Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

КОНЦЕПЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АССИСТЕНТУРЕ-СТАЖИРОВКЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.09.03. ИСКУССТВО ДИЗАЙНА В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Векслер А.К. 1 Степанова Д.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Степанова Д.Г. - работа с данными, анализ данных, визуализация результатов, написание черновика рукописи
Векслер А.К. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, привлечение финансирования, проведение исследования, методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, научное руководство, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В статье представляется концепция организации содержания профессиональной подготовки ассистентов-стажеров в Герценовском университете, как уникальный образовательный ресурс подготовки дизайнера в условиях постнеклассической дидактики, в области художественно-творческой и педагогической деятельности. Целью исследования является обоснование концепции и содержания профессиональной подготовки кадров ассистентов-стажеров в педагогическом вузе. Предварительно рассмотрены исследовательские материалы в области дизайн-образования, методами исследования определены сравнительно-аналитический и классификационный. Новизной исследования является определение необходимости применения совокупно интегрированного подхода при освоении модульно спроектированного содержания профессиональной подготовки ассистента-стажера в области дизайна. В статье проводится анализ соотношения объема зачетных единиц «педагогических» и «художественных» дисциплин, осваиваемых в ведущих вузах Санкт-Петербурга в рамках программ бакалавриата и магистратуры в области дизайна и художественного образования, определяется противоречие в формировании бесшовного маршрута подготовки педагога-дизайнера для высшей школы. В заключение делаются выводы: о соответствии представленной концепции содержания профессиональной подготовки ассистентов-стажеров в Герценовском университете требованиям современной социокультурной ситуации; выявляется роль концепции в формировании не только универсальных и профессиональных компетенций, но и «гибких качеств» специалиста в области дизайна и художественного образования; определяется уникальность образовательного ресурса в области дизайна, как художественно-творческой и педагогической деятельности в условиях постнеклассической дидактики. Исследование выполнено в рамках гранта «Разработка учебно-методического обеспечения для образовательной программы высшего образования - программа подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна», приказ № 69 – ВГ.
дизайн-образование
педагог-дизайнер
ассистентура-стажировка
совокупно интегрированный подход
подготовка кадров высшей квалификации
высшая школа
концепция содержания профессиональной подготовки
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. № 839 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.09.03 Искусство дизайна (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/news/view/1309 (дата обращения 30.07.2025).
2. Пустозерова О.В. Формирование ценностных ориентаций студентов-дизайнеров в условиях профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2021. 24 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tsennostnykh-orientatsii-studentov-dizainerov-v-usloviyakh-professionalnogo-obr.
3. Колесник Н.Б. К проблеме смыслообразования в профессиональной подготовке студентов будущих средовых дизайнеров // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. № 1 (53). С. 39-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-smysloobrazovaniya-v-professionalnoy-podgotovke-studentov-buduschih-sredovyh-dizaynerov.
4. Меньшикова А.Н. Развитие профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе индивидуально-дифференцированного подхода в профессиональном дизайн-образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29. № 1. С. 122-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-dizaynerov-na-osnove-individualno-differentsirovannogo-podhoda-v-professionalnom.
5. Белякова Т.Е. Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2018. 32 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kultury-proektnoi-deyatelnosti-budushchikh-dizainerov-v-vuze.
6. Коробий Е.Б. Педагогические условия формирования проектной культуры студентов дизайнеров: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2015. 27 с. URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-proektnoi-kultury-studentov-dizainerov.
7. Гадзина Е.В. Повышение эффективности подготовки будущих дизайнеров к художественно-проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ялта, 2020. 22 с. URL: https://www.dissercat.com/content/povyshenie-effektivnosti-podgotovki-budushchikh-dizainerov-k-khudozhestvenno-proektnoi-deyat.
8. Амчиславская Е.Ю. Формирование «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «дизайн»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2023. 25 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-gibkikh-navykov-u-studentov-bakalavriata-napravleniya-dizain.
9. Ковешников П.А. Формирование художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2016. 23 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-khudozhestvenno-proektnoi-kompetentsii-budushchikh-bakalavrov-dizaina.
10. Гайнеев Э.Р. Условия развития креативного потенциала при обучении студентов-дизайнеров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1(49). С. 127-135. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-kreativnogo-potentsiala-pri-obuchenii-studentov-dizaynerov.
11. Салтыкова Г.М. Дизайн-мышление как метод решения проектных задач в обучении студентов художественных вузов // Преподаватель ХХI век. 2023. № 3-1. С. 223-231. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-myshlenie-kak-metod-resheniya-proektnyh-zadach-v-obuchenii-studentov-hudozhestvennyh-vuzov.
12. Денисенко В.И., Чечулина С.А. Интенсивное интегративное обучение основам цветоведения колористики студентов художественно-педагогических профилей подготовки // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 4 (142). С. 1-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intensivnoe-integrativnoe-obuchenie-osnovam-tsvetovedeniya-koloristiki-studentov-hudozhestvenno-pedagogicheskih-profiley-podgotovki.
13. Некрасова-Каратеева О.Л., Степанова Д.Г. Специфика преподавания дисциплины «История декоративного искусства и дизайна в контексте истории философии и культуры» в ассистентуре-стажировке (специальность «графический дизайн») // Искусство и дизайн: история и практика: материалы X Всеросс. научно-практ. конф. (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 22 мая 2025 г.). СПб., 2025. С. 109-118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82666188.
14. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессионального развития: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2025. 234 с. ISBN: 978-5-534-14387-4.
15. Макарова Н.С. Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2025. 172 с. ISBN: 978-5-534-10420-2.

