В последние десятилетия неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки реформирования всей системы педагогического образования, в первую очередь высшего. Связано это, прежде всего, с тем, что образование является неотъемлемой частью социально-экономической жизни общества. Постоянно изменяющиеся общественно-политические и экономические условия диктуют свои требования к уровню подготовки специалистов разного профиля. А это значит, что должны изменяться и требования к качеству подготовки педагогических работников, главной задачей которых является передача знаний, умений и навыков молодым специалистам, подготовка профессионалов, способных успешно решать стоящие перед ними задачи.
Таким образом, возникает потребность создавать в высших учебных заведениях более современные условия обучения, прививать студентам азы научной грамотности, доступно преподносить знания в области теории и методики преподавания отдельных школьных предметов, а также педагогики и спецдисциплин, привлекать их к научно–исследовательской работе и совершенствовать образовательный процесс [1]. Конечно, профессорско-преподавательский состав вуза должен принимать активное участие в научно-исследовательской деятельности не только как руководитель студента, но и вести самостоятельные научные изыскания, что будет содействовать не только развитию и обогащению его профессиональных навыков, но и повысит качество образования в учебном заведении в целом [2]. Усиление научно-исследовательской деятельности в вузе способно помочь прогнозировать процессы дальнейшего развития системы образования в условиях постоянно меняющихся запросов общества, реагируя на них своевременными реформами в этой области.
Сегодня научные исследования выступают как своеобразные, уникальные процессы, способствующие не только изучению функционирующих, доказанных теорий, проблем, но и разработке новых способов и методов их интерпретации, и, соответственно, содействующие успешному их совершенствованию, адаптации к современным условиям жизни общества. То есть научно-исследовательская работа способствует получению новых знаний, приобретению дополнительных полезных умений и навыков и проявлению безграничных творческих способностей в процессе деятельности. Необходимо отметить, что научные исследования все чаще являются мощным толчком для развития чего-то нового, прогрессивного. Эта тенденция заметна и в области педагогики: проблемы развития системы образования были и остаются предметом рассмотрения многих исследований. На необходимость реформирования системы высшего образования с целью качественной подготовки педагогических кадров обращает внимание значительное число ученых. Труды ряда исследователей посвящены изучению вклада преподавателя в комплексное развитие профессиональных и творческих способностей студентов, активное их привлечение в научно-исследовательской деятельности: эту проблему достаточно подробно освещают Г.Н. Волков [3], А.Ю. Горчакова [1], В.Н. Иванов и Е.А. Ильина [4], Г.Н. Григорьев [5]. Не последнее место в рамках подготовки высококвалифицированных специалистов Т.В. Сулима [6], А.С. Марков [7] и другие отводят педагогической практике, связывая ее с реальной педагогической деятельностью, способной наиболее качественно подготовить выпускника педвуза к профессиональной деятельности. Многие деятели (Г.Н. Волков [3], В.Н. Иванов и Е.А. Ильина [4], И.В. Кожанов [8]) предлагают внедрять в образовательный процесс элементы этнопедагогики, что позволит наравне с модернизацией системы педобразования сохранять народный опыт и традиции. В целом отечественные исследователи (Юнусова Н.Х. [9], Соловьев О.В. [10], Турдиева Р.У. [11]) говорят о необходимости комплексного решения вопросов реформирования системы педагогического образования, учитывая в том числе и региональные особенности, для успешной интеграции регионального педагогического вуза в общероссийскую и мировую образовательную систему.
Цель исследования: определить потенциал влияния научно-исследовательской деятельности ведущих ученых вуза на возможность реформирования системы педагогического образования в регионе.
Материал и методы исследования. В ходе исследовательской работы были использованы преимущественно методы теоретического анализа научно-педагогической литературы, обработки, обобщения и систематизации результатов проведенного исследования. Изучение литературы по обозначенной проблеме позволило определить основные подходы ученых к проблеме модернизации образования в регионе, выявить и конкретизировать направления преобразований в сфере высшего профессионального образования. Материалами исследования послужили научные статьи ведущих сотрудников ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и других вузов.
Результаты исследования и их обсуждение. Можно с уверенностью говорить о том, что совершенствование и реформирование системы высшего педагогического образования в Чувашии началось уже с момента его становления, а открытие в 1930 г. первого в Чувашской АССР высшего учебного заведения – Чувашского педагогического института в г. Чебоксары, - стало, по словам профессора И.В. Павлова [12], «большим событием для чувашского народа, поворотным пунктом в развитии всей системы образования и культурного строительства» [12, с. 58]. С этого времени и начинается стадия активных преобразований в системе высшего педагогического образования, которые неразрывно связаны с наблюдениями и исследованиями ведущих педагогов, ученых-исследователей, работавших в педагогическом институте и работающих ныне в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева: Е.С. Чернова, Т.Г. Григорьева, В.Т.Харитонова, К.Е. Евлампьева, А.С. Маркова, Г.С. Сидорова, Г.Н. Григорьева, В.Н.Иванова, Г.Н. Волкова, Д.Е. Егорова, М.К. Енисеева и многих других.
