Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, АДАПТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

Баркунова О.В. 1 Смирнова О.А. 1 Седова С.С. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
В статье рассматривается актуальная проблема формирования социального здоровья студентов – будущих педагогов. Авторы представили анализ существующих подходов к определению сущности и содержания данного понятия, определили его компоненты (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный), показатели и интегральные критерии оценки. В исследовании использовались теоретические (анализ и обобщение научной литературы) и практические (тестирование, анализ документов) методы. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие 105 студентов вторых курсов Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Авторы определили, что показатели социального здоровья студентов по направлению «Педагогическое образование» в основном имеют средние значения, наименьшие результаты встречаются в оценке деятельностного компонента. В качестве продуктивного средства на начальном этапе формирования социального здоровья будущих педагогов рассматривается производственная, адаптационная практика, в ходе которой организовано взаимодействие с участниками образовательных отношений, не только способствующее формированию позитивной Я-концепции, но и стимулирующее развитие конструктивной коммуникации, социабельности и просоциальной направленности личности будущего педагога. Материалы исследования позволили выявить вероятные риски в социальном здоровье будущих педагогов и раскрыть возможности производственной, адаптационной практики для решения трудностей, возникающих в процессе социализации студентов в начале их профессионального становления.
социальное здоровье
производственная практика
адаптационная практика
будущие педагоги
1. Послание В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 21 февраля 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 14.04.2025).
2. Цикалюк Е.В. Методика оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 5 (96). С. 87–92.; URL: https://zabvestnik.com/wp-content/uploads/040119100147-vest__05_13.pdf (дата обращения: 10.07.2025).
3. Богачева Т.И. Исследование социабельности как личностной характеристики лидера: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2021. № 4. С. 76–89. DOI: 10.17759/exppsy.2021140404.
4. Булыгина Ю.В. Опыт формирования готовности будущих педагогов к укреплению социального здоровья обучающихся в условиях вуза // Вестник ЮУрГГПУ. 2023. № 6 (178). С. 38–56. DOI: 10.25588/CSPU.2023.178.6.003.
5. Сибагатуллина А.Р., Степанова Г.А. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 4. DOI:
10.26795/2307-1281-2021-9-4-4.
6. Абдурахманов С.Р. Представления о перспективном будущем как психологический фактор социально-профессиональной адаптации молодых педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 1.; URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PSMN122.pdf (дата обращения: 14.04.2025).
7. Анисимов А.И. Социально-психологические критерии оценки социального здоровья учителей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. Санкт-Петербург, 2011. 25 с.
8. Удалова Л.В. Социальное здоровье: подходы к его определению // Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2023. № 1 (32). DOI: 10.46573/2409-1391-2023-1-42-45.
9. Цикалюк Е.В. Формирование социального здоровья студенческой молодежи в условиях организационной культуры вуза: автореф. дис. … канд. социол. наук. Чита, 2012. 19 с.
10. Гильманов С.А., Булыгина Ю.В. Социальное здоровье как фактор личностного и профессионального становления будущих педагогов // Вестник ВятГУ. 2022. № 2 (144).; URL: https://vestnik43.ru/assets/mgr/docs/vyatsu/144(2)2022/8.-gilimanov-bulygina.pdf (дата обращения: 14.07.2025). DOI: 10.25730/VSU.7606.22.022.
11. Коваль Н.А., Лобач М.А. Социальное здоровье: сущность, дефиниция и детерминация (литературный обзор) // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 3.; URL: http://journals.tsutmb.ru/go/1810-231X/2024/3/9-15/ (дата обращения: 14.07.2025). DOI: 10.20310/1810-231X-2024-23-3-9-15.
12. Гатило В.Л., Городова Т.В. Социальное здоровье студенческой молодежи: подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17259 (дата обращения: 14.07.2025).
13. Цибульникова В.Е. Социальное здоровье участников образовательного процесса школы и его критерии // Школа будущего. 2015. № 4. С. 134–145.; URL: https://schoolfut.ru/article/2015-4_134/ (дата обращения: 14.07.2025).
14. Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. Формирование социально ответственного поведения студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 5. С. 124–128.; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38668 (дата обращения: 11.07.2025). DOI: 10.17513/snt.38668.
15. Акоев А.Р., Малиева З.К. Сущность и структура социального здоровья студентов // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 4. С. 97–102.;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40371 (дата обращения: 22.07.2025).
DOI: 10.17513/snt.40371.

