Проблемы методологии анализа антикризисного управления и использования бюджетных средств на предприятиях агропромышленного комплекса показаны в работах Н.Г. Барышникова, Д.Ю. Самыгина, Ю.С. Зарьковой. На основе их исследований коллегия Министерства сельского хозяйства РФ в 2009 г. одобрила методику оценки эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых предприятиям АПК в виде субсидий. В основу методики положены девять критериев эффективности. Наиболее значимыми в условиях обеспечения продовольственной безопасности страны и повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей являются:
- прирост производства продукции сельского хозяйства в целом и по отраслям в стоимостном выражении на 1 руб. субсидий;
- объем субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий;
- уровень рентабельности проданной сельскохозяйственной продукции в целом и по отраслям в разрезе показателей без учета и с учетом субсидий;
- прирост товарной продукции сельского хозяйства, полученный за счет государственной поддержки.
Проведем анализ эффективности антикризисного управления сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл по указанным показателям [2]. Для этого сведём и сгруппируем отдельные показателей деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл (табл. 1).
Таблица 1 - Сводка и группировка отдельных показателей деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл, тыс. руб.
№ |
Наименование показателя |
Источник |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
1 |
Продукция сельского хозяйства |
Маристат |
6 486 800 |
7651 800 |
7 747 900 |
1.1 |
растениеводство |
Маристат |
1 305 900 |
1 895 100 |
172900 |
1.2 |
животноводство |
Маристат |
5 1 80 900 |
5 756 700 |
6018900 |
2 |
Реализованная продукция |
ф. 2 стр. 010 |
4318495 |
5 063 552 |
5 773 759 |
2.1 |
растениеводство |
ф. 9-АПК стр. 990 |
586 400 |
728 789 |
756 667 |
2.2 |
животноводство |
ф. 13-АПК стр. 750 |
3397201 |
4053 109 |
4675811 |
3 |
Себестоимость реализованной продукции |
ф. 2 стр. 020 |
3 732 366 |
4 558 862 |
5 135504 |
3.1 |
растениеводство |
ф. 9-АПК стр. 990 |
481 310 |
593 484 |
664 669 |
3.2 |
животноводство |
ф. 13-АПК стр. 750 |
3080513 |
3 855 266 |
4219720 |
4 |
Прибыль от продаж |
ф. 2 стр. 050 |
430 577 |
337 075 |
517786 |
5 |
Прибыль до налогообложения |
ф. 2. стр. 140 |
396516 |
340 545 |
372 630 |
6 |
Чистая прибыль |
ф. 2стр. 190 |
386406 |
326 445 |
363 109 |
7 |
Уплачено налогов и сборов - всего |
ф.б-АПК стр. 440 |
343 268 |
388 606 |
428 766 |
8 |
Государственная помощь |
ф. 5стр. 910 |
237 540 |
500398 |
536410 |
|
в т.ч. из: федерального бюджета |
ф. 5стр. 911 |
103 576 |
327081 |
366 290 |
|
республиканского бюджета |
ф. 5стр. 912 |
133 790 |
167319 |
170 120 |
8.1 |
Субсидии на растениеводство |
ф. 10-АПК стр. 010 |
16189 |
15621 |
9793 |
8.2 |
Субсидии на животноводство |
ф. 10-АПК стр. 100 |
38755 |
174 124 |
59576 |
8.3 |
Субсидии на уплату процентов по кредитам и займам на срок от 2 до 10 лет |
ф. 10-АПК стр. 200 |
45336 |
170359 |
337 649 |
8.4 |
Субсидии на уплату процентов по кредитам и займам на срок до 1 г. |
ф. 10-АПК стр. 210(220) |
53 118 |
23296 |
54687 |
8.5 |
Субсидии на приобретение средств химизация (2008-2009 гг., рапс) |
ф. 10-АПК стр. 240 |
13779 |
971 |
628 |
8.6 |
Субсидии на топливо |
ф. 10-АПК стр. 250 |
65819 |
73 151 |
24845 |
8.7 |
ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель с.-х. назначения как национального достояния России...» |
ф. 10-АПК стр. 300 |
900 |
33932 |
44825 |
8.8 |
Прочие субсидии |
ф. 10-АПК стр. 600 |
3644 |
8944 |
4407 |
9 |
Итого по видам государственной помощи |
ф. 10-АПК стр. 700 |
237 540 |
500 398 |
536410 |
10 |
Число сельскохозяйственных организаций (в выборке) |
ф. 6-АПК стр. 080 |
187 |
171 |
159 |
11 |
Среднесписочная численность, чел. |
ф. 5-АПК стр. 010 |
16576 |
14573 |
12322 |
12 |
Счисленная заработная плата |
ф 5-АПК стр.010 |
969 735 |
1 189494 |
1 233 978 |
13 |
Общая земельная площадь с.-х. организаций, га |
ф. 9-АПК стр. 550 |
508511 |
452014 |
428 729 |
13.1 |
в т.ч. используемая |
ф. 9-АПК стр. 550 |
417727 |
344 198 |
343 644 |
13.2 |
Площадь сельхозугодий, га |
ф. 9-АПК стр. 560 |
446 995 |
417232 |
403 196 |
13.3 |
в т.ч. используемая |
ф. 9-АПК стр. 560 |
392731 |
331 629 |
333 853 |
13.4 |
Плошадь пашни, га |
ф. 9-АПК стр. 570 |
370 245 |
341 485 |
335 348 |
13.5 |
в т.ч. используемая |
ф. 9-АПК стр. 570 |
347 572 |
287 877 |
292 524 |
Затем рассчитаем показатели эффективности использования средств государственной поддержки предприятий АПК Республики Марий Эл (табл. 2).
