Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Русинова М.П. 1 Югова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет"
В статье рассмотрена проблема изменения системы государственной итоговой аттестации в системе высшего педагогического образования. Целью данного исследования является анализ и оценка опыта организации и проведения демонстрационного экзамена в педагогическом вузе. Основными методами исследования являются анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта. На первом этапе был систематизирован имеющийся материал по исследуемой проблеме в рамках существующих подходов в среднем профессиональном образовании; на втором этапе анализировалась возможность внедрения демонстрационного экзамена в практику высшего педагогического образования. В результате исследования был проведен сравнительный анализ заданий, разработанных по стандартам «Ворлдскиллс», и заданий, разработанных в вузе, и сделаны выводы об имеющихся различиях в заданиях. Из-за отсутствия единого подхода к разработке заданий демонстрационного экзамена складывается ситуация, в которой одни выпускники готовятся к демонстрации своих знаний, умений и навыков по строго обозначенной компетенции, а другие, не имея жестко обозначенных рамок, должны демонстрировать более широкий перечень педагогических умений. Таким образом, несмотря на подтвержденную эффективность, процедура демонстрационного экзамена нуждается в дальнейшем совершенствовании в части разработки критериев оценивания и самих образовательных задач.
демонстрационный экзамен
компетенции
обучающиеся
педагогическое образование
стандарт
аттестация
1. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018. №4. С.63-68. URL: https://journals.vsu.ru/econ/article/view/2641 (дата обращения 09.01.2025).
2. Собина Е.П. Совершенствование демонстрационного экзамена в системе государственной итоговой аттестации выпускников колледжа с учетом требований рынка труда. автореф.дис. кан. пед. наук. Екатеринбург. 2023. 24 с.
3. Несына С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21 № 10. С.23-28.
DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-23-28.
4. Диденко Л.П. Организационно-педагогические условия подготовки студентов педагогического колледжа к демонстрационному экзамену по стандартам Worldsiklls Russia // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т.11. № 2. С.47-54. URL: https://journal.midis.ru/services/48/2023/ (дата обращения 06.01.2025).
DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-47-54.
5. Пирожникова А.М., Овчинникова Е.И., Лысикова Т.С. Стандарты WorldSkills в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации // Педагогический имидж. 2022. Т.16. № 2 (55) С.178-192.
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192.
6. Семенова Л.В., Ушанов Ю.В. Интеграция технологий Ворлдскиллс в образовательный процесс вуза // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2018. № 8. С.40-46. URL: http://journal.asu.ru/st/article/view/4449 (дата обращения 09.01.2025).
7. Воронушкина О.В. Демонстрационный экзамен в педагогическом вузе: первые результаты // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 4(57). С.7-16. URL: https://journals-altspu.ru/vestnik/article/view/2251 (дата обращения 08.01.2025). DOI: 10.37386/2413-4481-2023-4-7-16.

Введение

Изменения, произошедшие в последние годы в сфере основного общего образования, повлекли за собой пересмотр подходов к подготовке педагогов. К современному учителю предъявляется намного больше требований, чем несколько десятилетий назад. От выпускника педагогического вуза требуется не только соответствующий уровень знаний своего предмета, но и способность быстро адаптироваться и переключаться с одного вида деятельности на другой, постоянно обновлять свои знания и совмещать различные трудовые функции [1, с. 63]. Однако эти навыки в недостаточной степени развиваются у студентов в процессе обучения в вузе и еще в меньшей степени подлежат оцениванию.

Традиционная форма оценивания выпускников педагогического вуза включает в себя сдачу государственного экзамена по профилю обучения и защиту выпускной квалификационной работы. В ходе выпускных испытаний студент демонстрирует свой уровень знаний, навыки исследовательской работы и владение эмпирическими методами исследования. Частично оцениваются его коммуникативные навыки: монологическая речь, умение публично выступать, отвечать на вопросы, навыки самопрезентации.