Нельзя не отметить, что большинство из вышеназванных авторов в определенные периоды истории ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, помимо активной просветительско-преподавательской деятельности, занимали должности директора и ректора педагогического института (в последующем - университета). И, конечно, одной из основных их целей было создание и укрепление учебной и материально-технической базы, подбор высококвалифицированных научно-педагогических кадров и административно-управленческого персонала.
Главной стратегической задачей была и остается в настоящее время подготовка учительских кадров [5, с. 11]. И, конечно же, необходимо уделять достаточное внимание не только количественному, но качественному составу обучающихся. Поэтому немало сил прилагается для подготовки учителей всесторонне образованных, с активной жизненной позицией, умеющих «воспитывать молодое поколение готовым для будущей практической деятельности» [13, с. 15]. Этому способствовало и введение педагогической практики в школах уже с первого года обучения [13, с. 113]. В действительности, педагогическая практика в школах, дошкольных образовательных учреждениях – это своего рода дверь, ведущая в профессию учителя, воспитателя, это связь между знаниями, полученными в вузе, и реальной педагогической деятельностью, то есть педпрактика – важное звено в процессе профессионального становления студентов [6, с. 244]. Говоря о том, что образование должно быть ориентировано на будущее, исследователи отмечали необходимость создания системы непрерывного образования, дающей возможность постоянного обновления знаний, совершенствования навыков и умений в соответствии с требованиями современности. В связи с этим нужно осуществлять постоянный мониторинг ведущих принципов и тенденций в образовании, учитывать, что система педагогического образования должна быть многоуровневой, многоступенчатой, обладать определенной гибкостью и вариативностью, обязательно включать в себя элементы этнопедагогики и учитывать поликультурные связи.
Исследовательская деятельность многих ученых ЧГПУ им. И.Я. Яковлева посвящена истории этнопедагогики, вопросам внедрения народного опыта и традиций в обучение и воспитание подрастающего поколения. В частности, в научных трудах Г.Н. Волкова подробно рассматриваются ключевые вопросы традиционной системы воспитания чувашей [3]; М.Г. Харитонов [14] оценивает возможности реализации в университете магистерской программы «Этнопедагогическое образование», доказывая ее эффективность; И.В. Кожанов уделяет внимание разработке модели этнокультурной социализации будущих педагогов [8]. В трудах В.Н. Иванова рассматриваются не только вопросы внедрения в образовательный процесс основных постулатов и принципов этнопедагогики, но и проблемы модернизации образования: активное включение университета в программу Worldskills, введение демонстрационных экзаменов, создание новые тренировочных площадок и центров непрерывного развития компетенций [4]. Наличие подобных исследований, несомненно, приводит к существенному изменению системы педагогического образования, его развитию, расширению компетенций выпускников.
Только комплексное решение вопросов подготовки кадров в системе высшего педагогического образования будет способно изменить содержание и облик всей образовательной системы. Таким образом, перевод содержания вузовского образования на более высокий уровень сможет обеспечить «высококачественную профессиональную подготовку будущих специалистов» [9, с. 138].
Немаловажным элементом в повышении качества подготовки педагогов является возможность интеграции педагогического вуза в общероссийскую и мировую образовательную систему [10, с. 220]. Это становится возможным благодаря заключению межвузовских и международных договоров о сотрудничестве, в том числе с зарубежными образовательными учреждениями, стажировке студентов и преподавателей в рамках программ обучения по обмену – так называемая «академическая мобильность». Например, еще в 1970 году были установлены «…дружеские связи и деловое сотрудничество с Эгерским педагогическим институтом имени Хо Ши Мина Хевешской области Венгерской Народной Республики» [7, с. 150], в настоящее время активно развиваются отношения с Китайской Народной Республикой, Республиками Узбекистан, Казахстан, Киргизской Республикой и другими [15]. Обмен педагогами высокой квалификации и студентами способствует внесению в образовательный процесс новых интересных элементов обучения, позволяет перенимать успешный опыт использования технических средств обучения, внедрять совершенно новые, инновационные методики преподавания, а также оказывает существенное влияние на повышение рейтинга образовательной организации, ее конкурентоспособности. Приглашение на обучение в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева иностранных студентов также воздействует на изменение системы педагогического образования: перед преподавателями ставится задача на основе эмпирических методов исследования определить возможность адаптации образовательных программ под уровень подготовленности иностранных студентов. Таким образом, формируется совершенно новая образовательная среда, соответствующая задачам международной деятельности в области высшего педагогического образования, а также научно-педагогических связей.