Введение

В современных социокультурных условиях в России, как и во всем мире, произошли значительные изменения во всех областях научной, образовательной, производственной и творческой деятельности человека, включая область визуально-пространственных искусств и область художественного образования.

В начале XXI века, в связи с развитием промышленных технологий и цифровой среды, творческая художественная деятельность получила новый вектор развития, обретя особые эстетические качества и формы существования. Дизайн за сто лет своего развития, как инновационный вид искусства, стал незаменимым видом творческой деятельности, в рамках которой решаются вопросы интеграционного характера: функционально-эстетического, проектно-технологического, эргономического и даже – производственного. В нормативных документах (ФГОС ВО) дизайн, как вид художественно-творческой деятельности и в соответствии с качественными характеристиками, делится «по областям» (графический, ландшафтный, интерьерный и пр.). В современной социокультурной ситуации дизайн становится не только инструментом и средством для решения функциональных и художественных задач, но и особым видом когнитивной деятельности – дизайн-мышлением. Важно отметить, что развитие любого вида деятельности требует определенной научно-исследовательской базы и является основанием для развития соответствующего образовательного контента.

Цель исследования

Целью исследования является обоснование концепции и содержания профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке педагогического вуза по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» (графический дизайн) в РГПУ им. А.И. Герцена.

В качестве исследовательских задач необходимо: выявить особенности дизайн-образования в художественном и педагогическом вузах на примере вузов Санкт-Петербурга; сравнить содержание профессиональной подготовки специалистов (соотношение объема зачетных единиц «педагогических» и «художественных» дисциплин) в области дизайна (художественно-проектной и педагогической деятельности) на разных уровнях обучения (бакалавриат, магистратура); проанализировать материалы исследований в области дизайна и дизайн-образования для разработки актуальной концепции содержания профессиональной подготовки кадров высшей категории.

