Введение. В современном обществе медицинское образование сталкивается с новыми вызовами, которые требуют от медицинских высших учебных заведений (далее - вуз) подготовки специалистов высокого уровня, готовых работать не только здесь и сейчас, но и готовых работать в условиях цифровой трансформации медицинской среды [1]. Выпускники должны получать новые компетенции и навыки, необходимые для дальнейшего трудоустройства в ведущие медицинские центры и клиники. Для обеспечения высокого качества подготовки важно постоянно совершенствовать процесс обучения студентов, что подчеркивает значимость улучшения учебной программы, в частности на морфологических кафедрах [2-4]. Ведь именно знания морфологии структурных элементов различных органов и принципов их функционирования являются ключевыми для понимания развития патологии этих систем. Эти знания формируют основу понимания механизмов развития заболеваний, проявления симптомов и возможных осложнений [5].
Современная система профессионального медицинского образования проходит через сложный этап трансформации [6; 7]. Как одна из основополагающих систем современного общества, она должна быть гибкой и отзывчивой к изменениям в социальной и экономической среде как внутри страны, так и за её пределами, учитывать ценность времени студентов и преподавателей, отличаться адаптивностью оценочных материалов под ключевые задачи, успешно балансировать на стыке специальностей, минимизировать разночтения представленного для изучения материала и чутко реагировать на увеличение количества обучающих ресурсов. Как следствие, внедрение образовательной онлайн-платформы с авторитетной и проверенной информацией просто необходимо медицинским университетам [8; 9].
Актуальность ее создания в первую очередь заключается в экономии времени, важнейшего ресурса обучающихся. Современные образовательные платформы позволяют эффективно управлять этим ресурсом, включая темп работы, количество повторений и продолжительность занятий. Это стало возможным благодаря широкому внедрению электронного и дистанционного обучения. На сегодняшний день дистанционное обучение трактуется как «взаимодействие обучающего и обучаемых между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [10]. Неотъемлемой частью дистанционного обучения в целом и экономии времени в частности является самоконтроль студента с помощью проверочных материалов: данная возможность позволяет не только своевременно обнаруживать пробелы в знаниях, но и направлять подготовку студента по нужной траектории, акцентируя внимание на актуальных и сложных элементах изученного. Немаловажным аспектом также является достоверность и актуальность информации, представленной на электронном ресурсе: создание преподавателями вуза, ежедневно занятыми в учебном процессе, информационной базы и возможность быстро ее редактировать по результатам обратной связи позволяют студентам уверенно выбирать предложенный им ресурс, не беспокоясь о неточностях и ошибках, способных повлиять на результаты зачетов и экзаменов.
Установление и закрепление международных отношений - следующий пункт актуальности. Количество иностранных студентов в медицинских вузах России подчеркивает важность экспорта образования [11; 12]. Доступность информации для обучающихся билингвальной формы обучения – неотъемлемый фактор их адаптации к учебным условиям и залог конкурентоспособности учебного заведения [13]. Базы данных, представленные для студентов на русском языке, должны быть переведены и адаптированы для англоговорящих студентов.
Также стоит отметить важность анализа предоставляемого на платформе материала специалистами смежных кафедр и клинических специалистов. Это позволит сохранять его актуальность, избегать ошибок и разночтений материала, в будущем способствует развитию клинического мышления у студентов. В этом контексте особенно полезно применять технологии, способствующие развитию межпредметных связей.
Целью исследования стали создание и оценка эффективности нового подхода преподавания морфологических дисциплин путём внедрения образовательной платформы.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи: проектирование, внедрение и апробация образовательной платформы, а также разработка критериев ее эффективности и сбор обратной связи.
Материал и методы исследования. Работа была выполнена на базе учебно-исследовательской лаборатории «Морфология» и Отдела проектирования и мониторинга образовательных программ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - СамГМУ). Для наполнения образовательной платформы использовались фотографии анатомического музея, а также гистологические препараты от компании «Ретиноиды», которые были оцифрованы на гистосканере с 80-кратным увеличением. Технические характеристики сайта, на котором создана образовательная платформа, были следующие: CMS – WordPress 6.4.5; базы данных – MySQL; графика JavaScript – spin.js 2.0.1; языки программирования – PHP 7.4.33; конструкторы страниц – Elementor 3.18.1; аналитика – Yandex.Metrika.
