Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ВРАЧА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Цквитария Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
Статья посвящена изучению проблемы формирования универсальных компетенций студента-медика. Актуальность рассматриваемой темы определяется требованиями реальной профессиональной практики врача в необходимости демонстрировать высокий уровень развития коммуникативной компетенции, умения работать в команде и организовывать работу команды, способности работать над проектом, формулировать цели и задачи и реализовывать задуманное в своей деятельности, умения решать проблемные профессиональные задачи и выстраивать бесконфликтное взаимодействие с коллегами и пациентами. Целью данного исследования является проведение анализа разработанности проблемы формирования универсальных компетенций будущего врача в научных публикациях и выявление наиболее эффективных подходов к формированию универсальных компетенций у обучающихся. В качестве метода исследования использовалось изучение и обобщение научной, методической информации и результатов практической деятельности. Материалами для исследования послужили нормативно-правовые документы в сфере образования и научные статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике. В статье проанализированы исследования отечественных и зарубежных авторов, выявлены аспекты рассмотрения обозначенной проблемы и варианты ее решения. Как результат анализа собственного практического опыта по формированию универсальных компетенций студентов-медиков предложены способы решения педагогической задачи по формированию мягких навыков у обучающихся.
компетенция
мягкий навык
педагогическая задача
универсальные компетенции
будущий врач
эмоциональный интеллект
1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/310501_C_3_18062021.pdf (дата обращения: 15.05.2025).
2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 965 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.02 Педиатрия" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles /FGOS%20VO%203++/Spec/31.05.02 _C_3_14092020.pdf (дата обращения: 15.05.2025).
3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 09 января 2023 г. N 9 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.19 Педиатрия" [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//fgosvoord/310819.pdf (дата обращения: 15.05.2025).
4. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 09 января 2023 г. N 15 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.49 Терапия" [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//fgosvoord/310849.pdf (дата обращения: 15.05.2025).
5. WHO Report Global Competency Framework for Universal Health Coverage (2022); URL: https://www.who.int/publications/i/item/9789240034662.
6. Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Великанов В.В. Опыт подготовки преподавателей к формированию коммуникативной компетенции у студентов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30283 (дата обращения: 23.05.2025). DOI: 10.17513/spno.30283.
7. Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Бендрикова А.Ю. Этапность формирования коммуникативной компетенции обучающихся медицинского вуза // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2022. № 2. С. 16-27. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49083079_98681313.pdf (дата обращения: 22.05.2025).
8. Герасимова Т.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально важных качеств будущих врачей на этапе обучения в вузе // Актуальные проблемы педагогики и психологии (Самара). 2022. № 1 (3). С. 8-12. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_53805688_21520211.pdf (дата обращения: 21.05.2025). DOI: 10.55000/APPiP.2022.10.13.001.
9. Комарова Э.П., Алексеева Г.А. Перспективы формирования интегрированной компетенции в процессе подготовки студента-медика. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 42-44. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45421125_98432748.pdf (дата обращения: 23.05.2025).
10. Клеймёнова О.А., Трусова М.А. Педагогический потенциал проектной деятельности в профессиональном саморазвитии студентов медицинского вуза. // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 2 (43). С. 56-69. URL: https://vestnik-muiv.ru/upload/iblock/6d8/6d85b4ad1348b773c8c57ad50f34545b.pdf (дата обращения: 23.05.2025).
11. Frank, J.R., Snell, L.S., Ten Cate, O., et al. Competency-based medical education: theory to practice // Medical Teacher. 2010. Vol. 32. Is .8. Р. 638-645. DOI: 10.3109/0142159X.2010.501190.
12. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Трудовая занятость студентов-медиков как фактор, влияющий на формирование будущего врача // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29589 (дата обращения: 15.05.2025). DOI: 10.17513/spno.29589.
13. Петрова М.Н., Алексеева И.С., Еремеева Д.С., Степанова О.А., Ананьева В.А. Развитие "мягких навыков" у будущих врачей при изучении дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение". // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022. № 3 (27). С. 30-38. URL: https://www.ppfsvfu.ru/jour/article/view/198/194 (дата обращения: 23.05.2025).
14. Теняева О.В. Эмоциональный интеллект как ресурс выбора стратегии совладающего поведения специалистов помогающих профессий (на примере медицинских работников) // Психолого-педагогический поиск. 2024. № 4 (72). С. 166-174. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_80332439_81718423.pdf (дата обращения: 23.05.2025). DOI: 10.37724/RSU.2024.72.4.018/.
15. Cherry M.G., Ian Fletcher, Helen O'Sullivan, Tim Dornan. Emotional intelligence in medical education: a critical review // Med. Educ. 2014. Vol. 48(5). Р. 468-478. DOI: 10.1111/medu.12406.
16. Рюмина Т.В. Особенности и условия формирования готовности врачей к психолого-педагогическому виду деятельности в едином научно-образовательном и клиническом пространстве ординатуры // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN322.pdf (дата обращения: 23.05.2025).