Введение

Студенты, будущие педагоги, это особая социальная группа молодежи, обладающая высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, инициативой и активностью. Именно на них, как на специалистов в области обучения, развития и воспитания будущих поколений, президентом возложена ответственность за «устойчивость, стабильность и будущее страны» [1]. В то же самое время педагогической деятельности свойственны множество особенностей, которые влияют на эффективность труда учителя и способны привести к нарушению его здоровья: высокие затраты физических и психических сил, высокий риск личностной деформации, стрессогенность и др. Формирование социального здоровья будущих педагогов является важной задачей их профессиональной подготовки, от качества выполнения которой зависит успешность адаптации к профессии, содержание и эффективность профессиональной деятельности, наличие стремления к высоким достижениям. Средством формирования социального здоровья будущих педагогов может быть производственная практика, которая позволяет не только связать теоретическую и практическую подготовку, но и является условием развития социально и личностно важных качеств студентов, а также их профессиональной направленности и ценностей.

Авторами статьи выявлено противоречие между потребностью образовательных учреждений в педагогах, способных к конструктивному взаимодействию, социально активных, готовых к сохранению и укреплению своего социального здоровья и обучающихся, с одной стороны, и недостаточной его сформированностью у будущих педагогов, с другой.

Цель исследования – обоснование актуальности формирования социального здоровья будущих педагогов и определение потенциала применения производственной, адаптационной практики в контексте его формирования.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в Шуйском филиале ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», в котором приняли участие 105 студентов вторых курсов – будущих педагогов. Ход проведенного исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование и анализ документов, разработка методического сопровождения адаптационной практики студентов. Методика Е.В. Цикалюк использовалась для выявления уровня социального здоровья будущих педагогов [2], а также методики для оценки выделенных критериев: «положительная Я-концепция» – тест-опросник исследования самоотношения, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, «социабельность» – опросник «Субъективная оценка межличностных отношений», С.В. Духновский; опросник диагностики социабельности личности, Т.А. Богачева [3], «просоциальная направленность» – шкала социального интереса Кренделла(Social Interest Scale,SIS).

Результаты исследования и их обсуждение

Проблему формирования социального здоровья будущих педагогов необходимо рассматривать с двух позиций, первая касается формирования социального здоровья у будущего специалиста, вторая позиция включает формирование готовности специалиста в будущей профессиональной деятельности сохранять и укреплять социальное здоровье своих воспитанников и коллег. В современных исследованиях подчеркивается актуальность формирования социального здоровья педагогов в связи с высокими требованиями к качеству и результатам труда, наличием многократных нарушений здоровья у учителей и обучающихся (Ю.В. Булыгина, А.Р. Сибагатуллина,Г.А. Степанова и др.) [4–6]. В близких к теме публикациях представлено: выделение психологических критериев социального здоровья студентов (А.И. Анисимов), уточнение содержания понятия и современной модели социального здоровья личности (Л.В. Удалова), описание методики оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи (Е.В. Цикалюк) [7–9]. Отдельное место в изучении данного феномена занимают работы, посвященные поиску способов укрепления социального здоровья студентов педагогического направления (С.А. Гильманов) и анализу объективных и субъективных факторов, влияющих на социальное здоровье (Н.А. Коваль, М.А. Лобач) [10; 11]. Тем не менее, несмотря на обилие исследований в различных аспектах социального здоровья, проблема остается недостаточно изученной. Проанализировав немногочисленные работы в этой области, авторы определили, что у исследователей не существует единства в понимании основных характеристик социального здоровья педагога, рассматривают: самоактуализацию, стремление к личностной и профессиональной самореализации; гармоничность отношений с окружением, удовлетворенность различными сторонами своей жизни; активность, адаптацию и деятельное отношение личности к профессии и к миру в целом, направленность на повышение уровня собственного здоровья и здоровья воспитанников [9; 10; 12]. Следует также отметить, что социальное здоровье будущего педагога является фактором, определяющим в будущем успешность адаптации молодого педагога, его гармоничное включение в профессию и качество выполняемых профессиональных функций [13; 14].

