Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА

Шевцова А.Б. 1 Гагуа Л.А. 1 Эльдарова Н.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»
Для современной России нет более важной национальной идеи, чем патриотизм, от успешной реализации которой зависит будущее страны и её благополучие. Актуальность настоящего исследования обусловлена воспитанием основ патриотизма в младшем школьном возрасте. Цель исследования – обосновать влияние музыкального фольклора карачаевцев на воспитание патриотизма, как нравственного качества младших школьников. Основным материалом для исследования послужили модифицированные методики Т.М. Масловой. Методика № 1 «Я – патриот». Цель методики – выявить уровень патриотизма младших школьников по мотивационно-потребностному, деятельностному и волевому компонентам. Методика № 2 «Незаконченное предложение». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по когнитивному компоненту. Методика № 3 «Моё отношение к малой родине». Цель методики - определить уровень воспитания патриотизма по эмоциональной составляющей интеллектуально-эмоционального компонента. В статье уточнена сущность, содержание и структура патриотизма как нравственного качества младшего школьника. В рамках данного исследования раскрыта структура патриотизма как нравственного качества (интеллектуально-эмоциональный, потребностно-мотивационный, поведенческий, волевой компоненты), приведены показатели и критерии его проявления. Опытно-экспериментальная работа включает констатирующий и формирующий этапы. На формирующем этапе апробирован разработанный специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев» во внеурочной деятельности в 1–4 классах. В статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы, свидетельствующие о положительной динамике развития компонентов патриотизма младших школьников. Таким образом, в данной статье предпринята попытка показать возможности музыкального фольклора в воспитании патриотизма младших школьников как нравственного качества.
патриотизм
музыкальный фольклор
внеурочная деятельность
музыка
песня
обучающиеся
начальная школа
1. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Издательство «Гардарики», 2005. 516 с. ISBN- 5-8297-0004-2.
2. Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник НовГУ. 2017. № 1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiy-patriotizm-i-patrioticheskoe-vospitanie (дата обращения 11.06.2025).
3. Швецова Е.В. Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики: дис. канд. пед. наук. Чебоксары. 2010. 258 с. URL: https://www.dissercat.com/(дата обращения 11.06.2025).
4. Пронина А.Н. Изучение патриотизма младших школьников с различным уровнем этнической идентичности // Нижегородское образование. 2021. № 2. С. 62-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-patriotizma-mladshih-shkolnikov-s-razlichnym-urovnem-etnicheskoy-identichnosti (дата обращения 11.06.2025).
5. Джумаева К.Т., Норова З.И. Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей // Endless Light in Science. 2023. № 1-1. С. 96-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-patrioticheskih-kachestv-u-detey (дата обращения 11.06.2025).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 11.06.2025).
7. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: дис. докт. пед. наук. Москва. 1997. 338 с. https://www.dissercat.com/ (дата обращения 11.06.2025).
8. Чемерилова И.А., Морозов С.И. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука. 2016. № 12-3. С. 119-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения 11.06.2025).
9. Алиева С.Т. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 39-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения 11.06.2025).
10. Манина Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев // Вестник ТГУ. 2008. № 7. С. 285-288 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-problema-razrabotki-kriteriev (дата обращения 11.06.2025).
11. Камакина О.Ю. Особенности патриотической воспитанности младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5. С. 1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patrioticheskoy-vospitannosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения 11.06.2025).
12. Героева Л.М. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра: дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 2016. 199 с. https://www.dissercat.com/content/patrioticheskoe-vospitanie-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-usloviyakh-lyubitelskogo-tea (дата обращения 11.06.2025).
13. Слюсаренко Э.Е., Аванесова Р.Р. Современные аспекты патриотического воспитания младших школьников // Образование и проблемы развития общества. 2023. № 2 (23). С. 67-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения 11.06.2025).
14. Крюков П.С. Специфика формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника средствами музыкального фольклора // Вестник Тамбовского университета. 2023. Т. 28 (3). С. 548-555. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-mladshego-shkolnika-sredstvami-muzykalnogo-folklora (дата обращения 11.06.2025).
15. Шевцова А.Б., Эльдарова Н.Г., Хубиева Л.Н., Гагуа Л.А. Воспитание эмоциональной культуры молодежи средствами музыки и ее влияние на экономическую культуру // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 5. № 3 (144). С. 203-208. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.03.05.027.