Необходимо также отметить, что в последнее десятилетие заметно выросла роль научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава в оценке эффективности деятельности образовательной организации в целом: показатели по количеству и качеству научных исследований выступают одним из основных индикаторов результативности и эффективности вуза и, соответственно, определяют его место не только в национальных, но и международных рейтингах образовательных организаций. В итоге повышение значимости научных исследований преподавателей оказывает прямое воздействие не только на уровень профессиональной самореализации педагога, но и на возможность изменения и модернизации образовательной системы. При этом не стоит забывать о том, что основной задачей НИР является не только обособленная деятельность педагогов, научных деятелей, но и активное вовлечение в такого рода работу обучающихся с целью формирования и развития у них навыков самостоятельной, творческой научно-исследовательской работы в профессиональной области, совершенствования умений, необходимых для подготовки выпускной квалификационной работы и для дальнейшей профессиональной деятельности, возможно даже научной, содействие повышению качества профессиональной подготовки молодых специалистов. В этом процессе оптимально применяются все функции научно-исследовательской работы: образовательная – посредством овладения практическими и теоретическими знаниями и умениями; организационно-ориентационная – через способность ориентироваться в области научной литературы и умений организовывать свою деятельность; корректирующая – благодаря умению анализировать и корректировать свою работу; развивающая – с помощью совершенствования мышления, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения; мотивационная – путем повышения интереса к науке, самообразованию.
Исследовательская деятельность педагогов вуза оказывает непосредственное влияние на организацию образовательного процесса, способствует повышению качества образования в целом и предоставляет возможности его реформирования. Научно-исследовательский потенциал педагога практически неисчерпаем, система образования предоставляет обширнейшее поле для научных изысканий: можно исследовать и человека, и его особенности и способности, ЗУНы, технологии, компетенции, систему управления образованием и т.д. – можно перечислять бесконечно. И практически каждое исследование может стать предпосылкой для проведения реформы в области педагогического образования. Но все же, по словам Р.У. Турдиевой, «…основными принципами реформирования системы образования должно стать формирование в обществе атмосферы престижности знаний, образованности и высокого интеллекта… обеспечения тесной связи образования с будущей практической профессиональной деятельностью молодежи; формирования у обучающихся приоритетности общечеловеческих ценностей, высокой духовности, культуры и творческого мышления…» [11]. Поэтому первоочередное значение имеют исследования, посвященные качеству подготовки будущих специалистов, в особенности педагогических работников, и своевременной реакции на постоянно меняющиеся требования общества к системе профессионального образования.
Выводы. Исследовательская деятельность научно-педагогических работников высших учебных заведений представляет собой специфическое средство качественной профессиональной подготовки будущих педагогов – высококвалифицированных специалистов, обладающих научно обоснованными знаниями, умениями и навыками, сформированными представлениями о профессиональной деятельности. Изучение научных работ ведущих педагогов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева показало, что вуз обладает достаточно высоким потенциалом научно-исследовательской деятельности, способной внести изменения в систему педагогического образования в регионе. Совершенствование учебно-методического материала, подходов к преподаванию учебных дисциплин, внедрение элементов этнопедагогического образования наравне с использованием высокотехнологичных методик – достаточно эффективно решает задачи по подготовке востребованных педагогических кадров для разных ступеней образования: от дошкольного до высшего и послевузовского. Но все же существуют и определенные недостатки: слабая вовлеченность обучающихся в научно-исследовательскую деятельность наряду с недостаточной работой профессорско-преподавательского состава по формированию у студентов мотивации к проведению научных исследований, прекращение деятельности студенческих научных лабораторий, низкая информированность других категорий работников педагогического вуза о возможности участия в научных разработках, грантах. Для эффективной реализации потенциала результатов научно-исследовательской деятельности ученых университета в аспекте реформирования системы педагогического образования необходимо осуществление целенаправленной работы по разработке и внедрению различных инноваций, новых учебных курсов, авторских методик преподавания спецдисциплин, создание благоприятных условий для активного вовлечения студентов в научные исследования (одним из таких успешно внедренных моментов является создание на базе университета Технопарка универсальных педагогических компетенций), отказ от формального отношения к осуществлению НИР студентов, повсеместной интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности педагогического и студенческого состава университета.
Библиографическая ссылка
Михайлова Т.Н., Михайлова Л.К. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНЫХ ВУЗА КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32402 (дата обращения: 22.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32402