Введение

Современное общество сталкивается с рядом вызовов в области здравоохранения, которые требуют от врачей не только профессиональных навыков, но и универсальных компетенций. Универсальные компетенции включают в себя такие навыки, как коммуникация, критическое мышление, решение проблем, этика и межкультурная компетентность [1; 2]. Эти навыки необходимы для успешной работы в современной медицине, где врачи должны уметь адаптироваться к изменяющимся условиям и работать в команде с другими специалистами и с пациентами.

Сложившаяся образовательная парадигма в профильных учебных заведениях демонстрирует выраженный дисбаланс, при котором основной акцент делается на развитие узкопрофессиональных компетенций в ущерб формированию надпрофессиональных навыков. Такая ситуация обусловлена традиционной ориентацией профессорско-преподавательского состава на предметно-специализированную подготовку будущих врачей. Существует необходимость в разработке эффективных методик и подходов к обучению, которые позволят студентам медицинских вузов приобрести не только профессиональные знания, но и развить необходимые универсальные навыки.

Автором рассматривается формирование универсальных компетенций обучающихся как современная педагогическая задача. Под педагогической задачей автор понимает цель, к которой стремится педагог, и способы ее достижения. Педагогические задачи связаны с изменением личности обучающегося как результат обучения, воспитания и развития. И обращаем внимание, что решение этих педагогических задач необходимо проводить в условиях цифровой трансформации педагогического процесса.

Цифровая трансформация учебного процесса все больше индивидуализирует процесс обучения, повышает самостоятельность обучающихся, повышает интерес к учебному предмету и облегчает процесс выполнения задания. Вместе с изменениями, связанными с эпохой цифровой трансформации различных сфер жизни, наблюдается беспрецедентный рост значимости метакомпетенций, определяемых в современных исследованиях как ключевые компетенции XXI века. В научном дискурсе данные феномены получают различные терминологические обозначения: от англоязычного концепта soft skills до более широкого понятия «универсальные компетенции», что отражает их междисциплинарную природу и фундаментальное значение для успешной профессиональной и социальной адаптации. Поэтому так важно разобраться: формирование каких навыков и компетенций сегодня является важной педагогической задачей для педагогов.

Цель исследования - проведение анализа разработанности проблемы формирования универсальных компетенций будущего врача в научных публикациях и выявление наиболее эффективных подходов к формированию универсальных компетенций у обучающихся.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели был проведен контент-анализ образовательных стандартов и научных публикаций отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике; систематизация и обобщение теоретических подходов и практического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные педагогические цели, к достижению которых стремится педагог, решая педагогические задачи, сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах по направлениям подготовки. В результате анализа федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям специалитета «Клиническая медицина» выявлено, что общим для них является требование сформировать следующие категории (группы) универсальных компетенций:

- разработка и реализация проектов - способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;

- командная работа и лидерство - способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;

- коммуникация - способен применять современные коммуникативные технологии [1; 2].

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры (клиническая медицина) - также указаны группы универсальных компетенций, необходимых для формирования у обучающихся:

- разработка и реализация проектов - способен разрабатывать, реализовывать проект и управлять им;

- командная работа и лидерство - способен руководить работой команды врачей, среднего и младшего медицинского персонала, организовывать процесс оказания медицинской помощи населению;

- коммуникация - способен выстраивать взаимодействие в рамках своей профессиональной деятельности [3; 4].

