Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Левина Е.Ю. 1 Мифтахова К.А. 2
1 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева- КАИ
2 Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема
Современная система образования сталкивается с ценностными кризисами подрастающего поколения, как следствие – возникают потребность приобщения молодежи к традиционным национальным ценностям и необходимость развития воспитательных систем в образовательных организациях. Цель статьи заключается в выявлении и обосновании интегративного потенциала социогуманитарных дисциплин (истории, литературы, искусства) в воспитательном процессе общеобразовательной школы. Базируясь на интегративном подходе, образующем методологическую основу исследования, авторы раскрыли уровни (нормативный, дидактический, рефлексивный) и виды интеграции (нормативно-целевая методологическая содержательная, организационная, когнитивная). Раскрыто авторское видение понятия «интегративный потенциал социогуманитарных дисциплин» и разработан алгоритм проектирования тем авторского проекта «Музыкальная гостиная». Данный проект актуализирует междисциплинарные связи между историей, литературой и искусством в различных форматах взаимодействия (таких как дискуссии, музыкальная гостиная, театральная постановка) и актуализацию базовых национальных ценностей России. Приведен пример обоснования одной из тем «Музыкальной гостиной» – «Блокада Ленинграда». Раскрыт интегративный потенциал социогуманитарных дисциплин, заключающийся в: формировании взаимосвязей и эмоционального отклика между событиями, явлениями и культурными контекстами у обучающихся, нацеленных на формирование ценностных ориентиров; преодолении предметной разобщенности; стимулировании новых форм взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности (проектов, дискуссий, интерактивных занятий); развитии воспитательной системы в общеобразовательной школе.
воспитательный процесс в общеобразовательной школе
интегративный подход
интегративный потенциал социогуманитарных дисциплин
1. Гайфуллин А.Ю. Социологический анализ ценностных ориентиров современной студенческой молодежи // Уфимский гуманитарный научный форум. 2023. № 3 (15). С. 221–232. EDN: GQHMID.
2. Никонова Э.И. Российская молодежь в условиях кризиса: трансформация традиционных ценностей // Вестник экономики, права и социологии. 2022. №2. С. 130-133. EDN: JIUIPF.
3. Дунаева В.И. Проблемы формирования ценностных ориентиров молодежи России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. № 12–1. С. 770–773. EDN: ZOAMDF.
4. Левина Е.Ю. Цифровизация - условие или эпоха развития системы высшего образования? // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5 (136). С. 8–14. DOI: 10.34772/KPJ.2019.136.5.001
5. Джалю Я.И. Проблема формирования нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста (аналитический обзор научной литературы)// Ценности и смыслы. 2023.№6 (88). С. 145–155. DOI:10.24412/2071-6427-2023-6-145-155.
6. Ахмедьянова А.Х. Методологические подходы, принципы и направления формирования гармонично развитой личности обучающегося // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2018. №6. С. 129-135. EDN: VOMQXH.
7. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. 2017. №6. С. 36–40. EDN: ZXYZDT.
8. Лукин Ю.А. О сущности педагогической интеграции // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 68-83. DOI: 10.32744/pse.2019.2.6
9. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2019. 372 с. ISBN 978-5-8050-0674-7.
10. Надеждин Е.Н. Междисциплинарные знания как дидактический ресурс в совершенствовании образовательной технологии и повышении качества обучения // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-1. С. 187-195. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38432 (дата обращения: 03.04.2025). DOI: https://doi.org/10.17513/snt.38432
11. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: дис. … докт. пед. наук. Ростов-на-Дону. 2001. 347 c. URL: https://www.dissercat.com/content/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-proektirovaniya-integralnykh-gumanitarnykh-obrazovatelnyk (дата обращения: 15.05.2025).
12. Степанов П.В., Степанова И.В. Воспитание в современной школе: благоприятны ли условия? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2. №1 (2). С. 8–14. EDN: CRWBYR.
13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. 2010. №1. С. 39-46. EDN: PJXQOH.
14. Левина Е.Ю., Камалеева А.Р., Стукалова О.В. Концептуальные основания когнитивной педагогики // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1 (156). С. 27–35. DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.002
15. Муравьева Е.В., Рыбакова А.М. О формировании патриотической культуры в средних профессиональных образовательных учреждениях МЧС России // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 5–1. С. 186–191. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40026 (дата обращения: 28.03.2025). DOI: 10.17513/snt.40026.

