Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В ФИНАНСОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Алтухова И.А. 1 Жидкова М.И. 1
1 Дальневосточный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Алтухова И.А. - разработка концепции, проведение исследования, разработка методологии, административное руководство исследовательским проектом, научное руководство, валидация результатов, визуализация, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Жидкова М.И. - разработка концепции, проведение исследования, разработка методологии, административное руководство исследовательским проектом, научное руководство, валидация результатов, визуализация, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В условиях быстрого развития экономики и финансовых отношений осознанное управление личными финансами становится ключевым фактором устойчивого развития общества. В данной статье рассматривается роль волонтерских практик в финансовом просвещении школьников, формировании их финансовой грамотности и культуры. Цель исследования заключается в описании опыта реализации образовательного проекта студентами-волонтерами Президентской академии в Хабаровске. В процессе исследования использовался комплексный подход, включающий анализ педагогической практики, моделирование, наблюдение за вовлеченностью участников в игру. Полученные данные подтвердили эффективность выбранного формата. Результаты показали, что активное участие в игре не только повышает уровень финансовой грамотности школьников, но и способствует формированию у них ответственного отношения к деньгам, умения планировать бюджет и управлять ресурсами. Кроме того, у всех участников проекта развивается ряд важных «мягких» навыков (soft skills), таких как работа в команде, критическое мышление и коммуникация. Стоит отметить, что развитие движения волонтеров финансового просвещения представляет собой перспективное направление, которое может существенно повысить уровень финансовой грамотности и обеспечить подготовку ответственных граждан, способных эффективно адаптироваться к современным экономическим условиям.
финансовое просвещение
финансовая грамотность
финансовая культура
финансовое волонтерство
1. Бойко С.В., Погоржельская Н.В. Финансовая грамотность как фактор развития финансовой системы // Журнал прикладных исследований. 2023. № 9. С. 14–19. DOI: 10.47576/2949-1878_2023_9_14. EDN: PXWISW.
2. Алтухова И.А., Жидкова М.И. Волонтерские практики в повышении финансовой грамотности и культуры школьников // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33594 (дата обращения: 17.09.2025). DOI: 10.17513/spno.33594.
3. Кокорев А.С., Закарян М.С. Формирование финансовой грамотности и экономической культуры населения // Образование и право. 2022. № 4. С. 210–214. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-210-214. EDN: CCSRRU.
4. Акимов А.С. Финансовая грамотность населения как фактор развития экономики России // Финансовая экономика. 2024. № 8. С. 3–6. EDN: ATGEQE.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2953-р. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/FJj6iZ8geL94xUACfr2s32ZQoUgqP7fd.pdf. (дата обращения: 17.09.2025).
6. Распоряжение Правительства Хабаровского края от 28 ноября 2023 г. № 839-рп «Об утверждении региональной программы Хабаровского края «Повышение финансовой грамотности населения Хабаровского края на период до 2030 года»». [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.khabkrai.ru/portal/Show/Content/5717?ParentItemId=1162 (дата обращения: 17.09.2025).
7. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.khabkrai.ru/portal/Show/Content/5778?ParentItemId=1162 (дата обращения: 17.09.2025).
8. Распоряжение Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2024 г. № 820-рп «О внесении изменений в региональную программу Хабаровского края «Повышение финансовой грамотности населения Хабаровского края на период до 2030 года», утвержденную распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 ноября 2023 г. № 839-рп» [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.khabkrai.ru/portal/Show/Content/6383?ParentItemId=1162 (дата обращения: 17.09.2025).
9. Менлакаева К.А. Методическая поддержка преподавателей вузов в подготовке студентов к формированию финансовой грамотности младших школьников // Вестник педагогических наук. 2025. № 1. С. 163–169. DOI: 10.62257/2687-1661-2025-1-163-169. EDN: APAQCG.
10. Яковлева Е.Н., Безруких Ю.А., Липинская В.А., Шелкунов П.А. Финансовое просвещение студентов и школьников // Перспективы науки. 2024. № 3 (174). С. 209–211. EDN: WRLUZX.
11. Копачевская Л.В. Финансовая грамотность в школе и вузе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. С. 45. DOI: 10.17513/spno.32454. EDN: UVPOWD.
12. Beranova M.L. Severova Economic aspects of financial literacy in the context of sustainable management // Terra Economicus. 2022. Vol. 20, Is. 2. P. 147–159. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-147-159. EDN: UDQWBV.
13. Мусабиров А.В., Чувилин Д.В. Повышение финансовой грамотности населения России на основе развития институтов финансовых консультантов // Сибирская финансовая школа. 2022. № 2. С. 36–41. DOI: 10.34020/1993-4386--2022-2-36-41.
14. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Черниковская М.В. Повышение финансовой грамотности студентов: особенности и возможности региональных вузов // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 522–538. DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.522-538.
15. Жилюк Д.А. Развитие финансовой культуры в студенческой среде // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 3 (147). С. 166–170. EDN: XGFHOR.