Таблица 2 - Расчет показателей эффективности использования средств государственной поддержки сельскохозяйственными организациями Республики Марий Эл
№ п/п |
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
1 |
Производство продукции сельского хозяйства, млн руб. |
6486,8 |
7651,8 |
7747,9 |
2 |
Государственная поддержка, млн руб. |
237,5 |
500,4 |
536,4 |
3 |
Сельскохозяйственные угодья, тыс. га. |
392,7 |
331,6 |
333,9 |
4 |
Производство продукции сельского хозяйства на 1 га сельхозугодий, тыс. руб. |
16,52 |
23,07 |
23,21 |
5 |
Государственная поддержка на 1 га сельхозугодий, тыс. руб. |
0,60 |
1,51 |
1,61 |
6 |
Соотношение государственной поддержки и производства продукции, руб./руб. |
0,04 |
0,07 |
0,07 |
7 |
Прирост валовой продукции, млн руб. |
1161,2 |
1165 |
96,1 |
8 |
Прирост валовой продукции на 1 руб. субсидий, руб. |
4,89 |
2,33 |
0,18 |
9 |
Уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций, включая субсидии из бюджетов |
10,9 |
7,3 |
7,3 |
10 |
Уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций без субсидий из бюджетов |
4,6 |
-3,4 |
-3,2 |
11 |
Прирост государственной поддержки, млн руб. |
67,5 |
262,9 |
36,0 |
12 |
Прирост валовой продукции на 1 руб. прироста субсидий, руб./руб. |
17,19 |
4,43 |
2,67 |
13 |
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию, за год |
1,28 |
1,01 |
1,02 |
14 |
Индекс цен производителей на промышленную продукцию, за год |
1,12 |
1,15 |
0,98 |
15 |
Индекс цен производителей на строительную продукцию, за год |
1,22 |
1Д1 |
0,95 |
16 |
Индекс цен производителей на тарифы на грузовые перевозки, за год |
1,07 |
1,28 |
0,85 |
17 |
Средний индекс производителей на промышленную, строительную продукции и тарифы на грузовые перевозки, за год |
1,14 |
1,18 |
0,92 |
Принимаемые меры по поддержке предприятий АПК способствовали увеличению объемов производства продукции на 1 га сельскохозяйственных угодий. По сравнению с 2007 г., производство продукции сельского хозяйства на 1 га сельхозугодий в 2009 г. увеличилось в 1,4 раза, при увеличении доли субсидий в объеме произведенной продукции в 1,75 раза. В 2008-2009 гг. господдержка на 1 га сельхозугодий увеличилась незначительно, что привело к замедлению выпуска продукции на 1 га [3].
Следует также учитывать, что за указанный период цены производителей сельскохозяйственной продукции в республике выросли в 1,33 раза, а цены производителей на промышленную, строительную продукцию, тарифы на грузовые перевозки по выросли в 1,26, 1,28 и 1,16 раза соответственно (или в среднем в 1,23 раза по трём указанным отраслям), т.е. реальная выгода сельхозтоваропроизводителей от увеличения цен составила в среднем 10%. Однако такая ситуация сложилась только с 2007 г. До этого рост цен производителей сельхозпродукции значительно отставал от роста цен на промышленные, строительные товары и услуги грузовых перевозок.
Значения показателей господдержки на 1 руб. продукции и на 1 га сельхозугодий по сравнению с другими регионами России крайне малы. К примеру, в Пензенской области в 2008 г. субсидии на 1 руб. составляли 56 коп., а на 1 га - 502,9 тыс. руб.
В Республике Марий Эл прирост продукции предприятий АПК в организациях в 2007 г. составлял 4,89 руб. на 1 руб. государственной поддержки. Однако к 2009 году данный показатель снизился до 0,18 руб. на 1 руб. господдержки, что явилось следствием перераспределения субсидий в пользу 1 возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам [3]. В результате, несмотря на увеличение размера господдержки, её эффективность значительно снизилась.
На наш взгляд, более правильным показателем для оценки эффективности используемых субсидий с точки зрения соотношения экономических величин будет показатель прироста валовой продукции на 1 руб. прироста субсидий.
Использование показателя прироста валовой продукции на 1 руб. прироста субсидий не искажает анализ эффективности бюджетных средств, и позволяет объяснить значительное снижение эффективности Госпрограммы в 2009 г.