Материалы и методы исследования

Предварительные исследования, проведенные авторами статьи в области дизайн-образования, выявили наличие противоречия между имеющимися траекториями обучения в вузах разной направленности (художественной и педагогической) и необходимостью формирования единого корпуса профессиональных компетенций, художественно-творческих и педагогических, отражающих сущность и соответствующих интеграционному характеру профессиональной деятельности педагога–дизайнера высшей школы. Методы исследования: сравнительно-аналитический; классификационный.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная подготовка в высшей школе в области дизайна по различным направлениям ведется на нескольких уровнях образования: бакалавриат (первый уровень высшего образования, обеспечивающий получение базовых знаний), магистратура (второй уровень высшего образования, предполагающий погружение в специальность и формирование компетенций в области научно-исследовательской или педагогической деятельности). Отметим, что успешность профессиональной подготовки зависит от многих факторов, наиболее значимыми среди них являются: качество и преемственность содержания профессиональной подготовки; актуальность педагогических подходов; эффективность методов и валидность методик обучения. Существует еще один образовательный уровень (послевузовское образование), в рамках освоения которого совершенствуются профессиональные качества в области творческой и педагогической деятельности – это ассистентура-стажировка. Содержание профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» определено нормативными документами – Федеральным государственным стандартом еще в 2015 году [1]. Однако активные изменения отечественной социокультурной ситуации являются основанием для актуализации содержания профессиональной подготовки ассистентов-стажёров, будущих педагогов высшей школы в области дизайна. Важно отметить, что разработка актуальной концепции профессиональной подготовки ассистентов-стажеров, с одной стороны – является рефлексией на требования времени, с другой – опирается на содержание профессиональной подготовки дизайнера и педагога-дизайнера в бакалавриате и магистратуре, по специальностям: 54.03.01 Дизайн (по направлениям); 54.04.01 Дизайн (по направлениям); 44.03.01 Педагогическое образование (в области художественного/технологического образования, по профилю – дизайн); 44.04.01 Педагогическое образование (в области художественного образования, по профилю – дизайн).

Анализ содержания образовательных программ профессиональной подготовки дизайнеров и педагогов-дизайнеров в Санкт-Петербурге выявил наличие дисциплин, освоение которых обязательно для формирования профессиональной компетентности будущего педагога-дизайнера. Однако объем зачетных единиц на художественно-творческие и педагогические дисциплины – различный, в соответствии со спецификой обучения. По специальностям 54.03.01, 54.04.01 – больше «искусства» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина); по специальностям 44.03.01, 44.04.01 – больше «педагогики» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). Данная пропорциональная разница обусловлена программой и образовательным стандартом бакалавриата (рис. 1) и магистратуры (рис. 2), однако для профессиональной деятельности в области дизайн-образования необходимо в равной мере освоить компетенции в области творческой и педагогической деятельности.

Рис. 1. Соотношение объема зачетных единиц «педагогических» и «художественных» дисциплин, осваиваемых в ведущих вузах Санкт-Петербурга в рамках программ бакалавриата в области дизайна и художественного образования

Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.

Рис. 2. Соотношение зачетных единиц «педагогических» и «художественных» дисциплин, осваиваемых в ведущих вузах Санкт-Петербурга в рамках программ магистратуры в области дизайна и художественного образования

Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.

На рисунках 1 и 2 выделены три категории дисциплин («педагогические», «художественные», «сопутствующие»).

На рисунке 1 представлено распределение дисциплин в бакалавриате. Первая категория включает: основы педагогики, педагогику и психологию творческого процесса, современные педагогические технологии, методику обучения и др. В среднем по специальности 54.03.01 на дисциплины данной категории отводится 2-3 зачетные единицы, что составляет очень маленький процент и предполагает только знакомство с ключевыми опорными точками дидактики. Освоение педагогических технологий не предполагается. В качестве исключения можно выделить программу Ленинградского педагогического университета им. А.С. Пушкина. На «педагогические» дисциплины отведено 11 зачетных единиц, подобное распределение обусловлено педагогическим профилем университета. Вторая категория охватывает область искусства и включает традиционные для данной области дисциплины, такие как живопись, рисунок, проектирование, история искусств и прочие. В распределении большего объема зачетных единиц на «художественные» дисциплины очевидна прямая зависимость от профиля учебного заведения: наибольшее количество часов отведено в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, наименьшее - в Институте информационных технологий и технологического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Исходя из этой логики происходит корреляция часов в третьей категории, включающей практики и смежные дисциплины, такие как информационные технологии, презентация авторских проектов, начертательная геометрия и т.д.