Введение

В современном мире, где финансовая стабильность и осознанное управление личными финансами становятся все более важными, финансовое просвещение школьников приобретает особую актуальность. Традиционные методы обучения зачастую не способны заинтересовать молодежь в таких важнейших и сложных направлениях, как финансовая грамотность. Однако волонтерские инициативы предоставляют уникальную возможность школьникам активно включаться в процесс формирования компетенций в финансовой сфере. Каждый волонтерский проект в сфере финансового просвещения – это мини-школа по выработке жизненно важных навыков, в которой учатся работать в команде, брать на себя ответственность, выстраивать коммуникации. Более того, в таких проектах усиливается понимание финансовых вопросов, что способствует повышению личной финансовой грамотности и культуры как участников проекта, так и волонтеров. Это не просто получение знаний, но и выработка навыков, необходимых для уверенного существования в современном мире и достижения собственных финансовых целей, это инвестиция в будущее для самих волонтеров и, конечно, для всего общества [1].

Цель исследования – представить опыт реализации образовательного проекта в сфере финансового просвещения школьников региона студентами-волонтерами Президентской академии в г. Хабаровске.

Материалы и методы исследования

Исследование основано на интеграции теоретических и эмпирических методов: анализе нормативных правовых документов; обзоре научной и методической литературы; систематизации и обобщении педагогического опыта; наблюдении [2].

Результаты исследования и их обсуждение

Обучение финансовой грамотности сегодня служит ключом к финансовой независимости, уверенности в будущем и возможностям реализовать личные мечты. Инвестиции в развитие финансовой грамотности и культуры – это инвестиции в собственное будущее и перспективы страны в целом [3, 4].

С формирования финансово грамотного молодого поколения начинается успешность и процветание общества. Факторы, влияющие на необходимость повышения уровня финансового просвещения молодежи, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Факторы, влияющие на финансовое просвещение молодежи

Факторы

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Развитие информационно-коммуникационных технологий

Расширяет доступ к информации о финансовых продуктах и услугах, создает возможности для онлайн-обучения и консультирования

Увеличивает риск столкновения с мошенничеством и дезинформацией, усложняет процесс анализа информации, требует развития навыков критического мышления

Трансформация потребительских предпочтений под воздействием массовой рекламы

Стимулирует интерес к управлению финансами, потребность в планировании бюджета для удовлетворения новых желаний

Создает иллюзию легкости получения кредитов и быстрых денег, подталкивает к импульсивным покупкам, формирует потребительскую зависимость

Стремительный рост сегмента онлайн-покупок в сети Интернет

Упрощает доступ к товарам и услугам, предоставляет возможность сравнения цен и выбора оптимальных предложений, способствует развитию навыков онлайн-платежей и безопасности

Увеличивает риск мошенничества и кражи личных данных, требует умения анализировать информацию о продавцах и товарах, может привести к импульсивным тратам

Появление инновационных инструментов на рынке банковских услуг

Расширяет возможности управления финансами (мобильные приложения, онлайн-банкинг, инвестиционные инструменты), способствует экономии времени и удобству

Усложняет понимание новых финансовых продуктов, увеличивает риск ошибочных решений из-за недостатка знаний, создает новые способы мошенничества

 

Увеличение числа мошенничеств в финансовой сфере

Повышает осознание необходимости защиты личных финансов, стимулирует интерес к изучению правил безопасности и предотвращения мошенничества

Вызывает недоверие к финансовым институтам, создает страх перед использованием финансовых инструментов, требует развития навыков распознавания мошеннических схем

Источник: составлено авторами.

Эти факторы включают в себя динамичное развитие финансовых рынков, усложнение финансовых продуктов, рост цифровых технологий и онлайн-услуг, а также изменение экономической ситуации и уровня жизни населения. Все эти аспекты делают необходимым системное внедрение проектов по финансовому образованию. Именно молодежь, как указано в Стратегии [5–7], является одной из ключевых целевых аудиторий, нуждающихся в финансовом просвещении.

