.
Шаг 4. Издание бумажного сборника материалов Интернет-конференции.
Шаг 5. Конференция в реальном времени. Предполагается, во-первых, презентация сборника и организация обсуждения материалов конференции в реальном времени.
Шаг 6. Поощрение наиболее активных участников интернет-конференции.
Проиллюстрируем конкретное воплощение представленного пошагового описания на примере интеренет-конференции для молодых ученых, проведенной кафедрой педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в 2013 году.
В 2013 году интернет-конференция была посвящена 70-летию АПН-РАО [3], поэтому и разделы, рекомендованные для участников, были связаны с проектами, которые реализуются РАО в 2013 году. Аспирантам и другим участникам конференции были предложены следующие разделы: 1) Проблемы и перспективы развития образования в современном мире; 2) Социализация субъектов образования в информационном обществе; 3) Развитие педагогического образования в мире.
На интернет-конференцию, которая проводилась в 2013 году, поступило с 31 марта по 12 апреля 107 статей от участников конференции. Данные статьи были распределены по трем разделам следующим образом: 1 раздел - 44 %; 2 раздел - 29 %; 3 раздел - 27 %.
В первом разделе «Проблемы и перспективы развития образования в современном мире» представлен наибольший объем статей (44 %), в связи с исследованием большого количества проблем, затронутых в современном образовании. В данном разделе можно выделить несколько блоков. Во-первых, это статьи, затрагивающие исторические проблемы, актуальность которых способствует поиску решения в современных условиях (примеры статей: «Общественные инициативы в создании средних учебных заведений во второй половине XIX - начале XX века (на примере Варшавского учебного округа) (Белый С. Н.), «Идея культуры и ее взаимосвязь с образованием в педагогическом наследии Мэтью Арнольда» (Иваненко М. Н.), «Развитие школьного образование в ссср в 50-60-е гг. xx века» (Филатова О. В.) и др.). Во-вторых, в данном разделе представлены статьи, рассматривающие вопросы школьного образования. Примеры статей: «Подходы к индивидуализации обучения школьников в основной школе» (Андрюкова И. В.), «Поликультурное образование старшеклассников в электронной информационно-образовательной среде как задача российского образования» (Гридин С. В.) и др. В-третьих, можно выделить статьи, рассматривающие вопросы подготовки бакалавров и магистрантов в современном вузе (примеры статей: «Формирование ИКТ-компетентности будущих бакалавров экономического образования» (Никитина Ю.А.), «Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции как условие развития полилингвальной и поликультурной личности бакалавра и магистра» (Новоселов М. Н.) и др.). В-четвертых, можно рассмотреть исследование проблем, затрагивающих развитие профессиональной компетентности (примеры статей: «Профессиональная компетентность современного офицера связиста» (Мишина С. Ю.), «Развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях непрерывного образования» (Глубокова Е. Н. и др.). В-пятых, блок тем, затрагивающих проблемы сравнительного образования (примеры статей: «Некоторые современные подходы зарубежной педагогической науки применительно к системе оценивания» (Прянишникова О. Е.), «К вопросу о применении опыта Швеции в процессе модернизации школьного образования в России» (Стуколова Е. А.) и др.). В-шестых, в данном разделе представлены темы, охватывающие глобальные проблемы в системе современного образования. Среди представленных статей можно отметить следующие: «Развитие отечественной аспирантуры в системе непрерывного образования» (Писарева С. А.), «Проблема определения стратегических ориентиров развития российского образования» (Федорова Н. М.).
