Введение
Изменения, произошедшие в последние годы в сфере основного общего образования, повлекли за собой пересмотр подходов к подготовке педагогов. К современному учителю предъявляется намного больше требований, чем несколько десятилетий назад. От выпускника педагогического вуза требуется не только соответствующий уровень знаний своего предмета, но и способность быстро адаптироваться и переключаться с одного вида деятельности на другой, постоянно обновлять свои знания и совмещать различные трудовые функции [1, с. 63]. Однако эти навыки в недостаточной степени развиваются у студентов в процессе обучения в вузе и еще в меньшей степени подлежат оцениванию.
Традиционная форма оценивания выпускников педагогического вуза включает в себя сдачу государственного экзамена по профилю обучения и защиту выпускной квалификационной работы. В ходе выпускных испытаний студент демонстрирует свой уровень знаний, навыки исследовательской работы и владение эмпирическими методами исследования. Частично оцениваются его коммуникативные навыки: монологическая речь, умение публично выступать, отвечать на вопросы, навыки самопрезентации.
Такая форма государственной итоговой аттестации ориентирована на проверку и оценку профильных знаний и умений выпускника. При этом профессиональные компетенции, как комплексные проявления знаний, умений и способностей, не оцениваются. В связи с этим возникает необходимость внесения изменений в систему государственной итоговой аттестации выпускника.
В системе среднего профессионального образования активно используется новая форма оценивания – демонстрационный экзамен.
Демонстрационный экзамен в системе среднего профессионального образования представляет собой процесс аттестации выпускника по стандартам «Ворлдскиллс» [2]. Обучающийся получает задание по модулю, результатом выполнения которого должна быть демонстрация какого-либо практического действия и заполнение соответствующей документации. Оценивание осуществляют независимые эксперты. Демонстрационный экзамен позволяет оценить именно профессиональные компетенции выпускника, в связи с этим он рассматривается как наиболее оптимальная форма итоговой аттестации в системе высшего педагогического образования. Однако в системе высшего педагогического образования отсутствует описание деятельности педагога через призму компетенции. В связи с этим возникает проблема оценивания конкретных результатов обучения по единым критериям.
Демонстрационный экзамен как форма итоговой аттестации достаточно прочно внедрен с систему среднего профессионального образования. Данный опыт подробно описан в научной литературе. Как отмечает С.В. Несына, демонстрационный экзамен предусматривает ряд моментов:
во-первых, позволяет моделировать реальные условия профессиональной деятельности, которые позволяют обеспечить решение выпускником практических задач с учетом существующих современных практик;
во-вторых, демонстрационный экзамен оценивается независимыми экспертами;
в-третьих, уровень знаний, умений, компетенций выпускника оценивается в соответствии с международными требованиями [3].
Также отмечается повышение уровня качества подготовки выпускников. Вместе со сдачей государственного экзамена обучающиеся получают возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями стандартов «Ворлдскиллс» [4].
Традиционная форма государственной итоговой аттестации в виде государственного экзамена по билетам не позволяла в полной мере оценить профессиональные компетенции выпускника, поскольку в своем ответе обучающийся демонстрировал только знания и определенные умения и навыки.
Анализируя взгляды авторов (А.М. Пирожникова, Е.И. Овчинникова, Т.С. Лысикова, С.В. Несына и др.) на вопрос реализации компетентностного подхода в процессе проведения демонстрационного экзамена, можно выделить ряд принципов [3; 5].
1. Принцип личностно-смысловой значимости. Демонстрационный экзамен обеспечивает более эффективное личностно-смысловое включение студента в учебную деятельность, поскольку, зная примерные задания итоговой аттестации, обучающийся начинает связывать теоретические вопросы с профессиональной деятельностью, тем самым повышая внутреннюю мотивацию.
2. Принцип последовательного моделирования целостного содержания, условий и форм профессиональной деятельности в учебной деятельности студентов. Так как на демонстрационном экзамене обучающийся сталкивается с различными видами педагогической деятельности, в процессе обучения преподаватель обязательно ее использует, включая в содержание изучаемых дисциплин аналогичные задания.
3. Принцип совместной деятельности. Увеличение значимости совместной деятельности и межличностного общения. На демонстрационном экзамене в рамках задания обязательно предполагается взаимодействие обучающихся друг с другом, учителя с обучающимися, учителя с родителями или коллегами и другими представителями педагогического сообщества. Для отработки этих навыков необходима организация групповой работы.