Волонтерство в контексте финансовой грамотности подразумевает привлечение специалистов из финансовой сферы, студентов экономических направлений подготовки (специальностей), а также просто неравнодушных людей, обладающих знаниями и опытом в управлении финансами, к проведению образовательных мероприятий для школьников [8].

Эффективность данного подхода обусловлена рядом ключевых факторов, которые способствуют повышению уровня финансовой грамотности среди школьников [9–11]:

1. Практическая направленность: волонтеры не ограничиваются передачей теоретических знаний, а используют реальные жизненные примеры и собственный опыт в области финансов. Такая технология в обучении помогает обучающимся лучше понять практическое применение полученных знаний в повседневной жизни – обучение становится более понятным и актуальным.

2. Интерактивная составляющая: использование таких форматов, как игры, дебаты, кейс-стади и др. с активным участием школьников, включает решение практических задач в реальном времени, активно стимулирует и развивает аналитические навыки, критическое мышление и умение принимать управленческие решения, что добавляет в обучение способность лучшего освоения материала, делает его информативным и увлекательным.

3. Эмоциональный аспект: позволяет улучшить запоминание материала, стимулирует интерес к обучению и его продолжению, делает увлекательным образовательный процесс с элементами искренней заинтересованности и энтузиазма – включает истории личного успеха волонтеров и их персональные примеры.

4. Адаптивность: включает доступность и гибкость как возможность использовать волонтерские инициативы в различных форматах – от разовых мастер-классов до долгосрочных проектов, с возможностью внедрения в условиях ограниченности ресурсов, с учетом потребности школ и учащихся, что особенно важно для школ с особыми требованиями.

5. Социальная значимость: возможность волонтерских инициатив помимо повышения финансовой грамотности развивать у молодежи социальную ответственность, гражданскую активность, формировать ценности гармонично развитой личности, такие как ценности взаимопомощи, ответственности и активного участия в жизни общества.

В целом комплексный характер волонтерских программ делает их мощным инструментом в результативности финансового просвещения.

Студенты-волонтеры экономических специальностей Президентской академии в Хабаровске под руководством преподавателей кафедры экономики и цифровых технологий разрабатывают и проводят образовательные проекты для школьников. Эти инициативы призваны сформировать у подрастающего поколения необходимые навыки управления финансами и воспитать ответственное отношение к деньгам.

Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Чтобы сделать процесс познавательным и увлекательным, волонтеры используют различные игровые форматы: квизы, ролевые игры и финансовые симуляции, которые помогают школьникам не только освоить теоретические знания, но и научиться применять их в практической жизни через моделирование реальных ситуаций [12, 13].

Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус 27» не первый год становится партнером института. В этом году преподаватели кафедры экономики и цифровых технологий, а также студенты-волонтеры успешно реализовали образовательный проект – Краевую игру «Мои финансы» для школьников Хабаровского края, который проходил в дистанционной и очной формах.

Цель проведения игры – формирование осознанного и ответственного финансового поведения у школьников через реализацию образовательной волонтерской практики в игровом формате.

Приведем пример одного из заданий дистанционного этапа:

Семья Денисовых, состоящая из трех человек – папа Александр, мама Ольга и четырехлетний сын Иван, планирует отправиться в отпуск из Хабаровска во Владивосток на шесть дней. Но для этого семье нужно спланировать свой бюджет и рассчитать минимальную стоимость данной поездки. Изучив в интернете предложения различных перевозчиков и виды отелей, семья остановилась на следующих вариантах (табл. 2, 3).

Таблица 2

Транспорт

Транспорт

Стоимость 1 билета для взрослых

Дополнительные расходы

Дополнительные условия

Поезд

2236 руб.

Постельное белье: 150 руб. за 1 комплект

Стоимость детского билета составляет 75 % от стоимости билета для взрослых

Самолет

6586 руб.

Нет

Стоимость детского билета составляет 50 % от стоимости билета для взрослых

 

Вид транспорта

Расстояние от Хабаровска до Владивостока

Расход бензина

на 100 км

Средняя стоимость

1 л бензина

Автомобиль

800 км

18 л

62 руб.

Источник: составлено авторами.

 

Таблица 3

Проживание

Отель

Стоимость

(цена за 1 сутки)

Дополнительные условия

«Приморье»

3-местный номер –

2393 руб.

Нет

«Жемчужина»

3-местный номер –

2688 руб.

При проживании более двух суток предоставляется скидка 12 %

«Экватор»

2-местный номер –

1860 руб.

При необходимости дополнительной кровати цена номера за сутки увеличивается на 850 руб.

Источник: составлено авторами.