Анализ материалов демонстрирует наиболее гармоничное распределение объема зачетных единиц при подготовке педагогов-дизайнеров в институте художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена.

В рисунке 2, отражающем распределение дисциплин в магистратуре, сохраняется логика классификации категорий, аналогично программам бакалавриата; определяется отсутствие необходимого и достаточного объема дисциплин педагогической направленности. Неожиданным представляется полное отсутствие «педагогических» дисциплин в программе Ленинградского педагогического университета им. А.С. Пушкина.

Постдипломная подготовка педагогов-дизайнеров для высшей школы реализуется в ассистентуре–стажировке, где могут обучаться специалисты или магистры, имеющие высшее образование в области «Искусство» по направлению «Дизайн». Целью обучения является повышение уровня творческих и педагогических компетенций. Но, как показал анализ образовательных программ (рис. 1, 2), педагогические компетенции выпускников художественно-творческих вузов скорее требуют не повышения, а – формирования. Специалисты (магистры), имеющие высшее образование по направлению «Педагогика», не могут продолжить обучение в ассистентуре-стажировке, однако для ведения педагогической деятельности в вузе им также важно повышение уровня профессиональных компетенций в области художественно-творческой деятельности. В этом и заключается противоречие в системе подготовки кадров для высшей школы. Возможно, с течением времени и в соответствии с требованиями социокультурной ситуации будет разработан новый Федеральный государственный стандарт подготовки педагогов в области «Искусство» (дизайн по направлениям), в котором будут разрешены выявленные противоречия.

В контексте данной статьи определяется необходимость формирования актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-дизайнеров в рамках ФГОС ассистентуры-стажировки по направлению «54.09.03. Искусство дизайна». Полагаем, что для разработки актуальной концепции содержания профессиональной подготовки кадров высшей категории и определения валидных педагогических подходов в качестве дидактических и методологических оснований необходимо использовать результаты современной исследовательской деятельности в области дизайн-образования. Анализ исследовательских материалов выявил значительный объем работ, выполненный представителями научного и педагогического сообщества по направлениям: «5.10.3. Виды искусства (техническая эстетика и дизайн)» и «5.8.7. Методология и технология профессионального образования». Основное внимание авторов статьи было уделено диссертациям, как наиболее комплексным и завершенным типам исследований.

Рассмотренные исследовательские материалы условно можно разделить на несколько областей:

- формирование личностно-профессиональных качеств будущего дизайнера, реализуемое в условиях определенных педагогических подходов или в результате синергии нескольких наиболее актуальных подходов (О.В. Пустозерова [2], Н.Б. Колесник [3], А.Н. Меньшикова [4]);

- подготовка будущих дизайнеров к художественно-творческой и проектной деятельности в контексте организации содержания профессиональной подготовки (Т.Е. Белякова [5], Е.Б.Коробий [6], Е.В.Гадзина [7]);

- педагогические условия подготовки дизайнеров и их взаимосвязь с выбранными методами и способами обучения (Е.Ю.Амчиславская [8], П.А.Ковешников [9], Э.Р. Гайнеев [10]);

- особенности подготовки педагогов-дизайнеров в условиях интегративного подхода, объединяющего художественно-творческий и методический компоненты (Г.М. Салтыкова [11], В.И. Денисенко, С.А. Чечулина [12]).

