Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Наумкин Н.И. 1 Брагин А.В. 1 Святкина М.А. 1 Шекшаева Н.Н. 1
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Наумкин Н.И. - разработка концепции, разработка методологии, административное руководство исследовательским проектом, научное руководство, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Брагин А.В. - разработка концепции, разработка методологии, административное руководство исследовательским проектом, предоставление ресурсов, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Шекшаева Н.Н. - разработка концепции, проведение исследования, разработка методологии, написание черновика рукописи
Святкина М.А. - разработка концепции, проведение исследования, валидация результатов, написание черновика рукописи
В современной педагогической практике в последнее время широкое распространение получили мастер-классы – особая универсальная форма занятий смешанного формата по решению творческих и профессиональных задач на основе вовлечения обучающихся в практическую образовательную деятельность. В статье рассматриваются ключевые аспекты организации и опыт проведения таких мастер-классов для школьников по различным направлениям обучения, включая 3D-моделирование, на базе МГУ им. Н.П. Огарёва, в Центре дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им. академика Е.М. Дианова». Ее целью является адаптация и конкретизация методики реализации таких мастер-классов среди школьников в конкретных условиях. Основу инструментария исследования составили такие общенаучные методы, как 1) анализ-синтез существующих источников по обозначенной проблеме с последующей генерацией идей; 2) структурирование и обобщение полученных результатов; 3) проектное обучение реализации мастер-классов и др. В ходе исследования было конкретизировано авторское понимание мастер-классов и доработана методика их реализации, представленная моделью, которая включает три части (проектную; практико-обучающую; оценочно-корректирующую). Проектная часть состоит из четырех компонентов (концептуально-целевого, проектного, пространственно-ресурсного и методического), практико-обучающая состоит из трех компонентов (подготовительно-организационного, содержательно-технологического и рефлексивно-оценочного), а оценочно-корректирующая – направлена на их доработку и совершенствование. Продемонстрированы реализация мастер-классов для двух возрастных групп школьников и эффективное формирование у них компонентов профессиональных (технических), коммуникативных и личностных компетенций. Показано, что проведение таких мероприятий положительно влияет на выбор школьниками будущей профессии, так как в сегодняшнем мире профессиональная успешность определяется именно умением адаптировать свои навыки, что подтверждается экспериментальными данными.
университет
обучение
методика
мастер-класс
3D-моделирование
1. Шекшаева Н.Н., Наумкин Н.И., Кувшинов А.Н. Проектирование агроинженерной образовательной среды на основе использования стендов-симуляторов // Педагогическое образование в России. 2024. № 5. С. 280–291.; URL: https://pedobrazovanie.ru/images/5-2024/5-2024-280-291.pdf (дата обращения: 13.07.2025).
2. Шекшаева Н.Н. Опыт применения онлайн-платформы MIRO на практических занятиях студентов по дисциплине «Основы инновационной инженерной деятельности» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2023. Т. 20. № 3. С. 99–110. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2023.3.8.
3. Шекшаева Н.Н. Проектный метод реализации подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета Серия: Педагогика, психология. 2020. № 2 (41). С. 34–39.; URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/article/view/9572 (дата обращения: 13.07.2025).
4. Галкина Е.Н. Мастер-класс как метод проведения занятия, способствующий формированию коммуникативной культуры специалистов сферы обслуживания // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5831 (дата обращения: 13.07.2025).
5. Гребнева Д.М. Формы развития мотивации старших школьников к выбору инженерных профессий на уроках робототехники // Теория и практика современной науки. 2019. № 8 (50).; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-razvitiya-motivatsii-starshih-shkolnikov-k-vyboru-inzhenernyh-professiy-na-urokah-robototehniki (дата обращения: 13.07.2025).
6. Артюхина А.И., Чижова В.М., Чумаков В.И., Великанова О.Ф., Великанов В.В. Технология пиртьюторинга в профессиональном развитии специалиста // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024. № 23 (1S). Р. 3961. DOI: 10.15829/1728-8800-2024-3961.
7. Слива М.Е., Михельсон С.В. Мастер-класс как мотивационный метод профориентационной работы вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2025. № 2 (47).; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/master-klass-kak-motivatsionnyy-metod-proforientatsionnoy-raboty-vuza (дата обращения: 13.07.2025).
8. Наумкин Н.И., Бобровская Е.А., Шекшаева Н.Н., Купряшкин В.Ф. Методика обработки экспериментальных данных по оценке эффективности подготовки студентов к инновационной деятельности // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2016. Т. 16. № 1. С. 98–102.; URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25979350_14872109.pdf. (дата обращения: 13.07.2025).
9. Тарасов С.В., Спасская Е.Б. Роль профориентационной деятельности педагогического вуза в профессиональном самоопределении абитуриентов // Образование и наука. 2023. № 10.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proforientatsionnoy-deyatelnosti-pedagogicheskogo-vuza-v-professionalnom-samoopredelenii-abiturientov (дата обращения: 13.07.2025).
10. Остапенко М.В., Каракай Н.А. Ресурсный центр как средство профориентационной работы в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2 (10). С. 9–17. DOI: 10.55523/27822559_2023_2(10)_9.
11. Махнева Н.С. Проектирование модели урока технологии с элементами мастер-класса // Концепт. 2021. № 5. С. 130–152.; URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/332012 (дата обращения: 13.07.2025).
12. Иванов В.Н., Фоминых С.О. «Чемоданы» по физике как средство развития познавательной активности у школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2023. DOI: 10.37972/chgpu.2023.121.4.007.
13. Птицына Е.В. Мастер-классы в технологическом образовании: особенности их организации с позиции деятельностного подхода // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Ч. 1. С. 145–155. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-145-155.
14. Волкова И.С., Дамбе В.С. Применение формата «географическая гостиная» для организации интеллектуального досуга студентов и школьников // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3. С. 89–95. DOI: 10.47438/2309-7078_2022_3_89.
15. Богданов А.В. Игровые технологии формирования политической культуры молодежи: структурно-функциональный анализ деятельности молодежных организаций (на примере работы МолРОП Саратовской области) // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20. Вып. 1. С. 80–84. DOI: 10.18500/1818-9601-2020-20-1-80-84.