4. Принцип педагогически обоснованного сочетания новых и классических педагогических технологий в процессе подготовки к демонстрационному экзамену. Задания демонстрационного экзамена предусматривают демонстрацию студентом максимального числа умений и компетенций за ограниченное время. Использование разнообразных педагогических технологий в одном фрагменте урока позволит более наглядно это продемонстрировать.
5. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Задания демонстрационного экзамена позволяют обучающемуся продемонстрировать личные характеристики и педагогический стиль [5].
Модернизация педагогического образования с позиции деятельностного подхода также предполагает изменения в государственной итоговой аттестации – проверку компетенций и готовность к выполнению профессиональных действий, а также привлечение к процессу аттестации независимых экспертов и представителей профессионального сообщества.
Таким образом, демонстрационный экзамен является следствием смены образовательных парадигм отечественного образования и изменения требований к подготовке педагогов.
Целью данного исследования является анализ и оценка опыта организации и проведения демонстрационного экзамена в педагогическом вузе.
Материалы и методы исследования. Основными методами исследования являются анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта. На первом этапе был систематизирован имеющийся материал по исследуемой проблеме в рамках существующих подходов в среднем профессиональном образовании; на втором этапе анализировалась возможность внедрения демонстрационного экзамена в практику высшего образования для направления подготовки «44.03.05 Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направление «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности».
Результаты исследования и их обсуждение. Возможность внедрения элементов движения «Ворлдскиллс» в практику высшего образования рассматривалась уже достаточно долгое время. Еще в 2020 г. на пленарном заседании финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Д.В. Афанасьев в своем выступлении заявил о важности рассмотрения движения «Ворлдскиллс» в контексте практико-ориентированной подготовки обучающихся высших учебных заведений. Анализ научных публикаций показывает, что некоторые российские вузы активно включились в разработку модели демонстрационного экзамена для системы высшего образования. В числе первых вузов – участников апробации внедрения демоэкзамена можно отметить Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, где еще в 2018 г. были представлены две компетенции: «Туризм» и «Администрирование отеля» [6, с. 44]. С 2021 г. демонстрационный экзамен был включен в практику Алтайского государственного педагогического университета [7]. В 2023 г. государственный экзамен в форме демонстрационного впервые прошел в Уральском государственном педагогическом университете.
Анализируя описанный в литературе опыт, можно сделать вывод об отсутствии единой модели подготовки, организации и проведения демонстрационного экзамена. Часть вузов в процессе подготовки взяла за основу готовую модель «Ворлдскиллс», основанную на проверке конкретной компетенции. При организации экзамена по такой модели обучающийся получал конкретное задание и перечень оборудования, которое он должен был обязательно использовать. Проверка осуществлялась по модулям, критериям и субкритериям, разработанным для оценочных материалов демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» по конкретной компетенции. Например, оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» по компетенции D1 «Физическая культура, спорт и фитнес» в 2020 г. включали задание по разработке и проведению фрагмента основной части учебного занятия по физической культуре для обучающихся школьного возраста (9-11 класс). Цель занятия: формирование навыка выполнять прием мяча у обучающихся на уроке физической культуры при изучении раздела «Спортивные игры (волейбол)» в 11 классе.
Данная модель позволяет оценить практические навыки обучающегося, уровень сформированности коммуникативной компетенции, а также частично владение ИКТ. Однако формулировки заданий не позволяют оценить уровень теоретической подготовленности выпускника, а также его умение нестандартно действовать в условиях профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность связана не только со сферой знаний и умений, но и так называемыми мягкими навыкам (soft skills) – умением общаться, решать конфликтные ситуации, убеждать, принимать решения, мотивировать и т.д., а оценка этих навыков в данной модели экзамена не предусмотрена.