Такая форма государственной итоговой аттестации ориентирована на проверку и оценку профильных знаний и умений выпускника. При этом профессиональные компетенции, как комплексные проявления знаний, умений и способностей, не оцениваются. В связи с этим возникает необходимость внесения изменений в систему государственной итоговой аттестации выпускника.

В системе среднего профессионального образования активно используется новая форма оценивания – демонстрационный экзамен.

Демонстрационный экзамен в системе среднего профессионального образования представляет собой процесс аттестации выпускника по стандартам «Ворлдскиллс» [2]. Обучающийся получает задание по модулю, результатом выполнения которого должна быть демонстрация какого-либо практического действия и заполнение соответствующей документации. Оценивание осуществляют независимые эксперты. Демонстрационный экзамен позволяет оценить именно профессиональные компетенции выпускника, в связи с этим он рассматривается как наиболее оптимальная форма итоговой аттестации в системе высшего педагогического образования. Однако в системе высшего педагогического образования отсутствует описание деятельности педагога через призму компетенции. В связи с этим возникает проблема оценивания конкретных результатов обучения по единым критериям.

Демонстрационный экзамен как форма итоговой аттестации достаточно прочно внедрен с систему среднего профессионального образования. Данный опыт подробно описан в научной литературе. Как отмечает С.В. Несына, демонстрационный экзамен предусматривает ряд моментов:

во-первых, позволяет моделировать реальные условия профессиональной деятельности, которые позволяют обеспечить решение выпускником практических задач с учетом существующих современных практик;

во-вторых, демонстрационный экзамен оценивается независимыми экспертами;

в-третьих, уровень знаний, умений, компетенций выпускника оценивается в соответствии с международными требованиями [3].

Также отмечается повышение уровня качества подготовки выпускников. Вместе со сдачей государственного экзамена обучающиеся получают возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями стандартов «Ворлдскиллс» [4].

Традиционная форма государственной итоговой аттестации в виде государственного экзамена по билетам не позволяла в полной мере оценить профессиональные компетенции выпускника, поскольку в своем ответе обучающийся демонстрировал только знания и определенные умения и навыки.

Анализируя взгляды авторов (А.М. Пирожникова, Е.И. Овчинникова, Т.С. Лысикова, С.В. Несына и др.) на вопрос реализации компетентностного подхода в процессе проведения демонстрационного экзамена, можно выделить ряд принципов [3; 5].

1. Принцип личностно-смысловой значимости. Демонстрационный экзамен обеспечивает более эффективное личностно-смысловое включение студента в учебную деятельность, поскольку, зная примерные задания итоговой аттестации, обучающийся начинает связывать теоретические вопросы с профессиональной деятельностью, тем самым повышая внутреннюю мотивацию.

2. Принцип последовательного моделирования целостного содержания, условий и форм профессиональной деятельности в учебной деятельности студентов. Так как на демонстрационном экзамене обучающийся сталкивается с различными видами педагогической деятельности, в процессе обучения преподаватель обязательно ее использует, включая в содержание изучаемых дисциплин аналогичные задания.

3. Принцип совместной деятельности. Увеличение значимости совместной деятельности и межличностного общения. На демонстрационном экзамене в рамках задания обязательно предполагается взаимодействие обучающихся друг с другом, учителя с обучающимися, учителя с родителями или коллегами и другими представителями педагогического сообщества. Для отработки этих навыков необходима организация групповой работы.

4. Принцип педагогически обоснованного сочетания новых и классических педагогических технологий в процессе подготовки к демонстрационному экзамену. Задания демонстрационного экзамена предусматривают демонстрацию студентом максимального числа умений и компетенций за ограниченное время. Использование разнообразных педагогических технологий в одном фрагменте урока позволит более наглядно это продемонстрировать.

5. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Задания демонстрационного экзамена позволяют обучающемуся продемонстрировать личные характеристики и педагогический стиль [5].

Модернизация педагогического образования с позиции деятельностного подхода также предполагает изменения в государственной итоговой аттестации – проверку компетенций и готовность к выполнению профессиональных действий, а также привлечение к процессу аттестации независимых экспертов и представителей профессионального сообщества.

