В современных социально-экономических условиях развития общества, детерминируемых сменой приоритетов и направлений его развития, цифровизацией всех основных сфер, в том числе и здравоохранения, актуализируется проблема профилактики и преодоления профессиональных кризисов специалистов. Исследования показывают, что почти 72% врачей и других медицинских работников испытывают отрицательные эмоциональные состояния, вызванные перегрузками. Это приводит к возникновению хронической усталости и равнодушию, а как следствие, вызывает состояние эмоционального выгорания [1]. В практическом здравоохранении возникают ролевые конфликты, выражающиеся в отрицательном отношении к роли поставщика, оказывающего медицинские услуги [2]. Как следствие, деятельность медицинских работников характеризуется повышенным риском возникновения профессиональных кризисов. В современных исследованиях обращается внимание на решение данной проблемы, изучаются риски кризисных ситуаций и предлагаются меры противодействия их возникновению [3]. Обозначенная проблема имеет не только социальный, медицинский, психологический аспекты, но и носит педагогический характер, связанный с оказанием необходимой внешней помощи медицинским работникам как субъектам деятельности в преодолении профессиональных кризисов.
Таким образом, актуализируется педагогическая проблема: в чем заключается содержание и технология социально-педагогической поддержки медицинских работников в период профессионального кризиса?
Социально-педагогическая поддержка применительно к специалистам, в том числе медицинским работникам, определяется как специальным образом организованная внешняя помощь с целью реализации потенциальных возможностей социума для решения личностно-профессиональных проблем [4]. Такая поддержка имеет социально-педагогический характер, так как связана с тьюторским сопровождением медицинских работников на всех этапах их развития, оказанием разносторонней помощи в кризисные периоды профессиональной деятельности. Кроме этого, социально-педагогическая поддержка как междисциплинарное понятие включает в себя направленное воздействие на основе субъект-субъектного взаимодействия. Социально-педагогическая поддержка медицинских работников в периоды профессиональных кризисов должна строиться с учетом гибкости взаимодействия, индивидуальных интересов и возможностей развивающихся субъектов [5]. Именно такая основа будет обеспечивать конструктивный процесс профессиогенеза медицинских работников с учетом используемых ресурсов, оптимальное использование психофизиологического потенциала для преодоления профессиональных кризисов [6].
Цель исследования: разработать модель социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов, включающую интегративную технологию данной поддержки как совокупности микротехнологий последовательного сопровождения развивающихся субъектов.
Методология и методы исследования. Методологическим ориентиром разработки модели социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов, ее основополагающей основой является субъектный подход. С точки зрения данного ключевого подхода, являющегося базой исследования, медицинский работник выступает в качестве центра субъектности. Это означает проявление собственной активности в преодолении профессиональных кризисов. Вместе с этим развивающемуся субъекту требуется оказание всесторонней комплексной социально-педагогической поддержки на всех уровнях профессионального становления: от обучения в вузе до достижения этапа мастерства.
Для достижения цели исследования использовался анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, а также такие методы, как моделирование, проектирование, сравнительный анализ, обобщение и другие.
Результаты исследования и их обсуждение
Модель социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов включает проектировочно-целевой, деятельностно-технологический и оценочно-диагностический компоненты. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой и направлены на комплексное решение проблемы профессиональных кризисов медицинских работников.
1. Проектировочно-целевой компонент.
Цель разработанной модели – осуществление комплексной социально-педагогической поддержки медицинским работникам в периоды профессиональных кризисов как точек дальнейшего роста в современных социально-экономических условиях.
Задачами социально-педагогической поддержки медицинских работников являются:
- развитие мотивации к профессиональному росту на основе освоенных способов преодоления профессиональных кризисов, которые дают стимул для дальнейших процессов развития и саморазвития;
- освоение эффективных методов преодоления профессиональных кризисов как исходных точек перспективного развития;
- обучение способам предупреждения профессиональных кризисов с целью предупреждения их возникновения;
- обеспечение тьюторского сопровождения медицинских работников в кризисных ситуациях профессионального развития;
- проектирование траекторий профессионального развития и саморазвития.
Принципы социально-педагогической поддержки – это регулятивные правила, обеспечивающие ожидаемые результаты профессионального саморазвития медицинского работника с учетом условий внешней цифровой образовательной среды, интегративной по своей сущности. Основные принципы социально-педагогической поддержки приведены в таблице.
Принципы социально-педагогической поддержки медицинских работников
№ |
Принцип |
В чем заключается содержание принципа? |
1. |
Интегративности
|
Использование ресурсного потенциала цифровой образовательной среды в целях оказания многоаспектной поддержки медицинскому работнику в процессе саморазвития как личности и профессионала |
2. |
Вариативности
|
Формы и методы оказания социально-педагогической поддержки могут быть разнообразными, конструируемыми на основе потенциальных возможностей цифровой образовательной среды в целях обеспечения индивидуальных запросов и потребностей медицинского работника |
3. |
Ресурсной доступности и насыщенности
|
Вариативные формы социально-педагогической поддержки в кризисные периоды должны быть доступны медицинскому работнику и определяться на основе выбора многообразных способов, существующих в цифровой образовательной среде |
4. |
Открытости
|
С одной стороны, цифровая образовательная среда является открытой системой, обеспечивающей оказание социально-педагогической поддержки медицинскому работнику, с другой – процесс и результаты должны быть доступны в целях тиражирования опыта и его возможного воспроизведения |
5. |
Творческого взаимодействия
|
Заключается в обеспечении сотрудничества медицинского работника и тьютора социально-педагогической поддержки |
6. |
Сочетания профессионального саморазвития и социально-педагогической поддержки данного процесса |
В реализации саморазвития медицинский работник является субъектом деятельности, вместе с этим должно обеспечиваться комплексное социально-педагогическое сопровождение на всех этапах субъектно-смыслового процесса профессионального саморазвития, что способствует всестороннему решению проблемы. |
Психолого-педагогическими условиями социально-педагогической поддержки медицинских работников являются:
- сочетание различных форм внешней помощи как в психологическом, так и социальном, правовом аспектах;
- осуществление тьюторского сопровождения с использованием современных цифровых ресурсов;
- оказание превентивной помощи в профессиональных кризисах.