Для оценки эффективности работы образовательной платформы авторами были выбраны следующие критерии: оценка посещаемости сайта с учетом вернувшихся пользователей и удовлетворённость студентов процессом обучения (с помощью анонимного анкетирования с использованием Yandex Forms). Сбор данных и их статистическая обработка проводилась в программе Microsoft Excel.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе разработки электронной платформы авторами была собрана актуальная информационная база по анатомии и гистологии человека: проанализированы отечественные и зарубежные учебники, атласы и научные статьи из открытых источников. В дальнейшем преподаватель, имеющий степень не ниже кандидата медицинских наук и опыт работы в вузе не менее 15 лет, аккумулировал информацию и записывал ее в удобном студентам формате, учитывая существующие требования Федерального государственного образовательного стандарта, расписание занятий и экзаменационные вопросы по указанным выше предметам. Особое внимание было уделено краткости текста и отсутствию возможности разночтений изложенной информации: использованы исключительно номенклатурные названия, текст различных разделов приведен к единообразной форме. Вторым этапом стало слепое рецензирование написанного. Текст для каждого раздела без указания авторства был предложен к прочтению трем преподавателям кафедр анатомии человека, гистологии и эмбриологии. Правки записывались, обсуждались и вносились в текст при необходимости. Перекрёстное рецензирование анатомических разделов гистологами и гистологических разделов анатомами исключало возможные конфликты взглядов на изучаемую тему. На третьем этапе каждой теме было подобрано визуальное сопровождение: для анатомии таковым явились фотографии препаратов анатомического музея СамГМУ, схемы и иллюстрации от преподавателей вуза, сокращенная до формата таблицы информация для лучшего запоминания и заучивания, для гистологии – гистосканы – оцифрованные гистологические препараты, изучаемые на занятиях. Заключительным этапом стала непосредственная разработка образовательной платформы Docendo discimus. Основными разделами являются анатомия и гистология, подразделы которых носят названия тем, изучаемых на данных дисциплинах, для удобства поиска необходимой информации. Дизайн страниц с макро- и микропрепаратами представлен на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Скриншот раздела с микропрепаратами «Нервная ткань».
Источник: составлено авторами на основе [14]
Также в дополнительные разделы были добавлены история анатомического музея СамГМУ и анатомические 3-dimensional-модели (3D-модели) для изучения анатомии.
Рис. 2. Скриншот раздела с макропрепаратами по теме «Нервная система».
Источник: составлено авторами на основе [15]
Для удобства по всему морфологическому корпусу были развешаны Quick Response коды (Qr-коды) для перехода на определенные разделы платформы.
Ниже представлена диаграмма посещаемости образовательной платформы Docendo discimus по месяцам с учетом вернувшихся пользователей (рис. 3).
Рис. 3. Количество посещений платформы с августа 2024 по февраль 2025
Была проанализирована посещаемость сайта в период с августа 2024 года (запуск платформы) по февраль 2025 года. Самый низкий показатель посещаемости, 36 человек, был зарегистрирован в месяц запуска платформы. Однако в сентябре, следующем месяце, количество вернувшихся пользователей уже составляло 27 человек, т.е. 75% студентов предпочли вернуться к изучению материала с помощью Docendo discimus. Наибольшее количество посещений сайта зарегистрировано в декабре, 833 человека, что авторы предположительно связали с подготовкой обучающихся к сдаче сессии. Из них 234 человека – вернувшиеся пользователи (63,6% относительно ноября).
Анонимный опрос удовлетворённости студентов процессом обучения прошли 153 студента, среди них 72 студента первого курса и 81 студент второго курса институтов стоматологии (18% респондентов), педиатрии (35% респондентов) и клинической медицины (47% респондентов).
В анонимный опрос об удовлетворенности входили вопросы с просьбой оценки следующих обучающих материалов: учебники, атласы, методические пособия, разработанные на кафедре, видео на видеохостингах с разбором темы и образовательная платформа Docendo discimus. Результаты опроса представлены на рисунке 4.
![]() |
Рис. 4. Результаты анонимного опроса удовлетворённости студентов процессом обучения
Самыми удобными методами изучения информации по результатам опроса студентов стали видео по теме на различных видеохостингах (32% опрошенных используют их и считают удобными), методические пособия, разработанные на кафедрах (48%), и образовательная программа Docendo discimus (52%).
Анонимный опрос удовлетворенности студентов, охвативший 153 респондента, продемонстрировал положительное восприятие нового метода подачи обучающих материалов. Методические пособия и образовательная платформа Docendo discimus получили высокие оценки, что подтверждает их значимость в процессе обучения. Особенно стоит отметить, что 52% опрошенных признали платформу удобной для изучения. Эти данные подчеркивают успешность внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и открывают перспективы для дальнейшего совершенствования технологии с учетом предпочтений студентов. В целом, результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии Docendo discimus на образовательный процесс и потенциал платформы для повышения качества обучения.
Также запуск платформы заинтересовал другие фундаментальные кафедры: общей и клинической патологии, общей и молекулярной биологии. Для них были созданы соответствующие разделы.
Заключение
В результате проведенного анализа посещаемости образовательной платформы Docendo discimus с августа 2024 года по февраль 2025 года выявлены значительные тенденции в использовании ресурса студентами. Начальный этап, характеризующийся минимальным уровнем посещаемости, подчеркивает необходимость наличия времени для адаптации пользователей к новому формату обучения. Однако уже в сентябре наблюдался заметный рост числа вернувшихся пользователей, что свидетельствует о высоком уровне интереса и вовлеченности студентов. Пик активности в декабре можно объяснить подготовкой к сессии, что подтверждает важность платформы как инструмента для успешного освоения учебного материала.
Библиографическая ссылка
Корнилов В.Д., Ганина Е.С., Мякишева Ю.В., Чемидронов С.Н., Болвашенков И.В., Подсевалова И.В. СОЗДАНИЕ И ОЦЕНКА НОВОГО ПОДХОДА ПРЕПОДАВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПУТЁМ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34086 (дата обращения: 19.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34086