Введение
Проблема дефицита педагогических кадров является актуальной для большинства регионов Российской Федерации. Уже не одно десятилетие в повестке различных структур системы образования стоит вопрос о механизмах содействия «вхождению» и закреплению молодых специалистов в организациях сферы образования. Одним из разработанных, значимых примеров такого механизма, введенного на федеральном уровне, является программа «Земский учитель» [1]. На региональном и муниципальном уровнях реализуются различные положения и программы поддержки молодых специалистов и молодых учителей. В Томской области, например, это Положение о порядке назначения и размерах выплат ежемесячной стипендии Губернатора Томской области молодым учителям областных государственных и муниципальных образовательных организаций Томской области [2]. Можно привести примеры программ поддержки и других механизмов муниципального уровня (например, система наставничества), но при всех этих положительных практиках по-прежнему фиксируется недостаток педагогических кадров. Тому подтверждением являются статистические данные, приведенные в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: более 30 тысяч педагогических вакансий, более 600 тысяч действующих педагогических работников пенсионного возраста (по состоянию на 2020 г.) [3]. Отметим, что обязательное распределение выпускников педагогических вузов в нашей стране было отменено в начале 1990-х гг., и на современном этапе гарантированным механизмом привлечения их в государственные образовательные организации является целевое обучение. Под ним понимается «получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией» [4].
За последние пять лет в направлении усовершенствования механизма целевого приема и обучения в нашей стране произошли большие преобразования: внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования [4]; введено новое Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования [5]; по большинству педагогических направлений подготовки увеличена квота приема на целевое обучение до 30% от общего количества бюджетных мест; определены обязательства для студента-целевика и организации – заказчика целевого обучения, и т.д. При этом гарантированное трудоустройство выпускника-целевика в образовательную организацию, являющуюся заказчиком целевого обучения, будет только в том случае, если на этапе поступления им был сделан осознанный выбор профессиональной образовательной организации (то есть педагогического вуза или педагогического колледжа) и организации-заказчика (то есть будущего работодателя), а в процессе обучения сохранилась / сформировалась мотивация к педагогической деятельности, что в целом рассматривается нами как основные составляющие профессионального выбора студента-целевика.
Вопросы профессионального выбора и профессионального самоопределения раскрыты и описаны в трудах многих отечественных ученых. Так, Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни [6]. Н.С. Пряжников рассматривает данный феномен как один из важных компонентов профессионального самоопределения личности, который ориентирован на ближайшую перспективу, многократно повторяется в течение жизни при построении карьеры и зависит от изменений самой личности [7]. По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональный выбор, совершенный осознанно с учетом собственных способностей, особенностей, требований профессии, является ядром профессионального самоопределения личности [8]. Но, несмотря на имеющийся интерес к данному проблемному полю, дефиниция «профессиональный выбор» не имеет однозначной трактовки.
Исследуя понятие «педагогическое сопровождение», в рамках данного исследования авторы ориентируются на позицию А.В. Воронцовой и А.Г. Самохваловой, которые предлагают понимать его как: «целенаправленную деятельность по развитию педагогических компетенций субъектов воспитания, оснащению их необходимым методическим инструментарием для решения конкретных воспитательных задач и оказания непосредственной педагогической помощи педагогам в ситуациях профессиональных затруднений» [9]. Интересной является позиция К.П. Сенаторовой, которая, ориентируясь на ведущий вид деятельности субъекта образовательного процесса, нуждающегося в сопровождении, определяет основные виды данного процесса: психолого-педагогическое, логопедическое, тьюторское, социально-педагогическое, медико-педагогическое и валеолого-педагогическое сопровождение [10]. Отметим, что в рамках данного исследования применялось социально-педагогическое сопровождение, организуемое за счет интеграции ресурсов педагогического вуза и заинтересованных общеобразовательных организаций региона. Современные особенности развития систем общего, дополнительного и профессионального образования характеризуются повышением значимости взаимодействия между ними, способствующего решению многих проблем образовательной сферы, одной из которых является создание условий для активизации профессионального самоопределения школьников, мотивированных на педагогическую деятельность, с одной стороны; с другой – формирование уверенности студентов педагогических учебных заведений в правильности выбора своего профессионального пути – проблемы формирования личностных смыслов, эмоций, приобщения к ценностям профессионально-педагогической общности [11, с. 121].
Карьерно-образовательный проект «ПРОцелевое» был разработан и запущен осенью 2022 года Томским государственным педагогическим университетом совместно с региональным департаментом образования – структурой, максимально заинтересованной во «вхождении» выпускников педагогического вуза в профессионально-педагогическую деятельность и за счет этого – в снижении дефицита педагогических кадров в общеобразовательных организациях Томской области (особенно в сельских школах).