Введение. В современной социально-политической ситуации от каждого россиянина требуется готовность отстаивать свободу и независимость Родины. Для нынешней России нет более важной национальной идеи, чем патриотизм. Задача государства, семьи, образовательных организаций – помочь подрастающему поколению найти своё место в новых социокультурных условиях, стать полноценным гражданином своей страны, патриотом своей Родины.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы патриотизма как нравственного качества личности. От того, каким образом и в какой форме они будут заложены в детях, зависит будущее России, её благополучие.

Проблеме воспитания патриотизма посвящены многие научные работы, охватывающие различные её аспекты. Особый интерес представляют исследования, раскрывающие сущность и структуру патриотизма как нравственного качества личности на разных возрастных этапах (Н.А. Абрамова, С.Т. Алиева, Т.Е. Вежевич, Н.И. Ивашкина, О.Ю. Камакина, Т.В. Козлова, Л.И. Манина, Я.В. Макарчук, И.Ф. Харламов, Е.В. Швецова и др.), рассматривающие фольклор как средство повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников (Г.Х. Валеева, Х.Т. Каюмова, Е.И. Корнеева. Р.Ш. Халикова и др.), характеризующие критерии и показатели уровня воспитания патриотизма (С.Т. Алиева, Г.Н. Лашкова, Е.В. Швецова, О.Ю. Камакина, И.Ф. Харламов и др.). Имеются научные исследования по использованию компонентов народной культуры в патриотическом воспитании школьников (Г.Х. Валеева, Х.Т. Каюмова, Е.И. Корнеева, Р.Ш. Халикова, Л.Н. Хубиева, Д.К. Койчуева и др.).

Многочисленные исследования последних десятилетий в области воспитания патриотизма и изучение опыта работы учителей начальных классов позволяют утверждать, что музыкальный фольклор карачаевцев, обладающий потенциальными возможностями в воспитании патриотизма у младших школьников как нравственного качества, недостаточно используется в начальной школе.

Цель исследования: обосновать возможности музыкального фольклора карачаевцев в воспитании патриотизма как нравственного качества у младших школьников.

Задачи исследования: уточнить сущность, содержание и структуру патриотизма как нравственного качества младшего школьника; показать возможности музыкального фольклора в воспитании патриотизма у обучающихся начальных классов; разработать и апробировать специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев» во внеурочной деятельности в 1-4 классах.

Материалы и методы исследования. Основным материалом для исследования послужили модифицированные методики Т.М. Масловой.

Методика № 1 «Я – патриот». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому компонентам. Методика № 2 «Незаконченное предложение». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по интеллектуальному компоненту. Методика № 3 «Моё отношение к малой родине». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по эмоциональному компоненту.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, изучение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.

Эксперимент проходил в МКОУ «СОШ а. Джингирик» Карачаевского района, КЧР, в 2020–2024 гг. В исследовании участвовали 65 обучающихся 1–4 классов. В ходе эксперимента был апробирован специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев».

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из важнейших нравственных качеств личности является патриотизм, проявляющийся в потребности преданно служить своей Родине, в выражении к ней чувства любви и верности, духовной связи с ней, в стремлении беречь её честь и достоинство, а также делами укреплять её могущество и независимость [1, с. 344]. С.М. Ёлкин, А.А. Косова патриотизм рассматривают как ценностное отношение человека к своему Отечеству и малой родине [2, с. 15].

По Е.В. Швецовой, патриотизм как нравственное качество младшего школьника проявляется в любви и преданности к своей малой и большой Родине, в понимании её великой силы и славы, в желании изучать родную культуру и придерживаться традиций своего народа, в стремлении изучать родной язык и употреблять его в разговорной речи, в неравнодушном отношении к жизни семьи, класса, школы, страны, в старании беречь её честь и достоинство, в силу своих возможностей вносить вклад в укрепление могущества и независимости России. [3, с. 9].

Проведённый выше анализ показывает многогранность понятия «патриотизм», однако основным элементом, определяющим его сущность, выступает любовь к Родине, к родному краю, к земле, где человек родился и вырос.

Необходимо отметить, что воспитание патриотизма как нравственного качества детерминировано возрастными особенностями личности [4]. Нельзя сразу во всей полноте сформировать патриотизм, так как он является слишком сложным нравственным качеством.

К.Т. Джумаева и З.И. Норова воспитание патриотизма рассматривают как ступенчатый процесс: первая ступень – формирование родственных чувств к своей семье, ближним и дальним родственникам; вторая ступень – воспитание любви к малой Родине; третья ступень – воспитание любви к Отечеству, его истории, культуре, традициям [5].