Введение

В педагогической практике применяются различные методы и инструменты для организации образовательного процесса, независимо от возраста обучающихся, направленные на их эффективное обучение и интеллектуальное развитие. Они включают как традиционные (различные формы аудиторных занятий, беседы, рассказы, и др.), так и новаторские (проектное обучение, инновационное, цифровое и др.) формы, основанные в том числе на использовании различных цифровых инструментов (интернет-ресурсы, цифровые платформы, библиотеки, интеллект-карты и др.) для организации и мониторинга учебного процесса [1–3]. Одним из интересных и эффективных подходов в этой деятельности является использование мастер-классов. По мнению многих исследователей, такие мастер-классы отнесены к особой форме учебных занятий. Так, Е.Н. Галкина [4] отмечает, что мастер-класс – это уникальный метод проведения занятия, основанный на практических действиях, посредством интерактивной визуализации решения творческих задач (разрешения проблем). Д.М. Гребнева [5] считает их также особой формой учебных занятий по решению нестандартных задач и также отмечает уникальную возможность их реализации в малых группах, с вовлечением обучающихся непосредственно в процесс практического участия в решении этих задач. Авторы солидарны с этими представлениями о мастер-классах и подразумевают под ними особую универсальную форму занятий смешанного формата по решению творческих задач на основе вовлечения обучающихся в практическую образовательную деятельность. Важным преимуществом этой формы занятий является организация обучения в небольшой группе, что позволяет участникам не ограничиваться наблюдением за работой спикера, а самим погружаться в процесс активного практического участия в групповой работе через воспроизведение демонстрируемых моделей поведения и освоение представленных профессиональных навыков. Такой формат способствует более глубокому усвоению материала и эффективному переносу теоретических знаний в практическую деятельность [6, 7].