Цель исследования – анализ результатов апробации карьерно-образовательного проекта «ПРОцелевое» как профориентационной практики педагогического вуза, направленной на осознанный выбор педагогического направления подготовки школьниками и комфортное «вхождение» в профессионально-педагогическую деятельность выпускников-целевиков.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели в исследовании применялись следующие методы: теоретические: изучение психологической, педагогической, социально-педагогической литературы; анализ отечественного опыта по сопровождению профессионального выбора студентов и профориентации школьников; разработка и теоретическое обоснование проекта; эмпирические: анкетирование студентов-целевиков, школьников и педагогических работников из общеобразовательных организаций Томской области, анализ баз данных приемных комиссий, апробация проекта.
За период апробации проекта с 2022 г. по 2024 г. в число его участников вошли 89 «целевых троек», состоящих из: 94 школьников (так как пять «целевых троек» включали в себя по 2 школьника), 89 студентов-целевиков, 89 наставников из 88 образовательных организаций Томской области (так как 2 «целевые тройки» представляли одну образовательную организацию). Для каждой целевой группы были разработаны анкеты и проведено анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе были определены три основные группы участников проекта, которыми стали: обучающиеся в ТГПУ студенты-целевики, их наставники из организаций-заказчиков, с которыми заключен договор о целевом обучении (назначенные директором школы) и школьники (10–11-х классов, привлеченные наставником) из этих же организаций, имеющие интерес к педагогической деятельности. Таким способом были сформированы «целевые тройки» от общеобразовательных организаций, желающих принять участие в проекте.
Следующим этапом стала реализация в течение учебного года трех образовательных треков («ПРОцель», «ПРОресурсы» и «ПРОдвижение»), мероприятия которых разработаны для каждой целевой группы, а также трех совместных (для «целевых троек») карьерных событий [12]. Образовательный трек «ПРОцель» предполагает мероприятия, направленные на актуализацию информации об особенностях целевого обучения и формирование сообщества целевиков ТГПУ через построение коммуникации обучающихся разных факультетов. Трек ориентирован на знакомство школьников с вузом, а также на определение целей и задач наставнического взаимодействия. Мероприятия второго трека «ПРОресурсы» направлены на знакомство студентов-целевиков и школьников с деятельностью муниципального клуба молодого педагога, установление неформальных контактов с действующими молодыми учителями, повышение мотивации к обучению в вузе и дальнейшему взаимодействию с земляками – участниками клуба. Особое внимание студентов-целевиков направлено на: выбор направления исследовательских работ (курсовой, дипломной и др.) с ориентацией на перспективные задачи организации-заказчика и целенаправленное проведение опытно-экспериментальной работы на ее базе; выявление точек перспективного профессионального и личностного роста с учетом потребностей заказчика целевого обучения. Также в рамках данного трека акцент сделан на построении индивидуальных планов профессионально-педагогического развития школьников и обсуждении роли наставника в профессиональном самоопределении студента и школьника. Мероприятия третьего трека «ПРОдвижение» направлены на рассмотрение вопросов, связанных с: видами педагогической карьеры, основами трудового законодательства и спецификой трудоустройства на педагогические должности студента-целевика; особенностями приемной кампании для абитуриентов-целевиков; оформлением результатов совместной деятельности «целевых троек» (буклеты, методички, публикации).
В числе карьерных событий были: «День целевика», «НЕконференция «Целевое» и «Торжественный прием ректора ТГПУ». На первом карьерном событии ключевым моментом для «целевых троек» является разработка совместного плана взаимодействия на основе анализа учебного плана студента-целевика, школьника, плана работы наставника как учителя-предметника и плана работы образовательной организации на учебный год. Особое внимание уделяется видам и периодам практики, теме научного исследования целевика, индивидуального итогового проекта школьника и научно-практической проблематике наставника, а также определению общего интереса «целевой тройки». План взаимодействия составляется таким образом, чтобы участники были «полезны» друг другу в своих «целевых тройках». Например, студент-целевик, будущий учитель, с одной стороны, помогает найти ответы на вопросы школьника или расширяет его знания по профильному предмету, создает мотивационное поле для выбора школьником педагогического вуза; с другой стороны, разрабатывает современные методические материалы, которые сможет использовать наставник в своей работе. Школьник помогает внести молодежные тренды в деятельность наставника и дать конструктивную обратную связь студенту о проведенных им мероприятиях/занятиях. Педагог-наставник делится профессиональным опытом со студентом и выступает примером для выбора школьником педагогической профессии. Далее разработанный план утверждается руководителем организации-заказчика и становится навигатором по взаимодействию на весь учебный год. На следующем карьерном событии «целевые тройки» разрабатывают одно совместное событие/занятие/мероприятие, которое они будут реализовывать в образовательной организации. Важно отметить, что совместное дело может выстраиваться вокруг предметной области либо общего интереса к определенному виду педагогической деятельности (проектной, исследовательской, воспитательной и др.). Внимание акцентируется на распределении функционала и положительных эффектах от совместной работы для того, чтобы каждый участник осознавал свою значимость и сопричастность к общему делу. На заключительном событии проекта «ПРОцелевое» представляются результаты совместной деятельности «целевых троек» и организуется их награждение.