Далее следует уточнить содержание патриотизма младшего школьника как нравственного качества, проявляющегося в различных отношениях личности к малой родине и включающего в себя: чувство привязанности к местам, где он родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; уважительное отношение к историческому прошлому малой и большой Родины; уважительное отношение к народным традициям; заботу о близких и окружающих людях; бережное отношение к природе; желание участвовать в мероприятиях патриотической направленности; гордость за достижения класса, школы, своего родного края; готовность посвящать свой труд и силы процветанию семьи, класса, школы, малой и большой Родины.

Необходимость целенаправленной работы учителей в начальной школе по воспитанию патриотизма обучающихся детерминирована документами, обусловливающими содержание начального образования. Так, одним из обязательных требований ФГОС НОО является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. В ходе гражданско-патриотического воспитания педагогам необходимо обратить особое внимание на формирование у обучающихся понятия «Родина»; проводить целенаправленную воспитательную работу по ознакомлению с государственной символикой России; воспитывать уважительное отношение к культуре и истории малой и большой Родины; научить подрастающее поколение уважать старших, помогать им; прививать навыки бережного отношения к окружающему миру [6].

Для успешной работы по воспитанию патриотизма следует иметь представление не только о сущности и содержании этого нравственного качества, но и знать те внутренние структурные компоненты,которые в своей совокупности выступают его носителями. В настоящем исследовании патриотизм рассматривается как нравственное качество личности. Нравственные качества как психологические образования в структуре личности младшего школьника являются результатом воспитания как специально организованного педагогического процесса [7, с. 43].

Анализ различных подходов к изучению патриотизма показывает, что данное понятие имеет сложную структуру, включающую ряд компонентов. Однако в выделении его структурных компонентов единого мнения среди исследователей не имеется. Исследователи, рассматривающие патриотизм как нравственное качество, в его составе выделяют различные компоненты: патриотические чувства, патриотическое сознание, патриотическое поведение [8]; интеллектуальный, чувственно-эмоциональный и действенно-практический [9]; когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий [10]; когнитивно-интеллектуальный, поведенческо-волевой, мотивационно-потребностный [11].

Личность младшего школьника в процессе воспитания патриотизма следует рассматривать как целостную психическую систему (Л.С. Выготский). Вследствие этого в структуре патриотизма как нравственного качества выделяются интеллектуально-эмоциональный, потребностно-мотивационный, поведенческий, волевой компоненты (И.Ф. Харламов).

Безусловно, нельзя вести речь о воспитании патриотизма младшего школьника, не определив критерии и показатели сформированности его компонентов, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты, критерии и показатели патриотизма младшего школьника

Компоненты патриотизма

Критерии воспитанности патриотизма

Показатели воспитанности патриотизма

Интеллектуально-эмоциональный

Знания и представления о малой родине

- знание родословной семьи

- знание национальных праздников

- знание народных песен, танцев

- знание истории малой родины

- знание народных традиций

- чувство привязанности к местам, где родился и вырос (малая родина)

 

Потребностно-мотивационный

Отношение к малой родине

- интерес к познанию истории семьи, малой родины

- интерес к праздникам, традициям своего народа

- уважительное отношение к родному языку

- уважительное отношение к историческому прошлому малой и большой Родины

- желание участвовать в мероприятиях патриотической направленности

Поведенческий

Патриотическое поведение

- участие в народных праздниках

- забота о близких и окружающих людях

- участие в деятельности, направленной на благо малой родины

Волевой

Стремление к проявлению

патриотизма

- готовность участвовать в патриотической деятельности

Источник: составлено авторами на основе изучения работ С.Т. Алиевой, Л.И. Маниной, О.Ю. Камакиной, И.Ф. Харламова.

В настоящее время процесс воспитания патриотизма младшего школьника требует новых подходов. В этом возрасте прививать детям любовь к Родине, к истории и культуре своего края целесообразно начинать посредством музыкального фольклора, учитывая его доступность и богатый воспитательный потенциал [12; 13]. Обращение к музыкальному фольклору содействует более успешному и основательному осуществлению процесса патриотического воспитания детей в младшем школьном возрасте [14].

Музыкальный фольклор карачаевцев представлен историко-героическими, охотничьими, обрядовыми, трудовыми песнями, песнями-пожеланиями, колыбельными и детскими песнями, эпическими сказаниями, музыкальными наигрышами, танцами. Как отмечают исследователи, образовательно-воспитательная функция песен определяется наличием в песнях педагогической идеи, в том числе патриотической. Такие музыкальные жанры, как танец и песня, прославляют родину, красоту её природы, любовь и труд человека, воздействуют на эмоциональную сферу личности, тем самым способствуют успешному воспитанию патриотизма как нравственного качества личности [15].