Является очевидной необходимость рассмотрения вопросов подготовки педагога-дизайнера в условиях совокупно интегрированного подхода к формированию: компетенций в области художественно-творческой и проектной деятельности; профессионально-личностных качеств; «гибких навыков» (англ. soft skills), как знаний и умений в области взаимодействия между людьми. Под совокупно интегрированным подходом подразумевается синтез основных педагогических подходов:

- системно-деятельностного (организация процесса обучения, приоритетом которой является активная самостоятельная познавательная деятельность обучающегося; основа подхода – переход от информационного репродуктивного знания к знанию действия);

- личностно ориентированного (концентрация внимания педагога на отдельном обучающемся, как целостной личности, с особой гражданской позицией, эстетическими и творческими способностями);

- аксиологического (устанавливающего, в контексте гуманистической педагогики, взаимосвязи между личностью обучающегося и общественными ценностями, социокультурными факторами);

- антропологического (как выполняющего гносеологическую, прогностическую и нормативно-праксиологическую функцию в педагогическом знании);

- культурологического (ориентированного на культурные ценности, опыт человечества и обучающегося как субъекта культуры).

В настоящее время основным подходом, определяющим условия освоения содержания профессиональной подготовки, в соответствии с ФГОС ВО, является – компетентностный, так как уровневая система подготовки (бакалавриат, магистратура, ассистентура/аспирантура) основана на принципе освоения определенного корпуса компетенций, соответствующих каждому уровню. Содержание профессиональной подготовки в ассистентуре-стажировке (в области дизайн-образования) в настоящее время испытывает наибольшие трудности с определением валидных педагогических подходов. В рамках данного исследования предлагается рассмотреть концепцию организации содержания профессиональной подготовки ассистентов-стажеров, включая особенности применения педагогических подходов, в Герценовском университете.

В 2024 году в РГПУ им. А.И. Герцена была открыта программа профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна». В условиях, определенных ФГОС (кредиты, компетенции и пр.), и в модульной системе учебного плана было разработано содержание и обозначены все дисциплины (базовой и вариативной части), практики и ГИА.

Концептуальным решением в проектировании программы является разделение всего содержания профессиональной подготовки на крупные блоки: четыре дисциплины базовой части, в рамках которых осваиваются универсальные и профессиональные компетенции; четыре дисциплины вариативной части, освоение которых формирует профессиональные компетенции; две практики, формирующие универсальные и профессиональные компетенции; ГИА, в рамках которого проверяются результаты обучения.

Первая дисциплина, входящая в базовую часть – «История декоративного искусства и дизайна в контексте истории философии и культуры» (11 зачетных единиц). В рамках дисциплины обучающийся систематизирует и аккумулирует знания по истории и теории философии, искусствоведению и культурологии, полученные на предыдущих уровнях образования (освоение содержания дисциплины обучающимися опирается на принципы культурологического подхода). Несмотря на сохраняющуюся традиционную систему хронологии материала от Древнего мира к Новейшей истории, целью дисциплины является не изучение фактологического материала, а развитие аналитических способностей и потенциала к самостоятельной научной работе в рамках системно-деятельностного подхода. Помимо теоретического материала, курс включает практические задания, разработанные в рамках культурологического и аксиологического подхода [13].

Следующая дисциплина базового блока - «Современные дизайн-проекты в области культуры и образования» (5 зачетных единиц). Курс посвящен углублённому изучению инструментов, методик и принципов дизайна, широко используемых для решения коммуникационных, просветительских, междисциплинарных задач в современном мире, согласуясь с принципами личностно ориентированного подхода. Курс включает четыре масштабные темы, охватывающие различные социально значимые институции (музеи, библиотеки, образовательные учреждения, выставочные пространства). Задания дисциплины включают как аналитический блок (например, изучение особенностей графического и навигационного оформления, изучение связи дизайн-оформления образовательного учреждения и результатов обучающего процесса), так и непосредственно проектную работу в профессиональном программном обеспечении. В данном случае системно-деятельностный подход позволяет перевести обучающегося от уровня исполнительской работы к более высокому уровню концептуального решения и тактики организации масштабных авторских дизайн-проектов.