Данные мероприятия образовательных треков и карьерные события проводились в смешанном формате: очно с использованием ресурсов ТГПУ и дистанционно с возможностью онлайн-подключения для «целевых троек» из отдаленных муниципалитетов Томской области. Кроме того, в периоды между образовательными событиями предусматривалась самостоятельная работа «целевых троек» на базе организации – заказчика целевого обучения. К наиболее эффективным формам работы наставников со школьниками можно отнести организацию знакомства с педагогическими династиями, эмоционально заразительные выступления учителей, просмотры и обсуждения художественных фильмов педагогической тематики и т.д. [13, с. 38].
Особенно важной для профессиональной ориентации и формирования мотивации на профессионально-педагогическую деятельность, по нашему мнению, является положенная в основу проекта система наставнического взаимодействия. Данная система предусматривает два типа взаимодействия, которые выстраиваются во время совместной деятельности «целевых троек». Первый тип взаимодействия – прямое: наставник – студенту-целевику, студент-целевик – школьнику; второй – реверсивное: школьник – студенту-целевику, студент-целевик – наставнику. Отметим, что при сочетании прямого и реверсивного типов взаимодействия у каждого из участников «целевой тройки» есть возможность проявить свою субъектность, развить компетенции, сформировать ценностные и профессионально-педагогические ориентиры. В целом, предложенные проектом образовательные треки и карьерные события, реализуемые с учетом представленной выше системы наставнического взаимодействия, и являются социально-педагогическим сопровождением, которое помогает каждому из участников развиваться и достигать своих личностно-профессиональных целей [12].
В рамках оценки результативности карьерно-образовательного проекта «ПРОцелевое» были проанализированы анкеты, которые предлагались для заполнения участникам проекта на первом и третьем (итоговом) этапах апробации, продемонстрировавшие положительную динамику. Так, например, только 35% школьников, отвечая на вопрос: «Планируете ли Вы поступать в педагогический вуз, в том числе по конкурсу для целевиков?» – в 2022 г. дали положительный ответ. В 2024 г. при ответе на этот же вопрос количество школьников увеличилось до 81%. В 2023 г. 36 школьников – участников проекта окончили 11-й класс и 29 из них стали абитуриентами ТГПУ, а по результатам приемной кампании 15 человек были зачислены на образовательные программы высшего педагогического образования. По данным 2024 г., оставшиеся 56 школьников – участников проекта (2 школьника не продолжили участие в 2023/2024 учебном году) успешно завершили обучение в образовательной организации, 45 из них подали документы в приемные комиссии педагогических вузов (в том числе ТГПУ).
Анализ ответов студентов-целевиков также отражает положительные изменения. На вопрос: «Есть ли у Вас наставник от организации-заказчика, который оказывает Вам консультационную поддержку и помогает “войти” в образовательное пространство организации?» – в 2022 г. 56% из них ответили «Да», в 2024 г. число студентов-целевиков, у которых есть наставник и налажено взаимодействие с организацией-заказчиком, возросло до 100%. Следует отметить, что в 2023 году 18 студентов-целевиков окончили ТГПУ и трудоустроились в организации заказчика целевого обучения. Положительным эффектом проекта является тот факт, что 3 выпускника продолжили участие в проекте в качестве наставников. В 2024 г. завершили обучение в ТГПУ 15 студентов-целевиков, и по результатам опроса, проведенного среди выпускников – участников проекта в конце учебного года, выяснилось, что все опрошенные планируют свое трудоустройство в организации заказчика. При анализе совместной деятельности «целевых троек» было зафиксировано, что 8 наставников подготовили со студентами-целевиками совместные публикации, а 19 наставников оказывали содействие при разработке методических материалов для ВКР студентов-целевиков.
Заключение
Таким образом, представленная положительная динамика является подтверждением эффективности карьерно-образовательного проекта «ПРОцелевое». Организованное социально-педагогическое сопровождение «целевых троек» через реализацию образовательных треков, карьерных событий как площадок для коммуникаций и обмена опытом, прямое и реверсивное наставничество, планирование совместной деятельности способствует осознанному выбору педагогической профессии школьниками – участниками «целевых троек» и успешному «вхождению» в образовательно-воспитательное пространство организации-заказчика студентов-целевиков, а также формированию у них устойчивой мотивации на профессионально-педагогическую деятельность.
Библиографическая ссылка
Титова Г.Ю., Середа А.В., Шаляпина С.В. ПРОЕКТ “ПРОЦЕЛЕВОЕ” КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33763 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33763