Екатеринбург является одним из крупнейших логистических центров России [1]. Наличие большого числа предприятий обусловливает необходимость непрерывного совершенствования транспортной системы. Большую часть перевозок пассажиров в Екатеринбурге осуществляет Муниципальное объединение автобусных предприятий (МОАП) г. Екатеринбурга. Хотя кроме этого предприятия существует несколько частных перевозчиков с общим объемом перевозок около 30 %.
В настоящее время в Муниципальное объединение автобусных предприятий г. Екатеринбурга входит 3 автобусных предприятия: АП-2, АП-3 и АП-6 (в 2010 г. в МОАП входило еще АП-4). Количество маршрутов, обслуживаемых МОАП, - 46 городских (в том числе коммерческих - 14) и 12 пригородных.
Сеть автобусных маршрутов покрывает весь город, не дублируя трамвайные и троллейбусные маршруты. Существуют:
- сквозные через центр города маршруты (1, 2, 14, 15, 21, 23, 25, 27, 28, 48, 50 А, 50 М, 57, 61, 64);
 - маршруты «до центра» (6, 13, 19, 32, 33, 33 А, 41, 46);
 - между нецентральными районами (12, 18, 20, 36, 37, 38, 42, 43, 60, 73, 76);
 - маршруты, связывающие город и его отдаленные районы (4, 5, 10, 17, 22, 31, 45, 56, 56 Б, 59, 69, 105, 110, 110М, 185, 195);
 - маршруты, курсирующие на окраинах (29, 163);
 - пригородные маршруты, обслуживаемые ЕМУП МОАП: 138, 142, 147, 152, 159.
 
Несмотря на большую работу, проводимую по безопасности дорожного движения в МОАП, на маршрутах движения автобусов все еще происходит большое число ДТП. Аварийность в любом предприятии зависит от многих факторов: водительского состава, парка транспортных средств, режимов труда и отдыха водителей, интенсивности дорожного движения, маршрутов движения и др. По безопасности дорожного движения выполнен ряд серьезных работ [2, 3, 4]. Основой многих работ является анализ статистического материала.
Анализ водительского состава показал, что в настоящее время в МОАП работают 726 водителей. Анализ водительского состава предприятия представлен в табл. 1-3.
Таблица 1. Распределение количества водителей в МОАП
| 
			 Предприятие  | 
			
			 АП-2  | 
			
			 АП-3  | 
			
			 АП-6  | 
		
| 
			 Количество водителей  | 
			
			 248  | 
			
			 267  | 
			
			 211  | 
		
Таблица 2. Распределение водительского состава по стажу работы в МОАП
| 
			 Стаж работы  | 
			
			 
 до 5 лет  | 
			
			 
 до 10 лет  | 
			
			 
 до 15 лет  | 
			
			 
 до 20 лет  | 
			
			 
 до 25 лет  | 
			
			 
 до 40 лет  | 
		
| 
			 АП-2  | 
			
			 127  | 
			
			 22  | 
			
			 23  | 
			
			 22  | 
			
			 21  | 
			
			 31  | 
		
| 
			 АП-3  | 
			
			 162  | 
			
			 25  | 
			
			 21  | 
			
			 21  | 
			
			 9  | 
			
			 29  | 
		
| 
			 АП-6  | 
			
			 148  | 
			
			 28  | 
			
			 13  | 
			
			 7  | 
			
			 3  | 
			
			 12  | 
		
Таблица 3. Распределение водительского состава по общему стажу работы
| 
			 Общий стаж работы  | 
			
			 до 5 лет  | 
			
			 до 10 лет  | 
			
			 до 15 лет  | 
			
			 до 20 лет  | 
			
			 до 25 лет  | 
			
			 
 до 40 лет  | 
		
| 
			 АП-2  | 
			
			 48  | 
			
			 22  | 
			
			 24  | 
			
			 24  | 
			
			 29  | 
			
			 84  | 
		
| 
			 АП-3  | 
			
			 83  | 
			
			 16  | 
			
			 11  | 
			
			 22  | 
			
			 25  | 
			
			 97  | 
		
| 
			 АП-6  | 
			
			 96  | 
			
			 9  | 
			
			 13  | 
			
			 22  | 
			
			 14  | 
			
			 50  | 
		
Автобусный парк МОАП состоит из 516 транспортных средств. Анализ парка транспортных средств представлен в табл. 4-6.
Таблица 4. Распределение количества транспортных средств по предприятиям
| 
			 АП  | 
			