Третья дисциплина базовой части учебного плана, «Теория и практика преподавания декоративного искусства и дизайна в высшей школе» (20 зачетных единиц), сочетает работу в рамках системно-деятельностного, личностно ориентированного и аксиологического педагогического подходов. Тематическое планирование построено в логике погружения в тему: от знакомства (или углубления знаний в зависимости от профиля предыдущего образования) с организацией всего процесса художественного и дизайнерского образования в Российской Федерации (знакомство со структурой и содержанием профессиональной подготовки) до организации процесса обучения (знакомство с различными методиками преподавания творческих дисциплин в высшей школе), а также освоения методов проектирования рабочих программ дисциплин. Теоретические знания, полученные ассистентами-стажерами в процессе освоения дисциплины, закрепляются различными практическими заданиями. По итогам выполнения заданий ассистентом-стажером формируется уникальный авторский инструментарий для самостоятельной педагогической работы, состоящий из двух крупных блоков – справочных и дидактических материалов. Таким образом, планомерное выполнение заданий по дисциплине позволяет получить комплексное представление о специфике работы в высшей школе. Дисциплина, содержанием которой является дидактика в области дизайна, предполагает освоение большого блока теоретических материалов, так как в рамках бакалавриата и магистратуры дисциплины этого направления предполагали только общее знакомство с вопросами дидактики.

Дисциплина, завершающая корпус базовой части - «Теория и практика художественно-творческой деятельности дизайнера» (23 зачетные единицы). Ее особенностью является практико-ориентированность на реальные запросы представителей различных организаций образовательной и культурной направленности, а также последующая реализация проектов. Обучающийся в ассистентуре-стажировке получает опыт работы с реальными заказчиками (проектная дизайн-деятельность и методы решения проблемных ситуаций – «гибкие навыки»). В дальнейшем эти знания интегрируются в собственную педагогическую практику. Дисциплина содержит четыре крупные темы: дизайн образовательного контента, дизайн образования в контексте социокультурной среды, графический дизайн как инструмент решения социально значимых задач, арт-фестиваль как дизайн-проект. Таким образом, дисциплина ориентирована на подготовку дизайнера к реализации различных социально значимых проектов, что соответствует гуманистической миссии педагогического университета.

Анализ содержания дисциплин базовой части показал, что корпус дидактических материалов охватывает: фундаментальные основы деятельности преподавателя творческих дисциплин высшей школы; мировоззренческие ориентиры, основанные на достижениях гуманитарной мысли в области философии и культуры; специфику институциональной организации педагогической деятельности в высшей школе; концептуальные основы проектной деятельности дизайнера.

Вариативная часть учебного плана объединяет дисциплины, освоение которых является основанием для формирования у ассистентов-стажеров профессиональных компетенций в различных областях дизайна: графическом или арт-дизайне; дизайне мультимедиа или моушн-дизайне. Таким образом, происходит интеграция знаний, полученных при освоении дисциплин базовой части, в решение конкретных художественно-творческих и педагогических задач. Также работа в различных областях дизайн-проектирования расширяет возможный профессиональный инструментарий ассистента-стажера и дополняет полученные компетенции в области дизайна. Важным отличием от предыдущих уровней образования выступает изменение подхода к работе: от знакомства и освоения программного обеспечения - к авторской синтетической художественно-проектной деятельности.

Поддерживают вектор на комплексное развитие художественно-творческих и педагогических компетенций и две производственные практики: производственная творческая (20 зачетных единиц) и производственная педагогическая (19 зачетных единиц).

Программа производственной практики (творческой) предполагает подготовку ассистента-стажера к различным видам деятельности: проектно-художественной, художественной, научно-исследовательской и просветительской. Освоение содержания практики позволит сформировать: корпус знаний, закономерностей и методов проектной и проектно-художественной деятельности; умения применять современные технологические и инженерно-конструкторские решения; навыки и знания авторских технологий художественного творчества. Одной из целей производственной творческой практики является подготовка к разработке и реализации собственных и совместных со специалистами других областей искусства презентационных, выставочных и просветительских проектов, популяризирующих искусство и дизайн в широких слоях общества. При выполнении творческих заданий возможен индивидуальный маршрут, работа для «конкретного заказчика» ­– образовательного учреждения, что особенно актуально сегодня.