С целью повышения эффективности воспитания патриотизма младших школьников разработан специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев» для внеурочной деятельности в начальной школе (изучение курса желательно на родном языке). Примерный тематический план курса представлен в таблице 2. Основные задачи курса: расширить знания детей о своей семье, о народных традициях; способствовать формированию у детей представлений об истории родного края, о родословной своей семьи; о зарождении карачаевского народа; формировать положительное отношение к малой родине и стране; формировать готовность помочь близким и окружающим людям и др.

Таблица 2

Примерный тематический план курса «Музыкальный фольклор карачаевцев»

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Происхождение карачаевского народа

2

 

 

 

2.

Осенне-зимний календарь и календарная обрядность

3

3

3

3

3.

Музыкальные инструменты карачаевцев

2

3

2

2

4.

Песенный фольклор карачаевцев

2

3

3

3

5.

Народный танец

2

3

3

3

6.

Весенне-летний календарь и календарная обрядность

3

3

3

3

7.

Традиционные виды занятий карачаевцев

2

2

3

3

Итого:

6

7

7

7

Источник: составлено авторами на основе программы курса «Музыкальный фольклор карачаевцев», разработанного в ходе исследования.

На занятиях по теме «Происхождение карачаевского народа» дети знакомятся с историей возникновения карачаевского народа, изучают «Песнь о Карче», повествующую о жизнедеятельности легендарного вождя карачаевцев, составляют родословное древо своей семьи. С историко-героическими, охотничьими, обрядовыми, трудовыми песнями, песнями-пожелания, колыбельными, детскими и другими песнями обучающиеся знакомятся при изучении темы «Песенный фольклор карачаевцев».

С традиционными видами трудовой деятельности народа дети знакомятся при изучении тем «Осенне-зимний календарь и календарная обрядность», «Весенне-летний календарь и календарная обрядность», «Традиционные виды занятий карачаевцев». Каждый вид трудовой деятельности в народе сопровождался песнями: при обработке земли – «Эрирей», при сбивании масла – «Долай», при ткачестве сукна – «Инай», на охоте – «Апсаты», «Бийнёгер» и другие. Всем этим песням приписывались магические функции: обращаясь в песне к божествам, люди надеялись как можно быстрее получить больше масла, зерна, красивую и прочную одежду. Эти занятия указывают на важность трудовой деятельности, помогают прививать любовь к труду. Заключительные занятия по каждой теме проходят в форме экскурсии, конкурса танцев и песен, народных праздников, так как атмосфера таких занятий положительно воздействует на эмоциональную сферу школьников, позволяет получить наиболее полные представления о жизни своего народа и его традициях.

Предпочтение отдаётся интерактивным методам обучения: работа в парах, работа в малых группах, ролевые игры, творческие задания, исследовательские проекты и др. Выбор методов и средств зависит от целей, задач и содержания занятия.

Динамика развития компонентов патриотизма по уровням в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах наглядно представлена в таблице 3. Результаты демонстрируют положительную динамику развития по всем компонентам патриотизма.

Таблица 3

Динамика развития патриотизма младшего школьника

Уровни

 

Интеллектуально-эмоциональный

компонент

Потребностно-мотивационный компонент

Поведенческий

компонент

Волевой

компонент

КГ

(%)

ЭГ

(%)

КГ

(%)

ЭГ

(%)

КГ

(%)

ЭГ

(%)

КГ

(%)

ЭГ

(%)

Высокий

17,8

36,6

42

72

36

64,1

26

62,1

Средний

46

53

30

22

26

30,7

23

33,7

Низкий

36,2

10,4

28

6

38

5,2

20

4,2

Итого:

100

100

100

100

100

100

31

100

Источник: составлено авторами по результатам анализа экспериментальных данных, полученных в ходе диагностики уровня воспитания патриотизма у младших школьников на контрольном этапе.

Заключение. Воспитание патриотизма относится к важнейшей и необходимой функции государства, общества, семьи и образовательных учреждений.

В целом, результаты исследования доказывают потенциальные возможности музыкального фольклора в воспитании патриотизма в младшем школьном возрасте как нравственного качества: в экспериментальной группе улучшились показатели по всем критериям. Следовательно, изучение курса «Музыкальный фольклор карачаевцев» во внеурочной деятельности в начальной школе способствует повышению эффективности воспитания патриотизма.


Библиографическая ссылка

Шевцова А.Б., Гагуа Л.А., Эльдарова Н.Г. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34143 (дата обращения: 17.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34143