В Уральском государственном педагогическом университете в качестве заданий, предлагаемых обучающемуся на демонстрационном экзамене, были разработаны образовательные задачи, направленные на оценку уровня знаний, практических умений, а также психолого-педагогической и коммуникативно-цифровой грамотности. Образовательные задачи разрабатывались на основании учебных программ по предмету для начальной и основной школы. Так, например, образовательные задачи по профилю «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» содержали в себе тему урока, возрастную группу и указание на специфику класса – наличие детей с определенными психологическими особенностями: продемонстрируйте решение образовательной задачи «Броски набивного мяча двумя и одной рукой из положений стоя и сидя (вверх, вперёд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы) детей старшего школьного возраста». Обоснуйте тип урока, его структуру и содержание. Опишите технику выполнения упражнений с набивным мячом. Осуществите выбор методов (с учетом особенностей психического, физического развития детей данного возраста, типа урока), которые будете применять при обучении детей данного возраста. Характеристика класса: есть ребенок с низким уровнем физической подготовленности и ребенок, занимающийся в спортивной секции. Продемонстрируйте содержание урока, направленное на совершенствование техники бросков набивного мяча.
Обучающийся должен был самостоятельно выбрать оптимальные средства и методы обучения, форму организации учебной деятельности, при необходимости самостоятельно отобрать и подготовить инвентарь, наглядные пособия, технические средства. Разработанную модель урока необходимо было оформить в виде технологической карты. Студент демонстрировал фрагмент урока продолжительностью 10 минут, а затем проводил самоанализ, отмечая удачные и неудачные моменты своей деятельности. Оценивание осуществлялось комиссией, включающей как преподавателей университета, так и представителей работодателя – учителей-предметников и директоров школ. Для единства оценивания и удобства формулировки образовательных задач учебно-методическим советом университета были разработаны следующие критерии:
- предметно-методическая грамотность (знание предметной области, современных педагогических технологий, умение выбирать оптимальные методы, средства и формы обучения);
- психолого-педагогическая грамотность (способность учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся);
- коммуникативно-цифровая грамотность (владение коммуникативными качествами речи педагога, умение осуществлять контроль за речью обучающихся, способность применять цифровые ресурсы и информационные технологии в процессе обучения).
Проанализировав структуру представленных заданий, можно отметить, что в задании по стандартам «Ворлдскиллс» определена часть урока для демонстрации, цель занятия и примерный возраст обучающихся, в качестве отчетности комиссии предоставляется план-конспект урока. В вузовском задании обучающийся самостоятельно выбирает часть урока для демонстрации, формулирует цель занятия, отбирает содержание с учетом особенностей класса, указанных в билете. Обучающийся не знает заранее, как будут вести себя волонтеры, играющие роли, он должен продемонстрировать умение решать нестандартные задачи, спонтанно возникающие ситуации в ходе урока. Отчетность, предоставляемая комиссии – технологическая карта.
Выводы
1. В результате сравнения можно сделать вывод, что задания, разработанные по стандарту «Ворлдскиллс», в большей степени направлены на оценку профессиональных компетенций выпускника, тогда как задания, разработанные в вузе, позволяют оценивать также и общепедагогические компетенции.
2. Процесс разработки образовательных задач включает следующие этапы: анализ предметного содержания образовательных программ, определение критериев оценивания, формулировку образовательной задачи и определение формы отчетности для обучающихся.
3. Для успешного выполнения заданий демонстрационного экзамена от обучающегося требуются не только хорошие знания в предметной области, но и владение психологическими, общедидактическими методами и методами воспитания, умение применять современные педагогические технологии, в том числе и информационные. Это, в свою очередь, требует изменений в содержании дисциплин предметно-методического модуля, большей ориентации на практическую подготовку обучающихся, включения проблемных заданий межпредметного характера, изменения заданий педагогической практики и т.д.
Заключение. На основании анализа и оценки опыта организации и проведения демонстрационного экзамена в педагогическом вузе отметим, что изменения, произошедшие в системе отечественного образования, повлекли за собой необходимость модернизации процедур государственной итоговой аттестации в педагогических вузах. Демонстрационный экзамен стал эффективной формой оценивания профессиональных компетенций выпускника. Однако на сегодняшний день отсутствует единый подход к процессу организации и проведения демонстрационного экзамена в системе высшего педагогического образования. В связи с этим складывается ситуация, в которой одни выпускники готовятся к демонстрации своих знаний, умений и навыков по строго обозначенной компетенции, а другие, не имея жестко обозначенных рамок, должны демонстрировать более широкий перечень педагогических умений. Таким образом, несмотря на подтвержденную эффективность, процедура демонстрационного экзамена нуждается в дальнейшем совершенствовании в части разработки критериев оценивания и самих образовательных задач.
Библиографическая ссылка
Русинова М.П., Югова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33946 (дата обращения: 03.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33946