Обозначенные группы универсальных компетенций относятся к разряду междисциплинарных компетенций, имеющих особую значимость в профессиональной сфере. К базовым универсальным компетенциям относятся: способность к эффективной межличностной коммуникации, развитый эмоциональный интеллект, перцептивная компетентность, навыки командообразования, способность к принятию обоснованных решений. Особую актуальность данные компетенции приобретают в профессиях социального типа, предполагающих интенсивное межличностное взаимодействие. Наиболее ярко это проявляется в медицинской практике, где от уровня развития указанных компетенций напрямую зависит как эффективность профессиональной деятельности, так и качество оказываемой медицинской помощи.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает к реализации разработанную глобальную систему компетенций, необходимых медицинским работникам для достижения целей Всеобщего охвата населения услугами здравоохранения. ВОЗ выделяет ключевые области универсальных компетенций:

- персонифицированная помощь: умения учитывать культурные, социальные и гендерные особенности пациентов, проявлять эмпатию, выстраивать коммуникацию;

- лидерство и управление: навыки организации работы в условиях ограниченных ресурсов, действия при чрезвычайных ситуациях, мотивация команды;

- межпрофессиональное сотрудничество: работа в команде с не врачами (соцработники, IT-специалисты), владение способами разрешения конфликтных ситуаций [5].

Проведенный анализ современных исследований в рамках заданной проблематики, а также существующих методологических подходов к интерпретации универсальных компетенций позволяет выделить ряд ключевых характеристик. Прежде всего, обращает на себя внимание их надпрофессиональная природа: данные компетенции представляют собой личностный ресурс, который не детерминирован профессиональной принадлежностью, социальным статусом или иными стратификационными факторами. Не менее значимой представляется коммуникативная составляющая универсальных компетенций. Их актуализация происходит в процессе межличностного взаимодействия, будь то социальный диалог, профессиональная коммуникация или персональная рефлексия, что подчеркивает их интегративный и контекстно зависимый характер [6-8]. Развитие данных компетенций у обучающихся облегчает социальную адаптациювыпускников при переходе из учебной среды в профессиональную; повышает профессиональную мобильность, позволяя быстрее осваивать новые роли и требования; способствует успешному выстраиванию карьерной траекторииза счет развития soft skills, востребованных в современном социуме, и обеспечивает не только академическую успешность, но и долгосрочную профессиональную устойчивость выпускников.

Важно подчеркнуть, что у будущих специалистов, несомненно, формируются и профессиональные компетенции, которые еще именуют как «жесткие навыки», создающие ядро профессиональной подготовки специалиста. В совокупности «мягкие навыки» - универсальные компетенции и «жесткие навыки» - профессиональные компетенции формируют целостную модель конкурентоспособного профессионала [9-11].

Проблема заключается в том, что в профильном университете существует устойчивая диспропорция в формировании узкопрофессиональных компетенций, что приводит к дефициту внимания к развитию метакогнитивных и надпрофессиональных навыков.Данный дисбаланс становится объектом изучения как в академических кругах, так и среди специалистов-практиков, осознающих необходимость формирования универсальных компетенций обучающихся, не связанных напрямую с профессиональными компетенциями.

Исследуя вопрос формирования компетенций студентов-медиков через трудовую занятость и её влияние на формирование будущего врача, Алексеенко С.Н. с коллегами приходят к выводу, что развитие таких важных навыков для будущей практической профессиональной деятельности, как навыки коммуникации с пациентами, умение работать в команде и соблюдение тайм-менеджмента, у студентов-медиков более эффективно в процессе трудовой занятости и ранней профессионализации. То есть в рамках только академической учебной деятельности формирование универсальных компетенций недостаточно [12].

Петрова М.Н. с соавторами, рассматривая мягкие навыки как важную категорию компетенций для будущих врачей, выделяет их социально-гуманитарную направленность: коммуникация, эмпатия, ценностное отношение к будущей профессии. Авторы полагают, что умение работать в команде, развитые навыки публичных выступлений, способность к анализу и решению сложных ситуаций возможно формировать через научно-аналитическую деятельность на учебных занятиях и развивать «посредством организации производственной практики с трудоустройством обучающихся выпускных 5-6 курсов в качестве среднего медицинского персонала, сотрудников колл-центров поликлиник, медицинских учреждений» [13].

Представляют интерес исследования о роли эмоционального интеллекта (ЭИ) в медицинской деятельности. Авторы анализируют, как ЭИ влияет на успешность будущих врачей, какие методы его развития наиболее эффективны в обучении студентов-медиков, существует ли связь ЭИ с коммуникативными навыками, стрессоустойчивостью и профессиональным выгоранием врача. Рассматривают необходимость для врача уметь воспринимать эмоции (у пациента, коллег, себя), использовать эмоции для решения профессиональных задач общения с пациентами (например, проявление эмпатии), понимать эмоции (интерпретация их причин и последствий) и управлять эмоциями (контроль стресса, разрешение конфликтов). От уровня развития эмоционального интеллекта медицинских работников зависит выбор конструктивной стратегии выхода из стрессовой ситуации [14; 15].

