Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Савкин И.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ
Савкин И.Ю. - разработка концепции, работа с данными, проведение исследования, методология исследования, визуализация результатов
Статья посвящена разработке модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий. Рассмотрена проблема развития готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в области туризма в контексте развивающихся условий образовательной среды. Определены условия развития готовности к профессиональной деятельности. Отмечена роль моделирования в процессе проектирования учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Проанализирована роль тренинговых технологий в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму. В работе представлена научная разработка структурно-содержательной модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий с детальным описанием ее базовых компонентов, а именно: целевого, содержательно-технологического, результативного. В целевом блоке выделены методологические основы, принципы их реализации, цель и задачи модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий. Обозначены основные компоненты содержательно-технологического блока: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный, рефлексивный. На заключительном (результативном) этапе исследования выделены основные критерии оценки эффективности разработанной модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий, а именно: развитая мотивация к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма; сформированные умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма; развитые рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности.
туризм
специалист сферы туризма
моделирование
тренинговые технологии
высшее образование
1. Арсений Р.М. Факторы развития профессиональной подготовки кадров по организации доступной среды в туризме и индустрии гостеприимства // Высшее образование сегодня. 2024. № 2. С. 39-46. DOI: 10.18137/RNU.HET.24.02.P.039.
2. Плотникова В.С. Профессиональное туристическое образование: проблемы и возможности их решения // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 2 (34). С. 151-166. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6934.
3. Жавзандулам Ц. Совершенствование подготовки специалистов в соответствии с потребностями в сфере туризма // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 2. С. 60-66. URL: https://journals.bsu.ru/journals/olo/?issue=355&article=3555&rus (дата обращения: 01.08.2025).
4. Пясецкая И.Ш. О некоторых аспектах профессиональной подготовки будущих кадров индустрии гостеприимства и туризма в эпоху глобального процесса цифровизации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 1 (47). С. 86-93. URL: https://journal.midis.ru/upload/1_2020.9.pdf (дата обращения: 01.08.2025).
5. Карпова Г.А., Кравцова Т.С. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки в индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. 2024. Т. 18. № 2. С. 247-255. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13868 (дата обращения: 01.08.2025).
6. Завражнов В.В., Столярова Е.В. Проблемы профессиональной подготовки студентов направления «Туризм» в контексте развития современных форм туристической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 110-112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalnoy-podgotovki-studentov-napravleniya-turizm-v-kontekste-razvitiya-sovremennyh-form-turistskoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.08.2025).
7. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Психологическая готовность студентов к инновационной профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29890 (дата обращения: 09.10.2025). URL: DOI: 10.17513/spno.29890 .
8. Белецкая И.А. Разработка и внедрение педагогических условий формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов сферы туризма в системе высшего образования // Перспективы науки. 2020. № 1 (124). С. 140-142. EDN: KPGQMX.
9. Иванов В.Д. Практико-ориентированная подготовка бакалавра для индустрии спорта и туризма в вузе // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2024. Т.9. № 2. С. 6-14. DOI: 10.47475/2500-0365-2024-9-2-6-14.
10. Чжан Я. Педагогические условия профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в сфере управления туризмом // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5А. С. 399-405. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2021-5/b38-zhang-yang.pdf (дата обращения: 01.08.2025).
11. Тарасова Н.В., Тимофеев Н.С., Абдуллин А.И. Особенности применения метода социально-психологического тренинга в формировании стрессоустойчивости студентов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. № 13 (3). С. 220-235. DOI: 10.21869/2223-151X-2023-13-3-220-235.
12. Волкова А.М., Степанова А.А., Волк М.И. Роль тренинговых мероприятий как фактор формирования ассертивного поведения у студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 1. С. 1-16. URL: https://mir-nauki.com/PDF/108PSMN124.pdf (дата обращения: 01.08.2025).
13. Кохановская И.А. Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 2 (54). С. 237–240. URL: https://sciff.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sciff_2_54-1.pdf (дата обращения: 01.08.2025).
14. ФГОС 43.03.02 Туризм [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-43-03-02-turizm-516 (дата обращения: 01.08.2025).
15. Пожидаева Е.Ю., Колеватова А.С. Социально-¬психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей // Современное педагогическое образование.2022. № 78. С. 54-59. EDN: HLJQKM.
16. Белецкая И.А. Теоретико-методологические основы формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов сферы туризма в системе высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66 (4). С. 20-24. EDN: DHZAKV.
17. Степанова Л.Н. Тренинг как средство социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Вопросы педагогики. 2020. № 6 (1). С. 308-311. EDN: TWMTUY.
18. Ильмурзина Я.П., Кондаурова О.П. Развитие самоорганизации студентов посредством социально-психологического тренинга // Тенденции развития науки и образования. 2024. №110 (3). С. 112-114. EDN: LCFHPZ.
19. Антыкова Е.В., Мальцева Т.Е. Социально-психологический тренинг как средство интенсификации образовательного процесса // Человек. Наука. Социум. 2022. № 4-2 (12). С. 97-124. EDN: YYYJSD.
20. Тагирова Р.А., Матрашова Р.Р. Социально-психологические тренинги как инструмент формирования толерантного сознания // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 116 (3). С. 99-102. EDN: MHYPVY.