Задание: рассчитайте самый дешевый вид транспорта для поездки в обе стороны, а также самый дешевый отель для проживания на 6 суток. Определите итоговую стоимость поездки в обе стороны для семьи Денисовых с учетом проживания. Ответ округлите до целых.

Участникам Краевой игры, успешно прошедшим дистанционный этап, в очном туре предстояло стать сотрудниками «Детективного агентства по раскрытию экономического преступления века» и разгадать сложную головоломку. Проявляя смекалку, знания и умение работать в единстве, для раскрытия этого «запутанного дела», вооружившись картами, команды отправились в увлекательное финансовое приключение по «достопримечательностям города, в котором произошло “преступление”» (табл. 4).

Таблица 4

Маршрутный лист Краевой игры «Мои финансы»

 

Название станции

Содержание станций

Picture background

 

 

Банк

На этой станции предоставляются первые сведения о преступнике, но в описании дела пропущены слова. Необходимо вставить пропущенные слова для дальнейшего поиска улик

 

Парк «Северное сияние»

По описанию свидетелей удалось выяснить, что преступник был замечен в парке «Северное сияние», он замаскировался в костюме аниматора, но успел скрыться перед приездом полиции. Чтобы определить, куда отправился преступник, нужно расшифровать послание с помощью шифра Цезаря

Руины иконка

Смотровая площадка

На Смотровой площадке местные жители видели подозрительного человека, который что-то пытался спрятать. Сотрудники полиции, внимательно осмотрев территорию, обнаружили в цветочном вазоне флэшку. Ее сразу же отправили на экспертизу, но специалистам нужно время, чтобы раскодировать спрятанные на ней данные. Необходимо решить несколько головоломок, чтобы раскодировать данные

 

City Mall

Камеры видеонаблюдения зафиксировали преступника, который появлялся в торгово-развлекательном комплексе City Mall и приобрел там новую sim-карту. Для того чтобы узнать номер телефона преступника и позвонить ему, необходимо принять участие в блиц-опросе. За правильный ответ на вопрос школьникам будет доступна одна цифра из номера телефона преступника

 

 

 

Центральная площадь

По свидетельству очевидцев, преступника видели на Центральной площади. Ответив на вопросы «Правда или Ложь», можно выяснить, куда он направился дальше.

Торговый центр иконка

Универмаг

Следы преступника ведут в Универмаг, в котором была потрачена часть похищенной суммы. Но в этот день было три человека, которые совершили крупные покупки, нужно выяснить, кто именно из трех покупателей является предполагаемым преступником. Известно, что преступник потратил на покупки 25 % от всей украденной суммы. Выяснить, кто из трех покупателей является преступником, из представленных данных

 

Вокзал

Преступника задержали на Вокзале. Нужно разгадать ребус, в котором зашифровано имя преступника.

Источник: составлено авторами.

Задачи каждой станции – это логические задачи, требующие креативного подхода; командные задания, где важны были согласованность и взаимопонимание, а также реальные финансовые сценарии, заставляющие принимать финансовые решения, – это те испытания, которые ожидали участников на каждом этапе. Успех прохождения маршрута каждой командой зависел не только от теоретических финансовых знаний, но и от скорости реакции, способности каждого участника быстро и оперативно работать в команде, находить оптимальные решения, слушать и слышать своих партнеров по команде.

Этот проект – яркий пример того, как студенческий энтузиазм и командный дух могут превратить обычную задачу в нечто неординарное, как простая идея может превратиться в мощный инструмент финансового просвещения, который эффективно способствует развитию финансовой грамотности, формированию финансовой культуры и социальной ответственности школьников [14, 15].

Заключение

Подобные волонтерские инициативы формируют ответственное поколение, уверенное в себе и своих финансовых решениях, готовое к вызовам современного мира. Студенты-волонтеры, участвовавшие в реализации проекта, не только получили уникальную практику в проведении образовательных мероприятий, но и пересмотрели свои взгляды на важность финансового просвещения.

Проект стал доказательством того, что волонтерская деятельность – эффективный способ улучшить финансовую грамотность молодежи. Инвестиции в такие начинания – это залог создания финансово ответственного и образованного будущего поколения. Новый взгляд на образовательные инициативы, основанный на волонтерстве, открывает возможности для создания более целостной эффективной и увлекательной системы в сфере финансового просвещения молодежи.


Конфликт интересов
нет

Библиографическая ссылка

Алтухова И.А., Жидкова М.И. ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В ФИНАНСОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34265 (дата обращения: 04.10.2025).