Также проблема формирования универсальных компетенций будущих врачей рассматривается в ключе формирования способности и готовности к ведению педагогической деятельности у врачей-ординаторов, необходимой для их профессиональной деятельности, включая обучение пациентов, коллег и студентов. В ее структуре выделяют следующие 4 ключевых компонента: осознание важности педагогической деятельности в работе врача, знание основ психологии общения и методов обучения, навыки проведения бесед с пациентами, лекций для коллег, способность анализировать и совершенствовать свои педагогические методы [3; 4; 16].

Исследование показало, что формирование универсальных компетенций у будущего врача является актуальной задачей в современной педагогике. Врачи должны не только обладать профессиональными навыками, но и быть способными эффективно коммуницировать, принимать решения, решать проблемы, работать в команде и быть морально этичными. Для успешной работы врачей в современной медицине необходимо развивать универсальные компетенции, которые помогут им адаптироваться к изменяющимся условиям и взаимодействовать с пациентами и другими специалистами.

Анализируя собственный практический опыт по организации обучения студентов и ординаторов и решению задач формирования универсальных компетенций у обучающихся, предлагаем следующие подходы к решению изучаемой проблемы.

- Развивать у профессорско-преподавательского состава университета профессионально-педагогические компетенции, позволяющие решать обозначенную педагогическую задачу. Для этого на кафедре педагогики реализуются циклы тематического повышения квалификации преподавателей университета: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС высшего образования», «Современные технологии обучения в системе непрерывного образования», «Актуальные вопросы организации педагогического процесса в высшем медицинском образовании», «Преподаватель вуза: современные подходы к профессиональной деятельности». Содержание программ обучения по данным циклам повышения квалификации отобрано в соответствии с запросом педагогов-медиков и ориентировано на обновление теоретических и практических знаний в области организации образовательного процесса, совершенствование знаний, востребованных при создании условий в образовательном процессе для формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности и освоение современных технологий обучения.

- Практиковать использование в учебном процессе при изучении как клинических дисциплин, так и дисциплин гуманитарного блока симуляционные тренинги, разыгрывание сложных эмоциональных сценариев, анализ своих эмоций после практики, разыгрывание ролей, разбор проблемных кейсов, организацию учебных тематических дискуссий. Такое активное обучение предполагает активное вовлечение студентов в учебный процесс, обсуждение проблемных ситуаций, коллективное решение задач и т.д. Это позволяет студентам развивать коммуникационные навыки, критическое мышление, способность решать проблемы и работать в команде. Симуляционные тренировки позволяют студентам практиковаться в реалистичных ситуациях, имитирующих практическую работу врача. Это также помогает им развить навыки коммуникации с пациентами, принятия решений в сложных ситуациях и эффективного взаимодействия с другими специалистами.

- Создавать программы партнерства с клиниками (официальные стажировки с учетом учебной нагрузки, возможности трудоустройства студентов в клиники-партнёры, гибкие учебные графики для работающих студентов).

- Создавать условия для совмещения клинической практики с элементами педагогической деятельности в ординатуре, что способствует формированию комплексной профессиональной компетентности врача. Это позволяет ординаторам осознать важность педагогической деятельности в работе врача, приобрести навыки проведения бесед с пациентами, лекций для коллег, проведения обучения пациентов (школы диабета, гипертонии). Включать в программу для ординаторов дисциплину «Педагогика» с изучением коммуникативных основ профессиональной деятельности, конфликтов в медицинской деятельности, организации работы ординаторов над проектами по созданию школы обучения пациентов, разработки вариантов проведения просветительской работы врача.

Заключение

В результате проведенного анализа подходов научных публикаций и анализа собственной педагогической деятельности были выявлены и предложены наиболее эффективные варианты решения такой современной педагогической задачи, как формирование универсальных компетенций будущего врача.

Применение различных методик и подходов, таких как активное обучение, проблемно ориентированное обучение и использование симуляционных тренировок, позволяет эффективно развивать универсальные компетенции у студентов медицинских вузов. Однако формирование универсальных компетенций является сложной задачей для педагогов и методистов. Существует необходимость совершенствования универсальных компетенций педагогов и освоения ими предлагаемых способов организации педагогического процесса и вариантов самостоятельной разработки подходов к обучению, которые позволят студентам медицинских вузов не только приобрести профессиональные знания, но и развить необходимые универсальные навыки.


Библиографическая ссылка

Цквитария Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ВРАЧА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34145 (дата обращения: 17.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34145