Таким образом, демонстрационный экзамен является следствием смены образовательных парадигм отечественного образования и изменения требований к подготовке педагогов.

Целью данного исследования является анализ и оценка опыта организации и проведения демонстрационного экзамена в педагогическом вузе.

Материалы и методы исследования. Основными методами исследования являются анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта. На первом этапе был систематизирован имеющийся материал по исследуемой проблеме в рамках существующих подходов в среднем профессиональном образовании; на втором этапе анализировалась возможность внедрения демонстрационного экзамена в практику высшего образования для направления подготовки «44.03.05 Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направление «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности».

Результаты исследования и их обсуждение. Возможность внедрения элементов движения «Ворлдскиллс» в практику высшего образования рассматривалась уже достаточно долгое время. Еще в 2020 г. на пленарном заседании финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Д.В. Афанасьев в своем выступлении заявил о важности рассмотрения движения «Ворлдскиллс» в контексте практико-ориентированной подготовки обучающихся высших учебных заведений. Анализ научных публикаций показывает, что некоторые российские вузы активно включились в разработку модели демонстрационного экзамена для системы высшего образования. В числе первых вузов – участников апробации внедрения демоэкзамена можно отметить Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, где еще в 2018 г. были представлены две компетенции: «Туризм» и «Администрирование отеля» [6, с. 44]. С 2021 г. демонстрационный экзамен был включен в практику Алтайского государственного педагогического университета [7]. В 2023 г. государственный экзамен в форме демонстрационного впервые прошел в Уральском государственном педагогическом университете.

Анализируя описанный в литературе опыт, можно сделать вывод об отсутствии единой модели подготовки, организации и проведения демонстрационного экзамена. Часть вузов в процессе подготовки взяла за основу готовую модель «Ворлдскиллс», основанную на проверке конкретной компетенции. При организации экзамена по такой модели обучающийся получал конкретное задание и перечень оборудования, которое он должен был обязательно использовать. Проверка осуществлялась по модулям, критериям и субкритериям, разработанным для оценочных материалов демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» по конкретной компетенции. Например, оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» по компетенции D1 «Физическая культура, спорт и фитнес» в 2020 г. включали задание по разработке и проведению фрагмента основной части учебного занятия по физической культуре для обучающихся школьного возраста (9-11 класс). Цель занятия: формирование навыка выполнять прием мяча у обучающихся на уроке физической культуры при изучении раздела «Спортивные игры (волейбол)» в 11 классе.

Данная модель позволяет оценить практические навыки обучающегося, уровень сформированности коммуникативной компетенции, а также частично владение ИКТ. Однако формулировки заданий не позволяют оценить уровень теоретической подготовленности выпускника, а также его умение нестандартно действовать в условиях профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность связана не только со сферой знаний и умений, но и так называемыми мягкими навыкам (soft skills) – умением общаться, решать конфликтные ситуации, убеждать, принимать решения, мотивировать и т.д., а оценка этих навыков в данной модели экзамена не предусмотрена.

В Уральском государственном педагогическом университете в качестве заданий, предлагаемых обучающемуся на демонстрационном экзамене, были разработаны образовательные задачи, направленные на оценку уровня знаний, практических умений, а также психолого-педагогической и коммуникативно-цифровой грамотности. Образовательные задачи разрабатывались на основании учебных программ по предмету для начальной и основной школы. Так, например, образовательные задачи по профилю «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» содержали в себе тему урока, возрастную группу и указание на специфику класса – наличие детей с определенными психологическими особенностями: продемонстрируйте решение образовательной задачи «Броски набивного мяча двумя и одной рукой из положений стоя и сидя (вверх, вперёд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы) детей старшего школьного возраста». Обоснуйте тип урока, его структуру и содержание. Опишите технику выполнения упражнений с набивным мячом. Осуществите выбор методов (с учетом особенностей психического, физического развития детей данного возраста, типа урока), которые будете применять при обучении детей данного возраста. Характеристика класса: есть ребенок с низким уровнем физической подготовленности и ребенок, занимающийся в спортивной секции. Продемонстрируйте содержание урока, направленное на совершенствование техники бросков набивного мяча.