Введение. Современные воспитательные системы сталкиваются с рядом вызовов, обусловленных геополитической и социокультурной ситуацией. Во-первых, это ценностный кризис и смещение фокуса нравственных ориентиров среди молодежи на индивидуализацию, то есть переориентация с коллективных, общественно значимых ценностей (таких как патриотизм, солидарность, общественное благо [1]) на индивидуальные, личные интересы и потребности [2]. Индивидуализация, как доказывается в проведенном опросе ВЦИОМ, проявляется в фокусе молодежи на личных целях, условиях проживания и экономической стабильности, что развивает «межпоколенческую дезинтеграцию» [3]. Во-вторых, это информационная перегрузка, то есть современные школьники сталкиваются с огромным объемом информации, что затрудняет ее систематизацию и критическое осмысление, а это, в свою очередь, приводит к поверхностному усвоению знаний и снижению способности к глубокому анализу [4]. Ответом на данный вызов может стать системный отбор содержания материала, при котором дополнительные сведения не дублируют, а дополняют и углубляют основную тему, формируя целостное понимание материала без нарушения когнитивной доступности. В-третьих, психолого-педагогические концепты воспитания базируются на присвоениях «ценности культурно-исторического опыта человечества» [5] в ходе организации кросс-культурного взаимодействия [6], место которых сейчас часто занимают сетевое общение и гаджетозависимость.

Соответственно, возникает существенный разрыв между обучением и воспитанием, нацеленным на формирование гармоничной личности, способной к критическому мышлению, эмпатии и активной гражданской позиции. Традиционная педагогическая триада «образование, воспитание, развитие» акцентирует необходимость интеграции воспитательной работы в учебный процесс и внеурочную деятельность.

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании интегративного потенциала социогуманитарных дисциплин в воспитательном процессе общеобразовательной школы посредством разработки методики, сочетающей интегративный подход, различные форматы взаимодействия (такие как дискуссии, музыкальная гостиная и театральная постановка) и актуализацию базовых национальных ценностей России.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования определяет теория педагогической интеграции, переживающая в настоящее время новый виток развития (И.А. Ардабацкая [7]; Ю.А. Лукин [8]; Н.К. Чапаев [9, с. 290–309] и др.). Это связано с актуальными тенденциями в образовании, отражающими запросы общества на гибкость, междисциплинарность, цифровую трансформацию и практико-ориентированность обучения. Интегративный подход в современной педагогике предстает как методологическая стратегия, формирующая целость образования, воспитания и развития человека в условиях высокой неопределенности за счет формирования у обучающихся наравне с метапредметными результатами системы ценностной ориентации и целостной картины мира.

Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов для идентификации базовых национальных ценностей, теоретический анализ научно-педагогических источников по интеграционным процессам в образовании; междисциплинарный анализ (синтез исторических, литературных и художественных источников для создания целостного образа события); педагогическое проектирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассматривая интегративный подход в контексте развития воспитательной деятельности в общем образовании, отметим уровни интеграции:

- нормативный уровень: нацеленность результатов образования на единство целей образования и воспитания через личностные достижения, межпредметные навыки и опыт социальных практик;

- дидактический уровень: организационно-педагогическое развитие междисциплинарных форм и форматов урочной и внеурочной деятельности, с тем чтобы знания сразу применялись в реальном контексте, а ценности подкреплялись практикой;

- рефлексивный уровень: непрерывное развитие интегративных качеств обучающихся как будущих социально активных членов общества, устойчивых к внешним вызовам и нацеленных на профессиональное и личностное развитие.

Организационно междисциплинарность предполагает построение новых связей в рамках педагогической интеграции на всех уровнях для достижения целевой результативности [10].