В технологическом аспекте проектировочно-целевой компонент должен включать первичную психолого-педагогическую диагностику с целью определения кризисогенных факторов и факторов их успешного преодоления.
2. Деятельностно-технологический компонент.
Формы социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов разнообразны. Оказание комплексной помощи целесообразно осуществлять в условиях Центров социально-педагогической поддержки, при которых созданы специализированные лаборатории. Такой подход позволяет оказывать разностороннюю социальную, юридическую, психологическую консультативную помощь в зависимости от реальных индивидуальных потребностей. Конкретными формами социально-педагогической поддержки являются:
- психологические тренинги эффективного поведения;
- организация повышения квалификации;
- оказание помощи в дистанционном формате;
- проектная деятельность для успешного планирования и осуществления индивидуальных траекторий развития;
- разработка и реализация социально значимых проектов (рис.).
Формы социально-педагогической поддержки
Цель тренингов активизации профессионального саморазвития медицинских работников в кризисные периоды – формирование внутренней позиции успешности, расширение зоны личной уверенности, принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
Каждый человек независимо от возраста способен к самосовершенствованию. Особый вид изменений – процесс профессионального и личностного саморазвития. Показателем личностного роста является преодоление затруднений путем рефлексивного самоопределения, обогащение личности новыми средствами самореализации в профессионально значимых ситуациях.
Самосовершенствование наиболее адекватная форма саморазвития, означающая, что человек сам, самостоятельно желает быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает такими видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - это процесс сознательного самоуправления развитием своей личности, своими качествами и способностями.
Рациональное использование технологий и методик повышения эффективности реализации профессионального саморазвития основано на их оптимальном сочетании в зависимости от цели и задач данного процесса, индивидуальных особенностей медицинских работников, а также условий цифровой образовательной среды.
Безусловно, современные цифровые образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии играют ведущую роль в реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий медицинских работников (сетевые сообщества, образовательные платформы, участие в вебинарах и научно-практических конференциях в режиме онлайн, повышение квалификации в дистанционном формате и другие). Значительно активизируют, повышают эффективность и результативность процесса профессионального саморазвития медицинских работников интерактивные технологии и методики, форсайт как технология будущего, SWOT-анализ с целью проведения стратегического планирования, технологии самоменеджмента и бережливого производства.
Интерактивные технологии и методики предполагают их использование на основе получения постоянной обратной связи между участниками процесса профессионального саморазвития (обсуждение в группах, творческие задания, публичные презентации проектов, деловые игры, интерактивные лекции, анализ конкретных ситуаций – кейс-метод, просмотр и обсуждение видеофильмов, круглые столы, мозговые штурмы, технология развития критического мышления и другие).
Интерактивные технологии и методики предполагают профессиональное саморазвитие в сотрудничестве. Все участники взаимодействуют друг с другом, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Суть использования таких форм проведения тренингов и семинаров состоит в погружении в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки необходимых компетенций.
3. Оценочно-диагностический компонент.
Включает повторную диагностику наличия профессиональных кризисов, уровня эмоционального выгорания, кризисогенных факторов и успешности их преодоления. Такая диагностика позволяет в динамике определить индивидуальные показатели с целью организации дальнейшей системы работы.
Модель социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов включает интегративную технологию данной поддержки как совокупности микротехнологий последовательного сопровождения развивающихся субъектов: это микротехнологии инициирования, целеполагания как проектирования, реализации проекта преодоления кризиса, рефлексии, самоменеджмента.
Модель социально-педагогической поддержки реализуется на двух уровнях:
- в образовательных организациях в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере здравоохранения;
- при организации системы работы с практикующими медицинскими работниками в кризисные периоды.
С целью реализации разработанной модели и ее внедрения в практику деятельности целесообразно создание специальных Центров комплексной социально-педагогической поддержки медицинских работников, которые могли бы функционировать при крупных лечебно-профилактических учреждениях.
Заключение
Таким образом, новизна полученных результатов исследования заключается в использовании уровневой социально-педагогической поддержки как инструмента решения проблемы профессиональных кризисов современных медицинских работников. Модель социально-педагогической поддержки, а также интегративная технология воспроизводимы в конкретных условиях и могут быть использованы лечебно-профилактическими учреждениями и образовательными организациями в практической деятельности.
Библиографическая ссылка
Малявская О.В., Ушаков А.А. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32904 (дата обращения: 12.10.2024).