Обучающийся должен был самостоятельно выбрать оптимальные средства и методы обучения, форму организации учебной деятельности, при необходимости самостоятельно отобрать и подготовить инвентарь, наглядные пособия, технические средства. Разработанную модель урока необходимо было оформить в виде технологической карты. Студент демонстрировал фрагмент урока продолжительностью 10 минут, а затем проводил самоанализ, отмечая удачные и неудачные моменты своей деятельности. Оценивание осуществлялось комиссией, включающей как преподавателей университета, так и представителей работодателя – учителей-предметников и директоров школ. Для единства оценивания и удобства формулировки образовательных задач учебно-методическим советом университета были разработаны следующие критерии:

- предметно-методическая грамотность (знание предметной области, современных педагогических технологий, умение выбирать оптимальные методы, средства и формы обучения);

- психолого-педагогическая грамотность (способность учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся);

- коммуникативно-цифровая грамотность (владение коммуникативными качествами речи педагога, умение осуществлять контроль за речью обучающихся, способность применять цифровые ресурсы и информационные технологии в процессе обучения).

Проанализировав структуру представленных заданий, можно отметить, что в задании по стандартам «Ворлдскиллс» определена часть урока для демонстрации, цель занятия и примерный возраст обучающихся, в качестве отчетности комиссии предоставляется план-конспект урока. В вузовском задании обучающийся самостоятельно выбирает часть урока для демонстрации, формулирует цель занятия, отбирает содержание с учетом особенностей класса, указанных в билете. Обучающийся не знает заранее, как будут вести себя волонтеры, играющие роли, он должен продемонстрировать умение решать нестандартные задачи, спонтанно возникающие ситуации в ходе урока. Отчетность, предоставляемая комиссии – технологическая карта.

Выводы

1. В результате сравнения можно сделать вывод, что задания, разработанные по стандарту «Ворлдскиллс», в большей степени направлены на оценку профессиональных компетенций выпускника, тогда как задания, разработанные в вузе, позволяют оценивать также и общепедагогические компетенции.

2. Процесс разработки образовательных задач включает следующие этапы: анализ предметного содержания образовательных программ, определение критериев оценивания, формулировку образовательной задачи и определение формы отчетности для обучающихся.

3. Для успешного выполнения заданий демонстрационного экзамена от обучающегося требуются не только хорошие знания в предметной области, но и владение психологическими, общедидактическими методами и методами воспитания, умение применять современные педагогические технологии, в том числе и информационные. Это, в свою очередь, требует изменений в содержании дисциплин предметно-методического модуля, большей ориентации на практическую подготовку обучающихся, включения проблемных заданий межпредметного характера, изменения заданий педагогической практики и т.д.

Заключение. На основании анализа и оценки опыта организации и проведения демонстрационного экзамена в педагогическом вузе отметим, что изменения, произошедшие в системе отечественного образования, повлекли за собой необходимость модернизации процедур государственной итоговой аттестации в педагогических вузах. Демонстрационный экзамен стал эффективной формой оценивания профессиональных компетенций выпускника. Однако на сегодняшний день отсутствует единый подход к процессу организации и проведения демонстрационного экзамена в системе высшего педагогического образования. В связи с этим складывается ситуация, в которой одни выпускники готовятся к демонстрации своих знаний, умений и навыков по строго обозначенной компетенции, а другие, не имея жестко обозначенных рамок, должны демонстрировать более широкий перечень педагогических умений. Таким образом, несмотря на подтвержденную эффективность, процедура демонстрационного экзамена нуждается в дальнейшем совершенствовании в части разработки критериев оценивания и самих образовательных задач.


Библиографическая ссылка

Русинова М.П., Югова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33946 (дата обращения: 03.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33946