Авторы выделяют следующие типы интеграции:

- нормативно-целевая интеграция, обеспечивающая соответствие междисциплинарной модели задачам, целям и образовательным трендам в контексте образовательных стандартов;

- методологическая интеграция, предполагающая адаптивную диффузию методов, технологий и цифровых инструментов из разных дисциплин для решения поставленных задач;

- содержательная интеграция, базирующаяся на научных связях дисциплин относительно рассматриваемой проблемы (темы, ситуации);

- организационная интеграция, нацеленная на взаимодействие субъектов образования вне рамочного группового обучения с пересборкой рабочих групп и формированием междисциплинарных команд;

- когнитивная интеграция, предопределяющая развитие личностных способностей обучающихся к интегративному мышлению и построению междисциплинарных связей.

Именно интегративный подход позволяет эффективно связать образовательный и воспитательный процессы, транслируя базовые национальные ценности и создавая условия для формирования у обучающихся целостного мировоззрения, нравственных качеств и гражданской идентичности [11, 12]. Это достигается через интеграцию различных дисциплин, форм и методов обучения, а также через реализацию междисциплинарных проектов и коллективных мероприятий. Под интегративным потенциалом социогуманитарных дисциплин авторы понимают способность социальных и гуманитарных наук объединять знания, методы и ценности из разных областей для формирования целостного мировоззрения, развития эмпатии, эмоционального интеллекта и критического мышления в целях решения комплексных проблем общества.

В качестве примера реализации интегративного подхода в воспитательный процесс общеобразовательной школы приведем фрагмент авторского проекта «Музыкальная гостиная». Его интегративный потенциал выражается в синтезе рационального анализа (исторические факты) и эмоционального восприятия (литература и музыка), который формирует у школьников глубокое понимание события и целостную картину через межпредметные связи. Данный проект успешно внедрен в деятельность общеобразовательных школ и прошел апробацию; подтверждена его эффективность с точки зрения развития ценностных ориентиров, социальной ответственности и эмоционального интеллекта школьников.

В основе проектирования всех тем авторского проекта лежит следующий алгоритм проектирования:

1) определение значимого события и его эмоционально-ценностных характеристик, способных вызвать устойчивый отклик у обучающихся;

2) разработка способа изучения и визуализации события через междисциплинарные связи;

3) проектирование воспитательных форм и методов работы с активным включением обучающихся;

4) выявление реперных точек для организации дискуссий, способствующих развитию познавательной активности, критического мышления и коммуникативных навыков обучающихся;

5) моделирование воспитательного процесса с акцентом на базовые национальные ценности России через различные форматы взаимодействия.

Для демонстрации примера авторами выбрано значимое событие – Блокада Ленинграда (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) как историческое событие Великой Отечественной войны, не только глобальное с точки зрения сохранения истории, но и вызывающее устойчивый эмоциональный отклик благодаря сочетанию социально-политического контекста, психологических механизмов восприятия, культурного осмысления. Она стала символом не только страданий, но и героизма, что делает ее важным элементом коллективной памяти и национальной идентичности и в глобальном аспекте отражает ценностные ориентиры гражданина России [13]. Акцентируемые эмоционально-ценностные характеристики: героизм (подвиг защитников города); коллективная солидарность («Дорога жизни», взаимопомощь); патриотизм (сопротивление вопреки лишениям); нравственный выбор (личная трагедия в контексте общей беды) (первый шаг алгоритма).

На втором шаге алгоритма определены воспитательные формы и средства: междисциплинарность, базирующаяся на интеграции гуманитарных дисциплин (истории, литературы, искусства); когнитивный диалог, нацеленный на присвоение ценностных ориентиров в ходе активных форм обучения [14]; патриотическая направленность содержания [15].

На третьем шаге отобраны формы реализации (организация «музыкальной гостиной», дискуссия и театральная постановка) и осуществлена разработка данных проектов. Музыкальная гостиная представляет собой формат взаимодействия, сочетающий в себе музыкальные выступления, литературные чтения и исторические рассказы.

Следующий шаг позволил определить реперные точки для дискуссии, стимулирующие критическое мышление: а) этический аспект: «можно ли оправдать жертвы блокады целями войны»; б) роль руководства в организации обороны: «эффективность действий советского командования и критика решений»; в) современные интерпретации подвига: «является ли память о блокаде инструментом патриотизма или политизации истории».