Введение. Ключевые социально-экономические факторы диктуют необходимость подготовки будущих специалистов в области туризма, отличающихся высоким уровнем профессионализма, сформированными компетенциями и, несомненно, стремлением к успешной деятельности. Проблема трудоустройства выпускников вузов остается актуальной [1]. Один из ключевых аспектов концепции подготовки специалистов в сфере туризма – это уровень их готовности к выполнению профессиональных обязанностей [2; 3].

В современный период формирования высшего образования в сфере туризма значительная часть функций, обеспечивающих успешное развитие готовности к профессиональной деятельности, которая основывается на освоении новых навыков, формировании компетенций и дальнейшем преобразовании этих навыков и компетенций в конечный результат в области туристической деятельности и ее продвижения, требует изучения определенных условий [1; 4]. Эти условия должны обеспечить будущему специалисту в сфере туризма возможность полной реализации своего профессионального потенциала в условиях конкуренции на российском и международном туристическом рынке [5].

«Неязыковой вуз» в контексте данного исследования следует трактовать как главный центр, мотивирующий будущих экспертов в сфере туризма к выполнению задач, поскольку такие учебные заведения используют профессионально ориентированный подход. Этот подход направлен на развитие у студентов навыков коммуникации в международном пространстве, охватывающем разнообразные практические и теоретические области, с учётом особенностей мышления студентов данного направления. Ключевые особенности, демонстрирующие данный подход:

1. Деятельность в иноязычном окружении. Для специалистов туризма крайне важно уметь чётко и доходчиво передавать информацию клиентам. Эффективность их работы в сфере предоставления туристических услуг напрямую зависит от точности, корректности и убедительности их сообщений.

2. Формирование коммуникативных навыков. Будущий профессионал в сфере туризма обязан составлять, анализировать и представлять данные, связанные с его предстоящей профессиональной деятельностью.

3. Развитие профессионально‑культурной компетенции. К примеру, осознание культурного кода «гостеприимство» позволяет сотрудникам сервисных подразделений лучше понять ожидания клиентов и обеспечить высокий уровень обслуживания [6].

Наиболее эффективным способом изучения условий развития готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере туризма в неязыковом вузе является моделирование, с помощью которого студенты могут создавать и совершенствовать профессиональные навыки и умения [7; 8]. Метод моделирования обладает широкими возможностями и является многоцелевым для использования в учебных исследованиях, являясь «методом познания». Модель в этом случае представляет собой искусственно созданный объект в форме схемы, структуры или системы. Использование моделирования способствует целостному восприятию данных и успешному решению комплекса задач, направленных на совершенствование планирования учебного процесса, системы познавательной деятельности, оптимизацию поиска учебного материала, а также осуществление диагностики и проектирования образовательного процесса [9; 10].

Развитие готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере туризма в неязыковом вузе может быть достигнуто путем внедрения в учебный процесс тренинговых технологий. Тренинги позволяют студентам, обучающимся в области туризма, применять полученные знания в реальных ситуациях, анализировать конкретные проблемы и самостоятельно находить решения [11]. В процессе тренингов будущие специалисты в сфере туризма развивают коммуникативные и организаторские навыки, формируют свой профессиональный план в будущей сфере деятельности [12; 13].