Цель исследования – адаптация и конкретизация методики реализации мастер-классов среди школьников на базе Центра дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им. академика Е.М. Дианова» МГУ им. Н.П. Огарева.

Материалы и методы исследования

Одной из основных составляющих работы с обучающимися школ в Доме научной коллаборации им. академика Е.М. Дианова МГУ им. Н.П. Огарева (далее ДНК) стали мастер-классы, особенностью университетской площадки для проведения которых является возможность их совмещения с реализацией профориентационной работы. Авторами была разработана система мастер-классов для школьников по восьми инженерным и четырем другим направлениям подготовки (таблица), по которым было реализовано только в 2024 г. 89 классов с охватом 3095 школьников Республики Мордовии (с 1 по 11 классы). Часть детей, обучавшихся по инженерным направлениям, проходила опрос и участвовала в анализе результатов обучения, отраженном в таблице.

Программы мастер-классов формировались исходя из возраста школьников, на основе индивидуального подхода, с возможностью усложнения задания. Спикеры – преподаватели и студенты университета проводили занятия каждый по своему профилю образования и смежным направлениям подготовки. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы, как 1) анализ существующих источников и синтез методики с адаптацией под направление и уровень сложности материала; 2) структурирование и обобщение полученных результатов; 3) проектное обучение по реализации мастер-классов и др. Результаты освоения материала оценивались по стандартной методике [8], в рамках реализации которой вычислялся средний показатель динамических рядов С.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим основные методические и практические аспекты организации и проведения мастер-классов. Тематика такого мастер-класса может быть различна и уникальна, например «Развитие творческих способностей через художественные навыки»; «Мир в миллиметрах»; «Развитие памяти и внимательности с элементами робототехники»; «Объемное мышление инженера»; «Создание рисунка с помощью красок»; «Чтение чертежей» и др. Авторами в ходе исследования было разработано и реализовано 33 мастер-класса, тематика которых, преследуемые цели и формируемые элементы компетенций указаны в таблице.

В соответствии со сложившимися тенденциями возрастающей востребованности в обществе инженерных направлений подготовки из 33 реализованных мастер-классов две трети составили классы, связанные с инженерной тематикой. Из 840 детей, прошедших эти мастер-классы, 575 в дальнейшем продолжили обучение по образовательным программам ДНК.

Обобщая собственный опыт проведения таких мастер-классов и опыт других исследователей [9–11], методика их реализация представляется авторами моделью, включающей три части: 1) проектную; 2) практико-обучающую; 3) оценочно-корректирующую. В свою очередь, проектная часть состоит из четырех компонентов: концептуально-целевого, проектного, пространственно-ресурсного и методического. Практико-обучающая часть состоит из трех компонентов: подготовительно-организационного, содержательно-технологического и рефлексивно-оценочного [12, 13]. Оценочно-корректирующая часть направлена на доработку и совершенствование мастер-класса [14, 15].

Статистические данные по мастер-классам (инженерное направление)

Кол-во

классов

Кол-во

чел.

 

Формируемые компетенции или их элементы

C, среднее значение

Желающие продолжить

обучение, чел.

ДНК

 

Получение ВО

Инжен.

Прочие

1. Мастер-класс «3D-моделирование», цель: ознакомить школьников с основами понятия 3D-моделирования и проектирования, создание простой трехмерной модели

6 классов

244

Освоение новых технологий и профессионального ПО. Умение слушать и воспринимать информацию. Формирование креативности и самоорганизации

2,7

121

101

69

2. Мастер-класс «Фотоника», цель: ознакомить школьников с основами фотоники и понимания роли световых технологий в повседневной жизни

3 класса

58

То же, что и

в мастер-классе 1

2,6

34

26

18

3. Мастер класс «История радио», цель: ознакомить школьников с эволюцией развития радиоприёмников и закрепить материал с помощью игр

2 класса

49

То же и умение работать в команде.