На заключительном шаге осуществлено моделирование воспитательного процесса. Организация музыкальной гостиной по выбранной теме включает в себя прослушивание фрагментов Симфонии № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича с анализом музыкальных символов (набатные ритмы, тема сопротивления), а также определение связи с поэзией блокадного периода: чтение произведений О.Ф. Берггольц («Я говорю с тобой под свист снарядов», «Разговор с соседкой», «В госпитале», «Ленинградская поэма», «Февральский дневник»), В.М. Инбер («Пулковский меридиан», «Трамвай идет на фронт», «Душа Ленинграда», «Бессмертие») на фоне симфонии, обсуждение роли искусства в сохранении морального духа, дискуссию по реперным точкам. Здесь авторы не скрывают ужасов блокады (голод, холод, смерть), и при этом в стихах и музыке всегда есть надежда и вера в победу, символы сопротивления и стойкости, глубокое сострадание к людям, пережившим блокаду. Этот контекст используется для эмоционального погружения в тему Блокады Ленинграда, а также для обсуждения нравственных и исторических аспектов этого события. Сочетание музыки и поэзии передает эмоциональную связь с историей, что помогает участникам глубже понять и прочувствовать национальную идентичность. А также рассматриваемые произведения являются частью культурного наследия России, и их изучение и анализ формируют у школьников уважение к искусству и литературе как важным элементам национальной культуры.

Для театральной постановки использована «Блокадная книга» А.М. Адамовича и Д.А. Гранина, представляющая собой документальную хронику, состоящую из воспоминаний, интервью и фрагментов дневников блокадников. Важно акцентировать внимание на собирательном образе, объединяя реальные истории в единое повествование. Для этого разыгрывается сцена «Спорящие голоса», где через истории выживших, стихи О.Ф. Берггольц и документальные свидетельства раскрываются не только ужас блокады, но и сложность передачи этой правды новым поколениям, которые часто не понимают масштаба трагедии, подчеркивается важность сохранения памяти о подвиге ленинградцев, их стойкости и жертвах, ставших символом сопротивления бесчеловечности войны. Это помогает школьникам увидеть взаимосвязь между различными областями знаний в эмоциональном порыве, способствует воспитанию нравственных и гражданских качеств.

Обобщая результаты исследования, отметим значимость реализации в воспитательном процессе общеобразовательной школы интегративного потенциала социогуманитарных дисциплин, выражающегося в следующих эффектах:

- эффект для обучающихся: формирование системного мышления (определение взаимосвязей между событиями, явлениями и культурными контекстами), эмоциональное вовлечение (интеграция через искусство и литературу делает обучение более живым и личностно значимым), развитие критического мышления (анализ разных точек зрения на исторические и социальные явления);

- эффект для педагогов: преодоление предметной разобщенности (учителя получают возможность работать в команде, обмениваться методиками, педагогическим опытом), реализация творческого подхода (стимулирование новых форм взаимодействия на уроках (таких как проекты, дискуссии, интерактивные занятия);

- эффект для школы в целом: повышение качества образования (интеграция различных дисциплин способствует более глубокому усвоению материала), укрепление воспитательной функции и раскрытие воспитательного потенциала междисциплинарного взаимодействия социогуманитарных дисциплин в формировании образовательной среды в школе (формирование единой среды, ориентированной на развитие личности).

Заключение. Интеграция социогуманитарных дисциплин в воспитательный процесс общеобразовательной школы представляет собой эффективный ответ на вызовы современного общества. Интеграция социогуманитарных дисциплин через значимые события позволяет формировать у школьников не только знания, но и систему ценностей. Значимые исторические события, их изучение, обсуждение, аргументация и переживание в междисциплинарной призме (история, литература, искусство) становятся инструментом воспитания патриотизма, критического мышления и эмоциональной зрелости. Такая интеграция позволяет не только передавать знания, но и формировать у обучающихся систему ценностей, критическое мышление и способность к саморефлексии. Для педагогов и школы в целом интеграция становится инструментом повышения качества образования и укрепления воспитательной функции.


Библиографическая ссылка

Левина Е.Ю., Мифтахова К.А. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34064 (дата обращения: 24.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34064