Таким образом, целью исследования является проектирование модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Цель исследования – разработка и научное обоснование модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Материал и методы исследования. Логика исследования построена на последовательной научной разработке структурно-содержательной модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий. Данная модель проектировалась через разработку, детальное описание ее базовых блоков, а именно: целевого, содержательно-технологического, результативного.

На первом этапе исследования была разработана целевая модель преобразований, нацеленная на формирование готовности будущих специалистов сферы туризма, проходящих обучение в вузе, где иностранный язык не является профилирующим предметом, к профессиональной деятельности. Реализация этой модели подразумевала использование тренинговых технологий. При формировании данного блока были учтены нормативные положения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [14], социальный заказ, а также ключевые потребности будущих специалистов турбизнеса относительно подготовки к профессиональной деятельности. В его структуру вошли методологические основы, принципы их реализации, цель и задачи.

Второй этап работы был сосредоточен на исследовании содержательно-технологического блока, включающего взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный, рефлексивный. Именно на этом этапе детально анализировалось содержание, определялись оптимальные формы, методы и средства для осуществления модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Заключительный этап (результативный этап) исследования был посвящен оценке эффективности предложенной модели. Были определены критерии, позволяющие оценить результативность внедрения модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

Для целостного представления о процессе формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий была разработана модель (табл.).

Модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий

Целевой блок

Подходы

Принципы

Цель

Задачи

Системно-деятельностный подход

системности, деятельности, целостности, творчества

формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий

– сформировать у студентов знания о сфере туризма и её особенностях;

– сформировать у студентов мотивацию к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма;

– развить у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма;

– развить у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности

Личностно ориентированный подход

учёт индивидуальности человека, адаптация образовательного процесса под способности, интересы и потребности студентов

Содержательно-технологический блок

 

Когнитивный компонент

Мотивационно-отношенческий компонент

Творческо-деятельностный компонент

Рефлексивный компонент

Цель

теоретическая подготовка студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности, а также развитие памяти, внимания, мышления

формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитие интереса к ней

практическая отработка приобретенных знаний на тренинговых занятиях

осмысление конкретных проблем в профессиональной сфере специалиста туризма и самостоятельный поиск их решения

Метод

Тренинг (количество занятий: 15)

Примерные упражнения

– дебаты на темы «Массовый туризм - благо или зло для регионов?», «Культурный туризм - способ сохранения и популяризации национальных традиций»

– упражнение «История успеха»;

– упражнение «Мотивационный круг»

– мозговой штурм «Образ профессии»;

– упражнение «Мои качества, помогающие и мешающие овладению профессией»;

– упражнение «Мои профессиональные планы»

– упражнение «Дневник профессиональных достижений»;

– упражнение «Портрет профессионала»

Результативный блок

 

Когнитивный компонент

Мотивационно-отношенческий компонент

Творческо-деятельностный компонент

Рефлексивный компонент

Показатели

− знание основ туристического бизнеса;

− знание основ межкультурной коммуникации в сфере туризма;

− представление об актуальных проблемах межкультурного взаимодействия в туристической сфере

− потребность к межкультурному общению в профессиональной сфере;

− ориентация на профессиональное самосовершенствование как условие конкурентоспособности;

− воля к достижению поставленной цели и её реализация

− умение выявлять актуальные проблемы в профессиональной сфере, оперативно реагировать на них в условиях стресса, проявлять инициативу, креативность, творчество в их решении;

− умение осуществлять целеполагание, планирование, организацию туристической деятельности в профессиональной сфере

− осознание перспектив развития иноязычной коммуникативной компетенции с целью межкультурного взаимодействия в профессиональной сфере;

− наличие способности к самоанализу и самооценке в профессиональной сфере

           

Целевой блок модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий включил в себя методологические основы, принципы их реализации, цель и задачи [15]. Целью данной модели является формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Задачи модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий следующие:

1. Сформировать у студентов знания о сфере туризма и её особенностях.

2. Сформировать у студентов мотивацию к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.

3. Развить у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма.

4. Развить у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности.

Методологические основы модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий опираются на системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы [16]. В соответствии с этими подходами были выделены следующие принципы реализации модели:

1. Принцип системности. Согласно ему, тренинговые занятия исследуемой модели объединены в систему и обладают свойствами, которые невозможно рассматривать по отдельности.