Программа производственной практики (педагогической) предполагает подготовку ассистента-стажера к самостоятельной педагогической деятельности в области дизайна в высших образовательных учреждениях на уровне, соответствующем требованиям ФГОС ВО. Содержание педагогической практики нацелено на развитие способностей: применять методы психолого-педагогических наук; разрабатывать и применять современные образовательные технологии; создавать творческую атмосферу образовательного процесса; формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого; осваивать передовые достижения в области педагогики в образовательной организации высшего образования, связанные с разнообразными методами, эпохами, стилями, жанрами, художественными направлениями.

Таким образом, практики охватывают все типы задач профессиональной деятельности: художественно-творческие, проектные, научно-исследовательские, информационно-технологические, педагогические, просветительские.

Концептуальным в организации содержания профессиональной подготовки является гибкость и вариативность наполнения практик, проходящих в условиях личностно ориентированного подхода [14], в зависимости от направления профессиональных интересов ассистента-стажера, а также уровня его предыдущей подготовки. Выявленные, в ходе освоения дисциплин, лакуны в системе знаний ассистента-стажера восполняются личностно ориентированным содержанием практик. Небольшое количество обучающихся ассистентов-стажеров также позволяет применить «институт наставничества», включающий непосредственную совместную педагогическую и творческую деятельность ассистента-стажера и педагога.

Сформированность профессиональной компетентности (уровень освоения универсальных и профессиональных компетенций) проверяется в рамках Государственной итоговой аттестации, заключающейся в представлении и защите реферата и творческо-исполнительской работы (дизайн-проекта).

Важно отметить, что концепция и содержание профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» в Герценовском университете разработана с учетом принципов постнеклассической дидактики – нацелена на подготовку «не просто компетентностного специалиста… способствует развитию личности, заинтересованной в саморазвитии и способной создавать общественно значимые продукты собственной профессиональной деятельности» [15, с. 68].

Выводы

Представленные материалы позволяют сделать следующие выводы:

- концепция содержания профессиональной подготовки ассистентов-стажеров в Герценовском университете по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» отвечает требованиям современной социокультурной ситуации и содействует формированию не только универсальных и профессиональных компетенций, но и «гибких качеств», необходимых для поддержания уровня конкурентоспособности и быстрого реагирования на возможные изменения и требования образовательной среды;

- сравнительный анализ содержания профессиональной подготовки специалистов в области дизайна (художественно-проектной деятельности и педагогической деятельности) на разных уровнях обучения (бакалавриат, магистратура) выявил противоречие в условиях формирования бесшовной образовательной траектории ассистента-стажера, так как выпускникам художественно-творческих направлений необходимо освоение корпуса педагогических компетенций, а невозможность продолжения обучения выпускников педагогического направления в ассистентуре-стажировке не позволяет повысить уровень художественно-творческих компетенций;

- профессиональная подготовка кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» в условиях педагогического вуза, на основе рассмотренной концепции организации содержания профессиональной подготовки, представляет собой уникальный образовательный ресурс в области дизайна как художественно-творческой и педагогической деятельности в условиях постнеклассической дидактики.


Конфликт интересов
нет

Благодарности
-

Финансирование
Исследование выполнено в рамках гранта «Разработка учебно-методического обеспечения для образовательной программы высшего образования - программа подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности 54.09.03. Искусство дизайна», приказ № 69 – ВГ.

Библиографическая ссылка

Векслер А.К., Степанова Д.Г. КОНЦЕПЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АССИСТЕНТУРЕ-СТАЖИРОВКЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.09.03. ИСКУССТВО ДИЗАЙНА В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34308 (дата обращения: 25.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34308