Во втором разделе «Социализация субъектов образования в информационном обществе» (29 % статей) можно выделить следующие подразделы. Во-первых, связанные с информационной поддержкой системы образования (примеры статей: «Информационная поддержка научно-исследовательской деятельности студентов» (Квелидзе-Кузнецова Н. Н.), «Информационно-образовательная среда как основа формирования полифункционального педагога» (Тухватуллин Р. И.) и др.). Во-вторых, - с исследованием проблемы социализации обучающихся (примеры статей: «Развитие познавательной самостоятельности школьников как фактор их социализации» (Каменский А. А.), «Добровольческая деятельность как средство социализации детей» (Лексина Г. Н.), и др.). В-третьих, можно выделить блок, связанный с исследованием проблемы социализации в системе дополнительного образования (примеры статей: «Новые формы дополнительного образования как потенциальный ресурс для развития познавательной мотивации современного школьника» (Болотова В. Г.), «Технологии организации досуговой деятельности подростков с девиантным поведением в современном мире» (Кредзинская Е. А.) и др.). В-четвертых, выделяется блок, рассматривающий вопросы профессиональной ориентации школьников: (примеры статей: «Пути развития профессиональной ориентации в школе» (Теплякова А. С.), «Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как условие становления профессионализма» (Шилина А. В.) и др.).
Третий раздел «Развитие педагогического образования в мире» затрагивал исследование вопросов, связанных с подготовкой будущих педагогов к профессиональной деятельности, с исследованием современных образовательных технологий, с проблемой развития компетенций и др. Среди блоков данного раздела можно выделить следующие. Во-первых, вопросы, затрагивающие исследование общих проблем педагогического образования. Примеры статей: «Подготовка будущих учителей в условиях инновационного развития системы образования» (Медведева М. С.), «Профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка в логике компетентностно-ориентированной образовательной парадигмы» (Новоселов М. Н.) и др.). Во-вторых, исследование проблем развития компетенций в образовательном процессе (примеры статей: «Исследование уровня сформированности проектировочной компетентности будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений» (Малгина А. А.), «Современные условия развития коммуникационной компетенции специалиста образования в сетевой среде взаимодействий в процессе профессиональной подготовки» (Шарова Н. Н.), и др.). В-третьих, можно выделить блок проблем, затрагивающий исследование проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Примеры статей: «Формирование готовности к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся как составляющая подготовки учителя нового поколения» (Улановская К. А.), «Индивидуальный образовательный маршрут студента в системе непрерывного образования» (Марсова С. Е.) и др.). В-четвертых, выделим блок, рассматривающий вопросы учебно-методического обеспечения подготовки будущих педагогов. Примеры статей: «Методика конструирования интерактивных учебных пособий по курсу «Естествознание» на основе когнитивной графики» (Ибрагимова М. В.), «Основные характеристики учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки магистрантов» (Тихомирова С. С.) и др.
Среди участников интернет-конференции были аспиранты (73 %), кандидаты (12 %) и доктора наук (4 %), окончившие аспирантуру (8 %), преподаватели, не имеющие ученую степень (2 %). Желание принять участие в конференции у преподавателей связано с тем, что многие работают с аспирантами и оказаться участниками единого профессионального сообщества очень значимо, а также связано с тем, что обучение написанию статей может подтверждаться собственной работой преподавателей.
Среди аспирантов были участники разных курсов: 1 курс (28 %), 2 курс (37 %), 3 курс (32 %) и 4-й курс (4 %).
Большинство участников представляют второй и третий курсы обучения, что объясняется четким осознанием проблемы исследования и подготовленностью аспирантов к написанию исследовательских статей. Однако радует факт участия значительного количества аспирантов-первокурсников (28 %), которые во многом делают свою первую пробу пера и принимают участие во Всероссийской интернет-конференции.
Среди участников были представлены многие вузы нашей страны: ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», ФГБОУ ВПО «Южный Федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина», ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», ФГКВОУ ВПО Михайловская военная артиллерийская академия, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», ВОУ ВПО Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», ГОУ ВПО «Пермский государственный социально-педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия», ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», ГБОУ СПО «Уфимский государственный колледж технологии и дизайна», ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия».
Таким образом, главным научным результатом данной статьи является характеристика возможной технологии проведения интернет-конференции, ориентированной на группу участников - молодых ученых, и реализующей четыре целевые установки: публикация, обучение, организация научной коммуникации и создание постоянно функционирующего научного сообщества.
Рецензенты:
Писарева С.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, заведующий кафедрой педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Министерство образования и науки, г. Санкт-Петербург.
Ахаян А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Министерство образования и науки, г. Санкт-Петербург.