2. Принцип деятельностизаключается в том, что студент получает знания на тренинговых занятиях не в готовом виде, а добывает их сам, осознаёт содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании.

3. Принцип целостности предполагает формирование студентами обобщённого системного представления об их будущей профессиональной деятельности как специалистов по туризму.

4. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение студентами собственного опыта творческой деятельности.

Содержательно-технологический блок модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий включает в себя взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный, рефлексивный [17].

Целью реализации когнитивного компонента является теоретическая подготовка студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности, а также развитие памяти, внимания, мышления посредством тренинговых занятий [18; 19]. Упражнения на реализацию когнитивного компонента в модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе были внедрены во все тренинговых занятия.

Целью реализации мотивационно-отношенческого компонента модели является формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитие интереса к ней посредством тренинговых технологий [18; 19]. Внедрение мотивационно‑отношенческого компонента осуществляется через взаимный обмен социальным опытом на тренингах, что оказывает влияние на их мотивационную сферу посредством эмоционального побуждения.

Творческо-деятельностный компонент модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий преследует следующую цель: практическая отработка приобретенных знаний на тренинговых занятиях [19; 20]. Целью рефлексивного компонента содержательно-технологического блока является осмысление конкретных проблем в профессиональной сфере специалиста туризма и самостоятельный поиск их решения в процессе тренинговых занятий [11]. Творческо-деятельностный и рефлексивный компонент реализуются посредствам следующих упражнений, включенных в тренинг: мозговой штурм «Образ профессии», упражнение «Мои качества, помогающие и мешающие овладению профессией», упражнение «Мои профессиональные планы» и др.

После проведения всех тренинговых занятий подводится общая групповая рефлексия относительно готовности студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности.

На заключительном этапе исследования оценивается эффективность предложенной модели. Критерии, позволяющие оценить результативность внедрения модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий, следующие:

1. Сформированные у студентов знания о сфере туризма и её особенностях.

2. Сформированная у студентов мотивация к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.

3. Развитые у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма.

4. Развитые у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности.

Таким образом, автором были выделены основные блоки и компоненты модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий. К основным блокам модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий были отнесены: целевой, содержательно-технологический, результативный блоки.

Результаты проведенного исследования показали особенности детальной разработки тренинговых занятий, включающих в себя упражнения, направленные на активацию когнитивного, мотивационно-отношенческого, творческо-деятельностного, рефлексивного компонентов, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности будущих специалистов сферы туризма.

Таким образом, модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий является эффективной при последовательной реализации всех этапов и способствует развитию мотивации к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма; формированию умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере туризма; развитию рефлексивных умений, отражающих уровень практической рефлексивной деятельности.

Выводы. Спроектированная модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий направлена на развитие мотивации к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма; формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере туризма; развитие рефлексивных умений, отражающих уровень практической рефлексивной деятельности.

Графически представленная модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий позволяет наглядно рассмотреть особенности данной модели через детальное описание ее базовых блоков, а именно: целевого, содержательно-технологического, результативного. Внутри содержательного-технологического и результативного блоков раскрываются основные компоненты модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий, а именно: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный и рефлексивный компоненты.

Выделенные критерии оценки эффективности разработанной модели позволяют оценить результативность введения педагогами модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий в учебный процесс студентов из сферы туризма, обучающихся в высших учебных заведениях.

Заключение. Стремление стать выдающимся профессионалом в сфере туризма у будущих специалистов предполагает наличие набора личных качеств. Сюда входят мотивация, умение понимать как теоретические основы, так и практические аспекты работы, а также готовность выполнять обязанности на высоком уровне.

В рамках рассмотрения тренинга с целью формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе можно утверждать, что тренинги представляют собой значительные инвестиции в процесс адаптации новых сотрудников в индустрии туризма, сокращая время, необходимое для адаптации на новом рабочем месте. Они способствуют развитию профессиональных навыков, что повышает эффективность работы.

Кроме того, тренинги формируют у будущих специалистов отрасли этические принципы и ценности гостеприимства, необходимые для успешной работы в сфере туризма. В конечном итоге они стимулируют формирование культуры качественного сервиса и командной работы.


Конфликт интересов
-

Библиографическая ссылка

Савкин И.Ю. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34282 (дата обращения: 11.10.2025).