			 Количество ТС  | 
		
| 
			 АП-2  | 
			
			 171  | 
		
| 
			 АП-3  | 
			
			 175  | 
		
| 
			 АП-6  | 
			
			 170  | 
		
Таблица 5. Распределение автотранспортных средств по годам выпуска
| 
			 
  | 
			
			 АП-2  | 
			
			 АП-3  | 
			
			 АП-6  | 
		
| 
			 1987  | 
			
			 0  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 1988  | 
			
			 0  | 
			
			 4  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 1989  | 
			
			 1  | 
			
			 4  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 1990  | 
			
			 0  | 
			
			 2  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 1991  | 
			
			 0  | 
			
			 1  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 1993  | 
			
			 1  | 
			
			 2  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 1994  | 
			
			 8  | 
			
			 11  | 
			
			 8  | 
		
| 
			 1995  | 
			
			 0  | 
			
			 1  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 1997  | 
			
			 19  | 
			
			 69  | 
			
			 77  | 
		
| 
			 1998  | 
			
			 7  | 
			
			 0  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 1999  | 
			
			 5  | 
			
			 0  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 2005  | 
			
			 33  | 
			
			 8  | 
			
			 9  | 
		
| 
			 2007  | 
			
			 11  | 
			
			 16  | 
			
			 23  | 
		
| 
			 2008  | 
			
			 57  | 
			
			 17  | 
			
			 15  | 
		
| 
			 2009  | 
			
			 21  | 
			
			 25  | 
			
			 26  | 
		
| 
			 2010  | 
			
			 8  | 
			
			 14  | 
			
			 2  | 
		
Таблица 6. Распределение автопарка по маркам
| 
			 
  | 
			
			 АП-2  | 
			
			 АП-3  | 
			
			 АП-6  | 
		
| 
			 НЕФАЗ-5299  | 
			
			 97  | 
			
			 76  | 
			
			 66  | 
		
| 
			 АКА-5225  | 
			
			 12  | 
			
			 0  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Вольво-В1  | 
			
			 8  | 
			
			 0  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Икарус-280  | 
			
			 1  | 
			
			 26  | 
			
			 18  | 
		
| 
			 Икарус-283  | 
			
			 19  | 
			
			 69  | 
			
			 77  | 
		
| 
			 ЛиАЗ-5256  | 
			
			 34  | 
			
			 8  | 
			
			 9  | 
		
Приведем сведения по аварийности, полученные в результате анализа статистических данных по МОАП (табл. 7-9). Известно, что ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [5].
Таблица 7. Распределение числа дорожно-транспортных происшествий по вине водителей МОАП
| 
			 Вина участников ДТП  | 
			
			 Количество ДТП  | 
		
| 
			 По вине водителей МОАП  | 
			
			 176  | 
		
| 
			 По вине других водителей  | 
			
			 246  | 
		
| 
			 Обоюдная вина  | 
			
			 15  | 
		
| 
			 Вина не установлена  | 
			
			 2  | 
		
Таблица 8. Распределение числа ДТП по видам в МОАП
| 
			 Вид ДТП  | 
			
			 Кол-во  | 
		
| 
			 Столкновение  | 
			
			 258  | 
		
| 
			 Наезд на стоящее транспортное средство  | 
			
			 162  | 
		
| 
			 Наезд на пешехода  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 Падение пассажира  | 
			
			 14  | 
		
| 
			 Прочее  | 
			
			 3  | 
		
Таблица 9. Распределение общего количества ДТП в МОАП
| 
			 Предприятие  | 
			
			 Количество ДТП  | 
		
| 
			 АП-2  | 
			
			 72  | 
		
| 
			 АП-3  | 
			
			 108  | 
		
| 
			 АП-4  | 
			
			 122  | 
		
| 
			 АП-6  | 
			
			 138  | 
		
Рассмотрев состояние аварийности на маршрутах движения МОАП, можно сказать, что большинство ДТП - это столкновения, наезды на стоящие транспортные средства.
На основе анализа аварийности можно сделать следующие выводы:
- На маршрутах движения МОАП существует высокий риск возникновения ДТП: на 726 водителей приходится 440 ДТП (на 2011 г.).
 - Статистический материал, представленный в работе, может быть основанием для разработки мероприятий по снижению аварийности на пассажирском транспорте.
 - Неурегулированность рынка транспортных услуг г. Екатеринбурга, наличие нескольких конкурирующих между собой перевозчиков способствует возникновению конфликтных ситуаций между перевозчиками на маршрутах движения автотранспортных средств, что влияет на аварийность.
 
Рецензенты:
- Баженов Евгений Евгеньевич, доктор технических наук, профессор, директор института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
 - Афанасьев Анатолий Ильич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации и безопасности движения ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург.
 
Библиографическая ссылка
Алексеева О.В., Сидоров Б.А., Чернышев О.Н. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6981 (дата обращения: 04.11.2025).