2,9

 

15

19

14

4. Мастер-класс «Логическое мышление», цель: Развитие стимулирования аналитических способностей, выстраивания логических цепочек рассуждений и обобщения

2 класса

50

То же и умение работать в команде.

2,7

27

23

12

5. Мастер-класс «Технология будущего», цель: ознакомление с технологическими укладами

3 класса

55

То же, что и

в первом мастер-классе

2,9

25

21

17

6. Мастер-класс «Робототехника», цель: Познакомить с понятием радиотехника и зачем она нужна в жизни, показать, как отличить роботов от других электронных устройств.

4 класса

86

То же, что и в мастер-классе 1, и умения принятия решения и работать в команде

2,5

 

40

37

32

7. Мастер-класс «Радиоэлектроника», цель: формирование представления о предметной области «Радиоэлектроника»

1 класс

25

То же

2,8

11

7

6

8. Мастер-класс «Машина Голдберга» цель: ознакомить с понятием машины

1 класс

25

То же

2,9

11

13

9

9. Мастер-класс «Актерское мастерство», цель: развитие у детей необходимых актерских навыков, применяемых в реальной жизни, через игровую форму.

7 классов

171

То же, что и в мастер-классе 1, и владение невербальной коммуникацией

2,7

71

45

63

10. Мастер-класс «Логическое мышление», цель: развитие и стимулирование аналитических способностей, выстраивание логических цепочек рассуждений

3 класса

50

То же, что и в мастер-классе 1, и владение невербальной коммуникацией

2,6

24

11

17

11. Мастер-класс «Химия», цель: формирование представления об органических соединениях класса углеводов

2 класса

44

То же, что и в мастер-классе 9

2,6

14

6

14

Источник: составлено авторами.

В качестве примеров рассмотрим проведение мастер-класса по направлению 3D-моделирования для двух возрастных категорий, реализованных в ДНК, в соответствие с представленной моделью.

Младшая категория (1–6 класс), время проведения 45–60 мин, тема: «Тайный мир 3D-моделирования», имеет следующий алгоритм:

1. Проверка рабочего места (проверка работоспособности компьютера, настройка программного обеспечения и онлайн-сервисов).

2. Обсуждение актуальных тенденций в сфере 3D-моделирования, технологий прототипирования, программного обеспечения и возможностей онлайн-сервисов, с рассмотрением базовых понятий из школьных предметов во взаимосвязи с современными достижениями человечества.

3. Знакомство с онлайн-сервисом Doodle3D Transform, работающим через браузер и позволяющим осуществить переход от 2D-рисунка к 3D-модели. Создание базовых геометрических форм и преобразование их в объемные фигуры, развивая объемное воображение у обучающегося (рис. 1).

4. Выполнение и рефлексия. Обсуждение возникающих сложностей при выполнении задания.

5. Приведение в порядок рабочего места.

Рис. 1. Интерфейс онлайн-платформы Doodle3D Transform.

Источник: составлено авторами

Средне-старшая категория (7–11 класс), время проведения 45–60 мин, тема: «Тайный мир 3D-моделирования», имеет следующий алгоритм.

1–2. Действия аналогичны описанию предыдущего класса.

3. Обзор и рассмотрение задачи, которую предстоит выполнить (построить пирамиду из цилиндров, от большего к меньшему диаметру). Для закрепления материала задание выполняется по тому же алгоритму, только наоборот – от меньшего к большему, по форме песочных часов.

4. Выполнение в профессиональном ПО КОМПАС-3D с поэтапным изучением функциональных особенностей программы, путем демонстрации базовых элементов и последовательности создания модели.

5. Рефлексия.

6. Приведение в порядок рабочего места.