Теоретический анализ научной литературы способствовал выделению основных критериев, раскрывающих социальное здоровье будущих педагогов: социальная адаптированность и социальная активность, положительная Я-концепция, социабельность, социальная направленность [7; 12; 15]. В понимании структуры социального здоровья студентов авторы опираются на основные психолого-педагогические теории личности, деятельности и социализации: единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); культурно-историческую теорию развития психики и личности (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский); детерминации психических явлений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев); социализации (Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, Л.И. Новикова, Л.Г. Пак); ценностных ориентаций и социальных установок личности (Д.А. Леонтьев, А.Г.Здравомыслов). Авторы могут констатировать, что социальное здоровье будущего педагога представляет собой сложное структурно-уровневое образование, включающее компоненты: когнитивный (совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной реализации своей профессиональной деятельности в области обучения, общения и поведения в учебной и социальной среде образовательной организации), деятельностный (совокупность умений и навыков, позволяющих выстраивать гармоничные отношения с участниками образовательных отношений) и мотивационно-ценностный (мотивы, цели и ценности, определяющие характер отношения к окружающим и самому себе). Показателями когнитивного компонента являются: осознание норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности); понимание и осознание самого себя, своей деятельности и общения, позитивная Я-концепция; понимание своих прав и обязанностей в образовательной и социальной среде вуза; анализ ситуаций взаимодействия в учебной и социальной среде образовательной организации. Деятельностный компонент включает в себя: толерантность и эмпатию в общении со студентами, преподавателями и школьниками; сохранение спокойствия в конфликтных ситуациях; гармоничность межличностных отношений; умение адаптироваться к изменяющимся условиям учебного процесса; коммуникативные умения, способствующие общению и совместной деятельности. Показателями мотивационно-ценностного компонента являются: стремление к достижению успеха и саморазвитию; способность видеть ситуацию с точки зрения другого человека; стремление приносить пользу во взаимодействии с другими студентами, школьниками; мотивация к участию в жизни группы, факультета, вуза.

Данные компоненты и интегральные критерии определили выбор диагностических методик, обобщив результаты применения которых высокий уровень социального здоровья выявили у 12,4 % обучающихся. Студенты не только усвоили социальные нормы обучения, общения и поведения в социальной среде вуза, но и активно их используют для реализации своих целей и совместной деятельности. Будущие педагоги положительно относятся к себе, включены в жизнь группы, факультета и вуза в целом, межличностные отношения носят гармоничный характер. Обучающиеся проявляют активную гражданскую позицию и имеют высокий социальный рейтинг.

Более половины опрошенных студентов обладают средним уровнем социального здоровья – 66,7 %. Обучающиеся внешне демонстрируют включенность в жизнь группы, вуза, однако внутренне испытывают противоречие между собственными потребностями, целями, ценностями и существующими в социальном окружении. Межличностные отношения в целом достаточно гармоничные, однако они ситуативны и не всегда эмоционально комфортны. Ощущение ценности собственной личности часто зависит от успеха или неудачи в учебе, общении. Студенты имеют средний социальный рейтинг.

Низкий уровень социального здоровья выявлен у 17,1 % обучающихся. Студенты имеют низкий социальный рейтинг, не готовы выполнять свои социальные роли, проявляют социальную пассивность, испытывают трудности в усвоении правил, обязанностей и их применении (конфликты, низкая успеваемость и пр.). Участие в просоциальных мероприятиях их не привлекает, межличностные отношения носят нестабильный характер и не вызывают положительных эмоций. У 3,8 % студентов выявлен уровень социального нездоровья (или асоциальности), который проявляется в дезадаптации и пассивности, нарушении правил. Их социальный рейтинг крайне низкий, контакты с преподавателями и студентами минимальны. Студенты проявляют внутреннюю конфликтность, испытывают сомнения в ценности собственной личности, неудовлетворенность своими возможностями, эмоционально неустойчивы. По результатам диагностического исследования не были выявлены студенты с уровнем социальной болезни (или антисоциальности), которые ориентированы на антисоциальные ценности и негативно относятся к окружающим, проявляют агрессию.

Для формирования социального здоровья студентов авторы разработали методическое сопровождение производственной практики будущих педагогов, которая подразделяется на типы: адаптационная, вожатская, научно-исследовательская работа, преподавательская, технологическая. В данной статье раскрывается содержание адаптационной практики как начального этапа в формировании социального здоровья. Ее содержание предполагает погружение студентов в образовательную среду и взаимодействие с участниками организации. Практика является распределенной, это позволяет чередовать аудиторные занятия и посещение студентами образовательной организации в сотрудничестве с преподавателем вуза разработать и реализовать индивидуальный план студента с максимальной пользой для формирования компонентов социального здоровья.