Снижение прироста валовой продукции, значительное увеличение используемых кредитных ресурсов привело к тому, что рентабельность деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл без учета субсидий уменьшилась.
В связи с тем, что в 2009 г. средний размер кредита на одно предприятие АПК составил более 32 млн руб., а общий размер инвестиционных кредитов, принятых к субсидированию, составил более 3 млрд руб. при объеме производства 7,7 млрд руб., расходы по обслуживанию заемных средств значительно увеличились. В результате этого рентабельность предприятия АПК республики без учета субсидий за 2007-2009 гг. снизилась с 4,6% до минус 3,2%, а риски деятельности агропромышленных предприятий значительно увеличились.
Рис. 1. Рентабельность агропромышленных предприятий Республики Марий Эл с учетом и без учета субсидий.
Для более объективной оценки эффективности средств бюджетной поддержки целесообразно исходить из совокупной величины, учитывающей следующие результаты деятельности сельскохозяйственных организаций:
- инвестиции в основной капитал за счет собственных средств, чистая прибыль за вычетом средств бюджетной поддержки;
- заработная плата работников, занятых в сельхозпредприятиях;
- налоги, сборы и обязательные платежи.
Абсолютный показатель совокупной эффективности (Эабс) будет рассчитываться по следующей формуле:
Эабс= ПР - БП + ЗП + НСП + И, (1)
где ПР - чистая прибыль, тыс. руб.;
БП - бюджетная поддержка, тыс. руб.;
ЗП - заработная плата, тыс. руб.;
НСП - налоги, сборы и обязательные платежи, тыс. руб.;
И - инвестиции в основной капитал за счет собственных средств, тыс. руб.
Далее рассчитывается относительный показатель совокупной эффективности использования бюджетных средств (Эотн):
(2)
Расчет совокупных показателей эффективности бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл в 2007-2009 гг. представлен в табл. 3. Из расчетов исключен показатель «инвестиций в основной капитал за счет собственных средств», так как он дублирует показатель чистой прибыли.
Таблица 3 - Расчет показателей эффективности бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл (по методике СЗНИЭСХ)
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Чистая прибыль за вычетом бюджетных средств, тыс. руб. |
148 866 |
-173953 |
-173301 |
Заработная плата, тыс. руб. |
969 735 |
1 189494 |
1 233 978 |
Налоги, сборы и обязательные платежи, тыс. руб. |
343 268 |
388 606 |
428 766 |
Абсолютный показатель совокупной эффективности, тыс. руб. |
1 461 869 |
1 404 147 |
1 489 443 |
Бюджетная поддержка, тыс. руб. |
237 540 |
500 398 |
536410 |
Относительный показатель совокупной эффективности использования бюджетных средств, руб./руб. |
6,15 |
2,81 |
2,78 |
Абсолютный показатель совокупной эффективности в 2007-2009 гг. практически не изменялся, несмотря на увеличение начисленной заработной платы и налоговых отчислений. Такая ситуация возникла из-за значительного снижения чистой прибыли без учета субсидий. В результате увеличение размеров господдержки привело к снижению относительного показателя совокупной эффективности использования бюджетных средств, он снизился в 2,2 раза с 6,15 в 2007 г. до 2,78 в 2009 г., что также можно объяснить значительным увеличением расходов организаций на обслуживание кредитов и займов, полученных по Госпрограмме.
Анализ соотношения фактически уплаченных налогов и полученной бюджетной поддержки в сельскохозяйственных организациях Республики Марий Эл приведен на рис. 2.
Рис. 2. Анализ соотношения фактически уплаченных налогов и полученной бюджетной поддержкой в сельскохозяйственных организациях Республики Марий Эл.
Несмотря на то что сельхозорганизации республики находятся в хроническом кризисном состоянии, в 2007 г. они фактически выступали донором других отраслей региона, так как налоговые платежи превышали размеры господдержки [2]. В 2008-2009 гг. ситуация несколько улучшилась, хотя возвратность субсидий составила 80%.
Считаем, что подобный механизм перераспределения средств поддержки обратно в пользу бюджета недопустим и свидетельствует об отсутствии понимания экономических процессов в регионе.
Таким образом, различные подходы к оценке эффективности использования бюджетных средств в предприятиях агропромышленного комплекса Республики Марий Эл свидетельствуют о снижении эффективности господдержки. Основным фактором снижения явилось увеличение расходов организаций на обслуживание кредитов, полученных по Госпрограмме, и высокий уровень возвратного движения бюджетных средств. Фактически большая часть средств государственной поддержки напрямую уходит банковским структурам. А за счет косвенного перераспределения добавочный продукт производства расходуется организациями на налоги, взносы и иные обязательные платежи.
Рецензенты:
- Смирнов Анатолий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и управления в АПК», ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
- Царегородцев Евгений Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической кибернетики, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Емельянов Р.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6926 (дата обращения: 10.05.2025).