Благодаря мастер-классам у обучающихся формируются такие компетенции и их компоненты, как: 1) профессиональные (технические): освоение новых технологий, освоение профессионального ПО; 2) коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию, владение невербальной коммуникацией (жест, мимика); 3) личностные: формирование креативности и самоорганизации, умение принимать решение, работать в команде и др. Количественно эффективность их формирования можно оценить по величине динамических рядов C, среднее значение которого по всем проведенным мастер-классам не опускается ниже значения C= 2,4, при среднем значении 2,7, что говорит о том, что большая часть слушателей освоила материал на высоком уровне, остальные – на среднем. Подтверждение возможности эффективного формирования этих компетенций во время мастер-классов мы находим также у исследователей М.Е. Слива и С.В. Михельсон [7], которые отмечают, что мастер-классы являются эффективной формой проведения профориентационной работы среди школьников, а также новаторским и интерактивным методом обучения слушателей, обеспечивающим формирование у них компонентов регламентированных компетенций. В их работах говорится также о формировании «мягких» навыков личности (soft skills, как способностей, определяющих взаимодействие личности с окружающими людьми), а также «жестких» навыков (hard skills – практических профессиональных умений). В сегодняшнем мире профессиональная успешность определяется именно умением объединять и развивать как технические, так и личностные навыки, создавая целостную картину профессиональной компетенции, которую очень важно развивать начиная со школы.

Для большей наглядности результатов профориентационной работы в рамках мастер-классов, по данным таблицы на рис. 2 были построены диаграммы статистических данных, откуда следует, что доля не определившихся в будущей профессии школьников колеблется между 42 и 43 %, что можно объяснить ранними сроками проведения обучения (5–9 классы); выбравших инженерные направления составляет от 29 до 31 % и почти такие же значения (26–29 %) – прочие направления, что свидетельствует о целесообразности проводимых мероприятий и в будущем.

Изображение выглядит как снимок экрана, текст, диаграмма, круг

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Рис. 2. Статистические данные по мастер-классам:

а) инженерное направление; б) прочие направления.

Источник: составлено авторами

Выводы

По результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Мастер-классы сегодня являются одними из наиболее доступных, универсальных, легкореализуемых, интегрированных, интерактивных и эффективных форм обучения, реализуемых среди различных категорий обучающихся, включая школьников.

2. В ходе исследования было представлено авторское понимание мастер-класса как особой универсальной формы занятий смешанного формата по решению творческих задач на основе вовлечения обучающихся в практическую деятельность и предложена методика их реализация, представленная моделью, включающей три части: 1) проектную; 2) практико-обучающую; 3) оценочно-корректирующую. В свою очередь, проектная часть состоит из четырех компонентов: концептуально-целевого, проектного, пространственно-ресурсного и методического. Практико-обучающая часть состоит из трех компонентов: подготовительно-организационного, содержательно-технологического и рефлексивно-оценочного. Оценочно-корректирующая часть направлена на доработку и совершенствование мастер-класса по результатам выполненной работы.

3. В ходе обучения на мастер-классах у школьников формируются такие компетенции и их компоненты, как: 1) профессиональные (технические): освоение новых технологий, освоение профессиональногопрограммного обеспечения; 2) коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию, владение невербальной коммуникацией (жест, мимика); 3) личностные: формирование креативности и самоорганизации, умение принимать решения и работать в команде и др. Среднее значение показателя динамических рядов по всем проведенным мастер-классам не опускалась ниже значения C= 2,4, при среднем значении 2,7, что позволяет судить о высоком уровне освоения материала большинством обучающихся.

4. Проведение подобных мероприятий положительно влияет на выбор школьниками будущей профессии, так как в сегодняшнем мире профессиональная успешность определяется именно умением адаптировать свои навыки, что подтверждается экспериментальными данными.


Конфликт интересов
Отсутствуют

Библиографическая ссылка

Наумкин Н.И., Брагин А.В., Святкина М.А., Шекшаева Н.Н. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34260 (дата обращения: 04.10.2025).