На вводном этапе практики на аудиторных занятиях со студентами обсуждаются особенности планирования деятельности в период практики, готовность к выходу в образовательную организацию, особенности взаимодействия с обучающимися и учителями, для этого используются деловые игры, тренинги, в которых будущие педагоги, например, могут побыть в роли одного из участников образовательной организации. Данная работа позволяет в дальнейшем научить студента правильно ориентироваться в ситуациях общения и предотвратить конфликтные ситуации. Самостоятельно студенты изучают образовательную среду, анализируют документы, регламентирующие деятельность педагогов, классных руководителей, знакомятся с инновационно-педагогическим опытом образовательной организации, что способствует адаптации студента к образовательной и социальной среде школы, формированию понимания роли и значимости профессиональной деятельности педагога. Рефлексия проведенной работы позволяет оценить усвоение студентом требований к педагогической деятельности, общению, к себе как будущему педагогу; его способность анализировать ситуации взаимодействия в учебной и социальной среде образовательной организации. Далее, в основной период практики, студенты проводят работу по психолого-педагогической диагностике: составляют и оформляют протоколы наблюдения для изучения особенностей взаимоотношений обучающегося со сверстниками; проводят социометрию для определения социального статуса школьников и сплоченности классного коллектива. Данная работа способствует формированию умения студента видеть и определять факторы и условия, которые препятствуют или положительно влияют на взаимоотношения в классном коллективе. Будущий педагог осваивает способность видеть ситуацию с точки зрения другого человека и приобретает стремление приносить пользу в общении и взаимодействии обучающихся. Проанализировав результаты диагностики, студенты составляют и реализуют мероприятия по развитию навыков общения, сплоченности и продуктивного взаимодействия в классном коллективе, проводят коммуникативные игры и упражнения, способствующие как развитию социальных качеств обучающихся, так и развитию профессиональных коммуникативных умений студентов (устанавливать контакт, доступно передавать информацию, проявлять эмпатию и др.).

Заключительный период практики посвящен рефлексии, для проведения которой используются индивидуальные и групповые формы работы. В выводах по итогам практики студенты анализируют: понимание себя в профессии, своей роли в формировании конструктивных межличностных отношений обучающихся, свои возможности в решении конфликтных ситуаций с другими людьми, эмоциональную устойчивость и эмпатию, свои адаптационные способности в условиях учебно-воспитательного процесса. Групповая рефлексия происходит в ходе итоговой конференции, студенты представляют презентацию отчета о практике, делятся впечатлениями и формулируют выводы и рекомендации по саморазвитию. Особое внимание уделяется трудностям, которые возникают в процессе выполнения заданий по практике, и способам их преодоления.

Таким образом, предлагаемые виды работ студентов на практике являются необходимым условием формирования компонентов социального здоровья будущих педагогов: осмысление норм и требований к педагогической деятельности и общению, прав и обязанностей; ситуаций взаимодействия; формирование позитивной Я-концепции (когнитивный компонент); формирование умений планировать свою работу с учетом психологических особенностей обучающихся, их интересов и возможностей; построения конструктивной коммуникации с обучающимися и педагогами, классным руководителем; толерантности и эмпатии в общении; эмоциональной регуляции (деятельностный компонент); развитие мотивации достижения и саморазвития; социабельность и просоциальная направленность (мотивационно-ценностный компонент).

Заключение

Социальное здоровье будущих педагогов представляет собой сложное структурно-уровневое образование, позволяющее личности успешно адаптироваться и активно участвовать в профессиональной среде и общественной жизни, проявляя гражданскую позицию и устанавливая гармоничные взаимоотношения. В структуру социального здоровья входят когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный компоненты. Интегральными критериями сформированности социального здоровья будущих педагогов являются: социальная активность, положительная Я-концепция, просоциальная направленность, социабельность, социальная адаптированность. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство будущих педагогов, обучающихся на втором курсе, обладают средним уровнем социального здоровья. Они не имеют явных трудностей с социальной адаптацией, усвоили большинство социальных норм обучения, общения и поведения в социальной среде вуза, однако неактивно их используют для реализации своих целей и совместной деятельности. Студенты имеют трудности с мотивацией и эмпатией, эпизодически включаются в жизнь группы, факультета и вуза в целом, не всегда откликаются на участие в добровольческих или творческих делах. В качестве средства повышения уровня социального здоровья студентов на начальном этапе авторы предлагают использовать производственную, адаптационную практику.


Библиографическая ссылка

Баркунова О.В., Смирнова О.А., Седова С.С. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, АДАПТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34250 (дата обращения: 21.09.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34250